Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Полет души»

Беркут
11.11.2011, Москва, P!PL

Перейти в анонс концерта

          В конце июня 2011 года российская рок-музыкальная общественность была потрясена новостью о том, что пути группы «Ария» и вокалиста Артура «Беркута» Михеева расходятся, причем, по словам последнего, этот факт для него также явился неожиданностью. Но человека с таким именем и прозвищем невозможно себе представить без дела, сложа руки погруженным в длительную тоску, так что уже в начале августа легендарный фронтмен «Автографа» и «Арии» представил новую группу, которая так и назвалась: «Артур Беркут» (или просто «Беркут»).
          17 сентября 2011 года вышел дебютный EP «Право Дано», а на следующий день состоялось тогда еще сольное выступление Артура Беркута с «unplugget» программой: каверы и пара новых песен исполнялись певцом в одиночку, то под переборы на электрогитаре, то под аккорды «испанки» или синтезатора.
          25 сентября 2011 в Житомире впервые выступила группа в полном составе, исполнив, среди прочих, все песни с мини-альбома. Спустя полтора месяца и москвичам было «право дано» на просмотр презентации релиза: 11 ноября 2011 в клубе «Pipl» прошел столичный концерт коллектива «Артур Беркут».
          Житомирский сет-лист с песнями «Автографа», укомплектованный состав команды с отличными инструменталистами (из которых наибольший мой интерес представлял гитарист Алексей «Страйк» Юфкин), надежда на исполнение бОльшего числа «арийских» песен «эпохи Беркута», чем на концерте «Арии» 26 августа 2011, а также общее любопытство побудили и меня посетить это действо. Сразу скажу, что я нисколько не пожалел: это был хороший концерт, оставивший в целом положительное впечатление, пожалуй, у всех людей, посетивших его.
          Подходя субботним вечером к входу клуба «Pipl», я ожидал увидеть очередь, - не громадную, конечно, но хоть какую-то. Ее отсутствие вселило в меня тревогу и подозрение в том, что я, быть может, перепутал время начала выступления, и оно уже вовсю идет. Однако переступив порог уже несколько раз сменившего название концертного зала, я успокоился: тишь да глушь встречали спешащего на шоу.
          К слову, если человек действительно бы спешил дойти до танцпола на втором этаже, он мог и не заметить стойки с мерчандайзом, ибо она была расположена не около входа на танцпол, то есть, справа от лестницы, а слева, у окна. Стойка производила весьма приличное впечатление: шарфы, нечто вроде флаеров (для автографов), диск группы, вроде были плакаты и майки, пока их не разобрали… Цены только не очень радовали: так, 20-минутный EP стоил 200 рублей (притом, что если добавить еще сотню, то можно купить «арийский» «Феникс», содержащий в три раза больше материала по хронометражу), даже флаеры были не бесплатны, а стоили 10 рублей. Правда, членам фан-клуба причитались скидки, но я к таковым не относился. Впрочем, я пришел, чтобы слушать музыку, а не разглядывать мерч, так что я таки уже и впрямь поспешил на танцпол.
          Народу там было мало – в 20.15 пред моим взором предстало не более 50 человек, из них человек 30 (в основном, молодняк – до 20-25 лет) находились у сцены, остальные распивали пиво у бара.
          Заинтересовал меня прежде всего штатив с камерой, стоявший посреди танцпола. Поглядев на горящие большие экраны справа и слева от сцены, я решил было, что все, что будет происходить на сцене, будет сниматься и транслироваться на экранах. Забегая вперед, скажу, что я ошибся. Однако само наличие работавшей камеры говорит о том, что материал хотя бы частично будет показан публике, будучи представлен, например, в виде бонусного видео на будущем CD или дополнительного DVD к его расширенному изданию.
          Начаться шоу должно было, судя по всему, в 20.15, но в это время лишь стали звучать из колонок обрывки слов о каком-то «содействии отечественной рок-музыке…». Дикторский текст оборвался, вновь дав возможность послушать в фоновом режиме «Comfortably Numb» за авторством Pink Floyd (помнится, «арийский» концерт 26 августа тоже предварял «пинковский» материал). Не знаю уж, пытались ли музыканты таким образом «настроить» своих молодых фанов на восприятие спокойных вещей, но, когда в 20.25 на сцену вышли все инструменталисты, стало ясно по возросшему напряжению, что поклонники ждут от них «рубилова».
          …А начали Беркут и Ко вовсе не с какого-нибудь «арийского» «боевичка», а – со «Странника» из репертуара «Автографа». Мягкие, будто убаюкивающие, басовые нотки, клавишные переливы, легкие гитарные штрихи, невесомый шелест тарелок, «сонный мор», как поется в песне… И посреди этого – голос главного героя вечера, самого Артура Михеева (его выход сопроводился взрывным криком собравшихся). Блестящее сочетание напоминало о том, какой классной группой в свое время был в СССР «Автограф» с его местами поп-роковой, а местами прог-роковой мелодикой, профессиональными и узнаваемыми аранжировками с упором на мастерство гитариста, клавишника и саксофониста. Сейчас, на концерте в «Pipl’е», саксофона Сергея Мазаева не было, да и клавиш Руслана Валонена тоже (насколько я понял, клавиши частично игрались «минусом», за подложки был ответственен звукорежиссер, а частично игрались сессионщиком-внештатником, стоявшим справа). Так что аранжировка - волей-неволей – была изменена. Вместо мягкого овердрайва на гитаре был жесткий дисторшн, в некоторых моментах (в частности, на припеве) вместо арпеджио Страйк играл пауэр-аккорды, саксофонное соло было заменено на гитарное (его небольшая часть была, кажется, переложена на плечи синтезатора), а бас-гитара была не так сильно выдвинута вперед, как на записи (хотя, возможно, тут уже дело было в балансе звука, очень четкого даже на первой песне). Все это придавало песне «хэви-металлический» оттенок. Возможно, кого-то это испугает, но я считаю, что песня прозвучала очень свежо, став на слух «тяжелее». Мне показалось также, что песня и впрямь была тяжелее, партии гитар, баса и вокала были опущены на полтона, а то и тон. Не думаю, что это связано с голосом Беркута (на концерте он пел целые фразы в диапазоне на половину октавы выше), скорее, с его желанием сделать звучание песни «посовременнее».
          Начав явно не с «зажигалки», группа, тем не менее, зажгла аудиторию быстро – без паузы выдав «Гонку» с совместного альбома Сергея Маврина и Артура Михеева «Скиталец» (1998) и арийского «Волонтера» с «Мании Величия» (1985). Наверное, эти две песни и должны бы были открывать сет – ибо под «мавриковский» трек даже началось нечто вроде микро-слэма (который, как ни странно, начала девушка с рюкзаком, искренне наслаждавшаяся каждой композицией), а уж когда парни в майках «Арии» и Iron Maiden заслышали первые басовые триоли, они закричали так, что заглушили на несколько секунд инструменты. Сразу стало видно, что текст этой песни знают лучше, чем первых двух: большинство собравшихся подпевали почти всем строчкам, а припеву подпевали все.
          


          После «Волонтера» пауза все-таки наступила, и Беркут, уже пожав руки всем фанам в первых рядах, поздоровался со зрителями – не в последнюю очередь, думаю, для того, чтобы представить песню «Без Правил». Заводная композиция прозвучала так, как надо – качево, драйвово, чисто исполненным гитарным тэппингово-штриховым соло, ну и, конечно, с хоровым исполнением припева зрителями. Как и остальные треки с дебютного мини-альбома, песня не представляет собой чего-то революционного или супер-оригинального (рифф напоминает, кстати, о Deep-Purple’овском «Burn’е», а припев – начало Scorpions’овских «Big City Nights», а тема – «Колизей»), но сделана добротно и с душой.
          Начало песни «Орел» - еще одного трека с EP – было сыграно Страйком на акустической гитаре, посередине песни он заменил ее на «электрику». Кстати, за вечер Страйк сменил три электрогитары – с черно-белой на черную, а затем на очень красивую зеленую в черную крапинку.
          

          Приятно было услышать песню «Твой День» с «арийского» альбома «Армагеддон» (2006). Как известно, это единственная песня «Арии», музыку к которой написал Артур Беркут. Насколько я знаю, Ария никогда не исполняла ее (по крайней мере, в Москве я не слышал), и судя по тому, что припев песни распевали все слушатели, не только я рад был исполнению данного трека. Конечно, ее аранжировка была немного изменена, ведь в «Арии» две гитары, а в группе «Артур Беркут» одна. Но насыщенный дисторсированный звук Страйка компенсировал отсутствие второй гитары – разве что на соло
          

