Как говорится, лучше поздно, чем никогда. В силу запутанных хитросплетений судеб, сложных жизненных перипетий и в строгом соответствии с расположением небесных тел, наш портал, который всегда с большим интересом следил за творчеством EMERALD NIGHT, не уделил должного внимания альбому "Во Мраке/Per Umbras", вышедшему пару лет назад на лейбле SoundAge. С тех пор изменилось многое: группа пару раз сменила состав и даже объявила о скором выходе трибьют альбома. Предвкушая это событие, мы решили все-таки обратить свой взор на незаслуженно забытый релиз 2015 года и поговорить о нем с Dismael’ем - лидером и идейным вдохновителем Emerald Night.
- Приветствую! Альбом "Во Мраке/Per Umbras" вышел почти три года назад и многие уже успели заслушать его до дыр. Как ты оцениваешь эту работу сейчас, когда она проверена временем?
Привет! Да, сам удивляюсь: вроде столько времени прошло, а альбом все еще нравится – и материал, и качество звука. За звук спасибо Арсафесу, это была вторая наша с ним совместная работа и я ею доволен даже больше, чем предыдущим альбомом «Король Эльфов». Хотя сам альбом пришлось ждать около года. Но это того стоило.
- Что значит название диска и какой смысл ты в него вложил?
Во-первых, это была попытка сделать мрачный альбом: лесной, готичный, викторианский. Во-вторых, в названии есть отсылка к демо 2008 года «Magna Voce Per Umbras» - Громким голосом во мраке (лат.), откуда я позаимствовал несколько вещей.
- Означает ли это, что отныне Emerald Night будет «мрачнеть» и «тяжелеть»? Ведь ты уже немного ушел от фолка.
Начнем с того, что стиль, в котором мы играем, сам по себе предполагает некое количество бластбитов, скримов и прочих приемов, которые делают эту музыку мрачной и замогильно-ужасной. Другой разговор, как использовать эти приемы. Я никогда не ставлю перед собой задачу сделать больше или меньше фолка (блэка, дума, трэша и тд.) - просто пишу, как пишется. Сочинять песни можно по-разному: на гитаре, на клавишах, слова на музыку, музыку на слова, собирать песни по кусочкам, как паззл. На альбоме 2015 года я впервые прибег к соавторству с музыкантами из других групп (Alkonost и Sea Of Despair). Так были созданы вещи «Небесный бой» и «Рыжая Ведьма» - к слову, на сегодняшний день чуть ли не самая известная наша песня.
- Но вы все равно ассоциируете себя с фолк-сценой в первую очередь?
Я не предписываю проект и группу ни к какой сцене. По стилю это фолк с блэкухой, этого вполне достаточно, чтобы как-то себя идентифицировать и не лезть в обоймы, где мы будем совершенно не к месту. Вообще я люблю делить сцену с группами, которые мне нравятся и которые я слушал до того, как начал активно заниматься концертами.
- По какому принципу ты находишь персонажей для своих песен? Откуда все эти Берсерки, Тристаны и прочие Собаки Баскервилей?
Я люблю использовать разные литературные сюжеты. Некоторые из них (тот же "Лесной Царь", например) произвели на меня сильное впечатление еще в детстве и засели глубоко в подсознании. Еще мне нравится рассматривать хорошо всем знакомые сюжеты с необычного ракурса. Например, глазами отрицательного героя, открывая тем самым совершенно другой взгляд на знакомые события.
- В альбоме, равно как и в предыдущих, есть песни о викингах. Насколько тебе близка эта тематика? Каково в твоем представлении мировоззрение викинга?
Моё убеждение заключается в том, что в этом мире не существует стен, а есть только океаны. И удача улыбнется тому, кто дерзнет их переплыть. Ради такого дела не грех и самому взяться за весла. Вот и вся идеология.
- Ты никогда не пытался создать проект в жанре Viking Metal?
Такая попытка имело место году в 2009. Я уже тогда жил в Москве, но периодически наведывался в родной город. Во время одного из таких «набегов» лидер Sea Of Despair попросил меня нарисовать барабанную сетку для его дебютного альбома. По ходу дела мы подумывали сделать викингосовый проект и даже набросали несколько вещей. У него были музыкальные наработки, а я собирал композиции, добавлял какие-то недостающие элементы и сразу отрисовывал все в звуковом редакторе. Впрочем, до полноценной записи дело не дошло и мой компаньон просто отдал мне весь наработанный материал. Например, вышеупомянутую песню «Небесный бой», которую я обозначил как написанную в соавторстве.
- Расскажи об обложке альбома. Почему вы не воспользовались услугами художника Кошкина, как на предыдущих альбомах?
Конечно, я охотно разместил бы на обложке одну из работ Александра Кошкина, однако на сей раз обстоятельства не дали на то «зеленый свет». Мне пришлось искать альтернативу и на глаза попалась одна из ранних работ Александра Таруса, которая заметно выбивалась из его привычного амплуа.
- Конечно, ведь этот автор специализируется на создании брутальных картин.
Да, и я считаю, что мне повезло, что в его портфеле оказалось что-то в духе Киттельсена. Эта работа идеально подошла под задачу, моя обработка была минимальной.
- Что означает этот сюжет?
Ребенок пугается совы на ветке и не видит притаившегося на другом дереве демона – напомнил мне о самой ранней работе Emerald Night, сингле The Moon, который был оформлен похожей картинкой. Она удачно вписывается в мою концепцию. Для начала подумайте, как ребенок в ночной сорочке вообще оказался в этом лесу…
- И как же?
На этот счет у меня есть одна небольшая история, которую я сочинил одновременно с названием группы и которая стала основой для песен дебютного демо «Bloom Of Twilight». Короткая сказка о том, как некий ребенок пошел ночью в лес и встретил там эльфов. И в итоге он сам стал эльфом. Или троллем, кому как больше нравится. Была такая идея – делать альбомы на основе концептуальных историй. Не слишком оригинально.
- Да, виднеются уши датского происхождения. Кстати, почему на диске только один кавер? Раньше вы делали два-три. И почему была выбрана именно эта вещь?
Изначально кавер на вещь Mercyful Fate должен был появиться на работе 2008 года, но тогда у меня до нее руки не дошли. И коль скоро я начал делать такой полу-ремейк старого демо, то сделал и кавер. Специфический вокал Кинга Даймонда был смоделирован из женского сопрано и мужских гроулов-скримов. Получилось неоднозначно, как и многое в подобной музыке, хе-хе!
- Нормально получилось. Считаешь ли ты релиз 2015 года самым лучшим, или какой-то другой альбом? Почему?
Мне сложно судить, насколько хороши мои работы. Я люблю их, как писатель любит свои книги. Три моих диска очень отличаются по звучанию и по атмосфере. Я слышал хорошие отзывы о каждом из них и лишь интуитивно догадываюсь, на чем построены предпочтения слушателей. В какой-то момент мне казалось, что «Король Эльфов» - моя «классика», а люди считают, что «Зеркало Троллей» более хрестоматийный. И все по-своему правы.
- Это да. В прошлом году у вас сменился весь состав группы. Что послужило причиной перемен?
Думаю, не открою Америки, утверждая, что и митол, и футбол – игра коллективная. Играют те, кто хочет и может. Это и есть единственная причина смен составов музыкальных групп и футбольных команд.
- Расскажешь о новый участниках?
Место за ударной установкой занимает Angmarski - музыкант из Сибири, недавно перебравшийся в Москву. У него солидный опыт именно в брутальной музыке, он хорошо владеет карданом и бласт-битами, при этом умеет не «перегружать» свои партии, делать их читаемыми. На басу играет Александр Покореев (Zwerg) из фолковой группы «Боянов Гимн», он же сейчас у нас занимается некоторыми организационными вопросами. Вокалистка Iolanta пришла в группу из фэнтезийного проекта Gwynbleidd, у нее интересный голос и необычная манера исполнения, которая здорово отличается от всех вокалисток, с которыми мне раньше доводилось сотрудничать. Не могу сказать, что у нее сходу все получается, но она много работает и иногда умудряется меня удивлять. Некоторые вещи, в которых раньше не было особых вокальных изысков, в ее исполнении начинают играть новыми красками.
- Вы по-прежнему используете на концертах клавишную подложку. А не было желания взять в штат постоянного клавишника, например?
Мое мнение, что наличие клавишника в группе может быть оправдано, если клавишник является создателем этой группы, если он хороший композитор или выполняет какие-то важные управленческие функции. Что ни говори, а сочинять музыку подложка не умеет. А так – клавишник – пожалуй, единственный музыкант, которого можно не просто полноценно заменить технически, но еще при этом и выиграть. Я не играл с клавишниками уже лет восемь.
- Знаю, что вроде скоро должен выйти трибьют Emerald Night. Чья это была идея?
Идея выглядела так: в связи с 20-летним юбилеем проекта я предложил своим компаньонам сделать компиляцию из лучших вещей и украсить его парой-тройкой каверов. На тот момент мне просто не верилось, что реально собрать полноценный трибьют-альбом. Однако наш The Best не состоялся, а к тому времени у меня уже было три готовых кавера и столько же в производстве. Я решил их не публиковать, а довести число до десятка и выпустить как трибьют.
- По какому принципу ты отбирал группы для сборника?
Никаких жестких условий, конечно, не было. Большинство участников – дружественные коллективы, с которыми мы выступали и музыку которых я постоянно ношу и слушаю в своем плеере.
- А какую еще музыку ты носишь в плеере? Что тебя вдохновляет?
Я слушаю много разной музыки на разных языках, не пренебрегая отечественным производителем. Из зарубежного сейчас у меня в фаворитах ICS Vortex и Vintersorg - с ними связано много хороших проектов.
- Не устал еще играть метал? Сколько ещё думаешь продолжать?
Хороший вопрос. Творчество не утомляет меня, а наоборот, подпитывает энергией. И чем старше я становлюсь, тем больше мне это нужно. Я начинаю впадать в хандру, если долго не репетирую и не выступаю. Хотя временами кажется, что все это дико несерьезно.
- Какие еще вершины не достигнуты?
Когда стремишься быть лучшим во всем, разочарования неизбежны. Я занимаюсь музыкой, а не альпинизмом. Стараюсь не сравнивать себя с другими, а просто выдавать лучшее, на что способен.
- Спасибо, Дисмаэль. Удачи и продолжения Вечной Изумрудной Ночи!
https://vk.com/emeraldnight |