А и полна земля рыбинская всевозможными смутьянами, ведунами да опричниками! Иной раз даже диву даешься – и как в такой посконной да дремучей глуши зарождаются столь громкие ансамбли? Вот уж воистину: там русский дух, там Росью пахнет! В свое время исторический диск группы Смута «Хмельная песнь войны» убедительно доказал, что рыбинский metal способен подняться из самых глубин андеграунда и завоевать пылкие сердца хаеротрясов во многих городах и весях. Пожалуй, сейчас едва ли в стране найдется фанат всевозможных аркон с пэган рэйнами, не знакомый с творчеством бунтовщиков-смутьянов из Рыбинска. Вы хотели русский бунт – жестокий и беспощадный? Ну так вот он – получите-распишитесь!
Особо критиковать данный альбом нет смысла, поскольку музыканты и так, без моей критики, давно поняли все свои сильные и слабые стороны и на последующих творениях группы откровенных недоработок не наблюдается. Конечно, инновационным сей материал при всем желании не назовешь – здесь мы наблюдаем вполне традиционный набор средств музыкальной выразительности, что, впрочем, не мешает группе иметь свое лицо. Славянский pagan metal тем и хорош, что позволяет музыкантам задействовать куски самых различных жанров и при этом не выходить за пределы славяно-узорчатой тематики. Казалось бы, разные группы используют одни и те же приемы: простые народные наигрыши в основе мелодики, фольклорные инструменты, хоры и звонкие женские трели – и при этом получается совершенно разноплановая музыка. Например, у Alkonost она сказочно-причудливая, у Грай – светлая, теплая, позитивная, у Рарога – воинственная, драматичная.
Музыка рыбинцев тоже имеет свои особенные характеристики – она торжественная, среднетемповая, разноплановая. Одни песни сентиментальны, сплошная грусть-печаль, другие – настоящие боевые марши, отлично звучащие на концертах. Музыка похожа, скажем так, много на кого, а ближайший «брат по оружию» – не Аркона, не BT, а Морок – да не тот Bog-Morok из Рыбинска (автор этого проекта, кстати, принял непосредственное участие в сведении данного альбома), а группа старинная, нижегородская. Особенно это сходство ощущается на «открывашке» «Колесо богов» и в песне «Чужой рукой». Тексты, опять же, поднимают до боли знакомую проблематику - отблески славы и возрождение былого величия. Как бы то ни было, творчество Смуты очень хорошо воспринимается поклонниками жанра, для которых «Хмельная песнь войны» - отличный повод пополнить свою коллекцию.
Очевидные плюсы «Хмельной песни»: насыщенный мужской гроул, который вполне подошел бы и для более «тяжелых» направлений, вроде дэта и грува; интересные клавишные партии, которые создают 90 процентов атмосферы альбома; классические гитарные соло. Уж не знаю, насколько хмельная это песня, но по-пьяни так точно не сыграешь. Кстати, партии соло-гитары на этом альбоме исполнил небезызвестный Харальд - бывший гитарист ярославской группы Scald - первой российской команды, исполняющей viking-metal. В 1997 году Scald распался в результате трагической гибели вокалиста Эгиля и на месте коллектива вырос курган (в прямом смысле) – то есть, образовалась группа Tumulus, музыканты которой приняли гостевое участие в записи альбома Смуты. Также «Хмельной песни войны» подпевали (в прямом и переносном смысле) участники групп Рось и Самодива. Кстати, именно после записи этого альбома гостевая вокалистка Мария «Самодива» Смоля стала постоянной участницей Смуты, в результате чего группа зазвучала свежо и узнаваемо.
Традиционная ложечка дегтя (куда ж без нее?): диск завершает абсолютно невнятный инструментал. Кому вообще нужны эти инструменталы? |