Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Интервью Тол Мириам

«Есть идеи, которые еще предстоит осуществлять»

          О группе Тол Мириам я слышал давно, но до недавнего времени мне не доводилось ознакомиться с их творчеством. Задумав цикл интервью с фолк-рок формациями и группами, вышедшими из ролевой среды, я, наконец-то, добрался и до альбома «Песни черни» упомянутого коллектива, выпущенного ещё в 2006 году и переизданного в 2007. Этот альбом меня впечатлил своим качеством и профессионализмом. Прекрасный голос Елены Ханпиры буквально заворожил своей мелодичностью. В то же время, альбом получился весьма неоднородным в плане музыки и тематики – песни хоть и были выдержаны в стилистике фолк-рока, но достаточно сильно отличались друг от друга.
          В начале 2009 года широкой публике стало известно, что Елена приняла участие в создании фэнтази-мюзикла «Последнее испытание», в записи которого также отметились лидеры групп Мельница и Tintal.
          Однако вопросы об этом проекте мы решили задать его создателю Антону Круглову (интервью уже опубликовано), а у Елены HeavyMusic.ru узнал о создании альбома «Песни черни» и о дальнейших планах группы Тол Мириам.

          


          Многие композиции, попавшие на диск «Песни черни», уже выходили на альбоме «Ближний мой». Почему было решено перезаписать их?
          Ну хотя бы потому, что это было сольное исполнение, под гитару Влада Олейника. Теперь мы играем в другом звуке, хочется показать песни такими, какими мы видим их сейчас. Хотя своя прелесть есть и в чистой, лаконичной акустике.
          
          А какая из записанных песен была сочинена раньше всех?
          Моя милосердная память отказывается слишком углубляться и выхватывать что-то древнее собственно «Ближнего моего» — эту песню я написала в 1996-м.
          
          Насколько я понял, песня «Господари» писалась без какого-либо подтекста, но многие поклонники группы трактуют её по-своему. А какая из трактовок текста «Господари» запомнилась тебе больше всего?
          Ой, пора основать целое господареведение. Я действительно с завидной периодичностью встречаю в блогах очередную версию «Кто такие Господари и что бы это значило». Очень тронуло, например, когда человек написал: «У меня четыре толкования: буквальное, символическое, системное, вдохновенное… но все четыре шатки! :(»
          На самом деле в этом сюжете действительно много пластов, и все по-своему соответствуют действительности. Каждый интерпретатор по-своему прав. Песня архетипична, а архетипы и символы — широкое поле для толкования. Так что без подтекста, конечно, у меня не обошлось. Но и автор сам не всегда осознает все оттенки смысла, когда сочиняет вещь, и это нормально, произведение должно быть шире того, что можно осознать и рационализировать. Недавно до меня вдруг дошло, что Господари – это смерть. Мужик пытался откупиться от смерти.
          Наиболее изящная интерпретация, которую я встретила: то, что нами воспринимается как отсутствие логики, парадокс, нарушение законов, на самом деле – просто _другая_ логика, потусторонняя, не наша, логика инобытия, иных существ; можно договорится с себе подобным, но с потусторонним – невозможно, оно – другое, и даже если кажется, что установлена договоренность, она может быть совершенно иначе выполнена другой, «потусторонней стороной». Допустим, Господари выполнили свой долг так, как его понимали. Мне нравится такая интерпретация, хотя для меня смысл этой притчи шире: мы всегда меряем реальность своей ограниченной человеческой меркой и верим в незыблемость законов, которые сами для своего удобства установили, а реальность — больше этого.
          
          Композиции на «Песни черни» очень разные по тематике; что объединяет их всех в одно целое?
          По-моему, это очевидно из названия — это песни простого люда. И стилистика объединяет, конечно.
          
