Знаете, порой находишь не особо известную группу, которая при этом звучит очень здорово и интересно, музыка полна клевых мелодий, музыканты – профессионалы, и все такое. Они не очень много играют вживую, время от времени выпускают альбом, и каждый такой альбом – как подарок и праздник. "The Shadow Cabinet" - новый (2006 года) альбом датской группы Wuthering Heights, как раз группы того толка, о котором было сказано. Ну и как-то само собой вышло интервью с бессменным лидером группы, Erik Ravn, который начал смешивать разные стили музыки еще в начале 90-х. Ну и, собственно говоря, он преуспел в своих экспериментах и получил великолепную смесь power metal, folk, speed & neo classical metal, энергичную и интересную... Впрочем, это не рецензия :) Так что переходим к вопросам и ответам…
Почему ты выбрал такой стиль музыки? Смесь фолка и павера.
Эрик: Я начал слушать эти два жанра более-менее в одно время, и, так как я думал, что в них есть некая сходная энергия, для меня было естественно попробовать смешать их. И фолковый стиль очень шел к тем текстам, которые я начал писать. Но в то время это была неясная, неопределенная область, в которую я собирался ступить. Тогда по-настоящему не было групп, делающих то же самое. Thin Lizzy и Gary Moore заложили основу, конечно, но я не знал никаких новых групп, использующих фолк, так что я пошел своим путем. К счастью, скоро я открыл для себя Skyclad. Это дало мне надежду, что я еще не совсем выжил из ума, пытаясь делать то, что делал… И, конечно, очень важными стали тексты Мартина Валкиера, и в музыкальном, и в личностном плане.
Каковы твои корни? Какую музыку ты слушал в то время, как организовал WH? И изменились ли твои вкусы с тех пор?
Я бы сказал, что у меня есть три больших источника вдохновения. Первый – хэви металл, конечно – изначальный, мелодичный, вроде Iron Maiden, Helloween, Manowar, etc. Затем, это помпезный рок 70-х, типа Styx, City Boy и тому подобных групп. Они оказали на меня очень сильное влияние, особенно в том, что касается звука. Мы используем много дорожек соло-гитары и вокальных гармоний, и все такое. Мне очень нравится тот сочный, гигантский звук. Ну и третий – это уже упоминавшийся фолк. У меня в коллекции не так много фолковых альбомов, это скорее вопрос «живой» музыки – это энергия и эмоции. Я бы не сказал, что вкусы мои сильно изменились, я все еще ищу то же черты в музыке. Хотя в последнее время я иногда нахожу их в другой музыке. Я слушаю немного более экстремальную музыку, вроде викинг-металла и т.п. Я не слушаю очень много павера, этот жанр кажется достаточно пустым ныне. Надеюсь, вскоре в эту область придет что-то свежее.
Какие новые группы ты назвал бы хорошими?
Я думаю, Týr с Фарерских островов лучшие, возможно, самая оригинальная группа уже долгое время. У них есть на самом деле ясное видение того, чего они хотят, и они звучат, как никто другой. Еще мне кажется, что Korpiklaani из Финляндии потрясающе занимательная команда – на последнем альбоме звук реально хорошо… [смеется] Ну и также из Финляндии группа Teräsbetoni очень хороша – типа такая финская версия Мановара. Но в целом я не особо много слушаю новые группы. Далеко не каждый день новая группа привлекает мое внимание.
Вы используете какие-либо фолковые инструменты в записи альбомов?
Да, на последнем альбоме у нас звучат скрипка, мандолина и аккордеон. На предыдущем еще были банджо, флейты, волынка. Я думаю, это всегда придает альбому более искреннее чувство, если вставить настоящие, акустические инструменты.
В WH играли, и играют, многие достаточно известные музыканты из вполне известных групп. Почему они не остаются надолго в WH?
Существует столько же причин уйти, сколько музыкантов. Но в целом – на самом деле, это полноценная занятость. Я пишу большую часть материала, и мы выступаем не так уж часто. Так что люди свободны в своих желаниях делать также что-то другое. И иногда это другое идет вразрез с планами WH. И когда у нас планируется альбом или концерт, я проверяю, кто из музыкантов хочет и может поучаствовать. Иногда у них другие планы или им просто уже неинтересно это. Так что причин немало. Но я думаю, нынешний состав работает отлично.
В WH играют музыканты из других стран. Такая интернациональная группа… Не было ли сложно понимать друг друга?
Нет, Дания и Швеция – практически одно и то же, и все датчане и шведы отлично знают английский, так кто с этим проблем никогда не было. На самом деле, то, что в группе шведские музыканты, я понимаю как особенный показатель качества, так как они обычно очень талантливы и очень профессиональны.
Ты сказал, что шведы отличные музыканты, так что в продолжение этой темы :) Похоже, что страны Скандинавии ныне возглавляют металл-индустрию. Как думаешь, это так? И если да, то почему именно Скандинавия (а не, к примеру, США)?
Я думаю, что дело может быть в музыкальном образовании, которое, как мне кажется, достаточно хорошее в Швеции. Сейчас я полагаю, что в Финляндии самые интересные группы, хотя и с немного сумасшедшим материалом. Ну а еще одной причиной может быть то, что если вы подростком сидите далеко от всего в холодном лесу, то это хороший стимул попрактиковаться игре на своем инструменте. У нас в Дании гораздо проще добраться до развлечений – и алкоголя – и поэтому не так много хороших музыкантов… [смеется]
Почему WH не дают много концертов? Это в большей степени студийный проект? Вы не любите выступать на сцене?
Как я упоминал, у других музыкантов есть другие группы и проекты, так что очень тяжело скоординировать расписания всех участников. Но в основном это вопрос финансовый, к сожалению. Увы, мы не зарабатываем денег, которые позволили бы нам поехать в тур и так далее. К счастью, мы можем выступать на некоторых избранных концертах и фестивалях, но их не так уж много. Но черт, нам нравится выступать – и, конечно, я надеюсь, что однажды мы сможем делать это чаще! Знаете, встречаться с народом лицом к лицу – лучшее, что есть в этом.
Что для тебя музыка? Жизнь, хобби, способ стать известным, способ заработать денег?
Ну, определенно это не ради славы и денег – в этом меня никто не сможет обвинить [смеется]. Нет, это просто то, что я всегда хотел делать. Музыка всегда была частью моей жизни, сколько я себя помню. Это моя личность и то, что помогает мне сохранить разум в этом сумасшедшем мире. Наверное, это как религия для некоторых: мои гуру – это музыканты, мои скрижали – великие альбомы; это то, что дает мне энергию для жизни, это мое лекарство, когда я в кризисе. Да черт, это для меня все!
Ты в музыке уже столько лет. Что изменилось за это время? Или металл остался прежним?
Определенно очень изменился в коммерческом плане. То есть, когда я только начинал играть, стать профессиональным музыкантом или рок-звездой не казалось невозможным, как сейчас. На самом деле, сколько метальных групп способны жить с доходов от своей музыки – пять? Ныне коммерческая музыка и артисты, «настоящая» музыка – две очень разные вещи. Так что, когда ты начинаешь играть, тебе надо решить, хочешь ли ты быть настоящим музыкантом или хочешь быть богатым и знаменитым – потому что не получится быть одновременно и тем, и другим. Так что все это очень отличается от славных героических 80-х, когда люди реально играли на гитарах на МТВ. Но с другой стороны, конечно, есть и плюсы – технические достижения упростили для талантливых музыкантов процесс создания хорошей записи. Да и техника исполнения продолжает развиваться, конечно. Сейчас есть чертовски талантливые люди.
Не думаешь, что спустя некоторое время люди устанут от коммерческой поп-музыки и «металлическая» (независимая, андеграундная) музыка станет более распространенной? Так что рок-музыкантам будет проще заработать своей музыкой.
Да нет, наверное, потому что изменяется сам принцип использования музыки. Возможно, через несколько лет вся музыка будет продаваться через скачивание из Интернета. Скорее люди будут искать в Интернете те стили, которые им нравятся, и скачивать песни, которые им нравятся, причем не обязательно весь альбом. Также можно заметить, что современные альбомы не всегда звучат очень хорошо, потому что люди слушают музыку в основном через маленькие мп3-плееры и подобные вещи. Так что я думаю, изменяется в целом наше представление о том музыке. Только старые хиппи типа меня все еще предпочитают альбомы, - черт, я ж до сих пор покупаю виниловые синглы, представляешь? Но что было бы хорошо насчет всего этого, так это если бы придумали хорошую систему оплаты музыки – через тот же Интернет, например. Тогда музыканты начнут получать какую-то прибыль.
Можешь рассказать какие-нибудь смешные случаи с концертов, или из студии?
Хм, однажды вышло глупо, когда мы забыли нашего старого барабанщика по пути на концерт. Он прошел много миль, пока смог поймать машину. Это было действительно глупо. А в студии обычно прикольно. Наш продюсер Томми Хансен хороший и смешной парень, и всегда что-нибудь происходит. К примеру, наш вокалист Патрик всегда жует свой шведский жевательный табак. И когда ему надо было петь, он должен был выплюнуть эту штуку в пакетик. И конечно, это было записано. И когда он ушел из студии, Томми сделал сэмпл из этого звука плевка, который мы реально использовали в записи ритм-партии в одном месте нашего последнего альбома. Это просто тупо. Ну и конечно, Патрику мы ничего не сказали, пока альбом не вышел! Попробуйте найти это место на альбоме! [смеется]
Ты знаешь какие-нибудь русские группы?
Я знаю Nomans Land, достаточно хорошая штука. Мастер, Ария… еще несколько, наверное, но немного. Когда я думаю о русской музыке, я скорее вспоминаю тех действительно необыкновенных классических композиторов – или фолк музыку. На самом деле, в песне "Carpe Noctem" с нового альбома сольная часть подразумевалась звучать немного в «русском» духе. Ну а Виктор Смольский, наверное, не считается, он из Беларуси, но он определенно талантливый парень. Как бы то ни было, я бы хотел послушать больше русских групп, особенно если они поют на русском языке, это звучит круто.
Cheers!
ERIK RAVN
Фотографии для оформления интервью предоставлены группой.
Официальный сайт группы: www.wuthering-heights.dk |