Каких только релизов не было в истории Blind Guardian – и акустический альбом (по совместительству и сборник каверов), и концертные диски (с записью как отдельно взятого концерта, так и с материалами, собранными с нескольких выступлений да еще и в разных странах), и DVD, на котором был запечатлен собственный фестиваль коллектива!.. А вот сборника лучших песен в почти тридцатилетней истории "стражей" еще не было и вот в начале этого года данное упущение было исправлено релизом 2-х (а в случае ограниченного издания 3-х) дисковой коллекции "Memories Of A Time To Come". Казалось бы, что такого интересного в best-of альбоме? Ну, у нас уже есть пример Helloween-овского "Unarmed" с местами весьма неожиданными и неоднозначно встреченными вариациями на тему как "нетленок", так и сравнительно недавно записанных вещей команды. К счастью, в случае с Blind Guardian все обошлось без подобного "экстремизма", хотя сюрпризы (на мой взгляд, преимущественно приятные), конечно, были…
Известны случаи, когда современная студийная обработка не только не пошла песням на пользу, но и нанесла ощутимый вред излишними чистотой и полировкой звука, убившими драйв и жесткость. Старый материал "стражей" избежал такой участи – на передний план вышли ранее не столь заметные "запилы" лид-гитар, ритм-гитары стали четче, но уж точно не слабее, да и вообще большинство песен стало звучать на порядок жестче. Кстати, гитарная жесткость, а также эпичность и скорость являются тремя китами, на которых покоится данный сборник. В пользу этого утверждения говорит выбор песен, оказавшийся не таким предсказуемым, как это можно было себе представить: если с "Majesty", "Traveller In Time", а также с композициями альбомов "Imaginations From The Other Side" и "Nightfall In Middle-Earth" все понятно и ожидаемо, то появление "The Last Candle" и "Somewhere Far Beyond" стало приятным сюрпризом, да и "Follow The Blind" тоже пришелся ко двору, внеся вместе с "Nightfall", "Bright Eyes" и обеими песнями барда в сборник относительную передышку и продемонстрировав, что команда напирает не только на скорость. Интересно отметить, что последний на данный момент диск Blind Guardian "At The Edge Of Time" был представлен в первую очередь пересведенной "Ride Into Obsession", а уже потом первозданной версией "Sacred Worlds" (кстати, единственной композицией, избежавшей дополнительных студийных правок). С неоднозначно встреченных альбомов "A Night At The Opera" и "A Twist In The Myth" на "Memories…" попали соответственно "And There Was Silence" и "This Will Never End", но если последняя отделалась лишь "косметическим ремонтом" в плане звучания гитар, то в эпичной композиции, посвященной Троянской войне, наряду с опять-таки новыми гитарными акцентами, более тщательным, грамотным и продуманным оркестровым аккомпанементом и ритмическими девиациями произошло, на мой взгляд, и не самое удачное изменение - из общей музыкальной канвы были практически полностью удалены обильные хоровые распевки, являющиеся одной из отличительных черт "Ночи В Опере". По-моему, не стоило этого делать – не то, чтобы величественность и грандиозность песни серьезно пострадали, но все-таки…
Помимо "And There Was Silence" музыканты по-новому подошли к аранжировке "The Bard's Song (In The Forest)", а также заново записали "The Bard's Song (The Hobbit)" и "Valhalla". Меньше всего изменился "Хоббит" – трек и в оригинале был довольно жесткий, а сейчас лишь в полной мере явил свои гитарную и ритмическую основы, ставшие в результате перезаписи более плотными и отчетливыми. Самая знаменитая баллада Blind Guardian получила приятный бонус в лице оркестрового сопровождения, причем музыканты, на мой взгляд, просто потрясающе сумели сохранить и передать гениальную простоту и красоту песни, не "похоронив" их в симфонизме и помпезности – оркестр словно бы звучит на фоне, но вместе с тем вносит ощутимый вклад как в общее настроение, так и в музыкальное полотно композиции. Новая версия "Valhalla" тоже удалась на славу: жесткая, резкая, напористая, с заново записанными партиями как Ханси, так и фронтмэна Gamma Ray Кая Хэнсена, с обильными, местами весьма изощренными гитарными "запилами" – в общем, я от нее просто в восторге!
В ограниченное издание сборника вошел еще один диск с демо-версиями песен, впоследствии попавших на альбомы "досредиземного" периода… а также с самой первой записью группы, когда та еще называлась Lucifer's Heritage! Надо отдать должное музыкантам – они все-таки переработали свои самые ранние вещи, причем довольно основательно (сужу по имеющемуся в собственной коллекции пиратскому диску с демо "Symphonies Of Doom", на котором также содержатся предальбомные версии нескольких треков с "Battalions Of Fear", "Tales From The Twilight World" и "Somewhere Far Beyond"), однако и в таком виде эти песни способны вызвать культурный шок у неподготовленного слушателя. Остальные же треки представляют скорее академический интерес как демонстрация эволюции музыки и текстов группы.
Резюмируя все вышеизложенное, хочу сказать следующее – если название сборника "Memories Of A Time To Come" (которое я перевел как "Воспоминания О Грядущем") является не просто красивым словосочетанием, а утверждением, что "стражи" собираются придерживаться именно этих музыкальных приоритетов в будущем, то я с огромным нетерпением и предвкушением жду его наступления. Впервые знакомиться с Blind Guardian посредством этого сборника не стоит - он не так репрезентативен, как, допустим, альбом "At The Edge Of Time", и не дает полного представления об их творчестве. В остальном же это отличный подарок как для фанов коллектива, так и для любителей жесткого, быстрого и интересного пауэра.
P.S. Да, обязательно следует упомянуть и о буклете - эдакой исторической брошюре, посвященной карьере Blind Guardian: на его страницах все попавшие на релиз песни приведены в хронологическом порядке и снабжены интересными, познавательными и порой забавными комментариями Ханси, а также фотографиями группы, относящимися к периоду записи той или иной композиции (даже демо "Symphonies Of Doom" не избежало подобной участи); в этой связи мне особенно понравились кадр при "Валхалле", на котором запечатлено трио Ханси-Андрэ-Кай Хэнсен, и фото из "свиты" трека "This Will Never End" с Фредериком и Маркусом, стоящими на Красной площади перед Собором Василия Блаженного. |