          Мне показалось, что Беркут по-особенному спел эту песню, чей герой в чем-то похож на него самого в настоящий момент. И потому припев «Твой День - день, когда тебе везет» он пел с какой-то особой радостью и надеждой, будто произнося заклинание удачи. С еще большей радостью он, мне кажется, исполнил и песню «О, мой мальчик!» «Автографа» - лицо Артура Вячеславовича просто светилось от счастья. Уж не знаю, может, концерт новой группы для него стал чем-то вроде рождения ребенка, все-таки группа – его детище. У песни интересная судьба – появившись впервые на альбоме «Автографа» «Каменный край» (1989), она, как я понимаю, планировалась для выпуска под несколько иным названием («Мой мальчик») на альбоме «Пока смерть не разлучит нас». Этот диск записала, но не получила возможности выпустить группа «Беркут», состав которой схож с составом нынешней группы Артура Михеева только наличием его самого. Но и в тот состав далеко не последние люди входили, в частности, там присутствовал гитарист Кирилл Тор (а продюсером был Александр Елин). Этой песни я услышать не ожидал (хотя Беркут играл ее на сольном концерте в сентябре, но в житомирский сет-лист она не вошла), посему ее появление было весьма приятным сюрпризом. Особо порадовали два соло Страйка, сработавшего как за гитару, так и за «сакс»! В свою очередь Беркут отработал и за свой вокал в припевах, и за вокал Сергея Мазаева (в куплетах).
          
          


          
          Перед «Колоколом» - еще одной песней «Автографа» - Беркут ушел за кулисы и вернулся в коричневой рясе с капюшоном (наподобие тех, что были у монахов-кармелитов или капуцинов). Опять-таки, как и в случае со «Странником» и «Мальчиком», эта песня игралась в более тяжелом варианте, с пауэр-аккордами дисторшном вместо некоторых переборов (хотя Страйк в куплетах прибавил песне лиричности, добавив пару минорных аккордов), как мне показалось, чуть пониже, с менее акцентированным басом. Беркут спел песню в более жесткой, мужественной манере, прибавив грудных обертонов, и, кроме прочего, заменив микст в тех моментах, где он был в оригинале, на более крикливый вокал чуть ли не на расщеплении. Кому-то это может показаться глумлением над классикой, я даже видел пару человек весьма зрелого возраста, лица которых выражали неодобрение таковой аранжировкой. Вероятно, им довелось застать «Автограф» еще в конце 80-х, и у них совершенно иные впечатления от исполнения группой Беркута песен их юности. Я лично успел разве что сходить на реюнионный концерт легендарной команды в 2005, и с тех пор очень редко слушал их песни (так уж получилось). Исполнение их Беркутом в составе полноценной группы, пусть и с иной, более молодежной и «металльной» аранжировкой, не только напомнило мне об их высоком качестве, но и, не побоюсь этих слов, открыло мне новые грани этих шедевральных вещей, показав, что они проверены временем и готовы снова «зажигать» любую аудиторию. Ведь если песня даже в аранжировке другой эпохи звучит «на ура» - это же хорошая песня, не так ли?
          
          

Колокол (Автограф cover) – к сожалению, не с начала
          

          
          Еще одной песней из другой эпохи была «Злая Фея» того же проекта «Беркут», изначально планировавшегося как «Автограф» с несколько иным составом и названием «Автограф XXI». «Злая Фея» с невыпущенного альбома появилась на сборнике «Тяжелая Артиллерия-2», и резко выделялась среди других русскоязычных треков (а там были и песни Manowar, Jorn, Dark Moor) своим настроением, хард-роковой структурой и техничным соло. От соло на концерте, к сожалению, почти ничего не осталось – Алексей Страйк, к солягам «Арии» и «Автографа» отнесшийся бережно (хоть и исполнивший их в более мягкой манере), изменил скоростную тэппингово-штриховую часть партии Кирилла Тора на более простые фишки. Это, пожалуй, было единственным серьезным разочарованием для меня: было бы интересно увидеть, как сыграет Страйк, тоже любящий тэппинг, да и переменного штриха не чурающийся, сыграет это соло.
          
          
Злая Фея (Беркут cover)
          

          
          Блок каверов вновь закончился, и группа исполнила последние на сегодня две новые, то есть совершенно свои, песни: боевик «Право Дано» и баллада «Семь Морей». На последней песне Беркут взял в руки акустическую гитару, что сделало ее еще душевней.
          
          
Семь Морей – к сожалению, не до конца
          

          
          Середина концерта была ознаменовала единоличным властвованием Алексея Страйка над умами слушателей – один из лучших хэви-метал-гитаристов России продемонстрировал в своем соло высокое мастерство, сделав, впрочем, упор на быстрый двуручный тэппинг и короткие фразы переменным штрихом.
          После упомянутого «Мальчика» и двух «арийских» хитов и двум другим инструменталистам было «право дано» на минуту единоличной славы. В отличие от Страйка, бас-гитарист Игорь «Бах» Моравский сделал упор не на технику, а на исполнение фрагментов известных песен. Когда он пару раз сыграл рифф Blur из песни «Song 2», аудитория взорвалась возгласом «Вууу-хууу!», кто-то даже попытался потанцевать. Хэдбенгингом был встречен рифф песни Metallica «Enter Sandman», а под фрагменты песни Reel 2 Real почти все подпевали «I Like To Move It, Move It!». В исполнении ритмичных фраз «Баху» помогал барабанщик Олег «Кобра» Ховрин, так что логичным был переход от басового к ударному соло. Последнее также демонстрировало скорее технические навыки, но было весьма ритмичным и было поддержано хоровыми выкриками зрителей.
          Солирование инструменталистов закончилось, но следующая песня все еще была сольным номером. На середину сцены поставили синтезатор, и Артур «Беркут», как это обычно бывало в последнее время, в одиночку под аккомпанемент звучащего как «акустическое гранд-пиано» инструмента исполнил «Там Высоко».
          
          
Там Высоко (Ария cover - соло Артура «Беркута» Михеева на синтезаторе)
          

          
          Эта «арийская» песня открыла целый семи-трековый блок из «арийского» репертуара (включая
          «Беспечного Ангела», который, конечно, не является кавером «Арии», но входил в ее репертуар и был исполнен группой Беркута в аранжировке, близкой «арийской»). «Герой Асфальта» был посвящен всем мотоциклистам, которые гонят по дорогам, и предсказуемо вызвал наибольший ажиотаж в основном сете. Приятным сюрпризом был старенький хит «Здесь куют металл», давно не исполняемый самой «Арией». Ну и порадовали, конечно, «Воля и Разум» с «Тореро», которые также давно выбыли из репертуара Холстинина, Дубинина и Ко, но исполнялись, как и «Здесь куют…», группой «Мастер». В последней играли и «Страйк», и «Кобра», но – в разное время (как только ушел Юфкин, пришел Ховрин). Интрига состояла в том, как будут звучать не столько песни «Арии», исполняемые бывшим ее вокалистом, сколько элементы репертуара «Мастера», играемые бывшими инструменталистами коллектива, если эти музыканты работали там в разное время. И надо сказать, звучало это весьма прилично – можно констатировать, что ударник с гитаристом вполне сработались.
          Вообще, группа работала очень слаженно, при этом, повторюсь, звук весь концерт был очень и очень приличным, каждый инструмент был слышен четко и ярко, и даже бэк-вокал басиста и гитариста на припевах многих песен был слышен отлично (добавлю к этому хороший свет, подведший лишь засветом лица Беркута на «Там высоко»). Музыканты играли с душой, с огоньком. Конечно, в некоторые моменты проскальзывала доля сухости в их игре (так, если изюминка в исполнении даже новых песен Страйком и Бахом была, то в игре «Кобры» я ее не узрел – возможно, я был слеп, а может, для Ховрина эти песни еще не стали «своими»), но их профессионализма хватало и на то, чтобы устраивать без вреда чистоте игры мини-представления. Так, на песне «Тореро» Страйк и Бах на радость юным зрителям устроили «корриду», в которой Моравский был быком, а Юфкин – тореадором. В конце этого микро-спектакля с беганьем по сцене «матадор» и его «жертва» прислонились друг к другу лбами.
          Этот момент концерта напомнил, кстати, о том, что именно сын цирковых артистов Артур Михеев впервые начал устраивать сценические шоу, переодеваясь для исполнения некоторых песен в сценические костюмы, исполняя своеобразные мини-спектакли. В нынешней «Арии», с новым вокалистом, такого пока не заметно – Беркут выигрывает, по крайней мере, в этом.
          «Нет, только не ЭТА ПЕСНЯ!» - воскликнул Беркут, когда Страйк перед «Тореро» стал играть рифф «Улицы роз», и в этом его поддержали басист и ударник.
          Я, конечно, не праве так говорить об иных песнях легенды отечественного хэви, но некоторые треки в сет-листе я бы точно заменил – с композиций «эпохи Кипелова» на вещи «эпохи Беркута».
          Мне не понятно, почему упор в перепевании «арийских» песен делается на период, когда в группе пел Кипелов, а не Беркут. Думаю, песни с альбомов «Крещение огнем» и «Армагеддон» типа «Крещение Огнем», «Битва», «Бал у Князя Тьмы», «Последний Закат», «Меченый Злом», «Чужой», с успехом опробованные на концертах «Арии», да и «Патриот», «Страж Империи», «Кровь Королей», «Викинг», «Свет Былой Любви», могли бы украсить сет-лист сольного проекта вокалиста, певшего на этих треках. Неужели дело в авторских правах? Но ведь другие песни «Арии» есть в сет-листе… Так или иначе, но что на прощальном концерте «Арии» с Беркутом, что на этом концерте, процент арийских песен «эры Михеева» был невелик. А между тем самым, наверное, ярким номером программы было исполнение первого сингла «Арии» с Беркутом – «Колизей».
          Его просили слушатели перед выходом музыкантов на бис, на ней подпевали и прыгали все, по крайней мере, в первых рядах, так что, несмотря на небольшое количество народа, танцпол ощутимо завибрировал. Ну, а вместо «А-ри-я» после песни все дружно скандировали «Бер-кут! Бер-кут!». Закончившись примерно в 22.30, концерт продлился более двух часов… Хотя, это был даже не концерт – это был полет, полет души, вольный полет орла Беркута (хоть с маленькой буквы, хоть с большой), воспарившего вновь над бренной землей и заражавшего всех своей бешеной энергетикой… Два часа пролетели за мгновение, голос был отчаянно сорван…
          Тем печальней, что так мало людей посетило столь хороший концерт. Хотя «народ подтягивался» по ходу вечера, подозреваю, что к концу было не более 150-200 человек в зале. Тем не менее, наличие членов фан-клуба обеспечило мощную поддержку и теплый прием музыкантам. Эти усилия не пропали даром: через минут 15 после окончания шоу в зал вышел сперва Игорь «Бах», потом Олег «Кобра», наконец, Алексей «Страйк» и сам Артур «Беркут». Музыканты раздали всем присутствовавшим автографы, сфотографировавшись со всеми желающими, никого не обделив вниманием, достойно завершив этот чудесный для фанатов вечер.
          


          Не могу сказать, что это был лучший концерт, на котором я побывал, для идеального в нем чего-то не хватало. Даже не могу сказать, чего именно, хотя понять это пытался уже несколько дней. Однако всем поклонникам добротного хэви и харда, фанам «Арии» и «Автографа», да и просто любителям сочного саунда, чистой гитарной игры в стиле хард-н-хэви, профессиональной подачи фронтмена, я настоятельно рекомендую, если представится такая возможность, посетить концерт группы «Артур Беркут». Самой же группе искренне желаю творческих успехов, ну и, на закуску, умеренного разнообразия в сет-листе ;-)
          
          
          Сет-лист:
          
          0. Интро
          1. Странник (Автограф cover)
          2. Гонка (Маврик/Сергей Маврин cover)
          3. Волонтер (Ария cover)
          4. Без Правил
          5. Орел
          6. Твой День (Ария cover)
          7. Колокол (Автограф cover)
          8. Злая Фея (Беркут cover)
          9. Семь Морей
          10. Право Дано
          11. Соло Алексея «Страйка» Юфкина на электрогитаре
          12. О, мой мальчик! (Автограф/Беркут cover)
          13. Встань, Страх Преодолей (Ария cover)
          14. Мечты (Ария cover)
          15. Соло Игоря «Баха» Моравского на бас-гитаре (включая рифф песни Blur «Song 2», рифф и фрагменты песни Metallica «Enter Sandman», фрагменты песни Reel 2 Real «I Like To Move It»)
          16. Соло Олега «Кобры» Ховрина на ударных
          17. Там Высоко (Ария cover - соло Артура «Беркута» Михеева на синтезаторе)
          18. Герой Асфальта (Ария cover)
          19. Здесь Куют Металл (Ария cover)
          20. Воля и Разум (Ария cover)
          
          Бис:
          21. Тореро (Ария cover – интро включало рифф песни «Улица роз» (Ария cover), окончание композиции включало фрагмент вокальной партии этой песни)
          22. Беспечный Ангел (Golden Earring cover – вариант, близкий версии группы «Ария»)
          23. Колизей (Ария cover)
          
          


          
          Приносим благодарность организаторам, группе и лично Оксане Михеевой за предоставленные аккредитации.

17.11.2011


Фотографии с концерта

Беркут
11.11.2011, Москва, P!PL
by Awakener

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться