Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Очень насыщенный вечер»

Маврин
16.12.2011, Москва, План Б

Перейти в анонс концерта

          На этот концерт стоило сходить хотя бы из-за его длительности.
          Серьезно, ну какие зарубежные звезды играют сейчас у нас в Москве по 22 песни, более двух с половиной часов, да еще с участием гостей? Все они, басурманы, приезжают к нам вроде как в гости, выступают за тыщщщу-две-три рублей с носа, играют 14-16 (изредка – 17-19) треков за 80-100 минут, произносят с жутким акцентом «Превьет…!» и «Шпасиба, Масква!» да убегают поскорее – рубить музло и срубать бабло в других, новых городах. Ни тебе общения нормального, ни там о песне рассказать, чему посвящена, как написана, ни учесть специфику публики или страны… Кое-кто и автографы уже вообще не дает со своим «peace and love», а кое-кто ничтоже сумняшеся распевает песню о войне своего народа с нашим да флагом своим размахивает, - по инерции, на автомате (не будем показывать пальцем ни на тех, ни на других).
          Я, конечно, утрирую, и есть множество исключений из этого правила, но ни это, ни мои преувеличения, нисколько не умаляют достоинств многих наших музыкантов и не отменяют наличия у них особого преимущества перед зарубежными исполнителями – возможности близкого общения с публикой на ее языке. А уж если музыкант играет в своей, особой манере, если он устраивает шоу, пусть и камерное, - то грех не сходить на такое представление.
          Традиционный предновогодний концерт группы «Маврин» для меня лично был интересен, кроме прочего (читай: проверки нынешней концертной формы коллектива), обещанными гостевыми участиями (в том числе гитаристов Stigmata и Tracktor Bowling) и сюрпризами. Сюрпризов от заключительного шоу тура «13» я ждал в сет-листе – и они были, прежде всего, ожидаемая «арийская» песня. Только я ждал редко исполняемую «Дай руку мне», а сыграли – вот уж действительно сюрприз – «Герой Асфальта».
          Но обо всем по порядку.
          В пятничный вечер 16 декабря 2011 года в клубе «Plan B» еще до начала шоу царила праздничная атмосфера. Не особо активно наполняющий зал народ лицезрел на фоне вывески-лого группы «Маврин» кучу воздушных шаров с узнаваемым силуэтом самого Сергея Константиновича с гитарой. Гитары – не нарисованную, а уже осязаемую, правда, всего лишь вырезанную из картона, - держали в руках девушки в первых рядах (кстати, девушек было на удивление много – по-моему, больше 40 % публики в этот раз).
          


          Ну а гитаристы, играющие уже на настоящих гитарах, равно как остальные исполнители, не спешили выходить на сцену в 19 – заявленное время начала выступления. Оно и понятно: в будний день работали до шести-семи вечера многие зрители «в возрасте» (которых, правда, оказалось в результате очень мало по сравнению с молодыми – от 13 до 27 лет – людьми). Логично, что они могли прийти только часам к восьми вечера. Да и я, честно говоря, перешагнул порог зала лишь за полчаса до фактического начала…
          А оное наступило ровно в 20.00, когда слегка уменьшилась освещенность зала и заиграло интро. В последнем, как позже объяснил Сергей Маврин, была реализована его давняя, еще конца 80-х годов, задумка: в один канал (например – левый) поставить классику или «попсу», а в другой – тяжелую музыку, скажем, Napalm Death. В этот раз в одном канале был заключительный фрагмент мавринского «Дьявольского вальса» (фрагмент, когда-то сам составлявший интро), а в другом – какой-то вальс, уже «нормальный». К сожалению, что это было за произведение, я так и не расслышал, ибо стоял в стороне «Дьявольского вальса» и не сразу понял особенности этого интро. А когда понял, оно уж и закончилось – на сцену вышли все музыканты, в том числе сам предводитель ансамбля, Сергей Константинович Маврин, и зарядили, собственно, «Дьявольский вальс».
          Тяжелые риффы сразу всполошили народ, заставив его тянуть вверх «козы», подпевать, двигаться. Конечно, не было ни слэма, ни какого-нибудь мошпита, но даже кивков головы и прыжков было достаточно, чтобы понять: тут собрались горячие поклонники группы.
          Второй номер программы, «В диком поле» с «Неформата 1» (2000), задал более лиричный настрой представлению. А «Поезд» с того же альбома – скорее игривое: во время этой песни часто кидались воздушными шарами туда-сюда музыканты и зрители. Было приятно принять участие в вариации этой игры – делать вид, что бросаешь шарик и каждый раз не отпускать его, когда вокалист Артем Стыров или ритм-гитарист Юрий Алексеев уже готовились «отбить» его. Кстати, инструменталисты отбивали шары не только грифами, но и ударами ног или рук – когда, например, не задействована была левая рука, а правая играла только тремоло. Мне почудилось, что и Маврин послал пасы пару раз – причем, правой рукой, в промежутке между двумя взятыми нотами в соло своим фирменным «тачстайловым» приемом игры. Вроде мелочь, но как раз такие мелочи показывают, как хорошо подготовлена, выучена, отрепетирована программа, насколько профессионально и слаженно могут работать музыканты.
          К слову, слаженность и мастерство продемонстрировали они уже, как говорится, «во первых строках», то бишь, на первых песнях. Примером красивой, слаженной работы высокого класса сложности может служить последний фрагмент соло песни «Душа», бывшей шестым номером программы. В этом неоклассическом куске басист Леонид Максимов и соло-гитарист Сергей Маврин работают вместе – и тот, и другой пальцами, но все-таки используя разные техники ;-)
          Очень приятно было смотреть в очередной раз, как пальцы скользят по двум грифам, расположенным совсем близко. Правда, для того, чтобы они оказались рядом, Леониду пришлось подбежать к Сергею через всю сцену – одобрительно кивнувший при этом (или подозвавший кивком коллегу?) Маврин с самого начала концерта встал с правого краю, и мало двигался по ходу шоу – разве что во время соло подходил ближе к центру. Леонид Максимов и Юрий Алексеев по сцене как раз часто передвигались, чуть ли не бегали, Артем Стыров скорее, чтобы мешать коллегам и не создавать дополнительных трудностей с дыханием, ступал скорее в крейсерском темпе, уверенно, впрочем, ведя за собой взгляды зрителей (и особенно зрительниц) по центру зала.
          После первых трех песен сета, давнишних, сочиненных в первой половине 2000-х, Артем, поприветствовав публику, объявил о том, что следующий блок треков – с последнего альбома «Моя Свобода» (2010). Несмотря на разницу во времени рождения, они удачно продолжили начатую старыми композицию общую линию, которую я бы обозначил как тяжесть. Все эти песни содержат тяжелые риффы, которые из-за специфического звука на этом концерте (впрочем, достаточно четкого и с ясно читаемой почти из любой точки зала соло-гитарой) звучали, на мой взгляд, еще тяжелее.
          Шедшая без паузы и без объявления сразу за «Моим небом» «Вольная птица» немного разбавила эту череду тяжелых вещей. На мой взгляд, эта песня с «Откровения» - одно из лучших творений Маврина-композитора, к тому же в большой мере являющей уже с первых нот тот прием, который стал отличительной чертой Маврина-исполнителя - т.н. «мавринг», особый тип «стиля касания», при котором правая рука извлекает звук прижимающими струны к грифу ударами, а левая глушит струны на ладах ближе к головке грифа. По моему скромному мнению, таких песен у Маврина должно быть побольше – хитовых и легких, пусть и простых по структуре. В творчестве Маврина сейчас преобладают тяжелые вещи, при этом Маврин стремится подчас к композициям из нескольких частей, с достаточно классическим, предсказуемым, но уверенным развитием темы (а также применением контрапункта и т.д.). Мне не особо импонируют подобные заявки на прогрессивность, хотя сами поиски группой нового звучания и применение ею оригинальных в контексте ее творчества приемов не могут не радовать. Но все-таки результаты этих поисков должны, на мой взгляд, разбавляться «вольными птицами» - пока что есть лишь одна такая, и я уже который год жду хотя бы второй.
          Как я уже отметил, группа применяет не самые стандартные композиции, ищет новое звучание. Прежде всего это звучание связано, на мой взгляд, с низким строем гитар, используемым в коллективе. Маврин, как я понимаю, сейчас настраивает гитару в си-бемоль, а значит, самая низкая открытая струна звучит тяжелее, чем в большинстве песен Amon Amarth, At The Gates, Entombed, старых Arch Enemy и Carcass, Sepultura, Soulfly, Crowbar, As I Lay Dying, Rammstein, System of a Down, Ill Niño, Killswitch Engage, Deftones, Disturbed, Mudvayne… При этом Маврин играет не мелодик-дэт, не альт-рок/ню-метал, не металкор, а хэви с элементами трэша и прогрессива – и сочетание жанра с пониженным строем создает самобытное музыкальное «лицо» команды. На концерте, как мне показалось, еще и ярко были выделены басы у струнных, что меня лично немного угнетало; возможно, из-за этого выделения низких частот показалось, что некоторые старые песни прозвучали тяжелее, чем на записях-оригиналах даже самого Маврина (у которого строй начал опускаться еще со времен ухода Маврина в сольное плавание). Но – опять-таки - не могу сказать, что это плохо, это часть нынешнего творческого поиска группы.
          По контрасту с глуховатым, угнетающим звучанием гитар во многих треках – менее тяжелая по музыке, но тяжкая, мрачная по тексту песня «Хватит врать», которую Маврин после ее исполнения охарактеризовал как «написанную давно, но до сих пор актуальную». Если не ошибаюсь, до этого момента Маврин на концерте не говорил ничего в микрофон, но сейчас он сделал это не только, чтобы произнести послесловие к своей композиции, но и представить первого гостя концерта: гитариста-основателя Stigmata Тараса «Taras» Уманского. Публика поприветствовала его, но, как показалось Артему Стырову, недостаточно громко, так что он потребовал более активных криков поддержки. Услышав их, музыканты исполнили вместе песню «Хранитель», пожалуй, самую «металкоровую» по риффовке и ударке песню Маврина. Тарас ее исполнение дополнил типично металкоровыми движениями на сцене.
          Как уже было сказано, это был не единственный гость программы – так, ближе к концу основного сета для исполнения песни «Рожденные жить» к группе присоединилась вокалистка Tracktor Bowling и Louna Лусинэ «Лу» Геворкян. Лу сперва как будто немного стеснялась на сцене (хотя она часто принимает гостевое участие на различных мероприятиях других коллективов). Может быть, из-за волнения она сперва немного сбилась, и, несмотря на договоренность с Артемом (по жестам было понятно, что он объяснил: три строчки поет она, три строчки – он) во время первого куплета немного «залезла на его территорию». Но Артем, как старший коллега, вскоре деликатно остановил ее, и дальше все пошло, как по маслу. Я думал, что Лусинэ будет выполнять ту же роль, что женственный бэк-вокал в студийном оригинале песни, но, как уже сказано выше, в куплетах они с Артемом чередовались, а в припеве Лу пела одновременно с Артемом, просто в своей, более крикливой, манере (из-за этого ее мощный голос немного заглушал вокал Стырова). В конце песни она немного изменила мелодику вокальной линии в припеве и пропела слова «…вольномy – воля!» высоко и немного хрипло, что добавило композиции остроты. Публика отблагодарила приглашенную артистку аплодисментами и даже, кажется, цветами.
          Темы «воли» и «рождения для жизни» можно было б объявить сквозными на этом вечере, ибо они не раз поднимались – и Стыров после «Хватит врать» спросил у людей строчкой из песни: «Вы довольны?», на что был получен ответ «Мы безвольны!», и Лу сделала акцент на «воле», и микрофон у Маврина был «вольный» - когда хотел, тогда отключался. Эту его особенность извиняло, по словам Сергея, то, что сей инструмент – долгожитель: с ним записывались многие альбомы музыканта, и даже что-то из «Арии». «На ваших глазах эта реликвия умирает», - заключил Маврин. Из зала поступило предложение сдать микрофон в какой-нибудь музей типа «музей «Арии»», но пока что устройство звукового ввода просто унесли, заменив его другим.
          Итак, Маврин микрофон поменял, а его басист Леонид Максимов разменял – очередной год жизни. Уже второй раз за этот год «мавринцы» отмечают «днюху» за работой, на концерте (26 февраля 2011 они отмечали день рождения Сергея Маврина и Юрия Алексеева). Леониду принесли торт с соответствующим количеством свечей, он их задул, а потом… торт приложили к его лицу!... Совершенно неожиданно для Леонида празднование его прошедшего дня рождения превратилось в классическую комедийную сценку. Но энергичный басист не обиделся, а рассмеялся, вытер немного лицо и играл оставшуюся часть концерта так – вымазанный и «рожденный жить» ;-) (А звукорежиссеры потом ныли-сокрушались: какой ужас, ну хоть бы чуть подальше от мониторов, ну, испачкали же…)
          Об еще одной годовщине напомнил Сергей Маврин: «Пять лет назад, 15 декабря 2006 года, тоже в пятницу, состоялось металлическое открытие клуба PLAN B и мы там были! Кто-нибудь был там из присутствующих?» - спросил музыкант. В зале подняли руки и откликнулись несколько человек. «Помните, что это был за кошмар? Это был ад! Позорный звук, духота, дым, жар…» Атмосфера того вечера сразу вспомнилась тем, кто там был (в том числе и мне), и стало, в общем, радостно, что уровень клуба все-таки сильно вырос за эти годы, и теперь в нем устраивается такой праздник, как этот концерт, например. Как говорится, «Будем жить, Мать Россия!»
          На этой песне (продолжившей тему «рожденного жить») на сцену пригласили победителей конкурса «Дай руку мне» (чтобы принять участие в конкурсе, нужно было послать видео своего исполнения этой песни). Сергей Дербыщов, Алексей Спектр и Дмитрий Глазатов (надеюсь, правильно написал все имена-фамилии) разделили песню на три части и дополнили шоу своим исполнением каждого куплета и хоровым пением припева (на последнем припеве подключился ушедший было за кулисы Стыров). Один из победителей конкурса взял в руки маленькую надувную гитару и изобразил на ней виртуозную игру, не забывая отбивать «головкой грифа» кидаемые ему надувные шарики.
          Если не ошибаюсь, именно после этой песни со сцены все ушли – но ненадолго.
          Вышли сперва Маврин со Стыровым. Гитарист встал у микрофона, а вокалист, наоборот, присел на возвышение для ударных (с коего он неоднократно прыгал в этот вечер). Сергей Константинович стал рассказывать о песне группы «Ария», которую они когда-то играли, потом играть перестали, пока не придумали новую, немного измененную аранжировку… Пока Маврин говорил, Стыров сделал вид, что засыпает от долгих речей босса, а народ выдвигал свои версии – какую же песню сыграют музыканты? «Дай руку мне!» - крикнул кто-то, но Артем лишь отозвался с улыбкой: «Нет, нет…» Из гримерки спустились остальные исполнители, и зал взорвался воплями восторга, ведь объявлено было название трека – «Герой асфальта»! Эту песню группа исполняла в туре «13», но я не ожидал, что они сыграют ее сейчас! Для тех, кто еще не видел видео, где Маврин исполняет ее в 2011 году, скажу: аранжировка не только стала тяжелее, но и обросла клавишными пассажами-уханьями. Симфонические подложки, запускаемые, как и в остальные нужные моменты концерта, как я понимаю, с портастудии, на мой взгляд, излишни в песне, однако ничего в ней не испортили - в драйве она ничего не потеряла! Соло отличается от оригинала и приближено к тому, что было сыграно Мавриным на концерте Арии «Герой асфальта: XX лет» (2008) – можно услышать на соответствующем DVD.
          Пожалуй, этот «боевик» вызвал столь же бурную реакцию, как «Вольная птица» и «Будем Жить…». Ну, а между двумя «мужскими», заводными номерами (последним пунктом треком шоу был трек «За чертой») была лиричная композиция для леди - «Утоли мои печали». Дамы оценили проникновенное исполнение павер-баллады: в зале началось мерное покачивание рук в такт музыке и полутьму озарили зажигалки и экраны мобильников.
          Ну, и завершался концерт, как уже сказано, вновь тяжелым треком – «За чертой» сыграли с приглашенным на вечер гитаристом Tracktor Bowling Андреем «Мультом» Понасуткиным. Измотанная от счастья публика уже едва могла прыгать под упругие гулкие риффы. На часах было 22.35…
          


