В 2007 году очень многие метал-группы, использующие в своем творчестве женский вокал, выпустили новые альбомы. Их характеристики варьируются от “лучше не слушать” до “слушать непременно”. Несмотря на то, что очень хорошие альбомы вышли и у таких известных групп как Therion, After Forever, Epica, самым лучшим альбомом 2007 года в металле с женским вокалом, на мой взгляд, является альбом американской группы Aesma Daeva “A Dawn of New Athens”, которая уже более десяти лет удивляет поклонников способностью соединить в музыке несочетаемые, казалось бы, элементы, создав при этом целостную, масштабную, неоднозначную и завораживающую музыку. Их стиль описывали как “gothic progressive”, “darkwave / sympho / gothic / metal”; на новом альбоме “Dawn of New Athens” звучание немного поменялось – те, кому не очень нравилось значительная доля electro / darkwave в музыке группы, будут рады – и сейчас его можно определить как “sympho metal”. При этом группе удалось сохранить неподражаемую атмосферу, создаваемую их музыкой. На наши вопросы о ранних работах группы, о новой вокалистке, о концертах и многом другом ответил лидер группы, автор музыки Aesma Daeva / гитарист John Prassas:
В музыке Aesma Daeva можно услышать элементы различных музыкальных стилей – metal, sympho, progressive, даже darkwave; в сочетании с оперным женским вокалом такое звучание делает Aesma Daeva одной из самых интересных групп на метал-сцене. Когда тебе впервые пришла в голову идея играть такую музыку и использовать элементы, столь сильно отличающиеся друг от друга?
Много лет назад музыканты поощряли меня слушать как можно больше музыки, не ограничиваясь одним лишь металлом. Чем больше музыки я слушал, тем больше элементов различных стилей мне нравилось. Поэтому у меня появилось желание найти метал-группы, которые соединяли бы в себе лучшие элементы тех стилей музыки, которые я слушал. Помню, что в прошлом мне нравился альбом “Seventh Son of a Seventh Son” (альбом Iron Maiden – прим. пер.) из-за клавишных, и мне нравились некоторые композиции альбома Nocturnus “The Key”. Мне хотелось слушать намного больше, чем просто гитары. Но все равно я не нашел то, что хотел услышать, так что в конечном счете я пришел к выводу, что мне нужно самому создать то, что я хочу услышать. Я подумал что если мне хочется услышать такое звучание, то его хочет услышать кто-нибудь еще.
Первый альбом Aesma Daeva вышел в 1999 году, а если я не ошибаюсь, группа была создана в 1996. Звучание группы в 1996 году было подобным тому, что 3 года спустя можно было услышать на дебютном альбоме, или в начале оно было другим?
Звучание было похожим. Помню, некоторые фрагменты “Introit II” были созданы тогда, когда я только начал писать музыку.
Слова, которые образуют название вашего дебютного альбома - “Here Lies One Whose Name Was Written In Water” – это эпитафия с надгробного камня знаменитого английского поэта Джона Китса. Почему именно эти строки были выбраны для названия альбома?
Китс умер очень молодым, и я думаю что он хотел продолжить жить дальше в своих произведениях. Большая часть того, что мы делаем в жизни, можно сказать, написана на воде (жизнь = вода). Впрочем, эта фраза выгравирована на мраморе, так что на некоторое время ее должно хватить ;) – такова моя интерпретация.
Можно ли назвать одну из композиций альбома “Here Lies One Whose Name Was Written In Water” первой композицией, написанной для Aesma Daeva?
В “Introit II” есть несколько мелодий, которые были самыми первыми из того, что я когда-либо писал.
После релиза EP “Ex Libris” Melissa Ferlaak покинула Aesma Daeva, и новой вокалисткой стала Lori Lewis, которая была сессионной вокалисткой Therion во время нескольких их гастрольных туров. Как ты нашел ее, или вы уже были знакомы еще до того, как вам стало нужно искать новую вокалистку?
Я не знал ничего о Lori до тех пор пока Melissa не ушла, и я был вынужден искать кого-то еще. Я, по некоторым причинам, чувствую себя в значительной мере связанным обязательствами, и мне очень тяжело искать новую работу еще до того, как избавлюсь от старой. Именно так многие люди работают в музыкальной индустрии, но мне сложно так поступать. Возможно, это тормозило меня в жизни.

Сколько времени ушло на то, чтобы написать музыку к альбому “The Dawn of New Athens” и записать его?
Около 4-х лет. Много времени из этого срока ушло на то, чтобы найти новый состав, нужно было учитывать график Neil’а (Neil Kernon, продюсер – прим.) и то, что Мелисса заканчивала школу. Я сомневаюсь, что когда-либо еще в будущем на новый альбом уйдет столько времени. Этот альбом запоздал на два года с того момента, когда он мог бы быть выпущен, но это тот альбом, которым я горжусь. Наши альбомы не принадлежат к тому типу релизов, которые сразу же взлетают в чартах до небес, они относятся к тем альбомам, которые становятся популярны со временем. Так что тот факт, что этот альбом мог быть выпущен двумя годами ранее, не имеет особо значения – кроме того, что в этом случае на нем вместо Лори пела бы Мелисса, а голос Лори на альбоме мне в самом деле очень нравится.
На новом альбоме “A Dawn of New Athens’ меньше элементов electro / darkwave, чем на предыдущих; сейчас это в большей степени sympho metal, нежели progressive / darkwave / gothic metal. Что вызвало такие изменения в звучании?
Когда я писал “Here Lies One Whose Name Was Written In Water”, я только начинал работать с группой, иначе, скорее всего, было бы больше метал-элементов в музыке.
Должен сказать, что со многими композициями, на мой взгляд, что мы достаточно удачно достигли цели создать особое электро/симфоническое звучание. Возможно, нам надо было оставаться с формулой, которая уже, как мы знаем, работает, но, думаю, что в случае с новым альбомом мы все сделали правильно.
Ваши альбомы отличаются друг от друга не только отдельными элементами звучания, но и атмосферой; на мой взгляд, альбом “Here Lies One Whose Name Is Written In Water” самый меланхоличный из всех альбомов Aesma Daeva, в нем больше темной романтики, чем на других. Для тебя все альбомы равны, или же один или два из них нравятся тебе больше других?
На мой взгляд на всех альбомах присутствует определенный уровень мистицизма, но для того, чтобы создать такую атмосферу, мы использовали разные инструменты.
На EP “Ex Libris”, который вышел в 2005 году, были перезаписанные композиции, несколько демо и несколько ранее неизданных композиций. Как вы выбирали композиции, которые были перезаписаны для этого EP? До этого у вас вышло 3 альбома, так что, я полагаю, выбор был достаточно сложным?
Этот альбом вышел, потому что мы собирались выступать с концертами и у нас еще не было альбома, записанного с Нейлом. Поэтому поступило предложение, чтобы я сделал что-то небольшое, что можно было бы продавать на шоу. Ни одна из композиций не была перезаписана, это просто композиции с различным сведением, которые у меня хранились, но с которыми я до того момента ничего не делал.
Очень скоро будет переиздан наш первый альбом “Here Lies One Whose Name Was Written In The Water ” с изначальным содержанием, плюс 3 – 4 ремикса / ремейка различных композиций.

Композиция “Artemis” вошла на “Ex Libris” EP, в состав альбома The New Athens Ethos” и была перезаписана для вашего нового альбома “A Dawn of new Athens”; это одна из твоих любимых композиций Aesma Daeva, поэтому ты записал ее на 3-х релизах? Кроме “Artemis”, некоторые композиции выходили более чем на одном альбоме, среди них “O Death”, “Aviva’s Lullaby”, “The Loon” – по каким причинам они вышли более чем на одном альбоме?
Мне предложили поместить на CD “Artemis” и “Loon” даже несмотря на то, что они были лишь демо миксами. Когда мы решили работать с Neil’ом, я подумал что “Artemis” можно было бы переработать настолько хорошо, чтобы она могла войти в новый альбом. Альбом “The New Athens Ethos” уже больше не издается. Я решил что композиция могла быть издана с более высоким уровнем продюссирования, вот почему я поместил ее на “Dawn of the New Athens” . У большинства предыдущих альбомов Aesma Daeva здесь скоро закончится тираж. Если они когда-либо будут переизданы, то, скорее всего, все вместе или же в рамках отдельного соглашения. Причиной является то, что мы сейчас находимся на новом уровне продюссирования и прочего.
Название композиции “Lysander”, одной из самых известных композиций Aesma Daeva, пробуждает ассоциации либо с героем комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”, либо с греческим именем, но некоторые фрагменты звучания напоминают о менестрелях, герольдах, рыцарских турнирах. Какая концепция соединяет столь различные элементы в одно целое?
Lysander – это текст к композиции Джона Блоу (John Blow, английский композитор, жил с 1649 по 1708 год – прим. авт.), которую он назвал “Сумасшедшая Песня ” в своей книге “Amphion Anglicus”. (“A Mad Song”, подзаголовок – “Lysander I pursue In Vain”, входит в состав “Amphion Anglicus”, книга датируется 1700-м годом – прим.). Меня часто спрашивают о происхождении этого текста. Возможно, его написал Джон Блоу, а возможно, это текст анонимного автора.
Композиция “Aviva’s Lullaby”, опять же, представлена больше чем на одном релизе Aesma Daeva. Это личное имя, или же это имя взять из мифологии?
Aviva - это личное имя. Одна моя подруга ждала ребенка и сказала мне, что хочет назвать его “Aviva”. Я подумал, что было бы очень мило написать 9 коротких зарисовок ей в подарок. В первом – только один музыкальный инструмент, на втором – уже больше, символизируя рост и развитие ребенка в чреве матери. К тому времени как была написана третья версия, у нее случился выкидыш, так что я решил остановиться на той версии, которая мне нравилась больше всего. Своего рода черный юмор, но именно так все и было.
Название группы связано с персидской мифологией, названия трех альбомов и их композиций – с греческой мифологией и культурой. Что тебя привлекло в этой тематике, таким образом ты отразил свой интерес к античной культуре?
В то время я очень интересовался другими религиями и культурами. Должен сказать, что название нового альбома – это ссылка на книгу Артура Кларка под названием “Конец детства”.
John, ты главный композитор Aesma Daeva; но, кроме того чтобы слушать твою музыку написанную для Aesma Daeva, на last.fm слушатели могут ознакомится с твоей сольной инструментальной композицией “The Leap from Tonal to Nagual”. Это великолепная симфоническая композиция, мощная, динамичная, интригующая; ты не планируешь работать над сольным проектом и в ближайшем будущем выпустить сольный альбом под своим именем?
Я надеюсь что Aesma Daeva разовьется в нечто такое, где я буду работать над написанием композиций с кем-то еще. Я не уверен, произойдет это или же нет. Я с большим нетерпением жду окончания работы над альбомом, основанным на 1984 (судя по всему, новый альбом основан на произведении писателя Дж. Оруэлла “1984”, и называться будет так же. – прим.). Надеюсь, что это выльется в то грандиозное продюссирование, о котором я мечтал. Сейчас я работаю над несколькими ремейками и ремиксами композиций Aesma Daeva, которые я планирую выпустить на EP в середине лета 2008 года. N Copernicus делает ремикс на “Tisza’s Child”, и я так же мечтаю о гитаре и оркестре которые, как я надеюсь, будут записаны в 2008 году. Сложно сказать будет ли оркестровый материал выпущен под именем Aesma Daeva или же нет. Одна из причин этого – оркестровые композиции часто содержат в себе темы из композиций Aesma Daeva.
Какие группы и музыканты оказывали на тебя влияние в конце 90-х годов?
В конце 90-х я слушал метал, и был очень разборчив с группами в стиле industrial, которые я слушал. Мне нравились Skinny Puppy, Tear Garden, Psychic TV, Neubauten, но метал, который я слушал, был уже старым. Я в самом деле не имел представления о том, что было нового на метал-сцене. Там, где я в то время жил, было очень сложно найти хороший метал. В конце 90-х я также слушал много минималистической классической музыки.
В октябре-ноябре 2007 года у Aesma Daeva были совместные концерты с легендой симфо-метала - Therion. Какие впечатления и воспоминания у тебя остались от этого тура?
Собираясь в это турне, у меня было много забот, потому что мы отправлялись на оба побережья США, это огромные расстояния. С Aesma Daeva ни один из нас не был в таком большом туре. Так что у меня было множество забот и хлопот перед туром. Но я не подозревал, что мне настолько понравится спать 4 часа в сутки и ехать всю ночь напролет.

афиша совместных североамериканских концертов Aesma Daeva и Therion, 2007 год
Какие у вас планы на будущее? Вы не планируете снять видеоклип, продолжить гастрольный тур?
Я хочу отправиться еще в несколько турне. Встречать людей и исполнять музыку на концертах – это потрясающе. В 2008 я планирую закончить несколько оркестровых ремиксов / ремейков на композиции Aesma Daeva, также я надеюсь завершить работу над альбомом 1984. Также у меня есть несколько симфонических / гитарных зарисовок, которые я надеюсь закончить и записать. Мы снимали много на видео во время наших концертов с Therion, которые я тоже надеюсь отредактировать.
И в заключение несколько слов для ваших российских поклонников:
Пожалуйста, заходите на нашу страничке на MySpace и добавьте нас в друзья. Дайте нам знать, что вы слышали об Aesma Daeva.
www.myspace.com/aesmadaeva
www.symphonicmetalband.com
Также, чтобы послушать что-то новое, что так же может быть от Aesma Daeva, заходите на
www.myspace.com/johnprassas
Еще мы попросили Джона составить список его любимых альбомов «на все времена» и список его любимых альбомов на настоящий момент:
Хорошо, но не все из этого списка является альбомом, здесь будут и произведения классических композиторов:
Любимые на все времена
Joseph Schwantner – “And the Mountains Rising Nowhere”
Rolf Rudin - The Dream of Oenghus, for band, Op. 37
Penderecki - the devils of Loudin
Blind Guardian - Nightfall in middle earth,
Carcass – “Heartwork”
Dream Theater – “Train of Thought”
Starone
Nevermore – “Dead heart in a Dead world”
Arild Andersen – “If you look far enough”
Green Carnation – “Light of Day Day of Darkness”
Iron Maiden – “Seventh Son of a Seventh Son”
Jethro Tull – “Passion Play”
The Tear Garden – “Tired Eyes Slowly Burning”
Mike Oldfield – “Songs of the Distant Earth”
Goran Bregovich – “Queen Margott”
Laibach – “Jesus Christ Superstars”
Любимые на настоящий момент:
Minneapolis Guitar Quartet – New Works for Classical Guitar
Kostas Grigoreas plays Tzortzinakis Greek Images
Suzy - Herencia
Madder Mortem – “Desiderata” и “All Flesh is Grass”
Enslaved – “Below the Lights”
Jerry Goldsmoth – “13th warrior”
Brian Tyler – Constantine sound track, а также Children of Dune
В оформлении интервью использована афиша совместных концертов Aesma Daeva и Therion в 2007 году. Афиша взята с официального сайта Aesma Daeva www.symphonicmetalband.com |