Дмитрий Спирин, более известный как Сид - лидер московского рок-коллектива «Тараканы!». В связи с серьёзными перестановками в группе и выпуском в свет нового сингла, музыкант нашёл время встретиться с нами в одном из городских кафе.
Осторожно! Ненормативная лексика!
Недавно вы выпустили сингл «Сколько денег у Бога». Про кого эта песня?
У меня нет конкретного адресата. Я не могу назвать конкретное имя и фамилию. Это про людей, которые забывают о том, что всему должен быть предел.
Банковский счёт не утащишь с собой в гроб. Меня всегда удивляли люди, которые считаются сверхбогатеями, мультимиллиардерами. Тебе и мне, что миллион долларов, что сто миллионов долларов – это одинаково недосягаемо, как до Луны. Если бы мне выдался шанс с ними встретится, я был бы рад, чтобы они мне объяснили, зачем зарабатывать ещё и ещё больше? Покупать ещё больше, ещё шикарнее. Может, их сознание как-то меняется… Просто хочется понять для чего всё это происходит.
Но определённого адресата нет. Это летает в воздухе.
Довольны результатом работы?
Да, вполне.
Ваш состав часто менялся. В чём причина такой «текучки»?
По разным причинам. Кто–то уходил сам, кто–то уходил по личным причинам, кто–то уходил от накопившейся усталости. Это живой коллектив, всё в порядке вещей.
Почему вы ушли от классического квартета?
На самом деле мы почти всегда на записи были двухгитарной группой, потому что в музыке этого жанра всегда нужны дополнительные дабл-трэки что касается ритмических гитар, соло – партии, обыгрыши и т.д. И в процессе живых выступлений мы всегда сталкивались с этой проблемой. Гитаристу приходилось как–то выворачиваться из этой ситуации. Мы часто подумывали о том, чтобы пригласить в группу ещё одного гитариста. Осуществить четкое разделение гитарных партий. Это же отдельная тема в процессе аранжировки – взаимодействие двух гитаристов. Нам хотелось, чтобы было именно так.
Группа уже сыгралась или есть какие–то проблемы?
Никаких проблем.
Чего ждать от нового альбома?
Я не могу сказать что-то конкретное по той причине, что у нас очень много песен – около трёх десятков, разные идеи, большая часть ещё не обработана и не прощупана на репетициях. Я даже в общих чертах не могу представить, что получится в итоге.
А как ты определяешь стиль «Т!» на данный момент?
Честно говоря, я никогда особо не увлекался стилистическими самоопределениями, не выдумывал для «Т!» какие–то формулировки. Мне всегда казалось, что это дело музыкальных критиков или менеджеров музыкальных магазинов, которым нужно новые пластинки расставить по правильным полкам.
Что касается меня, то я думаю, что мы играем жёсткий рок.
Почему вы решили сначала выпустить «Unplugged», а не сам полноценный альбом?
По своим размерам «Unplugged» - полноценный альбом. Или вопрос стоит в том, почему мы выпустили сначала старые песни переделанные, а не новый альбом? Думаю, так было логичнее с точки зрения хронологии. Концертную программу «Unplugged» мы придумали уже более двух лет назад. Мы играли ее только в Москве и Питере. И пришли к выводу, что рано или поздно нам придётся записать этот альбом. Приступили к записи летом. Но в нашей группе произошла реконструкция, прибывшие музыканты решили немедленно творчески самореализоваться. Поэтому к моменту выпуска «Unplugged», у нас уже был готов и сингл «Сколько денег у Бога?». Они и вышли один за другим.
«Unplugged» - это то, что мы обещали фанам уже давно.
Обложка «Unplugged» напоминает обложку The Beatles. Как пришла эта идея?
Этот альбом по своему музыкальному содержанию очень разнообразный. Мне он представляется каким-то ярмарочным празднеством, какое-то кабаре… Но обложка сразу представлялась неким коллажом из большого количества изображений каких-то живых объектов. Поэтому мы решили не выдумывать живые объекты, т.к. внутри песен они уже присутствовали. Например, Маша - скрипачка из «Король и Шут», четвёрка Beatles, потому что мы используем солягу из их песни, Галанин, Шевчук, Боб Марли, пятнадцать человек музыкантов и т.д. И тогда мы решили не придумывать, а сделать пародию на «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
На этом альбоме есть работа с Noize MC. Какие у вас отношения и не хотели бы записать ещё что-нибудь?
Отношения приятельские. Мы не слишком хорошо друг друга знаем и не слишком давно. И виделись-то пару раз всего. Новые технологии позволяют музыкантам не встречаться в студии, что и произошло с Noize. На своей студии мы записали свои партии и, оставив специальное место, отправили ему. Он начитал свою партию - отправил нам. На самом деле я большой фанат Noize, мне понравилось то, что он сделал. Как оказалось, он тоже в прошлом или до сих пор фанат некоторых песен «Т!». Но у нас не было разговоров о каком-либо дальнейшем сотрудничестве. Это из разряда таких сотрудничеств, когда сегодня его нет, а завтра оно появляется.
Noize крайне креативный парень, поэтому мы открыты для любых диалогов.
У вас было в планах записать сплит с «Кирпичами». Эта идея воплотится в жизнь?
Мы уже столько выпустили различных сплитов, что ещё один будет лишним, на мой взгляд. И подобную идею мы уже воплотили с «Distemper». Мне кажется, что в дискографии группы такие вещи должны быть в единственном экземпляре, а то получается, что мы готовы и с этими, и с пятыми – десятыми. Как-то это не совсем правильно.
У вас уже много альбомов и все они в какой-то мере разные. Причина в переменах мировоззрения или что-то другое?
Во-первых, музыкальные альбомы рок-групп имеют разный звук, разную подачу, разную энергетику. В первую очередь, это может быть из-за того, что практически на каждой пластинке новые музыканты присутствуют. Повторюсь, у нас часто менялся состав. Могу припомнить только три – четыре альбома, которые выдержанны в одном стиле, поскольку был один и тот же квартет.
Ещё причиной может быть то, что настроение группы меняется и меняются тексты. Потому что текст я сочиняю уже на готовую мелодию. И прежде чем сажусь сочинять, я стараюсь максимально проникнуться мелодией, пропустить её через себя. Только после этого я могу сочинить что-то адекватное. Даже если это самое адекватное состоит из восьми строчек самого тупого на земле панк-рок текста.
А людям кажется, что я перешёл на другой уровень мировоззрения, как-то внутренне изменился, хотя всё, что я сделал, это на мелодию наложил подходящий текст.
Мне иногда удаётся встречаться со своими ровесниками… (Я очень редко тусуюсь с ровесниками, в основном с людьми, которые младше меня). Будь это знакомые из пионерского лагеря, одноклассники или просто люди, которым 33 или 34 года. И встречаясь с ними, я понимаю, что они действительно изменились. Они тупо дядьки! Я могу временами плохо выглядеть, старше, чем мне есть на самом деле. А потом я завязываю пить, курить. Начинаю посещать спортзал. И я уже выгляжу моложе. Но речь не об этом! Речь о том, что, когда люди становятся серьёзными – это сразу же видно. Я не чувствую себя на 33! Я чувствую себя на 18! Пусть у меня более богатый словарный запас с тех пор, пускай я натренировался в деле давания интервью из пятидесяти вопросов, но я чувствую себя внутри таким же!
Поэтому говорить о каком-то глобальном изменении я не могу.
С какой целью вы выпускали англоязычные альбомы?
Мы их продавали в Европе.
Т.е. вы рассчитывали на западную сцену?
Мы ездили в туры и продавали пластинки на концертах. Мы хотели, чтобы у людей, которые приходили на наш концерт, была возможность купить альбом. И чтобы обложка «Т!» не выглядела тарабарщиной, как для нас обложка китайской группы, чтобы люди могли что-то понять.
Мы ездили в туры в Европу и понимали, что нужно что-то возить с собой.
В Европе вас так же тепло принимали, как и в России?
Если в плане теплоты, то конечно нет. Для Европы мы - новое имя, а в России нас знают, как облупленных. И для тех, кто в регионах, кто редко бывает на наших концертах, всякий поход на наш концерт - праздник. Возможность услышать живьем их любимые песни. В Европе это не так. Там мы для них ещё одна из новых панк-групп из Восточной Европы. Любопытно, интересно. Если нам удавалось их раскочегарить, то мы считали, что этот успех более важен, чем аншлаг в «Горбушке».
Не было ли идеи выпустить кавер-альбом?
Возможно, когда-нибудь мы это сделаем. Может быть, я это сделаю как свой сольный альбом, потому что я частично этим занимаюсь.
А не хотели бы вы к двадцатилетию выпустить трибьют?
Этот вопрос стал часто звучать в последнее время.
Само слово трибьют – это посвящение. Это говорит о том, что объект посвящения вообще не должен иметь какого-либо отношения к выпуску альбома. Самая нелепая ситуация, в которой я могу себя представить - это обзванивать музыкантов и предлагать им сделать кавер-версию моей песни. Это глупо, это неправильно.
Формулировка самого вопроса не совсем верная – не думаем ли мы выпустить посвящение самим себе? Нет, у нас нет таких идей. Может, кто-то другой думает об этом?
Например, рекорд-лейбл, который считает это интересным. Он связывается с виновниками торжества. И, возможно, с этого момента начинается работа с элементами каких-либо действий. Допустим, я говорю: «Нет, вот эти говнюки не будут записываться, я их всегда ненавидел! Не хочу, чтобы они были на трибьюте».
Или же Фан-клуб. Когда активисты Фан-клуба заваривают кашу.
Третий способ, это когда группа настолько влиятельна, что уже двадцать групп перепели их песни, и осталось их только собрать.
Я лично не буду заниматься этим, остальные – пожалуйста.
С какой целью писалась книга «Тупой панк – рок для интеллектуалов»? Это как продолжение музыкального творчества?
В том числе! Это было подведением итогов.
Вообще, причины, заставившие меня засесть за этот труд, перечислены в предисловие моего собственного сочинения. Я любитель околороковой литературы. И я посчитал, что могу написать такого же рода книгу про нашу группу и мою жизнь.
Нет ли желания написать ещё что-нибудь?
Да. Мы с нашим тур-менеджером уже практически подготовили к изданию книгу, которая будет состоять из двух полноценных и полноправных тем. Главы будет чередоваться – одна моя, одна его.
Моя часть о том, как помочь детишках с нуля подняться до рок-группы, которая будет крутиться на радио и записывать альбомы. Грубо говоря, от просто желания до осуществления в жизнь. Я даже в течение года вёл свою колонку в журнале «Bravo», которая называлась «Школа рока».
Другая часть – это «путевые заметки», гастрольный дневник.
Сейчас идёт работа по поиску издания.
А ты не думаешь, что панк-рок музыка изживает себя, что её задавят другие стили?
Уже роскошь - увидеть ирокез и клепаные косухи.
А этого никогда и не было. В России, по большому счёту, всплеск околопанкрокерской моды выражался в том, что девочки и мальчики ходили на концерты и фестивали панк-рок групп, но были единицы, которые выглядели радикально. Массовой формы это не принимало.
Но пришла другая мода. Детишки слушают эмо, одеваются подобным образом. Но и это тоже уйдёт.
Для меня панк-музыка существует с шестнадцати лет. Всплески то и дело происходят. И я не считаю, что можно говорить о полном исчезновении панк-рока.
«Т!» играют с 1991 года. И фактически первые десять лет никакого панк-рока вокруг нас не было. Пара – тройка групп всего. Никаких концертов, никаких фестивалей, никаких подразделений на ска-панк, поп-панк, харкд-кор, а мы вот подвальный андерграунд и хуй знает что ещё! Не было нефига!
Я верил, что делаю то единственное, что я умею делать, и что мне нравится делать. И это желание не меняется даже в не зависимости от того, если ли мода на эту музыку или нет.
Когда ты только начал заниматься музыкой, конечно же, были какие-то планы, ожидания... Они исполнились или что-то ещё не осуществилось?
