Новый альбом электро/модерн-металистов Digimortal "Сто Ночей", на мой взгляд, стал для группы настоящим, как это сейчас модно говорить, стресс-тестом. Судите сами – команда мало того, что претерпела существенные изменения в составе, вылившиеся в полное обновление гитарного "крыла", так еще и отказалась от работы с лейблами, положившись исключительно на собственные силы, средства и умения. Выдержали ли музыканты со своим новым творением это испытание на прочность? Вне всяких сомнений, и это при том, что Digimortal не стали отсиживаться в "тихой гавани", а сделали ставку на эксперименты с собственным звучанием, и, как показала практика, не прогадали…
Начинается "Сто Ночей" с интро "Мы есть будущее", отличающегося не только беспрецедентной для "открывашек" команды длительностью, но и наличием преамбулы в исполнении фронтмэна SERDJ-а, в которой раскрываются суть названия трека и общая "повестка дня", задающая тон всему диску. Инструментальная электронно-барабанная половина вступления обрывается гитарным стартом первого "боевика" CD "Пандорум", припев которого, как выясняется, и звучал в трейлере релиза (а я грешным делом тогда подумал, что это баллада). "Ну и что, стандартный затравочный трек", может сказать кто-то… и будет не прав. Во-первых, такого экстремального вокала, кое-где балансирующего на грани скриминга, мы не слышали, наверное, с "Клетки Крови". Во-вторых, наряду с известными и привычными по предыдущим работам Digimortal то отрывистыми и перекатывающимися, то срывающимися в "пулеметные очереди" и даже "ковровые бомбардировки" партиями ритм-гитары дают о себе знать и весьма интересные лид-проходы, особенно "развернувшиеся" на припеве. За "Пандорумом" следует уже знакомая по предварявшему полноформатный релиз синглу "Те, кто спаслись" – она, насколько можно судить, дошла до альбома практически в первозданном виде (правда, кое-где приглушены партии экстрим-вокала). Гитарные партии здесь более традиционные, с преимущественным упором на ритм, а вот клавишные… клавишные безумно атмосферны, создавая сначала несколько мечтательное и отстраненное, а затем мрачное и тревожное настроение. А потом…
…потом начинается песня "Сто Ночей" – истинная жемчужина альбома, захватывающая просто дичайшей атмосферностью, новаторством, драйвом; настоящий морской гимн, изумительный результат синергии ритм-секции, гитарной пары, вокала, клавишных и особенно сэмплов, в том числе и с претензией на эмбиент (!). В общем, рассказывать об этом шедевре – дело неблагодарное, поэтому слушайте, а лучше всего смотрите сами, потому что Digimortal увековечили заглавную композицию 4-го диска в восхитительном мини-фильме (назвать его просто клипом язык не поворачивается).
Новый подход к клавишным демонстрируется и на идущей следом "Много лет спустя" – на данном треке царит полное раздолье этих партий, в полной мере отражающее структурную неоднородность композиции: танцевальная, ритмичная первая половина, в которой синтетические сэмплы до боли напоминают ранний Rammstein, уступает место соло, в котором сквозят уже приставочные, т.н. SID (привет шведам Machinae Supremacy) мотивы, а этому симбиозу в свою очередь "наследуют" лиричные пианинные проходы, которые вкупе с "замедлившимися" гитарами придают финалу песни откровенно балладный настрой. Кстати, на этом треке опять во всеуслышание заявляют о себе лид-запилы, словно бы готовя слушателя к "Каждому новому дню". На этой песне о клавишных по сути дела и не вспоминаешь – настолько хороши, богаты, насыщенны партии обеих гитар, дополненные еще и великолепным, сногсшибательным, ярким соло Игоря Устинова (Театр Теней); кстати, по стилю куплеты и проигрыши трека можно с чистой совестью зачислять в ряды мелодик-дэта. Правда, эту жесткость несколько демпфируют небольшие акустические проходы в собственных припевах, после чего экстремальный настрой и вовсе сходит на нет, благо дальше следует самая что ни на есть чистокровная баллада "Механический рассвет (часть 2)" – проникновенное продолжение знаменитой жестоко-романтичной композиции с дебютника "Необратимость" с явно угадывающимся лейтмотивом оригинала, однако выдержанное в более футуристическом, акустически-клавишном ключе а ля "Кассиопея (кода)" с "Парада Мертвых Планет" и "Антареса" с "Клетки Крови"…
Затем в дело вновь вступают гитары, и если на мистичной песне "Пять теней" с налетом восточного флера они еще пытаются местами соблюдать какое-то подобие паритета с клавишными, то на "Последнем патроне" об этом и речи нет – это, по сути, вообще чистейший гитарный мелодик-дэт, причем явно нордической закалки! "Шестиструнки" дают клавишным немного "вздохнуть" на части припевов и проигрышей экстремальной как по музыке, так и по тематике "Вниз!", а потом буквально отрываются на россыпи чуть ли не блэкерских лавинообразных "запилов"… Однако завершается диск на спокойной, мечтательной и "космической" ноте клавишно-сэмплово-барабанным инструменталом с донельзя логичным названием "Эпилог" (кстати, тоже, как и интро, самой длинной песне такого рода за всю 7-летнюю историю релизов команды).
Что можно сказать в заключение? На альбоме "Сто Ночей" Digimortal продемонстрировали новый (и очень пришедшийся мне по душе) подход к аранжировкам в лице большего упора на разнообразные и интересные гитарные партии, небывалую атмосферность, как всегда сильные русскоязычные тексты и очень сочное, богатое и насыщенное звучание; это, пожалуй, самый контрастный и разноплановый диск группы на данный момент, который служит неоспоримым доказательством как состоятельности обновленного состава, так и отсутствия закоснелости в творчестве коллектива, сумевшего, оставаясь верным "генеральной линии" предыдущих релизов, вывести свое звучание на качественно новый уровень, "с чувством, с толком, с расстановкой" обогатив его новыми стилистическими акцентами и нюансами. Диск обязательно должен прийтись по душе поклонникам группы, фанам "тяжеляка" с кибер/модерн/футуристическим уклоном да и мелодичного метала разной степени экстремальности в целом. |