Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Дико позитивный Depressive fest»

Officium Triste, Forgotten Tomb, Altar of Plagues
15.10.2011, Москва, XO

Перейти в анонс концерта

          Фраза о «стоимости акта мизантропии и отчаяния» в «1200 рублей» (возросшие в день концерта до 1600) в стильном пресс-релизе изначально меня сильно настораживала – вовсе, разумеется, не из-за цены, а из-за того, что объявленное получение негативных эмоций подвергалось денежной оценке. Можно было бы, конечно, порассуждать о сущности эмоций, которые вообще несет металлическая музыка, в частности, блэк и дэт-дум, о том, куда катится наш интернетозависимый ололошный мир, в котором «суицидальная» музыка уже никого не приводит к самоубийству (иначе каким образом популярность такой музыки – то есть число слушающих ее подростков – постоянно возрастало), о потере искренности и всеобщей – нет, не продажности, серьезных денег все-таки на депрессивных жанрах сделать (пока) нельзя, – а доступности музыкантов-депрессивщиков и утрате их первыми поклонниками статуса элитарности… Равно как можно было бы подумать, что если уж излечение от депрессии стоит денег, то и сама она тоже чего-то стоит.
          А можно – и даже нужно – было бы отметить очень верное решение собрать под знаменем фестиваля три группы, работающие в разных жанрах, но в близких эмоционально-настроенческих сферах. И пусть этот (парадоксально) праздник меланхолии, в отличие от неделю назад прошедшего у Delta Mekong Concert «Октобирфеста», не был столь прибыльным, не собрал столько же посетителей, сколько куда более мейнстримное и развеселое «пивное действо», но зато все посетители смогли понаблюдать выступления трех по-своему интересных и самобытных (в рамках жанров и с поправкой на оные) коллективов.
          Ко времени официального начала мероприятия, семи вечера субботы, 15-го октября 2011 года, в клубе «X.O.» было еще слишком мало людей, чтобы хоть какая-нибудь зарубежная группа выходила на сцену. Посему ирландцы Altar Of Plagues открыли сборный концерт ближе к 19.45. Депрессивфест начался, как и полагается, плачем…
          Впрочем, плакали не сами музыканты из города Корка (их слезы в возникшей тьме никто бы не разглядел) – они просто запустили в качестве интро начальный фрагмент композиции «When the Sun Drowns in the Ocean». Этот кусочек содержит «кининг», ламентацию женщины по безвременно ушедшему человеку, традиционно практиковавшуюся в Ирландии с VIII до XX века, когда она была запрещена церковью.
          Впрочем, об отношении группы к религии и связанным с ней запретам можно примерно догадаться хотя бы по названию коллектива («Алтарь язв», «Чумной алтарь») и тому, что изначально они играли все-таки сырой блэк. Посему такое начало, содержащее запретный плач (будто по самой потерянной традиции) было очень органичным – даже когда в эту ламентацию вклинились гитарные ауканья, в которых не сразу узнавалось эхолотно-свистящее и колокольно-звенящее начало последнего альбома гостей из Эйре «Mammal» (к которому принадлежит и «When the Sun…»).
          Под стать традиционно-народному интро, само выступление по стилю стремилось к тому, чтобы быть выдержанным в «традиционном» языческом стиле, с выкрикиванием не то проклятий, не то заклинаний двумя типами вокалов – хардкорным грубым и блэковым скримом, – почти шаманскими движениями бьющегося в экстазе или судороге боли тела и, наконец, стремящимся околдовать слушателя ритмом от обычного ударника и еще двух перкуссионистов: к концу сета гитарист Джеймс О’Келли и басист Дейв Кондон отстранили от себя свои инструменты, взяв в руки палочки и забарабанив ими по полу.