          На альбоме есть кельтская тематика, средневековая тематика… какие у тебя источники вдохновения – в литературе, в истории, в жизни в целом?
          Да все, что движется и не движется… Увидела копию скульптуры Родена «Гражданин Кале» — написала песню «Граждане Кале». Пережила душевную драму — написала «Крохи». Экзистенциальный кризис – «Осень». Вообще чаще всего песню порождает целый сплав ассоциаций и аллюзий – литературных, жизненных, музыкальных. Любая вещь может дать повод, чтобы всколыхнулись пласты переживаний, а уж какую форму это примет – зависит от образов, которые придут в голову. Почему я, например, на инструментальную кельтскую композицию написала именно текст «Особенностей ирландского судопроизводства» — кто его знает. Так я услышала. Вообще заметила, что у меня вызывает желание написать какой-то текст в основном музыка драматическая, — если говорить о народной музыке.
          
          На альбоме есть традиционная ирландская композиция «Siúil A Rúin» c русским текстом. Композиция очень известная, ее записывали и исполняли многие музыканты; почему ты выбрала для альбома именно эту песню?
          Можно подумать, я ее специально сочиняла для альбома :) В альбом «Песни черни» входили вещи не по принципу – кто исполнял, насколько известна, а по принципу подходящности для концепта. Эта песня подходила — как песня от лица простой женщины. Мне нравится привнесенный в изначальный текст новый смысловой оттенок, иной ракурс истории: расплата за любовь – самой любовью.
          


          А как появилась на свет заглавная песня альбома - «Песни черни»? Это единственная вещь на диске, в которой участвует несколько вокалистов.
          Хулиганство это было. Сначала родился припев. Потом – постепенно, с перерывом в несколько лет – куплеты. Закончена песня была, когда уже началась работа над альбомом: я просто верила, что сумею ее закончить, и заранее назвала альбом в ее честь. Иногда такие простые вещи почему-то не сразу рождаются. Тогда с нами был Саша Макаров-Мельников, у него прекрасный вокал и очень артистичное исполнение, «Песни черни» просто как для его голоса написаны. И вообще мы решили, что в этой композиции прозвучат голоса всех участников группы: из них и составлен хор «черного рынка». Генерили «базар» на репетициях, страшно веселились. Изначально у нас там были другие реплики: частично – цитаты из советских кинофильмов, «Золотого теленка» и прочая нетленка в стиле «Республики Шкид». Но юристы издателя запретили использование цитат. Дошло до того, что мне пришлось отстаивать фразу собственного производства «Я девушка честная, а честные дороже стоят!» — юристы решили, что это какая-то классика, насилу отбила. Пришлось срочно бежать на студию и на ходу сочинять новые реплики. Так родилось гнусавое: «Господа, подайте бывшему пгеподавателю гитогики» и «А ты за мэсто платыл?».
          Я очень боялась, что не получится срежиссировать этот балаган, сделать песню и динамичной, и театральной, да еще не в живую (в записи драйв трудно сохранить). Но – получилось. Когда на презентации альбома ребята выходили один за другим на сцену в образе нищих, попрошаек, воров, а я стояла за кулисами и смотрела… чувство было, наверное, как у скульптора, который видит, что задумка обрела плоть.
          
          Тот же вопрос про песню о корове. Слово «тать» используется в значении «хищник»?
          Тать – это и разбойник, и вор, и хищник. Волк, посягающий на корову, – лесной разбойник.
          «Корову» я услышала много лет назад в исполнении «Лонго Бревис» — была такая группа из Питера, исполняла аутентичные вещи, и вот спели на испанском языке средневековую детскую песенку, предварительно пересказав краткое содержание: мол, корова пасется, а в кустах бродит серый волк, и мы просим Божью Матерь защитить нашу корову. Так понравилось, что сочинила свой текст – испанского-то я не знаю. Пела сначала акапелла. Песня имела бешеную популярность: мой знакомый реконструктор сделал ее маршем для своих ратников, а недавно мне рассказали, что в какой-то гимназии ее исполнял детский хор. На дружеских тусовках меня ее до сих пор заставляют петь «Корову», забравшись на табурет.
          
          Расскажи про историю появления обложки «Песни черни».
          А что, понравилась? Сама придумала :) Мне хотелось совместить кровавое и потешное, побольше самоиронии. Впереди, разумеется, девушка с бубном на груди и диким взглядом. Это я. А сзади должна быть пародия на кровавый боди-арт – этот мужчина с окровавленным ножом и завязанными глазами – директор группы и перкуссионист Павел Мягков. А внутри фотосессия в костюмах – мы изображали чернь. Я долго выбирала ворота получше – очень хотелось ворот антуражных, сквозь которые мы, городская голытьба, будем тянуть жадные грязные руки к зрителю. И еще долгое время спустя я задерживалась взглядом на всех красивых воротах и изгородях в Москве и в Питере. Где сняли в итоге – не скажу, сами угадайте. Много было кадров сделано, выбрали этот. Черно-белое фото с вкраплениями красного – тоже я придумала. Снимал Дмитрий Иванов (Сильвар), за что большое ему спасибо.
          


          В музыке Тол Мириам присутствует значительная доля фолка, но, тем не менее, нельзя сказать, что «Песни черни» - это только лишь фолк-альбом. Как бы ты сама описала звучание группы и определила стиль?
          Не могу сказать, что у нас есть какой-то универсальный стиль. Мы делаем песни так, как они напрашиваются. Условно можно разделить материал на фолк-рок и блюз-рок (или бард-рок, если учитывать тяготение текстов к бард-культуре).
          
          Альбом «Песни черни» вышел более двух лет назад. По сути, это первый профессионально записанный альбом Тол Мириам в полном составе. А когда ожидать второй?
          Надеюсь, запишем его в ближайшие полгода. А срок выпуска уже зависит от издателя.
          
          Какие будут изменения по сравнению с предыдущим релизом?
          Изменения кардинальные. Во-первых, изменился состав группы. Сейчас с нами другой басист — с «джазовым» мышлением — и очень сильный, разносторонний барабанщик. Во-вторых, альбом составлен из «цивильных», нефолковых песен, «песен города», и оформлены они будут в стиле блюз-рок. Сами понимаете, что по сравнению с «Песнями черни», где была стилизация под средневековый фолк, это уже совсем другая картина. Наш аранжировщик и соло-гитарист Слеер (Павел Румянцев) хочет ориентировать альбом в какой-то степени на старый рок 70-х и частично на современный рок типа Anouk и Garbage. Звук тоже изменится: барабаны и бас создают совсем иную фактуру, чем перкуссия и акустическая гитара. Помимо появления электрогитары и обновления ритм-секции, изменения произошли также и в аранжировках: на альбоме будут скрипка и акустическая гитара, но звучать они будут уже иначе, поскольку все подчинено общему правилу концепции стиля и звука, которые напрямую связаны с текстовой составляющей.
          
          Есть уже примерный трек-лист, название?
          С трек-листом мы практически определились, концепт альбома ясен, а вот названия пока нет. А это ведь едва ли не самое главное: в названии отражается идея, иногда как раз с названием она вообще и рождается. Был печальный момент: интересное название родилось у меня в ходе одного интервью, но я его тут же забыла, а пленка вместе с журналистом бесследно исчезла. Только и помню, что название было очень удачное. Но ничего, рабочий вариант у нас имеется.
          
          Кстати, о названиях. Что означает «Тол Мириам»? Почему группу назвали именно так?
          Я столько об этом рассказывала… Ничего не значит, в итоге. Ошибка переводчика с иврита. :) Подкинула мне подруга классную идею – назвать группу «Тол Мириам», потому что на иврите это, вроде бы, означает «бубен». Мириам – это мой ник в ролевых кругах. А бубен у меня изображал топик на одной из ролевых игр, где я была нищенкой: прямо к телу был прикручен ремнями, и больше ничего, кроме набедренной повязки (туда же, в бубен, я ныкала подаяние и неплохо наживалась, надо сказать). В память об этом замечательном бубне я решилась дать группе временное название. Оно приросло. А потом оказалось – это ошибка. Есть термин – «бубен Мириам», т.е. бубен библейской пророчицы Мириам, и звучит он «тоф Мириам», а не «тол Мириам». Но поздняк было метаться, и нас вполне устроило, что группа с таким стилевым разбросом не будет никакого содержания в названии нести. Изначально я вообще хотела названия в стиле «И звать меня никак». Не люблю ограничений, обязывающих соотносить содержание с названием. Название должно быть концептуально бессодержательно!
          
          Некоторые песни у вас христианские, а какое у тебя и других музыкантов вероисповедание?
          У нас религиозный плюрализм. Наш новый барабанщик Женя — христианин. Слеер и Хоботов (наш басист) к христианству относятся скептически, точнее, не приемлют агрессивную проповедь христианства и одновременно «пропаганду беспомощности». В общем и целом, все за то, чтобы уважать чужую веру и не позволять навязывать ее себе. Более детально озвучить религиозные воззрения членов группы я не уполномочена :)
          Я не принадлежу ни к одной церкви и свой путь к богу нащупываю сама, как умею. Но я выросла в контексте европейской христианской культуры, и я выражаю свои мысли и чувства с помощью этого инструментария. Мне глубоко близка и понятна христианская мораль, христианский тип духовности, но я не отождествляю себя с этой парадигмой полностью.
          
          Когда ты начала петь? Участвовала ли в сборах реконструкторов и ролевиков?
          Я никогда не мыслила себя певицей, в юности научилась брать несколько аккордов и пела для себя и 2-3 друзей. Когда попала в ролевую, среду исполнила пару вещей и получила относительную популярность. Раз в году выступала на ролевом фестивале «Зилант-Кон» — сразу угодила в «мэтры». На этом бы дело и кончилось, но друзья стали убеждать записать свои песни; и одновременно мне предложили пойти к прекрасному преподавателю вокала – Зое Аркадьевне Федоровой. Вот здесь уже можно сказать: начала петь. Теперь я и сама преподаю по ее методу, уже у меня люди «начинают петь».
          


          Какие группы и музыканты оказали влияние на звучание Тол Мириам?
          В основном, конечно, те, которые влияли на Слеера :) Поскольку остальные принимают участие в аранжировках в меньшей степени. Из первоначальных ориентиров во многих песнях «Песен черни» — Loreena McKennitte, ирландский традиционный фолк (сама манера игры), европейский мидиевал (стилистически), английский фолк (опять же манера игры), из менее заметных влияний — ирландская барочная музыка, а также Anuar Brahem (стилистика и манера игры).Остальное или было или шуткой (как в «Песнях черни»), или уже переосмыслением всего перечисленного. Но это только то, что касается данного альбома. Так, разумеется, наши ориентиры шире.
          
          Ты одна из создателей мюзикла «Последнее испытание». Расскажи, как и когда пришла идея о создании фэнтази мюзикла.
          Нас с Антоном Кругловым (композитор и аранжировщик) позвали на ролевую игру «Кринн» — играть героев книжного фэнтези-сериала «Сага о Копье». Герои у нас были сложные, страсти по сюжету кипели нешуточные. Я сочинила к игре дуэт «Судьба», мы разучили его и исполнили вдвоем, для удовольствия друзей. Антон предложил это дело продолжить и углубить, потому что история цепляла нас обоих, оба находили много общего со своими героями, за фэнтези-сюжетом виделась достаточно глубокая философия, и хотелось сделать по этому поводу что-то более-менее фундаментальное. С годами фундамент только утолщался. В результате мы с трудом вычленили из всей горы написанного материала краткую аудио-версию, которую сейчас и издаем: первые 2 части уже вышли, весной будут 3 и 4. Полная версия увидит свет еще нескоро: дополнительные треки будут появляться бонусами в сети, ну и в постановке мюзикл предстанет, по крайней мере, в расширенном варианте. Первый диск выйдет на «Перекресток рекордс» в конце февраля — начале марта. Скачать и послушать первые две части можно уже сейчас на сайте fantasymusical.ru. Мы пошли на эксперимент, от которого некоторые опытные музыканты нас отговаривали: предложили зрителям оплачивать скачивание с помощью смс, и не выкладывать треки в сеть. Многие не верили, что люди проявят честность. Удивительно, но факт: наш слушатель оказался порядочным и дисциплинированным, в сеть пока не выкладывают, честно скачивают с официального сайта, уважая наш труд и нашу просьбу. Пользуясь случаем: спасибо!
          
          А что вы вкладываете в понятие мюзикл? К примеру, я знаю некоторых музыкантов, которые назвали бы подобный проект: фолк-опера.
          А я знаю людей, которые всерьез считают это ролевым произведением. Потому что большинство участников проекта когда-то увлекалось ролевыми играми, и потому что за основу взят фэнтези-сюжет. Как будто это имеет какое-то отношение к музыке! Мне было бы интересно также взглянуть на музыкантов, которые считают наш мюзикл фолк-оперой. Ведь в аудиоверсии нет ни одной композиции, которая имела бы какое-то отношение к этно или фолку. Манера исполнения – тоже не фолковая и не оперная, это рок и эстрада. Тексты тем более не имеют отношения к народным мотивам. По какому же признаку произведение номинируется как фолковое? Загадка.
          
          Наверное, сложно представить, что столько по сути фолковых вокалистов будут исполнять что-то другое. Кстати, насчет опер. Расскажи о проекте «Призрак оперы». Он ещё существует?
          Этот проект родился тоже из ролевой игры — ставили на игре «О, Париж!» оперу «Фауст» (разыгрывая между делом сюжет «Призрака оперы» в парижском Гранд Опера). Остались очень теплые воспоминания от игры, захотелось поставить оперу всерьез. Подключили к работе профессионального режиссера – Алену Бродягину (она работает с нами в «Тол Мириам», разрабатывает сценографию). Успели поставить, к сожалению, только краткую версию, но скромное объявление в ЖЖ о спектакле попало в пятерку самых читаемых в блогах, аншлаг был. В старинном кирпичном зале «Артэрии» удалось создать атмосферу старой оперы; а по окончании спектакля мастер игры «О, Париж!» вышел на сцену сделал предложение своей любимой женщине. Вот это был красивый завершающий аккорд!
           Сейчас проект заморожен: ищем тенора, который исполнит роль Фауста (наш Фауст перешел в Валентины). Так что если кто-то хочет петь Фауста – милости прошу на прослушивание.
          
          Елена, ты живешь музыкой, или приходится работать и в немузыкальной сфере?
          Сейчас уже практически не приходится: я преподаю вокал. Большое удовольствие и большие открытия… Интересно «доставать» из человека голос, о котором он сам представления не имеет.
          Но живу я – в смысле жизни, а не в смысле заработка – еще много чем. Занимаюсь арабскими танцами. В последнее время открыла для себя йогу. Увлекаюсь психологией.
          
          Вы организовывали фестиваль «Криптология». Планируете ли делать ещё таки фестивали?
          Я сформулировала идею «Криптологии» — фестиваль «интеллектуальной песни», «тексты со смыслом»; а организационной частью занимался Павел Мягков, директор «Тол Мириам». Хотелось бы, конечно, еще не раз собирать под одной крышей авторов и исполнителей, у которых музыкальная составляющая уравновешивается литературной и даже философской (не побоюсь этого слова). И у меня сложилось впечатление, что такой формат, к счастью, востребован думающей и слушающей публикой. Когда именно это произойдет – пока не знаю.
          
          Наиболее запомнившийся концерт. С хорошей стороны и плохой стороны.
          Помню только хорошее и только свежее :) Акустический концерт-спектакль «Королевские игры»: мы с нашим режиссером оформили действо, которое захватило и сцену, и зал. Это было именно то, что я люблю и чем я хочу заниматься: каждая песня ставится, как отдельная театральная пьеса, как история. Ну и по акустике соскучились, конечно.
          
          Какая из песен Тол Мириам тебе больше всего нравится? Почему?
          Там, где самый интересный текст (и, желательно, гармония, или какое-то аранжировочное решение, например; или найдено оригинальное театральное решение, — тогда ее хочется исполнять). У меня происходит ротация любимиц, поскольку что-то просто надоедает, исчерпывает себя. На сегодняшний момент люблю очень, например, «Осень», «Офелию», «Поезд», «Логико-философскую», «Крохи». В вечных почетных фаворитах «Ночь в раю», «Баллада о шторме», «Исповедь» и «Граждане Кале». Ну и «Барона Субботу» люблю, потому что там можно рычать и визжать, и вообще он отвязный. А еще я, конечно, люблю то, что у меня лучше всего получается :)
          
          А какую с бОльшей радостью встречают поклонники, на твой взгляд?
          Всегда кричат «Такет-Нантакет» давай!» :)
          
          У Мельницы, несмотря на их популярность, до сих пор нет видеоклипа и DVD, а вы не планируете снять видео? Или фолк-рок группам это не нужно?
          Ну конечно, всегда интересно снять клип (не говоря о том, что мы не только фолк-рок играем, как уже говорилось). У нас есть задумки. Дорогой клип нам снять не по карману, но есть идеи, как сделать это лаконично и интересно. Я вообще сторонница минимализма, не люблю пафосных наворотов. Должна работать фантазия. Пышный видеоряд может отвлечь от идеи, а идею можно (и интересно) выражать минимальными средствами. В данный момент обдумываем варианты съемок клипа к песне «Город» — это такое подражание госпелз — и «Колыбельная Святой Анны»: мексиканская марихуанно-революционная колыбельная.
          


          Как вы попали на Навигатор Рекордс? Довольны сотрудничеством?
          На Навигатор мы попали очень просто: ранее CD Land records издали наш альбом «Песни черни». Спустя почти год часть людей из CD Land ушла, создав лэйбл «Навигатор» рекордс. Не видя перспектив сотрудничества с CD Land, мы расторгли с ним контракт, заключив новый контракт с «Навигатором». Пока все довольны :)
          
          Концерты в ближайшее время ожидаются?
          Помимо Патрика в Питере, у нас есть в планах действо необычного формата – концерт-игра совместно с группой «Соколиная охота». Задумка интересная. Ведутся переговоры.
          
          Ну и в завершение интервью несколько слов для наших читателей.
          Я хочу поделиться с читателями своими мечтами. В «Тол Мириам», конечно, каждый по-своему представляет свое музыкальное счастье. И у меня, как у идейного вдохновителя и автора материала, есть свои мечты. У меня есть мечты о концертах-спектаклях, как это делает Камбурова, например. Чтобы песня со сцены транслировалась не только музыкальными средствами, а всеми фибрами души и тела. Поворачивалась к зрителю то одним, то другим ракурсом, раскрывалась, разворачивалась. Хочется акустических концертов – камерных, театральных, прозрачных. Хочется буйных и напряженных электрических концертов. Хочется нового альбома. Есть песни, которые еще никто не слышал. Есть идеи, которые еще предстоит осуществлять. Жизнь прекрасна.
          
          
          Фотографии для оформления интервью предоставлены Еленой.
          Официальный сайт группы: www.tolmiriam.ru
          Сообщество в вКонтакте: http://vkontakte.ru/club29080
          
          Часть вопросов подготовила Julia Solais.

26.02.2009

Автор


Дмитрий aka John Sinterson

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться