Ух, как же приятно все-таки осознавать, что в России несмотря ни на что есть группы западного уровня. Arcane Grail – это мощь, это ветер из колонок, это свист кнута и камнепад бласт-битов! Это стремительные гитарные рифы и запильные тремоло. Это романтика средневековья, скрипки, флейты, клавесины, аристократическая эстетика и невыразимо красивые мелодии. Это безумный дирижер, пляшущий на своем возвышении, а вместо изящной палочки в его руке - рассекающая воздух плеть! Легкие кружева и удары моргенштерна! Чувственные вальсы при свете луны, плавно переходящие в бесстыжие пляски вакханок! Красота и чудовищность – прекрасное противоречие, на котором построено чуть ли не все «тяжелое» творчество в мире. Кстати, сама группа существует уже довольно давно и имеет множество верных почитателей не только в России, но и за ее пределами. Вот, теперь она радует своих поклонников новым релизом.
Лично я давно ждал этой работы – после весьма удачного Arya Marga (2009) очень уж хотелось услышать AG на русском языке. Не суть, что в основу диска Tribute To The Past легли композиции с их же дебютного альбома Mysteries of the Ancient Charnel (2006), заново записанные и сведенные. Оформлен диск симпатично: на облоге нарисована живописная дырка в склеп (кстати, название альбома 2006 года можно перевести как «Тайны древнего склепа»). Таким образом, музыканты дают понять, что перевернули страницу своего творчества и «делают ручкой» своему славному прошлому, в подтверждение чего на альбоме также присутствуют три кавера на различное почетное старье. Чем не повод послушать оба альбома за один присест? Тем более, что сравнивать эти две работы фэны все равно будут.
Прежде всего, новая работа звучит гораздо качественнее, чем предтеча, хотя тот альбом и был записан на студии Женяя Виноградова (не хухры-мухры) и по тем временам звучал абсолютно адово и всеразрушительно. Новый звук, мастерски наруленный Арсафесом (Невидь, Kartikeya, Изморозь) еще более брутален, он конкретно валит с ног неискушенного слушателя. Сама музыка вобрала в себя элементы различных школ: вампироподобная симфо-блэкуха с кружевным готическим обрамлением (немного напоминая старые работы Cradle of Filth), чайная ложечка шведского мелодик-дэта 90-х годов - словом, сочетание наиболее успешных с коммерческой точки зрения стилей, которые хорошо продаются благодаря потрясающему мелодизму и убедительной, совершенно реалистичной атмосфере. По принципу Станиславского – «верю-не верю».
Да, много вкусностей накидано в этот кипящий котел! Музыканты и сами это прекрасно понимают – не зря же они задействовали в одной из песен кусочек шекспировского «Макбета», в котором изложен подробный рецепт какой-то мистической бодяги: «Чтоб отвар остыл скорей, обезьяньей крови влей». Категорически не рекомендую давать слушать этот альбом начинающим алхимикам-кулинарам, мало ли что… Альбом производит весьма сильное впечатление, песни легко запоминаются и потом долго звучат в голове, провоцируя обострение всяческих душевных расстройств. Поэтому в очередной раз хочется посетовать, что доблестные аркэнгрэйлы не начали использовать русскоязычные тексты с самого начала своего творческого пути, потому что писать тексты на русском Деметр действительно умеет, и даже более чем. Я бы сказал, что русскоязычный AG не так сильно похож на Крэдлов, как англоязычный вариант дебютника (а ярлычок-то, оказывается, легко отрывается!), ибо с русскими текстами атмосфера у работы сразу меняется, становится совсем другой. У слушателя появляется возможность оценить мрачную эстетику текстов и общую концепцию творчества. Я прекрасно знаю и даже в чем-то поддерживаю позицию музыкантов относительно этого вопроса, но все же готов поспорить. Вы можете сколько угодно читать мне Шекспира в подлиннике, но настоящие эмоции вызовет только хороший перевод, потому что родной язык имеет привязку непосредственно к подсознанию, на нем мы тоньше чувствуем разницу между шедевром и посредственностью.
Вот, например, на альбоме люди цитируют «Макбета» (кстати, Деметр по своему вкусу улучшил перевод Пастернака), а также поют собственные стихи. И они, что примечательно, звучат не хуже. Вся лирика выдержана примерно в одном ключе. Чередуется: своя, Шекспир, снова своя, кусок из «Молота ведьм» - и ведь все это звучит ровно, гармонично. А откуда, скажем, было бы широким массам узнать, что на альбоме рассказывается трагическая история любви аристократа и девушки, погибшей от рук инквизиторов? И дело даже не в незнании языка – инглиш весьма популярен, просто он включает в себя массу коротких слов и артиклей и не всегда хорошо распознается в исполнении блэкушного вокалиста. Значит, слушатель априори обязан пялиться в мелкий шрифт буклета. Пойте по-русски, друзья, ПОЙТЕ ПО-РУССКИ! Когда я слушал ваш «Любви священный дар», мурашки по коже носились табунами, во многом – благодаря тому, что окунулся в повествование. Необычные тембры вокалистов опять же усиливают эффект.
Продолжая концепцию «дань прошлому», группа сыграла три кавера. Вроде на первый взгляд такое сочетание групп может показаться необычным (Ария, Ashen Light и Type Of Negative), но только не российскому слушателю. Впрочем, кавер на песню «Прощай, Норфолк» получился бодрым и забористым, мощным, словно детки Бодома и брутальным, как Дольф Лундгрен, друг Ковалева. Правда, вместо визжащего соляка Маврина в кавере звучит блэкушный холокост с футуристичными клавишами и грайндкоровым рыком. Композиция «Рось», принадлежащая москвичам AshenLight (это был их ранний пэган-блэковый период), напротив, получилась не в меру лиричная, чему изрядно поспособствовали реальные духовые инструменты флейта и гобой. Завершает альбом композиция Love You To Death, вышедшая когда-то из под пера ныне покойного Питера Стила, светлой памяти которого, собственно, и посвящен этот необычный альбом-трибьют.
Несомненно, данная работа заинтересует не только фэнов (которые следят за развитием Arcane Grail уже не первый год и могут оценить уникальность альбома и запечатленную на нем связь времен), но и тех, кто еще только начинает знакомство с творчеством этой группы. Звучит материал на удивление свежо и разнопланово, чему изрядно способствует исполнительское мастерство музыкантов. Музыка для металлистов-гурманов и эстетов – точнее, пожалуй, не скажешь. |