          Действо это смотрелось скорее как ритуал ради самих себя, чем музицирование для других, хотя нынешнее творчество Altar of Plagues, сравнимое (по крайней мере, в своей инструментальной части) по звучанию с Cult of Luna и Isis, настойчиво стремилось затянуть слушателей в свое обрядовое болото (кстати, ирландское название родного города исполнителей переводится именно как «болото»)… Но как-то не срослось. Возможно, дело было в звуке и вынужденно измененных аранжировках – некоторые эффекты не игрались, некоторые игрались на гитарах, саунд не был особо обволакивающим, он скорее был типично метальным при сладж-кор/пост-метал-музыке (нечто подобное случилось на американцах Minsk в 2009 году). Возможно, дело было в публике, большая часть которой индифферентно реагировала на аскетично-замкнутое шоу парней из Манстера, а меньшая часть пыталась «оторваться», как под обычный метал.
          Впрочем, даже те, кто слушал Altar of Plagues раньше, были в некоторой растерянности; кое-кто даже решил, что это не зарубежные визитеры, а русский разогрев.
          Я, кстати, давным-давно (пардон, вего пять лет назад) слушал демо Altar of Plagues. Демо мне на «Горбушке» поставил известный блэкарь, и демо начиналось, несмотря на «нетрушный» вид (не кассета, а CD), вполне себе «трушненько-блэково»: тремоло, бласты, неумелый подростковый скрим – все на месте. Правда, дальше в песнях начинались спокойные моменты, смены ритма, ненависть уступала место другим эмоциям – до конца еще тогда не оформившимся.
          Об отдельных этапах дальнейшего творческого пути группы до меня доходила – пунктиром – информация, но лишь в день концерта я восполнил недостаток знаний о выбранной группой тропе. Стезей Altar of Plagues уже 2 альбома, 3 EP и почти 4 года является вышеупомянутый пост-метал. Злоба окончательно трансформировалась в отчаяние, те самые неоформившиеся эмоции оформились, став доминирующими, равно как стали главенствовать смены ритма (впрочем, ритмы у группы сейчас вполне «стандартные пост-метальные»). Остались тремоло – но не резвые резкие блэкерские, а подавляющие пост-хардкорные (кстати, у одного из «алтарных» в ушах тоннели, как у заправского хардкорщика)…
          Я бы, конечно, с куда бОльшим удовольствием послушал, например, «This Void» с «First Plague» (2006), но Altar of Plagues, двигаясь от блэка все дальше и дальше, замешали в атмосферный коктейль материал из двух последних альбомов (не считая интро с релиза 2011 года, они сыграли по две длинные композиции с «Mammal» и «White Tomb»). На концерте AoP мне показались менее атмосферными, чем на студийных релизах; но просмотрев видео с концерта, я услышал более атмосферный звук, чем тот, что слышал, будучи на самом концерте; и хотя атмосфера у «студийных AoP», «концертных AoP» и «концертных AoP на видео» была немного разная, рискну посоветовать любителям пост-металла: посмотрите хотя бы видео с московского концерта и послушайте хотя бы одну песню с последнего полноформатника AoP. Быть может, пожалеете, что не были на Депрессивфесте, и его атмосфера отразится на вас постфактум хоть легкой грустью…
          Атмосферу же сета AoP, на мой вкус, не то что бы разрушали, но ничем интересным не отягощали разве что те самые постукивания втроем. Но это уже мои личные заморочки. Как и внутренний возглас «Не верю!», не покидавший меня во время якобы депрессивного сейшна, как потом оказалось, очень позитивных и приветливых парней.
          
          
          Сет-лист Altar Of Plagues:
          
          0. Intro (фрагмент «When the Sun Drowns in the Ocean»)
          1. Neptune is Dead
          2. Earth: As a Womb
          3. Earth: As a Furnace
          4. Feather and Bone
          
          

***

          После окончания сета Altar Of Plagues в 20.35 аудитория, и так не страдающая многочисленностью, расплылась было – кто к бару, кто еще куда. Но спустя минут 10-15 народ стал возвращаться на место - даже с прибытком. В полку зрителей прибыло – и начительную часть полка составляли теперь дэт-думстеры, ибо вторыми на фестивале выступали маститые творцы интеллигентно-печальной музыки Officium Triste. Они чинно вышли на сцену, настроились, пока люди зависали в баре, и, не спеша, но и не утомляя никого всякими интро и излишними прелюдиями, в 20.55 стали спокойно, но уверенно раскачивать толпу.
          Впрочем, несмотря на повысившуюся плотность людей на квадратный метр, толпой сие назвать было сложно, скорее это было собрание индивидуалов, нередко объединенных в пары. Оно, быть может, и лучше: никто никому не мешал (немного далекий от трезвого состояния молодой человек не в счет – он скорее добавлял забавности и шарму данному времяпрепровождению), кто хотел – потряс башкой, кто желал – послушал музыку, полюбовавшись на слаженную работу исполнителей.
          Голландцы, играющие, по их словам «Rotterdoom», получили большее одобрение зала, чем ирландцы. Среднетемповые качевые ритмы подталкивали народ к хэдбенгингу (причем, бывали и весьма ритмичные
          , минорные мелодии и лиричный чистый вокал Пима Бланкенштайна заставляли трепетать струны души, глубокий гроулинг того же Пима пробирал до костей, а глаза услаждались зрелищем синхронно двигающихся статных парней. Кому-то покажется, что микс этот не нов и стандартен, но подача, исполнение роттердамцами своего материала, на мой взгляд, это искупают.
          В Officium Triste, в отличие от первых выступавших в тот вечер, два гитариста, каждая гитара звучала не размыто, а четко, при этом вместе с басом они создавали плотный саунд - в некоторых местах находящийся на грани дэтовой «мясистости», сладжевой «жирности», но ни разу не переступивший за грань почти чеканной отчетливости. Ударные добавляли необходимый точный ритм (в медленном и среднем темпе) с небольшими сбивками. Некоторые члены группы уже играли в более быстрых и техничных жанрах – посему более простые, медленные партии исполняли вкусно, грувисто, качево, отмечая каждый акцент. Напомню, басист Лоуренс Майер лабал когда-то в распавшейся уже блэковой формации Liar of Golgotha, так что легко обращался со своей пятистрункой. Гитарист слева, Брэм Бийлхаут, играл блэк-дэт в группах Absent Mind и Imbolc, так что и для него вещи Officium Triste, а точнее, партииодного из основателей, Йохана Квакернаака, – не верх сложности. Мне, правда, больше всего понравилась игра гитариста справа, Джеральда де Йонга, который в каких-то других серьезных проектах не замечен, зато с «Официумами» - с первого альбома. Он, быть может, «отрывался» меньше других, но зато играл очень сосредоточенно, следя за каждым своим движением (ну, к слову, у него некоторые партии посложнее, чем у другого гитариста) и получая, по-моему, удовольствие именно от воспроизведения своих партий в том виде, в каком они были записаны.
          Сосредоточенно играл и ударник Нильс Йордаан, с группой играющий с 2010 года (а до этого пребывавший в команде In Age and Sadness, тоже, как и «Тристы», игравших дэт-дум, и также начавших под другим именем (Sohaitan) с дэта), но мне показалось, что он был несколько зажат. А зря – все партии он исполнил близко к оригиналу, нигде не ошибся, кое-где даже внес немного разнообразия. Чувствуется, что он мог бы играть поживее, просто ему нужно освоиться с материалом. Быть может, на новом альбоме он себя проявит в полной мере.
          К слову, о будущем альбоме «Mors Viri», который Officium Triste вроде планировали привезти на этот концерт, но, как говорится, не сложилось; гости из Нидерландов показали, чего ждать по крайней мере от одной вещи с него – преподнеся подарок своим московским фанатам в виде исполнения оной. Композиция «The Wounded And The Dying» оказалась хороша, ее начало ритмично, а рифф, как мне показалось на концерте, стоит нескольких иных песен Officium Triste.
          Трек «My Charcoal Heart» Пим интеллигентно объявил как «наверное, самую попсовую» их песню; во время нее некая пара даже станцевала.
          «Если Вы бывали на наших выступлениях», - произнес Пим перед завершающим треком, - «То Вы знаете, что это за песня». Закончился красивый сет «Тристов» композицией «This Is Goodbye».
          Объективно могло огорчить разве что отсутствие клавишника – все синтезаторные партии шли фонограммой (кстати, возможно, в этом была причина зажатости ударника – под «фанеру» еще нужно попасть, и играть доля в долю) – да и вовсе отсутствие основателей группы, братьев Квакернааков, один из коих (клавишник Мартин) живет в Германии, а не Нидерландах, а другой – Йохан – уже отошел от «Департамента грусти». Я лично был немного опечален из-за отсутствия песни «Dreams Of Sorrow» с дебютника «Ne Vivam» (1997), а точнее - красивого соло из этого трека… Что поделать, с первого полноформатника не сыграли голландцы ни одной песни, исполнив (кроме одной с будущего альбома «Mors Viri») лишь по две с альбомов «The Pathway» (2001), «Reason» (2004) и «Giving Yourself Away» (2007).
          Впрочем, эти недостатки с лихвой компенсировались наличием музыкантов, поигравших в других ярких группах (в том числе Пима, успевшего отметиться в Beyond Belief, которые своим демо «Remind the Skull» в 1991 наравне с английской троицей предлагали собственный вариант дэт-дума), и - возможность с ними пообщаться. На сцене все члены группы показались мне людьми примерно одного роста, но в жизни я не представлял, что между Лоуренсом и Пимом такая разница в росте. Впрочем, благодаря своей интеллигентности и обаянию они оба после концерта стали любимцами публики.
          От Нильса я узнал, что они прилетели всего на несколько часов и улетают едва ли не сразу после шоу. Но Москва и прием поклонников им очень понравились, так что они рады были бы вновь посетить нас. Будем надеяться, что это произойдет, ведь эти милые люди безусловно внесли свою изюминку в состав депрессивного фестиваля, грустной вроде бы музыкой подарив несомненную радость фанам.
          
          
          Сет-лист Officium Triste:
          
          1. On The Crossroads Of Souls
          2. Pathway (of Broken Glass)
          3. The Sun Doesn't Shine Anymore
          4. The Wounded And The Dying (вживую исполнялась впервые)
          5. My Charcoal Heart
          6. This Inner Twist
          7. This Is Goodbye
          
          


          
          

***

          Несмотря на наличие множества поклонников «роттердума», хэдлайнерами были все-таки итальянцы Forgotten Tomb – это стало понятно и по тому, насколько уплотнились первые ряды, и по тому, как люди «отрывались» под эту музыку, и по хронометражу выступления блэк-думстеров, который пусть на 8-10 минут, но превысил время сета Officium Triste (те закончили без десяти десять вечера).
          К десяти минутам одиннадцатого «Форготтены» отстроились и - после короткого интро «Springtime Depression» сразу обрушили на собравшихся расколбасные аккорды и едкие минорные мелодии «Reject Existence». Вообще, первая ассоциация, возникшая у меня после шоу предыдущей группы – интеллигентность и аккуратность, а во время сейшна Forgotten Tomb ассоциации были иными – едкость, агрессия, но вместе с тем и мощь.
          На ранних творениях от «Забытой могилы» веяло на слушателя стандартным добротным шустрым блэком; последние диски демонстрируют и иные ароматы, прежде всего замешанные на сладжевых риффах. На московском шоу были и сыграны соответствующие песни (в частности, «Spectres Over Venice»), и приближено к сладжевому звучание гитар. Даже скриминг вокалиста-гитариста Фердинандо «Herr Morbid» Маркизио на фоне его грубого «стоунеровского» вокала казался немного «отчаянно-укуренным». Правда, и надрывный грубый вокал казался по-блэковому глумливым, ядовито-желчным.
          Инструментальная часть сета пресдставляла собой самобытную смесь блэка и сладжа, в которой сладжевую часть тянул прежде всего своим уверенным грувом басист Алгол, блэковую - гитарист А., а ударник Джанмарко «Asher» Росси отдувался за ритмические элементы обоих жанров. К чести его, он достойно справился с этой задачей, выдавая и сокрушающие скоростные бластбиты, и очень качевые рисунки. И, кстати, - вот уж где профессионализм и пассионарность, за которые ему почет и уважение, - он помнил порядок песен наизусть, без сет-листа (которого, как и у AoP, у Forgotten Tomb, в отличие от Officium Triste, не было).
          Сыгранные на концерте в Первопрестольной гитарные и ударные партии можно было бы отнести к драйвовому блэк-н-роллу, вернее, немного замедленной версии того, что гитарист и ударник играют в команде Whiskey Ritual. Устремления «Герра Морбида» тоже видны, как на ладони, - с одной стороны, блэковое прошлое, в том числе – работа с немецким культом дарк-блэка Bethlehem, с другой – уход в стоунер с сайд-проектом Tombstone Highway… Вот и получается Forgotten Tomb блэк-сладж-н-роллом, вроде, если разобраться, не особо оригинальным, но при этом вызывающим бурю эмоций самого разного спектра – от вселенской скорби до безудержной радости. Радости такой степени, что энергия льется через край – и хочется забраться на сцену.
          Последнее сделала некая молодая девушка из зрителей – она выскочила к «Морбиду», что-то прошептала ему и он, ухмыльнувшись, уступил ей место у микрофона, снисходительно поглядев на нее из-под кепки. Смутив охранника (тот, бедный, не знал, что делать – то ли просить непрошенную гостью уйти, то ли реагировать на это как на заранее спланированный элемент шоу, о котором его просто не предупредили), девица экспрессивно проскримила что-то в микрофон и удалилась. Подобное совершила только она, но многие бы в зале не отказались сделать то же самое: рядом со мной молодой парень истерично двигался, подпевая каждому слову вокалиста.
          Гости из Пьяченцы подчеркнули смешение жанров, которые они проходили на разных своих релизах; в отличие от других выступавших в этот вечер, «томбы» не забыли ни об одном из своих альбомов, сыграв по две песни с «Songs to Leave» (2002), «Springtime Depression» (2003), «Under Saturn Retrograde» (2011), и по одной с «Love's Burial Ground» (2004) и «Negative Megalomania» (2007). Можно было ожидать от меланхоличных макаронников какого-то особенного подарка, эксклюзива (который сделали ранее Officium Triste, например); скажем, занятно было бы услышать кавер The Stooges («I Wanna Be Your Dog»), Nirvana («Papercuts») или Black Flag («Depression»). Можно было бы помечтать, как Depressivefest оканчивается кавером на песню «Депрессия» и гитарным фидбеком… Равно как и жаждать «Negative Megalomania» или «Blood and Concrete»… Но все это, видимо, остается на следующий раз – будем надеяться, что еще один приезд Forgotten Tomb в Москву состоится.
          Надежду на это дает то, что некоторые слышали их в этот вечер впервые – и многим понравилось; итальянцы, до концерта воспринимавшиеся как ровня Officium Triste, оказались на деле бесспорным хэдлайнером, оставив впечатление от изысканных голландцев в стороне и, добавлю, своим поведением после концерта лучше всего вписались в «депрессивную» направленность фестиваля.
          «Могильщиков» даже звали на бис – и у них хватило времени выйти для исполнения «Daylight Obsession». «Одержимостью дневным светом» и завершился затемно (в 23.13) Депрессивфест.
          Чуть позже «форготтены» пораздаривали медиаторы и, как и остальные две группы, вышли к поклонникам, показавшись мне (за исключением ударника) и впрямь угрюмыми мизантропами.
          
          


          
          Фанат тру-блэка, суммируя свои впечатления от Depressivefest, наверное, мог бы сказать, что фестиваль обозначил провальность нынешних тенденций в депрессивной музыке: мол, она уже достаточно популярна, чтобы не быть «тру», но недостаточно популярна, чтобы зарабатывать на ней деньги. Помешанный на депрессивно-суицидальном блэке человек бы впал от этого в депрессию, но это только знак того, что первый Депрессивфест удался – не в плане окупаемости, а в плане создания парадоксально позитивного праздника для тех, кто любит негативную атмосферу.
          …Если уж Дискотеку 90-х, которая начиналась сразу после Депрессивфеста, посещают в основном бритоголовые, то этот мир явно достоин хэдбенгинга на фестивале печальной музыки. Быть или не быть второму Depressivefest’у – спорный вопрос, но даже если первый фест останется последним, он запомнится посетившим его как потрясающее и уникальное событие на календаре московских метал-концертов. Спасибо Delta Mekong Concert за это.
          
          
          Сет-лист Forgotten Tomb:
          
          0. Springtime Depression (интро фонограммой)
          1. Reject Existence
          2. Shutter
          3. Solitude Ways
          4. A Dish Best Served Cold
          5. Spectres Over Venice
          6. Disheartenment / Alone
          Бис:
          7. Daylight Obsession
          
          


          
          Приношу благодарность Delta Mekong Concerts за предоставленные аккредитации.

11.11.2011


Фотографии с концерта

Forgotten Tomb
15.10.2011, Москва, XO
by †Nortt†
Officium Triste
15.10.2011, Москва, XO
by †Nortt†

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться