Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Темный покой нам только снится: мелодичная смерть»

Dark Tranquillity
07.12.2011, Москва, Milk

Перейти в анонс концерта

          Все меняется, культовые клубы уходят в небытие, одни культовые группы распадаются, из других уходят основатели, третьи – выпускают новые альбомы, которые больше не напоминают о старых, культовых вещах или пытаются повторить их, не представляя из себя ничего оригинального… О чем это я? Да о том, что культовые шведы Dark Tranquillity, одними из первых заигравшие мелодик-дэт, и прожившие пока дольше всех из знаменитой метал-сцены Гетеборга, в третий раз приехали в Москву. Только вот на этот раз выступать им пришлось на малой сцене клуба «Milk», ибо «культовая» «Точка», куда они приезжали уже два раза, закрыта на ремонт.
          Я прекрасно помню, как возмущались иные «олдовые» металхэды в 2008 году, когда было объявлено, что группа приезжает в «Точку», ибо все помнили, что группу планировали в 2002 привезти в ДК Горбунова, куда более культовое место, чем тогдашняя «Точка». Но – в 2002 году сорвалось, а в 2008 – получилось, правда, у другого концертного агентства и в другом месте. Что, конечно, породило громадную очередь на вход в «Точку» (понятно, что в «Горбушке» бы все разместились быстрее), давку в клубе (понятно, что в «Горбе» все разместились бы лучше) и, быть может, звук худшего качества (понятно, что… ну, вы поняли). Во второй раз очередь в «Точку» была поменьше, и хотя народу в клубе все равно было тесно, возмущения от «олдовых» было гораздо меньше: уже привыкли к «DT в Точке».
          Спустя почти два года после визита в 2009 (между первым и вторым приездом прошло поменьше времени, года полтора) новое явление «Темноспокойных» породило сомнения в целесообразности посещения концерта в связи с новым местом его проведения. Уже в который раз страдающие от отсутствия «Точки» металлисты спрашивали друг друга: «Нормальное ли место? Стоит ли идти?» Когда у меня спросили об этом, я прикинул, что на выступление придет меньше зрителей, чем на предыдущие московские гиги шведов (новое место, уже третий приезд, да и еще и в рабочий день – в среду!), так что смело посоветовал не бояться давки в гардеробе, плохой вентиляции и очереди в мужской туалет.
          И ошибся…
          Уже в 20.00 стало понятно, что крупных очередей не избежать. Зрителей, успевших ощутить на себе стандартные похлопывания охранников, набралось на полный «предбанник», находящий между гардеробом (справа от входа) и туалеты (слева). Мало того, что раздевавшиеся люди вынуждены были ощущать на себе морозец (гардероб в пяти шагах от двери), так и еще подвергались опасности не сдать свои вещи - гардеробщики не справлялись с потоком людей. Похоже, даже организаторы рассчитывали на меньшее число посетителей, иначе бы точно перенесли это мероприятие в другой клуб, в другом помещении коего, к слову, проходил концерт Марка Фарнера, со-основателя и долгое время лидер-гитариста и вокалиста монстров хард-рока Grand Funk Railroad. Естественно, с этим не могла не быть связана путаница. Бедного Фарнера сперва перенесли с одного mdm на другой (изначально шоу уже виденного мной вживую и не произведшего на меня впечатления «отца» была запланировано на 27 октября, в один день с In Flames), а желающих услышать «I'm Your Captain (Closer to Home)» охранники, стоявшие на воротах, иногда направляли туда, «Where Death Is Most Alive», что вносило на входе в «мелодэтовский», а не «хардроковый» зал дополнительную сумятицу. Впрочем, и Фарнер, не зная того, «отыгрался» на DT: на сайте клуба в соответствующем разделе афиши был указан лишь его концерт, про шведов на сайте было объявлено в последнюю минуту.
          …Последние же минуты оставались до начала концерта (организатор объявил, что он по факту начнется в 20.30), а многие еще не сдали своих курток – и не посетили туалет! Забегая вперед скажу, что многие так и не сумели «сдаться» в гардероб, где попросту не хватило мест. Насчет туалета – один смех: две мужские кабинки и, по словам девушек, три женские. Давно я не видел очередь в клубе в мужской сортир длиной метра эдак в три-четыре.
          Заканчивая с не относящимся к музыке негативом, отмечу жалобы на дорогое разведенное пиво и дорогой мерчандайз: например, 2000 рублей за фирменный дигипаковский набор из 2 DVD и 2 CD, 500 рублей за металлический значок “DT” на цепочке… Справедливости ради отмечу относительное богатство мерча: майки (за уже привычную тысячу) самых разных размеров, включая очень крупные, больше половины альбомов группы (если не ошибаюсь, был охвачен весь период сотрудничества с Century Media). Быть может, цены на диски, одежду и прочие безделушки с символикой коллектива компенсировали демократичную цену на билет: пусть и поднявшись на 200 рублей с прошлого приезда, она все же в третий уж раз тусуется в районе тысячи рублей – для фаната более чем приемлемой стоимости за такое шоу.
          Каким было шоу, стало понятно уже с первых его минут – насыщенным, динамичным, полным движений общительного Микаэля Станне, чуть ли не первым тянущего руку к фанам. В этот раз к известным атрибутам шоу, ставшими уже привычными для тех, кто посещал концерты этой группы, прибавилось еще два – ограждение (о нем чуть позже, и - экран, как на миланском шоу 2008 года, снятом для последнего DVD.
          Именно зажегшийся экран вкупе с интро примерно в 20.31 возвестил о том, что выступление начинается. Началось оно с «Terminus» - песни, которая первое московское выступление (и, соответственно, другие шоу того тура) открывала, второе – закрывала, но неизменно поражала вживую своей мощью. Вот и сейчас, когда потух свет, на фоне экрана проступили контуры участников группы, и где-то в 20.33 мягкие клавишные арпеджио сменились гитарными стаккато, зрители взбесились с более чем одобрительным воем – энергия била через край. Конечно, Станне сразу кинулся к фанам в первом ряду, став тянуть к ним руки для рукопожатия – и вот тут-то и выяснился недостаток ограждения между зрителями и сценой.
          Дело в том, что ограда представляла собой хиленький заборчик из скрепленных металлический палок, причем, заборчик слабо закреплен на полу. Удерживать его в рамках приличия призваны были охранники, упиравшиеся, например, спиной в ограду, а ногами – в сцену. Сперва охранников было трое, и на «Terminus» я стал опасаться за их судьбу, а заодно за судьбу немногочисленных фотографов, которые также находились в «мертвой зоне» между оградой и сценой. Но тогда все вроде обошлось (видать, на первой песне еще недостаточно народу прибыло, а может, он еще не «размял косточки»), вторая песня «In My Absence», с последнего диска шведов, хоть и сопровождалась все теми же резкими, танцевальными, сценическими-драматические и прочими движениями Станне, но музыкой своей не выделялась так сильно, как «открывашка», так что – не сильно зажгла зал, и хорошо: ограда, пусть и серьезно колеблясь, все-таки устояла.
          На третьей песне, «The Treason Wall», как ни странно, ограда опять-таки устояла – видать, у народа все силы ушли на подпевание основной мелодии. Но вот когда фотографов из «мертвой зоны» вывели, и Микаэль позволил себе сказать (не пропеть, а именно сказать) больше, чем пару-тройку слов со сцены, на «Темном спокойствии» стало очень даже неспокойно…
          «Мы - Dark Tranquillity, мы приехали из Швеции, спасибо вам всем, что пришли, и сейчас нам и вам предстоит доказать только одну вещь: что вы – не lost to apathy!»
          Ох, видимо, российские фанаты очень уж близко к сердцу принимают такие призывы! Сперва появились первые краудсерферы, которые планировали стать стейдждайверами, но, видимо, не знали о наличии перегородки, а уж когда перед соло Микаэль стал подзадоривать публику криками «Хэй! Хэй! Хэй! Хэй!», прыгающая толпа создала волну поступательного движения, и прорвала «оборону» из ограждения и охранников. Я был в первом ряду в этот момент – мне было очень жаль видеть страдающие лица этих людей, фактически своими руками сдерживавших наступление тысячи фанатов. Слава Богу, тут же подоспела еще пара дюжих молодцов, и почтительное расстояние между ограждением и сценой было восстановлено, а то бы не обошлось без увечий. Не знаю, чьей идеей было обеспечение безопасности от стейдждайвинга (не думаю, что идеей группы), и не знаю, чьей идеей – менеджмента ВИА, организатора концерта или владельцев клуба – было поставить для этой цели столь хиленькую ограду, но факт остоит в том, что на «Lost to Apathy» мы, первые ряды, едва не стали «Final Resistance», последним флангом обороны против наступающей толпы – вместе с охраной. Едва не повторился печальный случай другого мелодэтового концерта – на In Flames в ДК Горбунова в 2009 году потеряли сознание из-за разрыва ограждения несколько человек.
          «Кое-что произошло с ограждением – но я надеюсь, что у вас все в порядке, берегите друг друга!» - произнес пораженный Станне: когда он увидел движение людей, он сперва обрадовался, но как только он понял, к чему может привести прорыв ограждения и давка, на его лице отобразился едва ли не ужас…
          В дальнейшем вокалист не призывать публику к разрушению баррикад, а вместо этого сам залезавший на ограждение - к вящей радости поклонников. Жаль только, что лез к народу он только слева и справа, а вот по самому центру решил не тревожить здорового охранника, через которого нужно было бы перегибаться, чтобы «стать ближе к народу».
          Впрочем, на «Lost…» музыканты стали ближе (на сантиметр) не только к народу, но и к земле – ибо «кое-что произошло» и с покрытием сцены. Прямо во время исполнения песни из-за кулис выбежала пара парней, которые резво скрутили какое-то покрытие с пола. Честно говоря, я так и не понял, что это было…
          Но на концерте надо было не понимать, а получать удовольствие. Со сцены лились арпеджиальные мелодии, гаммообразные мотивы, качевые ритмы, предсказуемые темы из педальных нот, а лиричные клавиши на фоне гитарного жужжания, приправленного высоким едким гроулингом Микаэля Станне создавали то, что все пришли услышать, - хиты мейнстримного металла! Эту музыку не нужно понимать, ее надо чувствовать, под нее нужно отрываться, это же не прогрессив с множеством акцентов и деталей, каждую из которых нужно слышать, чтобы понять общую картину.
          Зато DT дают такое шоу, которое не снилось большинству прогрессивщиков – шоу, основанное прежде всего на безумной энергетику Микаэля Станне, гениального в своем артистизме! Можно лишь поражаться тому факту, что он каждый день столько прыгает на сцене, поет, использует свою мимику по максимуму, чтобы выразить эмоции той или иной песни и при этом находит в себе силы столь тесно общаться с фанами. На одной из песен ему протянули билет, скрученный вокруг ручки – Станне с выражением искреннего пиетета к поданному «сюрпризу» тут же поставил автограф, на другой песне он выудил из зала шведский флаг, который сразу же продемонстрировал залу и попытался повесить на плечи гитаристу Никласу Сундину.
          Справедливости ради отмечу, что пел Станне все-таки похуже, чем в прошлый раз – особенно это касается чистого вокала, партии которого Микаэль иногда частично поручал пропеть фанам, а частично пел довольно тихо и уж очень устало (впрочем, на «ThereIn» это смотрелось органично). И в некоторые моменты мне показалось, что артистизм Микаэля, то шоу, которое он сам создает, он воспроизводит словно на автопилоте, что оно может делаться «In His Absence», а он может во время него ментально отсутствовать («I Am the Void» - не случайно тема пустоты на последнем альбоме акцентирована). Но думаю, намек на рутинность мне причудился – в остальном Станне блестяще играл в своей пьесе одного актера.
          Приятным дополнением к его шоу было наличие упомянутого экрана – на нем транслировались отрывки из видеоклипов группы (так что иногда на нас глядели аж два Станне), ее концертов и текстов песен, что создавало стереоскопический эффект, давало впечатление погружения в некое информационное пространство, которое, однако, после себя оставляет вакуум – пустоту (void), которой, судя по названию последнего альбома («We Are The Void»), являются члены коллектива. Единственным недостатком экрана было то, что ударник и клавишник находились как раз напротив проецирующего аппарата (в Милане, где тоже была проекция на экран, Андерш Йиварп и Мартин Бряндстрём были разведены по сторонам от него), так что им, наверное, было чертовски жарко, как и зрителям в первых рядах. Проблему с вентиляцией в «малом Milk’е» так и не решили, и стоявшие у ограды поджаривались в собственном поту…
          Под лучами прожекторов были и остальные участники коллектива, как обычно проявлявшие меньшую, нежели вокалист, активность.
          Лидер-гитарист Никлас Сундин вообще словно забился в левый угол, двигаясь очень мало. Таким же был и звук от его гитары – скованным и тихим. Есть подозрения, что это из-за акустики клуба и проблем с мониторами – может, Никлас себя в другом месте просто бы сам не услышал. Те, кто стоял справа, говорили позже, что они плохо слышали партии Сундина – зато баса было много; те, кто стоял слева, тоже жаловались на звук. Да и в центре звучание гитар было не особо разборчивым (гитары «сливались», а несколько раз даже сильно «фонили»), становясь приемлемым лишь на соло, которые тоже, к сожалению, не всегда было слышно хорошо… Я несколько раз пытался найти наилучшую точку для прослушивания (при забитости гардероба в самом зале «перенаселенность» ощущалась не столь сильно: преодолев примерно 70 процентов зала без труда, при желании и небольших усилиях можно было попасть во второй-первый ряд, хоть по центру, хоть по краям), но – тщетно: нигде, даже у находящегося справа сзади пульта, не нашел того плотного и сочного звука, которым славятся шведы на альбомах, только в справа было (еще один милый недостаток) слышно, что там творится по соседству - в большом зале у Фарнера, - а слева пропадали клавиши.
          


          К слову, Мартин Бряндстрём мог бы на старых песнях отойти отдохнуть, чтоб не мокнуть под палящими лучами, но почему-то (из солидарности?) он это сделал всего пару раз. Вместо этого он добавил пару аккордов к трекам, где изначально не было клавишных. Правда, на звучании сих композиций это не отразилось – все старания клавишника нивелировала акустика в сей вечер…
          Раз уж об импровизациях - на прошлом концерте было заметно, что пришедший из Soilwork новичок-басист Дониэль Антонссон местами «отсебятину порет»; сейчас его «импровизов» было гораздо меньше, с несложными партиями предшественников он освоился, и теперь может и играть, как на записи, и крутить башкой, как его коллеги – гитаристы.
          


          В сет-листе, впрочем, старых басовых партий по сравнению с прошлым разом уменьшилось на три штуки – с последнего полноформатника было сыграно 3 трека, также была исполнена «Zero Distance», взятая с турового издания «We Are The Void», вышедшего в этом году. «Zero Distance» просили много раз – и в конечном счете получили. Еще одна песня, которую просили не единожды – «Focus Shift», но Станне в ответ на просьбу ее исполнить, заявил с улыбкой: «Нет, мы не будем ее играть… Потому что… мы так много раз играли эту песню, что поняли: это г…но, мы устали от нее. Может, в следующий раз, ребята!»
          Впрочем, и без «Focus’а» в сете было аж четыре песни с самого, видимо, продаваемого альбома группы – «Fiction» (2007). С «Damage Done» в результате было отыграно 3 песни, с «Character» и «Haven» - по одной, с релизов «доклавишного» периода «Projector» и «The Gallery» - по две, и ни одной с «The Mind's I» (1997), например.
          Эх, если бы Dark Tranquillity приехали в 2002, можно было бы надеяться на большее количество песен с «The Gallery» (1995) и «The Mind's I» (1997), на которых местами появлялись темы очень любопытные – таких на последнем диске, сделанном на абсолютном автопилоте, нет и в будущем, видимо, уже не предвидится (простите меня, фанаты). Обидно только, что, например, исполнявшуюся в туре в поддержку крайнего альбома «Zodijackyl Light» у нас не взлабнули – а зря, я бы с бОльшим удовольствием послушал ее, нежели «The Mundane And The Magic», которая по мелодике похожа на десятки подобных мелодэтовых песен (в том числе «транквиловских»), и в которой женская вокальная партия все равно идет фонограммой.
          …Как и In Flames, после которых повадились приезжать «Темноспокойные», «Транквилы» не стали делить в этот раз сет-лист на основную часть и выход «на бис». В какой-то момент (кажется, это было перед «Misery's Crown») Станне просто присел и сказал с улыбкой: «Давайте мы не будем притворяться, а просто сыграем для вас еще несколько песен!»
          В честности DT не откажешь – и это хорошо.
          Однако все хорошее заканчивается – финальные ноты «The Fatalist», последние взмахи дредов гитариста Мартина Хенрикссона, и – концерт завершен. Пожимаются руки, раздаются медиаторы, музыканты уходят за кулисы.
          


          Правда, Станне еще раз выбежал на сцену, но – только чтобы поклониться почтенной публике. Благодаря отсутствию разогрева концерт начался довольно рано – в 20.33, - и закончился в детское (мелодетское ;-)) время – примерно в 22.02. С одной стороны, полтора часа – это немного, с другой – было сыграно 17 песен, силы зрителей были на исходе, все вспотели, а у некоторых слушателей в первых рядах болела грудь от упора в ограждение. Да и фаны, иным из которых уже не 15 лет, желали идти домой, к детям…
          


          К сожалению, автограф-сессий в клубе, как в 2008 году, не случилось: через час после окончания концерта охранники стали потихоньку выгонять на улицу посетителей, желавших, конечно, сфотографироваться с кумиром и взять у него автограф. Проходя к дверям, можно было, заглянув за черную занавеску, узреть музыкантов, поедающих пиццу, которую им принесли минут за 20 до этого. Но пицца, как и все хорошее, тоже закончилась, и исполнители вышли на холод к ожидавшим их фанатам. Жаль, конечно, что автографы раздали там лишь четверо, и охранники всячески препятствовали этому на первых порах (впрочем, их тоже можно понять – они хотели домой…), но зато импровизированный фотосет улыбчивого и общительного Микаэля Станне поставил жирную точку в завершении этого праздника жизни, то есть, простите, праздника «мелодичной смерти» (Melodic Death).
          Несмотря на то, что все посетители концерта остались довольны отдачей группы, организация концерта не была лишена недостатков - прежде всего это относится к выбору места и ограждения. По поводу площадки можно понять организаторов: они хотели, чтоб на «Темноспокойных» все было спокойно (при прогнозируемой меньшей явке, чем в прошлые разы), но получилось-то - «по-темному», с очередями, давкой, жарой, дурным звуком. Остается надеяться, что эти минусы будут исправлены к следующему приезду творцов очень мелодичной смерти – а он наверняка произойдет, ибо даже темный покой нам только снится ;-)
          
          Сет-лист:
          
          0. Intro
          1. Terminus (Where Death Is Most Alive)
          2. In My Absence
          3. The Treason Wall
          4. Lost To Apathy
          5. The Wonders At Your Feet
          6. The Mundane And The Magic
          7. Monochromatic Stains
          8. The Sun Fired Blanks
          9. Punish My Heaven
          10. ThereIn
          11. Inside The Particle Storm
          12. Zero Distance
          13. Dream Oblivion
          14. Lethe
          15. Final Resistance
          16. Misery's Crown
          17. The Fatalist
          
          


          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          
          (Еще один ракурс - http://www.youtube.com/watch?v=J3ln5Q67bCw)
          
          Final resistance
          
          
          Final resistance + Misery's Crown
          
          
          
          
          
          

          
          


          
          Приношу благодарность SPIKA Concert Agency и лично Вере Дмитриевой за предоставленные аккредитации

23.12.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться