Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Фолк-марафон на День Святого Патрика в «Точке»»

Тролль Гнет Ель, Тол Мириам, Trubadore, Slua Si, Later, Drolls, Racoons, Александр Джалашов, Cerritus Ballare, Melomel
20.03.2009, Москва, Точка

Перейти в анонс концерта

          Больше недели в марте 2009 года – с 15 по 22 – в Москве длилась череда событий, приуроченных к Дню Святого Патрика (17 марта). Отмечание этого популярного праздника набирает обороты и уже давно захватывает не только ирландцев, но и просто людей, интересующихся ирландской культурой.
          Культурный фонд «Вереск» в рамках Московского Международного Фестиваля «День Святого Патрика – 2009» устроил в этом году 4 крупных концерта. 20 марта 2009 прошел масштабный 10-часовой фестиваль-марафон, привлекший множество команд, играющих в той или иной степени «ирландскую» музыку.
          Справедливости ради, нужно сказать, что «порог вхождения» в тематику праздника в «Точке» был очень низкий: среди десятка выступавших коллективов почти любой человек (даже не знакомый с ирландской культурой и подобной фолк-музыкой) наверняка бы нашел себе что-нибудь по душе.
          В целом почти всё многообразие команд, которые играют около-ирландский около-фолк можно оценить по одной простой шкале.
          На левом её крае находятся академические команды, своего рода «реконструкторы» музыки, которые скрупулезно копаются в архивах, ездят в Ирландию общаться с местными носителями традиции, знают множество «умных» слов в теории музыки, играют на правильных аутентичных инструментах и отличают «гавот» от «бранля». Как правило, такие команды стараются максимально приблизиться к «настоящему (ирландскому|шотландскому|бретонскому)» исполнению и отрицают возможность привнесения в музыку каких-то современных элементов. Свой собственный стиль вырабатывается в этих жестких рамках - остаются лишь единицы, которые могут это сделать.
          На правом крае такой шкалы - фолкеры «в душе», которые глубоко плевать хотели на все правила, аутентичности, труъ и нетруъ, которые знают, что значит «настоящая народная музыка» для них самих. Как следствие, народ гораздо легче и прямолинейнее воспринимает их: зал танцует, как умеет, все радуются, всем хорошо. Почти все или все их композиции - авторские, тексты зачастую на русском языке, слушателей не обременяют заумными терминами, привлекается все многообразие приемов современного драйвового рока - электрогитары, барабанная установка, бас. Часто их критикуют за то, что, мол, это - «музыка для ног», ничего интеллектуального и т.п. Понятно, что более академические слушатели такие команды не одобряют.
          К чему вся эта градация - к тому, что, как метко заметил лидер «Воинства Сидов» Юрий Андрейчук, выступавшие группы практически подряд ранжировались по такой вот музыкальной «тяжести» - началось всё с левой части шкалы и с течением вечера перемещалось в правую. Стоит, пожалуй, оговориться, что ни «крайне левых», ни «крайне правых» не было: для выступлений в «Точке» была отобрана средняя часть диапазона, без маргинальщины в ту или иную сторону.
          Пытаться описывать такие события, как сборные фестивали-праздники, где жизнь бурлит и масса всего происходит одновременно, просто в порядке хронологии - скучно и как-то очень уж по-канцелярски, поэтому позволим себе уйти от описания событий по порядку и кратко осветить ход мероприятия в целом, остановившись поподробнее на группах, принявших участие в концерте.
          


          Концерт начался практически ровно по расписанию - в 19:00, что несколько нехарактерно даже для сборных концертов (традиционно в 19:00 бОльшая часть зрителей ещё не успевает пройти контроль секьюрити и дойти до зала), но тем не менее, из-за обширнейшей запланированной программы, выступления шли строго по плану.
          В отличие от обычно проходящих сборных концертов-фестивалей, организаторы здесь постарались выложиться на славу. Приятно осознавать, что культура проведения сложных мероприятий в Москве постепенно возрастает и постепенно уходят в прошлое концерты с грустными паузами по полчаса на саундчек каждой следующей команды, когда зрители полностью предоставлены сами себе. Происходящее в этот вечер в «Точке» вряд ли можно было назвать унылым: надо отдать должное ведущим, выступления команд умело чередовались с определенными «фишками» празднования: показательными ирландскими танцами от студий «Accordance», «Ceilidh» и «Ars Longa», особыми «интерактивными» выступлениями, традиционными конкурсами и выходами «самого Святого Патрика», который время от время творил показательные чудеса.
          Кстати, выступления танцевальных студий стоит еще раз отметить особо, хотя, конечно, описывать танцы словами - дело неблагодарное. Выступавшие с танцевальными программами девушки в контексте праздника были интересны тем, что показали зрителям еще и другую сторону ирландской музыки - не роково-разудалую, а более тонкую, эмбиентную и спокойную, обратившись хотя бы к самым известным представителям – «Clannad», «Capercaillie», Enya, «The Chieftains», Sinead O'Connor. Было забавно наблюдать за уже разгоряченной плясками толпой: многие, видимо, первый раз в жизни проникались тем, что кельтика - это не обязательно круговые пляски до упада, а еще и красивые сольные или групповые танцы со сложной хореографией и нетривиальной ритмикой.
          
          ========================================================================
          
          Первыми выступали гости из Нижнего Новгорода - команда «The Racoons». «Широко известная в узких кругах» группа вкрапляет в свое творчество кельтские мотивы с 2001 года, но весьма ограниченно известна за пределами своего родного города - даже какие-то выездные фестивали группа, к сожалению, не очень жалует своим вниманием: визит в этом году стал приятным исключением. Несмотря на то, что на момент выступления в зал ещё не вошли все желающие, чувствовалось, что такой зал всё-таки непривычно велик для «The Racoons». Хотя технически всё было достойно, некая напряженность и скованность чувствовалось.
          
          ========================================================================
          
          Второй выступала некая группа «Melomel» - молодая московская группа, играющая скорее «европейскую», нежели «ирландскую» музыку, стремящаяся, как они сами говорят, перейти от «усредненно-европейского» к «аутентично-французскому» звучанию. Несмотря на то, что «европейская» музыка - это совсем не «ирландская» и не «кельтская», у группы нашлось в запасе несколько композиций с характерным бретонским звучаниям, которые органично легли в общую канву праздника.
          В целом радует тенденция, которую еще раз подтверждают «Melomel»: молодые группы Москвы медленно, но уверенно начинают ответственно относиться к своему появлению и росту. Если раньше на сборных фестивалях грустной нормой было вывалиться на сцену в джинсах и майке, проорать что-то в микрофон, долго мучить звукорежиссера и зал жутким саундчеком, потом пытаться играть что-то невнятное, стесняясь и запинаясь, и в итоге уйти, даже забыв представиться. Каждая такая группа, конечно, взрослела лет через 5-7 (если не распадалась раньше) и перерастала все эти проблемы, но в итоге на среднестатистическом концерте из 10 групп слушать можно было 2-3. Сейчас ситуация постепенно меняется и «Melomel» - живое тому подтверждение. Вышли организованно, саундчек провели на пять с легким минусом. Группа явно продумала свой собственный стиль и поработала над костюмами. Нельзя сказать, что выступление было чем-то сверхнеобычным - явно чувствовалась некая зажатость рамками академизма пополам с незнакомой слушателям программой - но отыграно всё было добротно и качественно. Можно лишь пожелать ребятам дальнейшего роста и опыта: если они всё-таки определяться, что именно они хотят играть и не распадутся прежде, чем вокруг них соберется плотный круг поклонников, то у них есть достаточно ощутимые шансы потеснить многих ветеранов фолк-сцены.
          
          ========================================================================
          


          ========================================================================
          
          Заслуженные ветераны фолк-сцены России «Slua Si» вышли на сцену третьими. Официально группа существует с января 1996 года, то есть недавно «Воинству сидов» исполнилось 13 лет - это огромнейший срок по меркам сравнительно молодой ирландской фолк-сцены в России.
          Выступление «Slua Si» было небольшим, но поразительно метким. Традиционная практика выступлений «Slua Si» - это камерные, очень близкие и контактные концерты по сравнительно маленьким клубам, пабам. За 13 лет существования группа принципиально ни разу не садилась в студию записывать то, что в индустрии звукозаписи называют «номерной студийный альбом». Да что там говорить - даже неальбомные официальные записи у «Slua Si» можно пересчитать по пальцам. При всём этом высочайший профессионализм и сыгранность позволяют группе с не меньшим успехом выступать и на больших площадках перед бОльшей аудиторией. Если на группах, открывающих концерт, танцевали единицы, то составленная сплошь из известных хитов программа «Slua Si» заметно всколыхнула зал: именно начиная с них по залу пошли традиционные фолковые хороводы, «круги» и тому подобные нехитрые, но действенные развлекалки для любителей подвигаться.
          К каждой исполняемой композиции лидер группы давал развернутый комментарий - о чем она. Как показала практика, эти объяснения очень помогают на больших концертах: далеко не все пришедшие знают или могут уловить на слух, о чём поётся в популярных ирландских / шотландских / бретонских песнях. Такое «введение» слушателей даёт возможность полнее проникнуться атмосферой и драматизмом ирландской лирики. Часть аудитории проникается и начинает глубже интересоваться культурно-историческим наследием Ирландии, что приводит их к более тесному знакомству с музыкой «Slua Si». Такой немножко необычный симбиоз «мыслей вслух» и интенсивного драйва стал запоминающейся фишкой «Сидов», которой они здорово выделяются из общей массы сборного концерта.
          Из программы «Slua Si» имеет смысл отметить «песню про гея» («William Taylor»), которую Андрейчук специально взял из репертуара Энди Ирвина (Andy Irvine) в преддверии его приезда в Москву на заключительный концерт в честь Дня Святого Патрика в клубе Б-2 22 марта, а также бессмертную солдатскую песню «On the one road».
          
          ========================================================================
          
          Следующей выступала странная группа «Cerritus Ballare». Задумка использовать такой коллектив как переходный от «лёгкой» части программы в «роково-тяжелую» была интересная, но успешность её исполнения довольно спорная. Дело в том, что «Cerritus Ballare» («Безумная пляска») - это всего 2 человека с акустическими громкими инструментами - волынкой и маршевым барабаном, играющими абсолютно без подзвучки. Главная «фишка» выступления - музыканты выходят не на сцену, а прямо в толпу, в народ, и играют свою программу в близком контакте с танцующей публикой. Идея отличная, но, боюсь, что аудитория «Точки» на момент выхода коллектива составляла более тысячи человек - и, соответственно, увидеть и прикоснуться в прямом и переносном смысле к творчеству «Cerritus Ballare» смогло около сотни счастливчиков, которым повезло оказаться в нужном месте зала.
          Справедливости ради, стоит заметить, что в студийном исполнении музыка этого коллектива звучит совсем иначе: на их сайте доступен для прослушивания практически целый альбом, который аранжирован гораздо богаче и способствует гораздо более вдумчивому прослушиванию.
          
          ========================================================================
          


          ========================================================================
          
          После очередных показательных выступлений танцевальных школ, заполнивших саундчек, на сцену вышел ветеран «Foggy Dew» Александр Джалашов, приехавший в Москву в этот раз в несколько нетрадиционной роли - один, без ансамбля. Как оказалось, этот экспрессивный человек в одиночку запросто может удерживать внимание тысячного зала. Джалашов представил добротную интерпретацию известнейших ирландских песен - «Black Velvet Band», «Whiskey in the Jar», «Danny Boy», «The Jug of Punch», «Some Say The Devil is Dead» и «Mountain Dew».
          
          ========================================================================
          
          Наконец, настало время разрешиться главной загадке праздника - на сцену вышли приглашенные иностранные гости, играющие, по заверению организаторов, фолк-фьюжен - коллектив «Trubadore». Забегая вперед, коллектив действительно достаточно неординарный и интересный, хотя можно предсказать, что его появление явно не всеми будут воспринято однозначно положительно.
          Началось все с милой забавы: «Наши гости не хотят выходить, видя, что у нас тут нет пива, а есть только вода». Вышедший Святой Патрик быстро разрешил ситуацию чудом и гости таки вышли. Расплата за каприз пришла быстро: фронтмен обнаружил бутылку пива и открыл её с воодушевленным «What a nice surprise!» - после чего под дружные «Пей до дна!» из зала пришлось её допивать.
          «Trubadore» - это интернациональный коллектив из 4 человек, которые ведут, по крайней мере на первый взгляд, крайне безбашенный и по-хорошему незакомплексованный образ жизни. За последние лет 5 участники коллектива несколько раз переезжали из одной страны в другую, несчетное количество раз пересекали Атлантику, достигли ощутимого успеха раскруткой в интернете (и это коллектив, играющий хоть в какой-то степени традиционную фолк-музыку!), выпустили альбом на серьёзном лейбле, при всем этом умудрившись до сих пор не открыть собственного сайта, кроме страниц в социальных сетях.
          Организаторы явно очень мягко выразились, обозначив стиль «Trubadore», как фолк-фьюжен. Приставки «арт» или «фьюжен» по нынешним временам часто означают то, что рок-коллектив научился не выкручивать свои усилители на 11 и выучил пару нетривиальных ладов. Здесь же - нет, это не просто фьюжен, это совершенно сумасшедшее нагромождение стилей, среди которых традиционный ирландский фолк хоть и выступает основным столпом, вокруг которого все строится, но далеко не всегда играет первостепенную роль. Некоторые композиции «Trubadore» как бы высмеивают, издеваются над традиционными ирландскими стандартами, некоторые - облекают в настолько альтернативную аранжировку, умудряясь сохранить и темп, и слова, и мелодические ходы.
          Стилистически определить «Trubadore» сложно. Субъективно наиболее точное определение - это что-то среднее между английским doom / психоделическим роком (с ассоциациями в сторону поздних «Pink Floyd», ранних «Godflesh» или современной «Anathema» и вообще всех питомцев «Peaceville») и всевозможными американскими пост-металлическими группами Бостонской школы, играющими всевозможный атмосферный sludge («Isis», «Red Baron», «Cult of Luna»), нанизанное на непоколебимый стержень традиционной кельтской мелодики.
          При всем этом интересен состав инструментов: первую половину программы группа отыграла абсолютно без барабанов: мандолина, бас, скрипка / флейта / колесная лира. Во второй половине программы добавилась ударная установка. Никаких электрогитар, никакого гроула-скрима! На сцену вышли аккуратно одетые молодые люди, скромно разложили свои инструменты, настроились за считанные минуты. При всём этом группа умудрилась создать потрясающе тяжелую, давящую «стену звука».
          При всем том, что 99% зала не знало песен, медленный гипнотизирующий ритм, удерживаемый басом и колесной лирой, очень быстро оказал свое воздействие. С точки зрения аранжировок показательно было исполнение традиционной фолк-баллады 18-го века «Raggle Taggle Gypsy» - чаще всего она играется как быстрая застольно-кабацкая песня. В исполнении же «Trubadore», хотя традиционный ритм и был сохранен (что было хорошо слышно по мелодике мандолины), вся песня приобрела форму какого-то светлого торжественного гимна.
          В целом выступление группы можно охарактеризовать как весьма неожиданное, но, судя по тому, что ирландско-немецкие гости праздника решили остаться на еще одно выступление 21 марта, им понравилась реакция зала. Тем, кто не застал это вживую и интересуется нетрадиционными формами представления ирландской традиции (нечто более сложное, чем «Cruachan») - группа всячески рекомендуется к ознакомлению хотя бы через их MySpace-страничку.
          
          ========================================================================
          
          Далее пришла пора российских групп рокового дивизиона.
          «Тол Мириам» вышли и отыграли на одном дыхании. В начале Святой Патрик показал очередное чудо, изгнав змей, испугавших Мириам. Порадовала возросшая сыгранность и профессионализм группы и то, что группа выработала свое собственное направление и усиленно копает в нем. Существующая стилистика группы на самом деле с трудом уже укладывается в рамки традиционной «ирландщины» или фолка: заметны серьезные элементы и блюза, и кантри, и столь активно вводимой Мириам театральной составляющей - с каждым разом она становится всё лучше и лучше, прогресс налицо. Субъективно хотелось бы отметить еще то, что, пожалуй, лучший звук на всем фестивале был именно у «Тол Мириам».
          
          Сет-лист:
          * Страна Кокань
          * Особенности ирландского судопроизводства
          * Веселый Тоби
          * Корова
          * Такет Нантакет
          * Синди
          * Барон Суббота
          
          ========================================================================
          


          ========================================================================
          
          Около 10 вечера на сцене появились «Later». Впечатление от их выступления в целом осталось достаточно смазанное. Кажется, что группа разрывается в попытках выбрать свою музыкальную нишу и направление и как результат - выплескивает на слушателя как можно больше разнообразных экспериментов, в надежде, что хоть что-то понравится.
          Полный выступающий состав группы еле поместился даже на просторной сцене «Точки». Саундчек такого количества инструментов занял достаточно приличное время. Самое главное - не очень понятно, для чего в группе одновременно присутствует и скрипка, и аккордеон, и флейты, и сразу три акустических ладовых инструмента (гитара, бузуки, банджо). В довершение ко всему, с недавних пор «Later» себя позиционирует, видимо, в более тяжелом секторе фолк-рока, и щедро добавляет ко всему этому еще и экстремально перегруженную электрогитару.
          Несмотря на то, что у группы есть собственный звукорежиссер, субъективно - звук «Later» был хуже, чем у всех остальных команд. Довольно спорные, мягко говоря, аранжировки способствовали тому, что все инструменты по очереди проваливались в миксе. На выходе звучала невнятная каша из ухающей ритм-секции и иногда чего-то неопределенно мелодичного (флейты, скрипки или аккордеона) в верхах - даже в тех точках зала, где вроде бы должно быть все хорошо (по центру и рядом с пультом). В группе визуально присутствовала вокалистка, но, несмотря на все старания, услышать ее так и не удалось.
          Если не критиковать спорную звуковую составляющую, «Later» в некотором смысле лучше других подготовились и попытались сделать развернутое шоу с использованием технических возможностей зала. Лейтмотивом программы была мысль о том, что «Later» - шахтеры, добудут и донесут до слушателей золото леприконов - что по идее хорошо укладывается в тему праздника. На экране задника сцены во время всего выступления транслировался некий видеоряд, показывающий похождения участников группы в спецовках и с фонариками по неким катакомбам, а сами участники облачились в шахтерские одежды и каски, и, несмотря на жару, стойко отработали всю свою немаленькую программу в этих костюмах.
          
          ========================================================================
          
          Замыкали вечернюю программу фавориты танцевально-прыгательного фолка - «Тролль Гнет Ель». Про такие коллективы писать приятно и удобно - у них все хорошо - и выход, и программа, и подача материала, и моментально установившийся контакт с аудиторией, присказки фронтмена и интерактив.
          Музыкально очень порадовала мощная и красивая ритм-секция «Троллей» - несмотря на то, что технически электрогитара Кости «Тролля» играет почти без перегрузки, драйв, которым обильно снабжают слушателей бас и скоростные бочки, ощущался каждую секунду, от начала до конца. Это еще один хороший пример того, как ювелирно можно делать «тяжелые» композиции собственно без «тяжести» - без привлечения лязгающих и рубящих электрогитар, которые бы только утопили в себе всю мелодическую составляющую, сделав из музыки «Троллей» абсолютно заурядный хард-рок.
          Кто-то говорит, что «Тролли» очень однообразны, кто-то - наоборот, что они нашли свой собственный стиль и активно развиваются внутри него. Истина, вероятно, как всегда, где-то посередине. В феврале 2009 коллектив представил новый альбом, и, вроде бы, по всем канонам жанра, нужно угомониться и проводить туры в поддержку выпущенного произведения - но неугомонные «Тролли» представили в «Точке» еще более новую песню, написанную недавно. «Хмельнир», как назвали композицию, пока был представлен в форме энергичной и тяжелой инструменталки, с аллюзиями в сторону стилистически родственных viking metal коллективов типа Thyrfing.
          
          Сет-лист:
          * Праздник Похмеляйнен
          * Порнополька
          * ?
          * Враг мой
          * Веселая дурнушка
          * Лунные гульдены
          * Земляничный берсерк
          * Верная пинта
          * Хмельнир
          * Гудбруд Гудбрудссон советует
          * Конунг Хмель
          * Хорошо быть пивоваром
          
          
          Приносим благодарность Юлии Подчуфаровой за предоставленные аккредитации.

04.04.2009


Фотографии с концерта

Тролль Гнет Ель
20.03.2009, Москва, Точка
by mex3
Тол Мириам
20.03.2009, Москва, Точка
by mex3
Trubadore
20.03.2009, Москва, Точка
by mex3
Slua Si
20.03.2009, Москва, Точка
by mex3
Later
20.03.2009, Москва, Точка
by mex3

Автор


‎​​‏‎‮‬‬ aka GreyCat

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться