Judas Christ, вышедший в 2002 году, относится к числу тех альбомов, что выпускает большинство бывших дум-металл-групп после того, как а) у фронтмена начинается кризис среднего возраста, б) к генератору идей приходит творческий застой, в) на волне популярности идеология группы со стремительностью вороватой белки меняет свою ориентацию. Про Tiamat говорят, что вокалист-гитарист Йохан Эдлунд "поменял" наркотики, а лично мне кажется, что это утверждение можно даже конкретизировать до того, что перешёл он на опиаты... Так или нет, но с середины девяностых звучание некогда ортодоксальной дум-металл команды изменилось в сторону психоделик-рока, и мы себе можем позволить только констатировать этот факт. И Judas Christ, на скромнейший взгляд автора, является лучшим из психоделичных альбомов Tiamat. Каждая из композиций представляет собой целостную аудиализацию размышления-переживания какой-либо эмоции, типично по-скандинавски меланхоличной в корне, но приходящей к столь же меланхоличному, но нерафинировано-сладостному ментальному превращению в эфемерную, отстранённую, но в общем и целом всё-таки позитивную свою противоположность. Одни треки звучат позитивно, и, если не вслушиваться в слова и не задумываться о том, что там принимает Эдлунд, можно предположить, что самое им место в чартах российского MTV: это например, Vote for Love, Heaven of High, I Am in Love with Myself и ещё несколько. Другие - в противоположность предудыщим - если и не близки к ранним творениям группы (собственно, автор и не считает, что они хотя бы лежали рядом: совсем другие идеи, совсем другое исполнение, а мрачность в общем и целом присутствует и в текстах The Rasmus, если быть откровенными, правда? Но есть такое мнение у других ценителей), то, как минимум, звучат более глубоко, более жестко и аскетично, что ли, когда непригожая истина не драпируется розовыми перьями, выложенными в форме сердечка (как желающие могут увидеть в клипе на Vote for Love), - здесь в первую очередь речь о чертовски правдивом бонус-треке Sixshooter.
Вообще, при прослушивании этого альбома с медитативно отключенным разумом и открытым чувственным восприятием создаётся впечатление, что, не смотря на всю разрозненность треков, на непохожее их звучание, на разные предметы лирики, объединяет их [треки] не только общеготичная мрачноватость, но и идея суицида: от того, что может привести к мысли об уходе из жизни (собственно, исходя из этого соображения, автор считает, что заглавной следует песней считать не The Return Of The Son Of Nothing, а So Much For Suicide), до I Am in Love with Myself через всякие Too Far Gone и The Truth's For Sale. Второй главный мотив в этом пёстром в своей мрачности альбоме - любовь, точнее, безответная любовь, причём остаётся только надеяться, что лирический герой влюблен не в умершего от передозировки и не в маньяка - очень уж образны переживания и слишком реалистичны и грязны сравнения и обращения к действительности.
К слову говоря, одним из сильнейших достоинств этого альбома и является его лирика, не опустившаяся до банальных рассуждений о лютиках-цветочках, прочих гадальных ромашках, не сведённая к безапелляционной констатации того, что всё плохо, не деградировавшая в, так сказать, унылое копание завядшей от вселенской грусти веточкой тополя в песочнице. В каждый текст можно вслушаться без опасений резко поглупеть, с одной стороны, они повествуют ровно о том, о чём повествуют, а с другой - тексты Йохана можно читать и между строк. Во-вторых, привлекает эта неординарная двойственность, слияние карамельной внешности глэма (вы всё-таки посмотрите клип на Vote for Love, если не видели) с жестокой эмоциональной оценкой разложения современного общества, да и, наверное, собственной души.
Третий плюс, о котором упоминать едва ли не кощунственно, уж больно он очевиден - это музыкальная составляющая. Тут Йохан Эдлунд на высоте: красивые, кружевные мотивы, сочетающиеся с грубыми риффами, непривычные для старого доброго металла звуковые эффекты, перезвонами и перекликами только подчёркивающие прозрачную психоделичность слов, неповторимый баритон самого музыканта - и всё это в мастерской красивой аранжировке. |