Более или менее сформулированный план – это играть в группе и делать музыку, при этом не работать, а полностью отдаться творчеству.
Когда мы только начинали, нам было по 16 – 17 лет, были обычными уличными уёбками. Мы просто не могли формулировать какие-то планы, не хватало на это фантазии. Мы несколько другими вещами жили. Но именно такой раздолбайский подход вызывает единственный план – не делать ничего, кроме как участвовать в группе. По большому счету, оно и осталось.
Да, я могу сказать, что мои цели осуществились. Я 18 лет играю в группе и ничем больше не занимаюсь.
Чем бы ты занимался, если бы не музыка?
Ой, я не знаю… У меня никогда не было каких-то мечтаний, кроме музыки. Правда, в дошкольном возрасте я мечтал стать машинистом в метро.
А после завершения музыкальной карьеры чем планируешь заниматься?
Я надеюсь, что моя музыкальная карьера закончится вместе со всеми другими карьерами, которые только можно придумать на этой земле. Я планирую до гроба появляться на сцене. По крайней мере, не плясать, но появляться на сцене.
Я пробовал быть радиоведущим, я пробовал писать книжки, я пробовал писать журнальные публикации, сниматься в телесериалах, продюсировать группы. Всё это интересно ради пробы, но ни в какое сравнение не идёт с тем кайфом и счастьем, которое я получаю от музыки, когда внутри меня расцветают яблоки и груши от удовольствия.
Есть желание пробовать себя в кино?
Да, кино – это прикольно! Я хотел бы сниматься в кино, даже не важно в каком.
Тебя можно увидеть в фильме Владимира Епифанцева «Весна – время любви». Кого ты там играл?
Честно сказать, я не знаю… У него свой подход. Он выцепляет человека и говорит: «В этой сцене тебе нужно сказать то-то и сыграть так-то!» Хорошо. Я не знаю, кто этот парень и почему он поругался с этой тёлкой, не знаю, почему его убивает эта девочка. Просто он делает так.
Я не знаю про что кино.
Можно ли зарабатывать на рок-музыке?
Видишь ли… Уровень жизни для каждого разный. Кто-то страдает, когда не может купить автомобиль, кто-то страдает, когда влезает в ипотеку, кто-то страдает, когда не может ездить за границу раз в два месяца. Мой уровень жизни позволяет мне жить от группы и ни в чём себе не отказывать. Но кто-нибудь скажет мне: «Ты нищий!», а другие думают, что песню «Сколько денег у бога?» нужно петь «Сколько денег у Сида?».
В какие моменты приходит вдохновение?
В абсолютно разные, но нужны, конечно, кое-какие условия для этого. Для меня это, когда моя голова не занята бытовыми и насущными проблемами. Голова должна быть освобождена. Если она забита, и внутренний архивариус перекладывает мысли с одного места на другое место, вот это позитивно не скажется на творческом настроении. Мне все равно, где я нахожусь, в каком настроении, потому что импульс первоначальный может состоять в чем угодно, в случайно услышанной фразе, зацепился за нее - вот и текст готов.
Как ты считаешь, имеет ли сейчас смысл записывать альбомы, ведь многие его скачают из интернета, а купят лишь единицы?
Больная тема. Не тема для интервью, пускай и такого длинного. Лучшее умы рекорд - индустрии не могут на него ответить. Естественно, фонограммы нужно делать, иначе ты не даешь людям возможность слушать свои песни, не можешь отдать что-то на радио. Записи не дают возможность вернуть потраченные на них деньги. Так что надо эти затраты минимизировать. На практике это будет переход из хорошей студии в плохую. Что будет дальше? У «Т!» есть план. Те, кто хочет покупать пластинки, произведенные круто, с жирными буклетами, записанными круто, они будут получать эту возможность. Наш коллективный гениальный разум родил наконец-то идею, и мы находимся в стадии ее воплощения. Что это, я сказать не могу.
Тебе не кажется, что музыка сейчас превратилась в потребительский продукт? Например, звонок для телефона…
К сожалению, это так. Не только способы продать музыку превращают в это, но и отношения людей. Некоторые приходят на концерт, как в ресторан, и если что-то не так, музыкант слышит претензии. Наш коллектив понимает, что люди потратили деньги на билет, и мы пытаемся дать максимум кайфа и даже более того. Многие спрашивают: «Почему вы играете в Б1? Там охрана хуевая». Мы отвечаем: «Потому что мы хотим хорошо звучать, мы хотим хорошо выглядеть, мы хотим профессиональный свет. Хотим дать полное удовлетворение тем, кто купил билет».
Почему на «Нашествие - 2008» у вас был такой маленький сет?
Мы также, как и вы, не довольны таким отношением к нашему коллективу со стороны организаторов, но рычагов воздействия на них у нас нет. Всякий раз, когда нам звонят организаторы и предлагают выступить, они обещают нам 10 - 12 песенный сет. И вот когда мы приехали, через полчаса готовы выступить, нам говорят, что у них накопилось куча организационных вопросов - те не приехали, эти переиграли на пять минут дольше, другие просятся вперед. На поле есть проблемы у организаторов, но урезать сет приходиться нам. Мы говорим: «Бля, как же так?! Вы же обещали 12 песен, мы репетировали и т.д.», а они говорят: «Вот сцена. Вы можете играть 8 песен, а вон автобус - вы можете ехать домой. Решайте».
Мы не «Алиса», мы не «Земфира», мы не «ДДТ». Они лучше урежут нам и начислят «Земфире»
несколько песен. И большая часть Нашествия будет рада.
Это правда, что все группы на «Нашествие» выступают бесплатно?
До последнего фестиваля так и было. По крайне мере, нам так говорили организаторы фестиваля в 2000 году. Вот в 2008 году фестиваль позиционировался как совместный с «Эммаусом». Вот на «Эммаусе» платили деньги.
Вы снова играете «Дурную башку», хотя на одном из концертов похоронили эту песню. Что вдруг произошло?
Просто глупо отказываться от своих успешных песен.
Вроде это ваша нелюбимая песня?
Нелюбимые песни все, которые приходится играть многие годы. Мы не хотим выпендриваться, так как нас кормят фаны. Весь наш бизнес - кровь, пот и слезы. И вставать в позу и говорить, что мы не играем песни, которые нас утомили - это глупо.
В прошлом году вы разогревали легендарных «Sex Pistols». Вам удалось с ними пообщаться?
Да. Мы все это сняли на видео, порезали на кусочки и это видео можно видеть на youtube.
А вообще впечатление о концерте?
Мне концерт очень понравился. Я был на их выступлении и в Питере, и Москве. Они мне понравились в таком виде, какие они сейчас. Я же не оголтелый, безмозглый фанат с одной стороны, а с другой - не отношусь к высоколобым своим ровесникам, которые в своё время гоняли по Арбату в тельняшках, а теперь они неибаться сисадмины, но пришли по старой памяти. И что они увидели? Стареющих, лысеющих, 50 летних мужчин, которые не дают той энергетики. Конечно, не дают, им 50, ёпта! Лично я был к этому готов.
Что для тебя «Тараканы!»?
Получилось, что это моя жизнь.
С кем из рок-тусовки вы поддерживаете дружеские отношения?
С Сашей Телеховым из «Элизиума», с «Distemper». Со многими, сейчас и не вспомню.
Вас можно было увидеть в передаче «Секс с Анфисой Чеховой». Гитара, о которой ты рассказывал, это стёб какой-то или правда?
Конечно, правда.
И часто у вас совокупляются на концертах?
Всё время, без остановки. Причём по обоюдному согласию. И потом счастливо живут до смерти.
Что вы можете сказать в заключение интервью?
Развивайтесь, ребята. Успехов вам! Отличное имя у вас – Нeavy Music. Это именно тот стиль, в котором играет группа «Т!» сейчас. Действительно, с кем вам ещё делать интервью и о ком писать? Спасибо, что проявили интерес, тем более в преддверии больших событий у группы. Спасибо за интервью! |