Интересно, что же хотели сказать итальянские прогрессив-пауэрщики Secret Sphere названием своего нового альбома "Archetype"? Что это первичная форма или исходный образец, от которой/которого отталкивалось их собственное творчество? Или фундамент для будущих работ – как своих, так и других коллективов сходной жанровой принадлежности? А, быть может, и то, и другое одновременно? Давайте разбираться…
Самым явным и сразу обращающим на себя внимание нововведением является усиление роли симфонических пассажей – они были и раньше, но на новом диске получили гораздо больше самостоятельности и равноправия по отношению к гитарам. При этом Secret Sphere просто великолепно держат баланс, не забывая о былой тяжести и скорости. Правда, на "Archetype" группа отошла в сторону от того в чем-то даже прямолинейного пауэр-спида, отличавшего предыдущие работы – он стал носить более фрагментарный характер, а музыка в целом значительно "опрогрессилась", стало больше смен настроений, лирических вставок и ритмических вариаций. Значительно возросшее качество записи, к счастью, не стало "убийцей" драйва и тяжести, не привело к излишней "полировке" звучания – ритм- и лид-гитара звучат как надо.
Как и на предыдущих альбомах, львиную долю материала составляют преимущественно скоростные "боевики", среди которых особенно хочется отметить заглавный "Archetype", ставший, пожалуй, квинтэссенцией торжественного настроя да и вообще всех "фишек" диска и коллектива в целом, и довольно-таки жесткий "Line On Fire", в котором партии штатного вокалиста группы Роберто Мессины своим гроулингом подкрепил Тревор из Sadist. Кстати, последний стал не единственным "гостем" альбома – в хоровых распевках наравне с фронтмэном Secret Sphere (а местами даже выходя на передний план) участвуют гитарист группы Марко Пасторино, певший (поющий?) в Shining Fury, и "коллеги по цеху" из итальянских же команд Elvenking (полагаю, в представлении не нуждаются) и Trick Or Treat (некогда играли исключительно кавера Helloween, а теперь выпускают и свой собственный материал), а "вступительное слово" в проникновенной балладе "All In A Moment" исполняет некая Фэйт Феде из The Shiver. Все это вокальное разнообразие, разумеется, ни в коей мере не умаляет достоинств самого Роберто Мессины, который поет просто превосходно – эдакий Михаэль Киске, но пожестче.
Не забыли музыканты и о хард-роковых элементах – последние не только украсили собой большинство песен диска, но и вылились в замечательный, заводной и драйвовый среднетемповый боевик "Mr. Sin". Если уж говорить о более медленных вещах, то нельзя не упомянуть и отчасти "боевую" балладу "The Scars That You Can't See", в которой оркестровые аранжировки чередуются с традиционными "пианинными" клавишными. Еще запомнился эпический многоголосый хор (правда, уже не "живой"), фигурирующий на "Death From Above" и чуть-чуть на "Into The Void" – жаль только, что появляется он эпизодически и звучит на фоне. Также эпизодичны и очень уместны синтетические/футуристические клавишные.
Если в чем-нибудь и можно упрекнуть музыкантов, так это в модной нынче лаконичности – альбом слушается легко, но уж очень быстро заканчивается. Поэтому фанов предыдущих работ коллектива, длительность которых зиждилась на обильных гитарных соло-запилах (если и не слишком заковыристых, то уж точно не скучных и очень приятных на слух), "Archetype" вполне может и разочаровать.
Ну и напоследок не такой уж важный, по большому-то счету, момент – обложка. Очень рад, что на этот раз альбом украшает достойное и интересное изображение, а не, прошу прощения, какая-то порнография, как это было в случае с предыдущим "Sweet Blood Theory". Понятно, что оформление альбома никоим образом не может повлиять на качество материала, а вот отвадить от релиза любителей пауэра, не знакомых с группой, вполне в состоянии…
В общем и целом, можно заключить, что новый альбом Secret Sphere является не только шагом вперед для самой группы, но и вполне может послужить образцом для современных пауэр-команд, благо на нем в лучшем свете представлены все сильные стороны и наработки жанра за те 13 лет, что прошли со времени релиза первого "Keeper"'а. Рекомендую диск всем фанам качественного европейского пауэра, мелодик-метала и тем поклонникам творчества группы, которые готовы смириться с исчезновением длительных гитарных соло, на мой взгляд, вполне успешно скомпенсированных замечательными оркестровыми аранжировками и значительно возросшим качеством записи. |