Несмотря на то, что альбом давно существует на компакте, в этом тексте везде подразумевается винил. Волнующее знакомство с данным шедевром началось для меня с прочтения абсолютно разгромной рецензии в журнале «Железный Марш» №9 1993, в которой неведомый мне автор бомбил дебютную пластинку питерцев за отсутствие оригинальности и копирование всяческих великих групп образца 80-х годов. Прочитав данный отзыв, я твердо решил, что ни за что такую пластинку не куплю. В итоге пошел, купил, да еще заслушал до дыр! Вот он, закон антирекламы в действии!
Сразу оговорюсь: воспринимать всерьез творчество «тяжелой» группы с таким брутальным названием мне никогда не удавалось. Поэтому дать объективную оценку релизу не предоставляется возможности. Прецедент, однако. Согласитесь, это была опупительнейшая идея – назвать группу «Скорая Помощь», а пластинку - «Хеллрэйзер». Это при там, что первый винил одноименной московской группы (проданный в дальнейшем каким-то вообще сумасшедшим тиражом) вышел годом раньше, а культовый ужастик про демонов и кишки – и подавно в 1987-м! Почему бы тогда следующую пластинку не назвать… ну, не знаю, какой-нибудь «Реаниматор» - это тоже дико раскрученное слово – и книжка Лавкрафта, и фильм ужасов, и группа вроде такая тоже была.
И тем не менее. Не могу объяснить, но почему-то именно сейчас эта пластинка стала мне по-своему интересна и даже в чем-то дорога. Что-то ведь заставляло меня все эти годы периодически ставить ее на вертак и слушать под настроение? Наверное, искренность, с которой была проделана эта работа, и огромная любовь к metal-культуре, плавно превращающейся из буржуйской в родную. Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, я легко могу представить толпу пузатых металхэдов младшего предпенсионного возраста, которым было бы интересно послушать эту адскую смесь Accept, Iron Maiden и Judas Priest. Данный альбом – хвалите вы его, ругайте ли – есть некая квинтэссенция того, что мы сегодня зовем русским металлом начала постсоветской эпохи. Да, «скорые помощники» не были первопроходцами. Пожалуй, не были они и ярчайшими представителями. Просто часть движухи. Все мы любили Мэйденов, мечтали играть как они. Получалось, конечно, так себе.
Пусть! Пусть герои российского хэви прошлого тысячелетия придумывали своим группам и альбомам весьма своеобразные названия. Скажу честно: если бы мне в те годы было не пятнадцать, и я собрал бы группу, то все сделал бы точно так же. Те же вторичные «классические» рифы, аналогичные тексты про всякую нечисть, армагедец, «рекой хлынет кровь» и так далее. И конечно, эти нелепые облезлые монстры на обложке, не самые дальние родственники Эдди Хантера. Тем не менее, я могу сказать питерцам спасибо хотя бы за то, что им удалось забабахать вполне бодрый (хоть и не самый оригинальный) материал, с помощью которого запросто можно испортить жизнь соседям.
Критик из ЖМ сказал, что самые удобоваримые на альбоме – первые две песни, из чего можно предположить, что дальше он просто не слушал, ибо на самом деле альбом набирает обороты ближе к середине и достигает апофеоза на вещи номер шесть - «Вперед, в преисподнюю». Видимо, есть такой неписанный закон жанра, который гласит, что у настоящей крутой хэви-группы обязательно должна быть песня про паровоз. У «Коррозии» - «Bad Girls Train» и «Задержите поезд», например (это я реально в тему сейчас сказал «например», это не какое-то там пауковское словечко). Позднее у «Арии» появится «Горящая стрела», у E.S.T. – «Небесный локомотив» и так далее. Не исключено, что все эти известные вещи восходят к одному-единственному советскому мега-хиту, но только «Скорой Помощи» удалось достичь максимального сходства с первоисточником: «Поддай-ка жару, весельчак-машинист». Скатертью-скатертью…
Музыка… Музыка, кстати, весьма неплоха, местами даже виртуозна. Грамотно косить под мировых «монстров» тоже надо уметь. Лично меня многие современные молодые артисты, пытающиеся играть старый-добрый хэви, расстраивают куда больше, чем ветераны. Вроде петь и играть умеют (некоторых иногда даже в культовые группы приглашают), но вот по Станиславскому – не ве-рю! Драйв не тот. В этом плане «Скорая Помощь» даст сто очков форы многим рафинированным героям «нулевых». Единственный минус (так уж и быть, придерусь) – совершенно бестолковые акустики, с которых начинаются «Пир во время чумы» и «Все круги ада». Вот в «Ночном кошмаре» акустическая гитарка пришлась куда более в тему! А сама песня – попса. «У-у, е-е, звезды звали меня с собой!». От этой песни не мудрено проснуться в холодном поту.
Отдельного внимания заслуживает вокал, который одновременно является и плюсом, и минусом данной работы. На обратной стороне обложки можно увидеть фото вокалиста с совершенно безумными глазами, в которых прямо написано огромными буквами: «Трепещите, я русский Удо, я Роб Хэлфорд и Кинг Даймонд в одном лице!» Так вот, голос полностью соответствует внешности. По душе ли вам русскоязычный Диркшнайдер – решайте сами. Каноны жанра соблюдены: фальцет звучит, как циркулярка, высокие ноты исправно берутся и вытягиваются, продуманы интонации и раскладки, вложены эмоции – словом, видно, что человек работал над партиями всерьез, а не от балды. Однако временами певец переигрывает. Человеку, родившемуся в СССР и выросшему на советских психоделических мультиках, может невзначай вспомниться песенка рыбы-пилы в исполнении Градского – первого блэкушного вокалиста в Союзе. «Пилою моя матушка была, а бабушка-пила был Блэки Лоулесс»… Вокал, скажем так, специфический. Но именно он, как ни странно, делает довольно стандартную музыку «неотложки» незабываемой, чему изрядно помогает самый главный ингредиент рокерской харизмы - скипидар в пороховницах, как принято говорить в скромных литературных кругах.
Звук на пластинке по тем временам сделан на уровне. Смотря, с чем сравнивать. Если c «Августом» времен «Демона» - зачет. А если последовательно включить сначала акцептовый Breaker (1981) и «Жертвоприношение» «Скорой Помощи» (1991) – десять лет разницы! – то помимо оголтелого подражания, вы обнаружите разницу в качестве записи – увы, не в пользу отечественного производителя. Но это вовсе не значит, что его не надо поддерживать.
Вообще, я знаю, почему люди играют музыку, «отставшую» от времени. Человеку от природы свойственно быть однолюбом. Сначала люди влюбляются в какое-то направление, выбирают свой стиль, не думая при этом – вышел он из моды, не вышел… Сердцу-то ведь не прикажешь. Ну да, все правильно: популярную зарубежную музыку 80-х годов в бывшем Союзе начинали слушать именно в 90-х. Кроме того, в нашей стране и тогда, и сейчас, многое делается не «благодаря», а «вопреки». Есть тыща и одна причина, по которой не удается выпустить актуальную пластинку раньше других. Кто-то опережает, кто-то отстает. «Фортуна – уличная девка». А люди все равно делают, абстрагируясь от бесконечной гонки за популярностью. Ценность таких работ познается лишь спустя годы, когда время расставляет все на свои места.
«Вся моя жизнь – лишь ожидание любви» - точнее, пожалуй, и не скажешь. |