Этот альбом многие считают вершиной творчества не только группы Death, но и всего стиля в целом. С этим трудно спорить. Величайшая дэтовая команда, возглавляемая творческим гением Шульдинера, к 1995 году пришла к кульминации своей карьеры, выпустив эпохальный «Symbolic». Даже сейчас, когда Чака нет на этой земле, его музыка несет в себе те бессмертные эмоции и мысли, которые он вкладывал в каждую ноту своих песен.
«Символический» диск выполнен в традициях стиля, называемого не иначе как прогрессивный дэт. И если на диске Death 1990 года прогрессивные фишки были лишь хорошим дополнением к общей палитре old school death-металлического саунда, на «Human» прога и арта стало заметно больше, то уже «Individual Thought Patterns» и последующие пластинки – это ярко выраженный progressive death.
Творчество Чака не стоит на месте, и наверное это и заставило его писать такой технически сложный материал, который одновременно и агрессивен и красив, тяжел и мелодичен. Кроме самого Чака в записи принимали участие барабанщик Джин Хоглан (отметившийся на записи предыдущего лонгплея), басист Келли Конлон и гитарист Бобби Коелбл. Каждый – несомненно, профессионал своего дела. Видимо поэтому «Symbolic» и получился таким техничным альбомом, стиль которого является своего рода маркой группы Death.
Как и на «Individual Thought Patterns», риффы альбома представляют собой сплав дэтовой агрессии и прогрессивной мелодичности. Множество пассажей построено на диссонансах, которые прекрасно справляются со своей ролью. Это вносит в музыку элемент напряжения, столь важного для правильного дэтового саунда. Во многих местах присутствуют характерные для прогрессива нечетные размеры, в ритмику которых можно въехать лишь с четвертого или пятого подряд прослушивания. Как всегда искрометные соло Шульдинера, сыгранные без грамма помарок, радуют отменной фразировкой. Вообще же Чака можно считать мастером построения грамотных и запоминающихся музыкальных фраз, а этим талантом может похвастаться не каждый гитарист. Безумно быстрые партии ударных Хоглана составляют хорошую основу ритм-секции на «Symbolic». Слушая некоторые места, порой задумываешься и не можешь себе представить, в человеческих ли это силах – сыграть такое?!
На «Symbolic» есть как быстрые риффы, так и среднескоростные и даже медленные. К примеру, неторопливая мелодичная середина песни «Sacred Serenity». Слушая интро композиции «Empty Words», можно подумать, что там даже есть клавиши, однако это не верно. Рифф сыгран с использованием сложного гитарного эффекта. Еще одной нетрадиционной для классического дэта фишкой является партия акустической гитары в конце «Crystal Mountain».
Все композиции достойны внимания. Моими фаворитами являются «Empty Words», «Sacred Serenity» с мощным басовым пассажем в начале, «1000 Eyes» и «Without Judgement».
Мастеринг произведен великолепно. Звук убивает наповал своей чистотой. Конечно в «гаражном» качестве звука тоже есть свои плюсы, но… не для группы Death.
Подводя итог, можно заметить, что диск является одним из лучших металлических творений за всю историю. |