Москва, Горбушкин Двор, 14 июля 2003 года
Итак, свершилось! Андрей Андерсен в очередной раз приехал в Москву, в город, в котором он появился на свет и провёл своё детство. В отличие от заезжавших к нам за неделю до этого Satratovarius, Андрей согласился пообщаться с журналистами и в понедельник 14 июня 2003 года дал пресс-конференцию. Журналистов собралось немного, что объяснялось тремя фактами: во-первых, был рабочий день, во-вторых - середина лета и, в-третьих, большинство печатных изданий уже сдали интервью с Андреем Андерсеном в печать и не были заинтересованы в присутствии на пресс-конференции. Как бы то ни было, но пресс-конференция состоялась, и мы узнали много интересного. Представляю вашему вниманию большую часть ответов Андрея.

Насколько я понял, вы записывали альбом в четырёх различных студиях. Зачем понадобилось так много студий?
Я пытался создать немножко разную атмосферу. Альбом ведь концептуальный и основан, как бы, на новостях. Это всё равно, что сидеть вечером и смотреть новости по телевизору. Там разные темы, разные заголовки и т.д. Где-то была нужна церкви подобная атмосфера, где-то ночной бар и т.д. Мы строили звук под тексты, чтобы подчеркнуть их идею.
Я узнал о Royal Hunt, купив ваши альбомы, выпущенные американским лейблом Magna Carta. Как вы попали на этот лейбл?
Это была какая-то ошибка. (смеется) Честно говоря, не знаю. У нас возникали регулярные проблемы с американскими компаниями. Выпустить диск с той музыкой, которую мы играем, в Америке, особенно в тот период, было очень тяжело. А Magna Carta выпускали всевозможные прогрессивные пластинки и проекты, наверное, таким образом мы и связались с ними. В основном, этим занимался наш менеджмент, он расположен в Нью-Йорке, и им было проще договориться. Я с ними не говорил напрямую. Единственный раз я говорил с Майком Уорни, когда все очень испугались выпускать "Paradox" (1997) в Америке. Они сказали, что тексты очень сильно связаны с религией, и вроде Бога я как-то плохо обозвал в одном месте, и они очень волновались по этому поводу. Мало того, они попросили меня написать предисловие для этой пластинки, то есть я должен был объясниться и написать, что я совсем не плохой и против Бога ничего не имею. А еще они убрали распятие с обложки. (смеется) Там мелом на стене было нарисовано распятие, и они его убрали.
Вопрос о сборнике "The Watchers", вышедшем на Fronties. Довольны ли Вы продажами этого диска? Довольны ли лейблом?
С Fronties у меня нет проблем. Это небольшая компания, но мне нравятся их идеи. Они хорошо работают с промоутерами. А сама пластинка "The Watchers" в принципе была сделана для тех фэнов, которые нас бомбили в последние три - четыре года с одним и тем же вопросом: "Как Джон будет исполнять старые вещи?" Поэтому какие-то вещи мы взяли live, какие-то - студийно. Для нас это было так, просто развлечение. Продалась она хорошо, приняли её очень хорошо. Мы получили множество очень приятных отзывов. Теперь у фэнов теперь есть развлечение - сидеть и сравнивать вокалы.
На Fronties вышел Ваш последний сольный альбом. А каким образом попал туда Ян Пэрри?
Вначале у меня была идея взять Яна в Royal Hunt, когда мы меняли певцов. Ян мне нравился давно. Свой альбом я хотел сделать в стиле старого рока 70-х годов. Без прогрессива, а Ян Пэрри напомнил мне, почему то, молодого Дио. Такой типичный британский певец. И хорошо поёт к тому же.
Вопрос о гостевом треке на последнем сольнике Джона Уэста, на котором Вы играете вместе с Виталием Куприём. Как так получилось, что два мега клавишника гостят на одном треке?
Это была идея Джона. Он там собрал многих музыкантов. Он знает всего двоих русских и оба клавишники. Может, он хотел сделать что-то вроде дуэли клавишников. Но дуэли естественно никакой не получилось, потому что я сидел в Копенгагене, а Виталий - в Сан-Франциско. Получилась, дуэль по почте. Мы с Виталием даже не общались.
Виталий и другие клавишники часто присутствуют на трибьюьт-альбомах, а Вас там не видно.
Я не люблю трибьютные альбомы. Я и раньше не видел в них смысла, а сейчас вообще... Если раньше делали трибьюты The Who, Led Zeppelin, то сейчас стали делать трибьюты группам, которые ещё до сих пор существуют и играют. Helloween, например. Я не совсем понимаю эту идею.
Расскажите о вашем следующем сольном альбоме.
У меня есть один готовый альбом. Называется он "Oceanview". Но это не рок альбом, это - фортепьянный альбом. Я играю там свои вещи в классическом стиле. На некоторых песнях играют несколько моих друзей на: виолончели, скрипке, акустической гитаре. Диск должен выйти где-то в октябре - ноябре. Кроме того, у меня будет маленький фортепьянный тур (7-8 концертов). Это то, что уже сделано. А в дальнейшем... я ещё не знаю. У меня есть несколько идей. Меня захватила идея сделать рок-пластинку с оркестром. Но это долгий разговор. Всё, что я слышал на сегодняшний день (у Metallica, Мальмстина...), на мой взгляд, это не то, что должно быть. Если я буду делать бодобный эксперимент, то я поступлю так: возьму человек двадцать, там скрипачей, виолончелистов, и т.д. и каждому из них дам роль в группе. У них будут свои партитуры. Я хочу их втянуть в группу, а не использовать как эффект. Но начну этим заниматься я не раньше Нового года. Сейчас у Royal Hunt тур будет.

Есть ли график тура и есть ли в нём Россия? И почему во время предыдущих концертов в России не было разогрева?
Честно говоря, не могу ответить конкретно ни на один из этих вопросов. Почему не было разогрева, я не знаю. Это исходило не от группы. Часто, когда мы играем в Европе или других местах, у нас есть группы, которые с нами играют. Я не знаю, почему в России этого не было. Мне периодически проигрывают всевозможные CD, которые здесь выпускают и есть там подходящие группы, например Archontes, Catharsis... Я даже предлагал в своё время, чтобы какую-нибудь из этих групп взяли сыграть на концерт, но это не от нас зависит. А по поводу тура... Определённой схемы пока нет. Начнётся он в конце сентября, закончится где-то в конце ноября. 6-го декабря начнётся тур в нашей любимой Японии и Кореи. Насчёт России пока не знаю ещё.
Вот Вы сказали, что слышали группы из России. Что Вы о них думаете? Может, можете кого-либо выделить? Ваше мнение о тяжёлой сцене в России.
Металл сцена России стала значительно лучше. Если даже сравнить с тем, что делалось пять - шесть лет назад... Вот даже по тем обрывкам, которые я слышал: продукция стала значительно лучше, люди стали вещи лучше играть. Естественно, ведь открылись границы, появился интернет, то есть, информация с запада на восток несётся с колоссальной скоростью. Естественно, когда получаешь такое количество информации, ты чему-то учишься. То же самое и с музыкантами происходит. Поэтому если сравнить те попытки, что я слышал лет восемь назад - то были неудачные пластинки. Скажем так, первый блин комом. А сейчас русские группы делают очень серьёзные пластинки. Я уверен, что некоторые из этих групп будут подписаны на солидные западные лейблы.
На "Eye Witness" есть очень необычный трек "Wicked Lounge". Что вдохновило Вас на эксперименты с фокстротом? Или Вы писали музыку по тексту?
Конечно! У меня была проблема с этой вещью в некоторых неанглоязычных странах, потому что когда там слушают пластинку, и, вдруг, откуда ни возьмись, появляется джазовая вещь, все вздрагивают. На самом деле я представил себе такую сцену: куча политиков, толстых, лысых, с сигарами. Где их представить? Я себе представил их в каком-нибудь эксклюзивном клубе, где с ними сидят 18-летние модели, и идет дележка. А что в таком клубе будет играть? Естественно, какой-нибудь lounge music. Что я и сделал.
С чем связаны такие радикальные перемены в имидже Джона Веста? Означает ли это, что он больше не выйдет на сцену в костюме индейца?
Просто оброс он в какой-то момент. Только мы со Стином остались лохматые. Но Джон сейчас уже опять оброс. Он забыл, что когда коротко пострижешься, нужно раз в месяц бегать в парикмахерскую и это все поддерживать. Этого он не учел, поэтому постригся один раз! (смеется) Так что сейчас, когда мы в мае играли два фестиваля в Англии и Италии, он уже оброс. Когда я его встретил в аэропорту, я ему сказал: "Ну что ж ты?" Так что индеец обрастает! (смеется)

Ваше отношение к СМИ.
У меня нет отрицательного отношения к этому, но дело в том, что медиа сегодня имеет такую колоссальную силу, такой колоссальный вес, что оно каким то образом принимает участие в каждом микроскопическом аспекте нашей жизни. Телевидение, радио... Происходит постоянная бомбардировка какой-то информацией, новостями, каким-то мнением. Мы постоянно получаем чьё-то мнение о чём-то. Дело в том, что когда мы читаем или смотрим по телевидению какую-то новость, то мы поначалу в это верим, хоть зачастую это и оказывается ложью. Но поначалу мы верим, а лишь потом взвешиваем и анализируем. Я сначала не собирался писать пластинку о медиа, так получилось. Я написал одну вещь, вторую. Они у меня получились как headlines, то есть, как заголовки каких-то статей. Поэтому так и получилось. Я этого не планировал и против медиа ничего не имею.
Многие критикуют новый альбом за "задвинутые" барабаны. Связано ли это с ситуацией с барабанщиками в группе?
Ситуация с барабанщиками на звучании барабанов не отразилась. Если бы у нас был другой барабанщик, он бы играл то же самое, разве что за небольшим исключением. Я даже не знаю... У нас просто нет постоянного барабанщика, и как-то это на нервы не действует. Как-то так сложилось! (смеется) Для нового турне к нам вернется опять барабанщик Алан Соренсен. Теперь у нас два Алана: "маленький" и "большой" Аланы. "Маленький Алан" записал с нами последнюю пластинку, а сейчас он поехал в турне с другими людьми. Кстати, он у вас в Москве не так давно играл с Kingdom Come. А к нам вернулся прошлый Алан, который был с нами на "Paradox". На двух майских фестивалях мы уже играли с ним.
Вот Виктор Смольский как-то сказал, что развитие лицензионного рынка в России это хорошо, но продажи дисков по 4 доллара не приносит каких-либо доходов музыкантом и является только делом чести для них.
Ну, во-первых, нет сомнений в том, что развитие лицензионного, так называемого "белого", рынка в России - это замечательно. Пиратский рынок изолирует страну с музыкальной точки зрения. Ведь, если нет компаний, с которыми мы работаем, значит, мы не знаем, сколько пластинок продаётся, следовательно - мы не едем в страну с концертами. Когда есть какой-то лицензионный договор с какой-то компанией, то всё по-другому. А по поводу цен на пластинки... Знаешь, не всегда важна цена, иногда важнее территория. Если бы все шли только за деньгами, то все продавали бы пластинки только в Японии, потому что там они стоят 25 долларов.
В оформлении буклета "Eye Witness" используется вырезка из газеты "Аргументы и Факты" про группу Тату. Это получилось случайно или было запланировано?
Совершенно случайно, но с подтекстом. (смеется) Я разговаривал с Кристиной, девушкой, которая занимается нашим дизайном, и объяснил, что там должны быть вырезки из газет, которые кто-то свалил в кучу. У меня вообще сначала была идея изобразить детский глаз на обложке. Она начала все это делать на компьютере, и получилось очень нереалистично, все какое-то плоское. Тогда мы сделали по-другому: я смотался на вокзал, где у нас продаются всевозможные газеты со всего мира, и накупил кучу газет. Нашел какие-то вырезки, которые как-то относились к текстам пластинки, навыдирал их оттуда, разбросал ей на столе, и сказал: "Вот как надо, чтобы все выглядело!" И среди французских и датских газет были "Аргументы и Факты". Мы их использовали наравне с остальными, потому что хотелось, чтобы каждая страничка была на другом языке, чтобы подчеркнуть интернациональность пластинки. А потом произошла эта история с Якобом. Я посмотрел на фотографии с поляроидов, которые мы делали, и он там сидит как бы ни у дел. Все как бы делом заняты, что-то смотрят, а он ни у дел. Тогда я сказал ему: "Газету возьми!" Сразу вид у него стал интеллигентный… Он посмотрел вокруг - а у нас было все завалено газетами, они на стенах висели - и "Аргументы и Факты" привлекли его тем, что там была фотография какой-то русской теннисистки. Прочесть про нее он не мог, зато картинки смотрел.
А чем сейчас занимается ваш первый вокалист Хенрик Брокман?
С Хенриком я только что записал пластинку. Его группа называется Evil Masquerade, там двое шведов, а Хенрик и еще двое ребят - датчане. По-моему, там играет бывший басист Narita. Они собираются микшировать пластинку через несколько недель в студии Томми Хансена Jailhouse. Я называю их музыку "шведский металл" - что-то от Helloween, что-то от Мальмстина…

Вам нравится сольное творчество ваших коллег: Cornerstone, проекты Джона Веста?
Конечно, оно мне нравится. Я просто обязан сказать, что оно мне нравится. Не дай Бог, я бы сказал - не нравится. Мне ж потом к ним возвращаться (смеётся) . Замечательно то, что они нашли свои ниши, то есть у каждого есть своё маленькое королевство. Ведь когда мы собираемся в Royal Hunt, там идёт общее дело. Хорошо, что нам удалось разделить наши проекты, ведь когда мы их начинали, получалось так, что все играли друг у друга на пластинках. Создавалось впечатление, что Royal Hunt разрастается до каких-то неимоверных размеров. Но мы по-прежнему помогаем друг другу: со студиями, с оборудованием... Ну, а у Джона всегда была своя сольная карьера, и он поёт в Artension. Честно говоря, мне его сольники нравятся больше, чем Artension. У меня такое впечатление, что Artension записывают все свои пластинки за три недели. А со своим последним альбомом Джон возился год. Там слышно, что даже качество получше.
После второго концерта группы в Москве многие стали обвинять Royal Hunt в том, что все клавишные партии были забиты в секвенсер…
Это не правда. Во-первых, все было записано не на секвенсер, а на жесткий диск. Дело в том, что мы сделали много разных интро, возможно, чересчур много. Я стоял и благополучно играл все полтора часа, но дело в том, что эти интро иногда перекрещиваются с моими партиями, например, в начале "Wasted Time", и сделать на концерте так, чтобы громкость клавиш плавно входила в звучание практически невозможно, ни один звуковик вам этого не сделает. Поэтому было удобнее все военные звуки, эффекты и т.д. вместе с моими интро засунуть на жесткий диск. Честно говоря, ничего криминального я в этом не вижу, но если кому-то не понравилось, что же делать?
На европейском лимитированном издании "Eye Witness" в качестве бонуса есть новая версия "Martial Arts"…
Это не новая версия, это абсолютно та же версия. Я не совсем понял, зачем они ее взяли, думаю, смысл в том, чтобы сделать что-то extra для digipack. Мы сделали ремастеринг этой вещи, но это было несколько лет назад, когда ее использовали для какой-то телевизионной передачи или чего-либо в таком духе, я уже не помню. А вторая вещь - концертный вариант "Follow Me". Это было для меня принципиальный выстрел, поскольку первый раз в жизни пираты сработали на меня. Честно говоря, я взял пиратский вариант, хотя обычно они у нас все сдирают. Когда мы были в Японии, в Осаке, они каким-то подпольным образом записали наш концерт и выпустили двойной альбом. Этот альбом, конечно, быстро попал ко мне: кто-то из фэнов мне чего прислал. Ну что с этим сделаешь? Не объявлять же войну Японии из-за этого, правильно? Когда начался разговор о том, чтобы сделать digipack, я послушал этот альбом, звук там был жуткий, но последняя вещь - там был только орган Hammond и вокал Джона - звучала очень прилично. Я сказал: "Окей!", взял этот вариант, сделал мастеринг, и все! Так что в первый раз в жизни пираты на меня сработали.
Чем бы Вы занимались, если бы не уехали из России?
Думаю, что мои родители протащили бы меня через медицинский институт, и сейчас бы я кому-нибудь ноги резал. (смеется) Честно говоря, я даже не знаю. Я уехал в 1983 году, и до того момента, когда рок-музыка стала открыта публике, прошло очень много времени. Может быть, я бы так и продолжал с этим возиться. Многие музыканты здесь, которые не в состоянии жить за счет музыки, где-то работают и параллельно играют в каких-то группах. Может быть, я бы сделал то же самое. Наверное... Кому-то повезло, что я не стал врачом (смеётся) ...
А перед какой аудиторией Вы предпочитаете выступать? Не смущает ли Вас малое количество зрителей?
Нет. Конечно, каждый хочет играть на стадионе, но мы отыграли столько концертов в клубах... И многие лучшие концерты проходили в клубах. Например, в Японии в Хиросиме. Там клуб был маленький, всего 150 человек, но набилось туда много больше народу. Было жарко, но здорово. Так же и в Москве. Я считаю, что первый концерт был более удачный, чем второй. Хотя там был полный хаос и половина оборудования не работало. Может быть именно из-за этого. А второй концерт прошёл как-то регулярно, всего четыре часа на таможне держали. Я уже привык 10-11 часов, а тут всего четыре часа. Я даже не заметил. И как-то всё прошло очень гладко во второй раз. Я даже не запомнил...
Ваши личные музыкальные пристрастия. Что Вы сейчас слушаете?
Я всеядный. Я даже не помню, что я в последнее время слушал. Мне так надоела моя собственная пластинка, что я ничего не слушал. А вообще, если вещь интересная, то мне все равно, какой это стиль. Я бы сказал, что я слушаю всё: от классики до тяжёлого металла. Конечно в дет-металл я не захожу, но Pantera и такого плана вещи я слушаю. Я помню даже, несколько лет назад Мадонну слушал, сам испугался.

Как только закончилась пресс-конференция, полил дождь, а Андрей Андерсен отправился давать интервью различным журналам. Именно поэтому, к месту раздачи автографов на торговой точке в "Ля-Ля-Парке" клавишник великой группы опоздал на сорок минут. Кстати, народу за автографами пришло мало. Не то, что год назад, когда автографы раздавала вся группа. К слову сказать, эта пресс-конференция и встреча с фэнами была приурочена к выпуску в России лимитированного издания "Eye Witness", вышедшего в формате digi-pack и в качестве бонуса содержавшего замечательную балладу "Day is Dawning".
Приношу благодарность Елене из Art Music Group за предоставленную аккредитацию.  |