          В течение концерта Маврин нашел время для представления не только всех членов группы, но также и вышедших на сцену звукорежиссера Александра Гречишникова и объемного техника коллектива Вячеслава Гахова. Последний, как всегда в этом туре, исполнил фрагмент шуточной песни «Клоуны» группы «Тайм Аут» (помните, «Хорошо живется глупым клоунам…»?) под аккомпанемент ударных и бас-гитары, напомнивший ритм композиции «Хорошо живет на Свете Винни-Пух», переложенный на манер блатных песен. В этом треке есть слова, указывающие на то, что у клоуна «рыжая, кудрявая ботва», и хотя эти слова Гахов не пропел, но указал на главного человека в команде рукой. Рыжий босс с улыбкой ответил: «Иди уже отсюда!»
          Кое-кто потом говорил, что на недавнем концерте Кипелова было хуже. Не берусь судить (не был), но уверен, что у Кипелова не было на выступлении многого из того, что было у его бывшего «одногруппника» Маврина. Например, Юрий «Алексис» Алексеев на «Будем жить…» нарядился в русский национальный костюм (что-то типа опашени) и надел шапку наподобие тех, что носили бояре. В таком виде (еще и с белой фатой невесты под шапкой) он играл!
          Маврин же несколько раз сменил гитары, причем одна из них имела светящиеся лады, а на головку ее грифа был надет браслет со встроенными светящимися лампочками.
          На мой взгляд, эти (и другие) элементы шоу внесли в визуальную часть концерта разнообразие и яркость, дополнили обычные выкрутасы (такие как всяческие верчения гитары Маврина и его героические гитарные позы). Правда, иногда это ребячество напоминало капустник, но ведь это был «зеленый концерт», последний в туре, на нем, как известно, все позволено. И в том числе розыгрыши создали ту уникальную атмосферу, которая присутствовала на этом шоу – камерном и домашнем, но по-своему замечательном и уникальном.
          Об отдаче и мастерстве музыкантов и говорить не приходится – тут все было на высоте, иногда можно было просто подивиться тому, с какой видимой легкостью они исполняют свой материал. Правда, ударные были слышны достаточно блекло, и на некоторых песнях едва угадывались примочки, примененные на студийной записи этих композиций (например, «квакушка» на «…диком поле» и «Поезде»). Кто-то не очень доволен был работой Артема Стырова – якобы и недотягивал он и не длил ноты так, как Беркут, Витарт или Лефлер, и песни даже путал (после «Стаи» он объявил «Пока боги спят!» - и спустя несколько секунд, глянув в сет-лист, исправился: «I’m sorry - Химический сон!!!»). Но не стоит забывать о том, что это был заключительный концерт долгого усталого тура, а также о том, что вернувшемуся не так давно в группу Стырову приходится отрабатывать каждое шоу по два часа, а то и больше, при этом нужно петь в разных манерах, владение коими – от визга в конце «Хватит врать!» до микста а ля «женский оперный вокал» в середине «Моей свободы» - он продемонстрировал на этом концерте.
          Впрочем, значительную часть репертуара все-таки составляет последний материал, привычный для Стырова. Упор на данном гиге был сделан на последний полноформатник «Моя Свобода» (2010) – 6 песен; с «Неформата 1» (2000) и «Откровения» (2006) было сыграно по 4, 3 – с «Запрещенной Реальности» (2004), по 2 – с «Химического сна» (2001) и «Смутного Времени» (1997), одна со «Скитальца» (1998). Выбор в пользу позднего, наиболее актуального для самого артиста творчества похвален, но мне кажется, публика не столь уж активно радовалась песням с него. На мой взгляд, группе срочно необходимы две вещи: мощный хит с клипом (вроде «Вольной птицы») и оформление ее прогрессивных поисков в какие-то серьезные эксперименты с ритмом и гармонией. Тогда к группе потянется и все прибывающая рать прогрессивщиков (считающих сейчас группу «недопрогрессивом») и меломаны-казуалы. Пока что даже при невысокой цене билета (первые 50 билетов в кассе клуба стоили 400 рублей), удобной дате (перед выходным днем) и отсутствии крупных конкурентов (никаких крупных концертов в это же вечер не было) сие событие посетило небольшое число людей – не более 150 человек.
          Что обидно, ибо это был очень насыщенный и любопытный вечер, наполненный едва ли не живым общением музыкантов с публикой. Возвращаясь к тому, с чего я начал, повторюсь: подобный концерт устраивает не каждая иностранная звезда.
          Пожелаем же ВИА «Сергей Маврин» в Новом году счастья, удачи, вдохновения и полных залов – группа это честно заслужила! «Будем жить!...»
          
          
          Сет-лист:
          
          0. Интро (Вальс + Дьявольский вальс)
          1. Дьявольский вальс
          2. В диком поле
          3. Поезд
          4. Мое время
          5. Моя свобода
          6. Душа
          7. Мое небо
          8. Вольная птица
          9. Интро (с альбома "Скиталец") + Хватит врать
          10. Хранитель (с участием гитариста Stigmata Тараса «Taras» Уманского)
          11. Стая
          12. Химический сон
          13. Пока боги спят
          14. Воины
          15. Castlevania
          16. Эй, человек
          17. Show time
          18. Рожденные жить (с участием вокалистки Tracktor Bowling Лусинэ «Лу» Геворкян)
          19. Будем Жить, Мать Россия! (с участием победителей конкурса «Дай руку мне»)
          
          Бис:
          20. Герой Асфальта (Ария cover)
          21. Утоли мои печали
          22. За чертой (с участием гитариста Tracktor Bowling Андрея «Мульт» Понасуткина)
          
          


          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          

          
          


          
          Приносим благодарность организаторам, клубу "Plan B" и лично Константину Миронову за предоставленные аккредитации.

04.01.2012


Фотографии с концерта

Маврин
16.12.2011, Москва, План Б
by Kolobrod-Mark

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться