Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Muchas gracias по-думерски!»

Comatose Vigil, Янтарные Слезы, Mar De Grises
17.12.2011, Москва, XO

Перейти в анонс концерта

          Известие о том, что Sepulture Union везут в Москву мелодик-дум-дэтовую группу из Чили (!) Mar De Grises всполошило (в хорошем смысле) многих любителей медленной и печальной музыки. Это напоминало какой-то сюрреализм – жизнерадостные латиноамериканцы, играющие мрачный метал, едут в холодную Москву перед Новым годом, в середине первого месяца зимы… Но, с другой стороны, сами чилийцы играют музыку, на мой взгляд, если не вдохновленную сюрреализмом, то родственную ему, проявляющемуся хотя бы в некоторых текстах («Мои вертикальные крики становятся горизонтальной болью» - о чем это? Пока не прочтешь текст полностью и не соотнесешь с музыкой расставленными акцентами – не поймешь), смешении жанров (у чилийцев есть и риффы классического дэта, и явно думовые, порою едва ли не сладжевые, и типично блэковая ударка в иных моментах, и эмбиентные вставки) и особой атмосфере «Моря Серостей». Так что сюр, явленный ими в их музыке в том числе шуам российских фанатов, должен был рано или поздно проявиться в некоем выходящем за грани обывательского понимания событии – таком, как приезд в Третий Рим.
          На самом деле, конечно, все проще – у культовых Mar De Grises европейский тур, буквально за день до Москвы они были в голландском Эйндховене на очередном ежегодном фестивале Metal Meeting 2011, а Sepulture Union, насколько я знаю, давно хотели привезти парней из Сантьяго в Златоглавую. Но от этого сам факт положительного результата этого желания не становится менее удивительным. Возможно, он был бы менее удивительным, если бы Mar De Grises выступили на международном московском Doom Festival’е – но последний раз такое событие устраивалось Sepulture Union полтора года назад, и с тех пор они стали применять иную схему концертов, опробованную на Saturnus: один иностранный хэдлайнер и две российские группы, одна из которых исполняет почти полноценную концертную программу. В этот раз поддерживали заморских гостей в нелегком деле размеренного раскачивания меланхоличной публики группы «Comatose Vigil» и «Янтарные Слезы».
          

***

          К сожалению, року, судьбе (doom’у ;-)) не угодно было дать вашему покорному слуге возможность застать сет последней упомянутой выше команды – автор сих строк пришел много позже официально объявленного начала (17.00). Оно, может, и к лучшему - как мне потом сообщили, запускать стали лишь где-то в 17.45, так что люди, пришедшие к заявленному почину мероприятия, в полной мере подготовились к восприятию печальной музыки, испытав на себе жесткость фатума в виде похолодания и ветра, превращавшего ожидание в «Коматозное бдение», а любые «…слезы» в похожие на «Янтарные…» ;-) Ну да ладно, спишем все это на пороки внешнего мира, чье несовершенство, собственно, и рождает скорбную музыку, образчик которой «Янтарные Слезы» презентовали ровно через год и два дня после выхода второго альбома «Ключ к Декабрю» (2010). По словам очевидцев, с него были, кроме прочих, сыграны песни «Бесконечность Серых Дней» и «От Солнца Прочь» - думаю, жизнеутверждающее название последней было весьма тепло принято теми, кто почти час прождал начала запуска ;-) А если серьезно, то фанаты пензенских фолк-думстеров, творящих в духе беларусских столпов пагана Gods Tower, были довольны, судя по отзывам, выступлением своим кумиров, даже больше – самому факту оживления их концертной деятельности, ведь еще недавно ходили слухи о распаде коллектива. Правда, играли «…Слезы» меньше, чем остальные две группы этого вечера.
          

          
          
          
          ***

          Comatose Vigil начали свой сет примерно в 19.10 и играли полтора часа – столько же, сколько в результате отыграли хэдлайнеры. Узнал я вроде «Mirrors Of Despair» и «Cataracts» с дебютного полноформатника «Not a Gleam of Hope» (2005), русскоязычную версию «Narcosis» с одноименного EP 2006 года и, кажется, весь последний альбом «Fuimus, Non Sumus...», которым разродились наконец пять лет обещавшие его фьюнеральщики. Видимо, эти годы ожидания вылились в затягивание и растягивание композиций - если на первом альбоме была песня длиной «всего-то» 11 минут, а основная тема EP игралась на четыре минуты дольше, то на последнем альбоме нет ни одного трека короче 23 с лишним минут! При этом даже некоторые любители фьюнерала (я к таковым не отношусь) из моих знакомых полагают, что можно было бы сделать каждый номер покороче. Хотя это даже интересно – выяснить предел длины трека с минимальным количеством музыкального движения, предел растягивания песни, так сказать. Ибо предел длины достигнут даже в металле (единственный трек альбома Fantômas «Delirium Còrdia» длится 74 минуты), равно как и предел медлительности - «Медленно, как только возможно» Джона Кейджа (длительность композиции - 639 лет, и чуть больше, чем каждые два года, играют по аккорду), «Longplayer» бывшего гитариста The Pogues Джереми Файнера (длина – 1000 лет) и т.п. Правда, эти вещицы можно послушать лишь в определенных (уникальных) местах, а Comatose Vigil могут при желании и возможности сыграть свой материал в любом концертном зале, и в этом, конечно, плюс – оригинальность их музыки может заключаться хотя бы в том, чтобы играть раздельно разные полноценные длинные треки с отчетливыми риффами (которые у CV присутствуют, в отличие от многих треков Nadja, например), выясняя предел длины подобной, с позволения, сказать композиции. Ну что ж, даже дронщиков Khanate они переплюнули, осталось накатать монументальный номер с одним риффом на час двадцать или хотя бы на 62 минуты, - чтобы переплюнуть «надин» «Thaumogenesis» и быть самыми длинными хотя бы в думе, а заодно и установить предел растягивания одного риффа (он, разумеется, должен играться всю песню – то есть один раз). И я, кстати, не шучу – если «Коматозники» прогонят хотя бы в двух публичных местах подобную «телегу», это ж будет реальный рекорд, который ничуть не уступит рекорду Кейджа – а его достижение вроде уже в учебниках по музыке приводят, так что…
          На концерте, впрочем, длиннющие заунывные треки «Вигилов» с последнего релиза авторы (по-моему, кроме одноименной были и «Autophobia», и «The Day Heaven Wept») воспринимались мной уже ближе к середине их программы со скукой. Как уже выше сказано, автор сих строк - не фан «похоронного» жанра металла, и мне лично хотелось в какой-то момент сказать: «Ребята, вы, конечно, эталон Funeral Doom Metal в нашей стране, но имейте уже совесть!» «Fuimus, non Sumus» («Мы были, нас нет»), говорите? Ну, так, «breves vibrantes que sententiae» («лишь те речения блещут, что коротки»)! И раз уж объявляете, что, мол «non sumus», то, как говорится, «abi, abi… abiens, abi» («уходи, уходи… уходя – уходи») и поскорее, чтоб было ясно: они fuerunt, конечно, на сцене, но уже там non sunt ;-)
          Что-то я заболтался и совсем отошел от темы, затянул с изложением сути не меньше, чем CV (видимо, противопоказан мне фьюнерал). А суть-то вот какая: звук на «вигилах» мне совсем не понравился, прежде всего, из-за «фонивших» гитар и микрофона. Было ощущение, что звукорежиссер просто не знает, что они могут фонить, и вообще ничего не делает для того, чтобы исправить это. Впрочем, отвлекаясь от отвратительного визга фидбека, саунд (в остальном) был не так уж плох, клавишные (типичная жертва на метал-концертах) были слышны отчетливо, а уж вокал был слышен лучше, чем на хэдлайнерах – так что поклонники ансамбля, в коем в тот вечер было аж шесть человек (клавишник Антон Zigr Курдяков, вокалист Андрей A.K. iEzor Карпухин, гитарист Александр [ViG'iLL] Орлов, а также ударник, басист и еще один гитарист), смогли позже выразить свои восторги по поводу мощного гроула и словно бы внезапно появляющегося пронзительного скрима. К слову, охочие до CV были весьма довольны созданной ими атмосферой, остальные же посетители развлекались, как могли – кто просто стоял у колонны, мрачно дожидаясь чилийев, кто наливался пивом в баре, кто изучал весьма богатый мерчайндайз аж на двух столах, стоявших друг напротив друга. На одном (рядом с баром) были диски, майки, нашивки и прочее от Mar De Grises (чьи участники периодически проходили по залу) и, видимо, дружественных им команд, на другом (около выхода) – продукция лейбла Solitude Productions (в том числе относительно редкие вещи), а также широкий выбор дисков забугорных дум-метал-групп (в т.ч. отошедших от жанра, например, Anathema). Находясь между этими столами, я не мог не приметить девушку, периодически танцующую медленный танец вокруг своего кавалера – под замогильные пассажи в темпе анданте маэстозо; ну что ж, и впрямь каждый забавлялся, чем мог – и иногда разгонял скуку у других, устраивая некое подобие шоу.
          Шоу же самих Comatose Vigil было довольно скупым - редкий синхронный хэдбенгинг, раскачивания (несколько человек в немноголюдных первых рядах трясли головами им в такт), а также театральные жесты вокалиста и - линзы, которые создают ощущение очень белого белка и черного зрачка, у клавишника. Жаль, у других не было (насчет вокалиста, правда, не уверен – свет мешал) – помнится, на одном из их прошлых выступлений линзы были у всех, и на этот образ интересно смотрелся. Но мне не хватило в этот раз не столько линз, сколько кавера на Crematory, который появился на EP «Narcosis» (2006) и был не единожды включен в концертные программы ВИА.
          «Антон, а как же «Tears of Time»?», - спросил кто-то у клавишника и, как я понимаю, главного идеолога группы. «Да куда уж, - отвечал жизнерадостный Zigr, - И так достаточно отыграли!». Видимо, решили, что «слез» на сегодня хватит – были уже «Янтарные…», так зачем еще «слезы времени»?
          Однако для меня отсутствие этой песни в сете, а главное, - удручающее присутствие «фона» от гитар и микрофона, - перечеркнуло все надежды на положительное впечатление от сета Comatose Vigil, которые бы могли появиться, кабы не отвратный саунд.
          Тем не менее, стоит их поздравить с презентацией альбома, пусть и состоявшейся в таком виде, и пожелать дальнейших свершений на ниве тягучей музыки, хорошего звука и, в конечном счете, хэдлайнерства, пусть и в небольшом масштабе.
          

          
          Другой ракурс - http://www.youtube.com/watch?v=BOfpFbgPepg
          
          
          

          


          

***

          А в тот момент настало время для хэдлайнеров данного вечера. Mar De Grises некоторое время настраивались при свете, затем удалились за кулисы и под низкий клавишный аккорд вернулись – когда уже погас свет, а желание публики услышать их музыку достигло пика. Где-то в 21.10 чилийцы фанатские крики поддержки были заглушены первыми плывущими риффами «Starmaker» - началось путешествие по «морю серостей»…
          Оно более всего напоминало мне плавание – со всеми достоинствами (в виде иногда бурных волн, мощных тяжелых аккордов с тремоло-ускорениями, а иногда музыкального затишья, эмбиентного штиля перед очередным бураном) и, к сожалению, недостатками – в виде звукового цунами, портившего общую аудиокартину ансамбля. Как и на CV, гитары иногда «фонили», а иногда они смешивались в одну кучу, клавишные подложки тоже могли бы быть чуть громче. Даже по центру в первом ряду плохо был слышен вокал, даже слева была порой слышна плохо гитара колоритного Родриго Морриса (стоявшего как раз слева), после многих своих риффов трясшего внушительным хаером. Обидно, что левая гитара почти пропадала как раз в нужных моментах - на тремоло в «Recklessness» и «The Bell and the Solar Gust», на двуручном тэппинге (вернее, серии «хаммеров» и «пулов») в «Sleep Just One Dawn». Вроде были попытки звукорежиссера (как я понял, собственного, «маровского») выправить ситуацию, но они все время разбивались о все новые и новые подводные камни… Видимо, столкнувшись с очередным утесом или рифом, капитан (звукач) «подзабил» на выправление громкости риффов (пардон за каламбур) и ушел с поста – обернувшись несколько раз в середине шоу назад, я не узрел за пультом никого…
          Но далеко не идеальный саунд (правда, те, кто сидел наверху, говорили, что там было гораздо лучше) не сумел омрачить выступления «Моря…», несмотря ни на что, оно было замечательным – как по энергетике, отдаче, так и по атмосфере. Для многих из присутствовавших чудом было увидеть группу в составе первого альбома, «The Tatterdemalion Express» - а ведь именно в этом составе выступала команда, ибо вместо Хуана Эскобара место вокалиста занял в этом туре Марсело Родригес. Сам он обмолвился о таком положении дел перед одной из песен: «Я уходил из этой группы, но я следил за их творчеством и не переставал восхищаться ими, они стали очень крутой командой, я до сих пор ими восхищаюсь и я счастлив, что мне выдалась возможность снова принять участие в их концертах». При довольно скромном телосложении (по сравнению с более мускулистыми парнями он выглядел очень худым) Марсело просто поражал окружающих глубоким сильным гроулингом, а его самого, по-видимому, изумила горячая поддержка аудитории, которую он после каждой песни благодарил словами «Спасибо, Moscow», едва ли не сдерживая слезы.
          Несмотря на вокалиста первого альбома, больше всего песен было сыграно с последнего, «Streams Inwards» - 5 вещей; с «…Express» исполнили 4, с «Draining the Waterheart» - 2.
          


          Как и звук, мог бы быть получше и свет, порой затухавший слишком сильно даже для сумрачного жанра (фотографы потом жаловались). С другой стороны, иногда тьма даже была к месту, помогала погрузиться в чуть ли не философскую отрешенность, а временами скорее и вернее даже – ту авангардную, постмодернистскую затемненность смысла, которую практикуют (на мой взгляд) гости из Сантьяго как в музыке, так и в текстах. «Я изнасиловал истолковательницу теней, но я играл (как и она)» - это из песни с говорящим названием «Deep-Seeded Hope Avant Garde» (которую ребята не исполнили, но ощущение ее подспудно присутствовало во время их программы). Чем не строчка из совсем уж авангардных творений поэтов-соотечественников «Mar…» Висенте Уидобро или Пабло Неруда? Ну, либо (как вариант – более известный представитель авангардной поэзии того времени) - Хорхе Луиса Борхеса (от его Родины, Аргентины, до Чили, - рукой подать). Хотя более всего музыка-тексты Mar De Grises напоминают мне лично о концепции «Театра жестокости» Антонена Арто (французского авангардиста, среди друзей коего был и авангардист Альберту Кавальканти, как и MDG, родом из Латинской Америки). «Жестокость» у Арто – это осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Такое действие создает ощущение, на мой взгляд, мощного трагедийного начала – в изначальном смысле, смысле восстановления божественного миропорядка путем принесения в жертву некоего героя. Подобная жертва позволяет реципиенту достигнуть аристотелевского катарсиса.
          Антонен Арто, кроме прочего, написал еще и сценарий «Раковина и священник», фильм Жермены Дюлак (1927) по которому он не принял, ибо сей сценарий (по одной из версий) изначально писался с расчетом на невозможность его постановки – основные элементы его структуры были связаны с фонетическим и иероглифическим слоем текста, не могущим подвергнуться визуализации. Согласно психоаналитической трактовке, изначально заложенная в том сценарии невозможность полной смысловой реализации для Арто создавала видимость защиты против похищения его речи Другим (психоаналитический термин). В какой-то степени это можно сравнить с «Дао», которое, как известно, не может быть выражено словами.
          Кому-то это покажется ересью, но эти концепции, на мой взгляд, хорошо отражают суть музыки, явленной Mar De Grises на этом вечере – самодостаточной, трансцендентной, отчасти – «вещи в себе», и именно в этом плане – сходной с древнегреческой трагедией, к концу которой зрители ее переживали катарсис. И на концерте этот катарсис, конечно же, был – когда в середине последней песни, «To See Saturn Fall», наступил после нескольких ритмических сбивок момент какофонии, отчасти напоминающей ранний музыкальный авангард, и символизирующей то самое падение Сатурна. Этот фрагмент композиции был кульминацией вечера и он стал победой группы как над слушателями, так и над не очень удачным звуком, который сей «авангардный» кусок сделал просто ненужным и совершенно неважным. Сатурн был низложен, и течение трагедийной пьесы продолжилось до конца, уже музыкально «нормативного», не «авангардного», - миропорядок был восстановлен этой жертвой судьбы (doom’а опять-таки), концерт завершился, музыканты удалились.
          


          Конечно, зрители просили еще – но вышедшие на поклон чилийцы признались, что и времени уже нет, и не репетировали они более ничего. И, наверное, это было правильно - «To See Saturn Fall» поставил столь жирную точку, что оставалось лишь стоять и хлопать. Жаль, что к этому моменту в зале осталось совсем мало народу (кто-то ушел, чтобы не опоздать на поезд – многие ехали из других городов и даже из других стран СНГ, - а иные покинули клуб, не приняв звукорежиссерского произвола). Притом, что и так-то его было немного – не более 150 человек посетили это мероприятие, вместе с мартовским Saturnus’ом поделившее звание лучшего думстерского события года в российской столице.
          Не знаю уж, сумеют ли вернуться ребята из Сантьяго, как они обещали после шоу, разбирая аппаратуру, раздавая автографы и всячески общаясь с публикой, но уже за один этот концерт они достойны самой горячей благодарности. Muchas gracias!
          
          
          Сет-лист Mar De Grises:
          
          1. Starmaker
          2. Recklessness
          3. Shining Human Skin
          4. The Bell and the Solar Gust
          5. El Otro
          6. Catatonic North
          7. Storm
          8. One Possessed
          9. A Sea of Dead Comets
          10. Sleep Just One Dawn
          11. To See Saturn Fall
          
          


          


          


          
          
          
          
          Другой ракурс - http://www.youtube.com/watch?v=8yD_yungbpg
          
          
          
          
          
          
          
          
          

          Приносим благодарность организаторам из Sepulture Union за предоставленные аккредитации.

06.01.2012


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться