Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Лучший из трех…»

In Flames
27.10.2011, Москва, Arena Moscow

Перейти в анонс концерта

          …концертов In Flames в Москве. Практически по всем критериям – по продолжительности, по исполнению, по отдаче, по сет-листу (по крайней мере – для меня).
          Видимо, троицу любит не только Бог, но и «пламенные» шведы, посещающие «третий Рим» в третий раз. Разумеется, популярные столпы когда-то мелодик-дэта, а ныне – приальтернативненного модерн-металла, выдавали столпы своего пламенного (хоть и без пиротехники) шоу не только в столице нашей Родины, и даже не только на нашей Родине из числа стран СНГ, но о других концертах тура пусть вам расскажет кто-нибудь другой, а я поведаю о визите скандинавов в Москву.
          А визит этот был ознаменован прежде всего тем, что северяне, как им и полагается, привезли с собой холод. Питеру-то (откуда утром 27-го октября прибыли именитые гости) пофиг, он на карте даже повыше Гетенбурга, откуда родом ВИА «В огнях», а вот тем, кто пожаловал из других городов в Златоглавую и ждал у клуба Arena Moscow аж с девяти утра, было совсем не безразлично. До 16 часов, когда уже стали забивать первые места в очереди, бедные посланцы из близлежащих (а порой и далеких) населенных пунктов успели промерзнуть до костей – что ж поделать, если Cannibal Corpse, например, приезжали последние разы еще в (более-менее) теплые времена, их мелодичные коллеги из Швеции посещают нашу страну, только когда пора уже едва ли не шапки-ушанки надевать…
          Как сообщали позже свидетели, близился час официального начала выступления, росла очередь перед повышающим (в период закрытия «Точки» и «Горбушки») уровень культовости клубом близ метро «Динамо», а саундчек все не начинался, или начинался, но без музыкантов In Flames. Жители других городов, приехавшие с надеждой не только на отличный концерт, но и на импровизированную автограф-сессию, погоревали-потужили да и, встав на положенные первые места в очереди, прошли вместе с москвичами в 18.45 в недра алчного клуба, все еще просящего 50 рублей за пользование услугами гардеробщиков. К восьми вечера – объявленного начала мероприятия – заняты были не только первые ряды, но и бОльшая часть танцпола. А к половине девятого уже и прекратился активный проход толпы в клуб – впору было бы начинать шоу, но на сцене только-только подходила к середине вялая проверка инструментов.
          Разогревающих групп, в отличие от первых двух посещений шведами столицы, не было, так что к девяти вечера неприятие часовой задержки разбавлялось лишь разглядыванием лестницы, которую недавно поставили у сцены да хоровыми распевками хитов типа гаражно-рокерскую «Seven Nation Army» за авторством The White Stripes, «Blitzkrieg Bop» панков Ramones и «Back In Black» ветеранов харда AC/DC. Дэта или блека я не запомнил, так что если фоновую музыку подбирали сами «Флеймсы», то вдохновенного экстрим-металла от них, видимо, уже не жди. Быть может, из-за этого (хотя скорее, - банально не выдержав бремени ожидания) многие напивались в баре, и подпевавшие голоса охрипали с каждой минутой все больше.
          Да, по слухам, и сами герои вечера решили совместить две традиции, вернее, два стереотипа – необходимость выпить, если уж ты очутился в России (а тем паче в Москве), и жизненную необходимость для уроженца скандинавской страны выпить - вне зависимости от того, где он находится. Короче, по информации из некоторых источников, кое-кто из северных гостей предпочел проверку организма на устойчивость к алкоголю вместо проверки инструментов ;-)
          

***

          Но все это перестало иметь всякое значение, когда примерно в 21.13 погас свет и зазвучали первые басовые звуки «Sounds of a Playground Fading» с одноименного сей песне (последнего) альбома. Народ забурлил еще до того, как музыканты вышли в зону видимости, а уж услышав тяжелые аккорды (словно искорки) «Пламенных» шведов, толпа стала стремительно «доходить до точки кипения», словно кипящая вода на огне.
          Чтобы дойти до точки, хватило двух, ну, может, трех песен – первых песен последнего альбома. Открывашка полноформатника и концерта «Sounds…», быть может, не блещет драйвовостью на фоне остальных номеров, но неплохо подходит в качестве первого дровишка, бросаемого в костер звукового представления. Звукорежиссер на этой песне проверил (и даже немного вырулил от состояния суховатого до уровня сочности) саунд, исполнители освоились со сценой, прочувствовая зал, зрители очухались от ожидания. Так что стандартные для IF, но все же пружинистые по сравнению с куплетами припевы трека (особенно последний из оных) прозвучали «на ура» заставили, по-моему, всех подпрыгнуть – включая Андерса Фридена. К нему, более всего двигавшемуся на первых песнях члену группы, в основном устремлялись взоры зрителей и объективы фотографов, до начала шоу фоткавших друг друга и прохлаждавшихся сидением на той самой лестнице у сцены; на повышенное внимание вокалист отреагировал дифференциацией способов разминания ног – кроме прыжков и хождений по сцене, бородач в кепке Clutch стал «наступать» на объективы, делая вид, что хочет раздавить копошащихся фотографов.
          …Вновь потухший свет, синтезаторные сигналы будто язычки пламени – знакомая схема предварила первый сингл с последнего альбома, «Deliver Us». Карусели, как в клипе, на сцене не было, и оклемавшаяся, разогревшаяся аудитория, решила, видать, исправить этот «недостаток», организовав собственное кручение. Как и положено аморфной массе при нагревании, толпа выдавала пузыри-волны, которые вылились в жаркий крайдсерфинг и стейдждайвинг… Ох, сколько обрушилось на меня, стоявшего прямо напротив ударных в первом ряду, потных тел, сколько волос у меня из головы вырвали – хватит Фридену на новые дреды точно, и на бороду, если поредеет, еще останется ;-) И ведь не только я такой «страдалец», все первые ряды изнывали от безудержого толпокружения, не забывая при этом подпевать, а в особо удачные моменты даже повторять движения ударника или гитаристов.
          Флагманы зонтичного жанра модерн-метал организовали такую подачу, что от дождя из падающих дайверов впору было металлический зонт поднимать – и это не на саомй сильной их песне в сете. Замыкающая тройку «открывашек» с последнего альбома «All for Me» внимание публики чуть-чуть «просадила», но это, видать, была передышка перед рывком из сборной солянки хитов с разных альбомов, на разные вкусы. Пока фотографов выводили из мертвой зоны перед сценой, а инструменталисты попивали водичку, Андерс (или Андерш – в оригинале все равно нечто среднее) чесал языком, забавляя публику, налаживая контакт со зрителями.
          В частности, Фриден потроллил одного из людей, стоявших за ограждением у сцены. Не знаю уж (как-то упустил этот момент), охранником ли он являлся или «дайвером», вытащенным из волн людских и пожелавшим остаться по данную «сторону баррикад», в безопасности, но фронтмен «Флеймсов» спросил его: «Что ты тут стоишь? Ты должен быть там!» - и показал в центр толпы, которая тут же засмеялась. Если у кого-то и осталось к этому моменту какое-то душевное напряжение, то оно моментально разрядилось – после закончившейся передышки концерт продолжился с новой силой.
          Вторая и третья тройки песен (а сет-лист был поделен преимущественно на тройки – и в плане перерывов между песнями, и в плане кардинальной смены света), как уже отмечено выше, являлись своеобразным «галопом по Европам», уравнивающим с помощью «закольцовывания» ранний и поздний материал команды: рубленно-воющий «Trigger» с поворотного «Reroute to Remain» (2002), брутально-меланхоличный «Alias» с предпоследнего «A Sense of Purpose» (2008), напряженная «Colony» с одноименного альбома 1999 года, веселенькая «Swim» с «Whoracle» (1997), нервно-качевый «The Hive» с «почти поворотного» «Clayman» (2000), немного ню-металоподобное «The Quiet Place» с «Soundtrack to Your Escape» (2004)…
          Если выстроить эти композиции в порядке времени их появления на свет, мы получим почти полную творческую более чем десятилетнюю (с 1997 по 2008) историю группы, охваченной пламенем поиска (ну, или ищущую днем с огнем ;-)) - своего лица, звучания, стиля.
          Сейчас же, за песенный отрезок с 2002 по 2004 годы, мелодии, несмотря на разницу во времени их рождения, как-то примиряли поклонников и старых, и новых «Флеймсов», быть может, потому, что все эти вещи все равно похожи – и тем, что они по большей части используют гармонический минор, и обилие форшлагов. Хотя, надо сказать, песни периода 2000-х годов вызывали бОльшую реакцию в кругах слэмеров, мошеров и дайверов (ну и подпевал, конечно) – так что Андерш даже после песенки 1999 года произнес (без ехидства, впрочем) нечто вроде «Если вы не поняли, то это был маленький кусочек чуда из прошлого под названием «Colony»».
          Поток маленьких чудес из прошлого закончился, и перевал через середину сет-листа пришелся на песни с последнего альбома («Where the Dead Ships Dwell» и «Fear Is the Weakness»), в поддержку которого, собственно, и турят сейчас «Пламенные».
          Релиз сей спорен, но в целом он позитивно принят фанатами. Не могу сказать, что «Sounds of a Playground Fading» мне понравился (впрочем, я не ярый фэн In Flames), однако не могу не признать, что вживую эти треки было приятно слушать, несмотря на похожие структуры (с темпом большинства частей в районе 100 bps), не блещущие оригинальностью качающие палм-мьютовые риффы по старым рецептам, стандартные схемы с гармониями двух гитар в терцию и припевом чистым (вариант - приближенным к чистому) вокалом, и т.д. Можно, конечно, пожурить альбом за самоплагиат, но на концерте, повторюсь, вещи с оного были исполнены на высоком уровне, быть может, даже более высоком, чем уровень исполнения прежних хитов. Может, «Флеймсам» просто надоело старое, но Бьорн, например, просто светился от счастья, когда играл свои соло с последнего полноформатника, и играл он эти соло даже более старательно, чем соло в других песнях.
          Тем не менее, не могу сказать, что новые песни во второй половине сет-листа получили такую же восторженную реакцию, как проверенные хиты «Пламенных» или хотя бы недавний сингл «Deliver Us». Возможно, следовало бы разбавлять новые песни старыми, а не пускать их блоками – 3 новые, 6 старых, 2 новые, 1 старая, 2 новые…
          Это, пожалуй, единственный серьезный недочет сет-листа, в котором было аж семь песен с последнего диска. Впрочем, между двумя парами новинок присутствовала «Come Clarity», удачно вернувшая просаженное было внимание зала. А после завершающей череду песен 2011 года «Darker Times» была «Only for the Weak», так что понимание между артистом и аудиторией было обретало нужный статус…
          С общением между группой и залом вообще почти не было проблем, коллектив создал на концерте почти семейную обстановку, когда музыкант и слушатель понимают друг друга с полуслова (припева). На упомянутой «Come Clarity» Андерш спустился по лестнице к зрителям - и перед первым куплетом приблизил микрофон ко зрителю по центру, едва не дав ему начать песню (но все-таки не дал, лукаво-стеснительно сжав плечами отдернув инструмент вокального труда). А уж потом, перед вторым припевом, встал на стойку посередине ограждения слева, оказавшись прямо перед слушателями и подпевалами, пред самой гущей дайвинга! Когда очередной краудсерфер приплыл к первым рядам и, соответственно, стоявшему рядом Фридену, вокалист дал ему микрофон, и дайвер пропел слова «Don't want to live!» прежде, чем потонуть в пучине из людских тел. «Пой со мной, Москва» - просил пораженный теплым приемом фронтмен, двигаясь от одного края к другому.
          На одной из песен Фриден любезно передал пиво в первые ряды (спасибо, Андерш! ;-)), на другой – взял у одного из зрителей по центру фотокамеру, которой тот снимал видео, и заснял самого «оператора», а также стоявших рядом соседей.
          
          

          
          Перед «Only for the Weak» Андерш присел на лесенке, вновь дав отдых инструменталистам и волю своему языку. В угаре не все, что молвил вокалист, я запоминал, но врезалось в память то, что в лучших традициях посиделок в баре он указывал в толпу на отдельных людей, как на старых знакомых (в какой-то момент он, по-моему, показал на парня в красном слева, который орал «We don’t speak English!»), отвечал на полупьяные признания в любви («Что? Я тоже вас всех люблю!»), общался едва ли не с отдельными людьми, по-доброму перебивая их («Заткнись!»), чтобы привести все к кульминации общения группы с фанами.
          «Мы ездим по всему свету, и мы хотим узнать, какая публика самая крутая! Вы готовы принять вызов, Москва? Что?» - тут Фриден отвлекся на Бьорна, подававшего ему еще одно «Жигулевское», - «Мне тут говорят, что вас не слышит ударник, так что кричите громче!» Позабавившись и передразнив нас («Пффф!!!»), Андерш, наконец, вызывает из зала девушку (как и в прошлый раз, не везет московским парням), прося ее заснять публику и выложить завтра же это в YouTube. Милая азитка небольшого роста, обняв и поцеловав Андерша, соглашается и становится по центру сцены (смотреть примерно с 3-ей минуты):
          
          

          
          «Москва, я хочу, чтобы ты показала мне свою металлическую сторону! Я хочу, чтобы все прыгали! Это – «Only for the Weak»!!!» - объявил фронтмен перед тем, как действительно все, включая девушку-«видеооператора», пришли в движение и стали подпевать.
          
          

          
          Подпевали почти на каждом припеве (особенно, из периода 2000-х), слегка обходя вниманием еще не выученные песни последнего диска. Да и тут единственным серьезным провалом был момент перед последним припевом «Darker Times». Когда после соло и гитарного брейка группа прекратила играть, в зале многие выключили камеры и стали хлопать, решив, что песня закончилась. В действительности нужно было пропеть хором «Never have to worry / For all that we know / The truth be told…», и вокалист бы продолжил последний припев («…As we lay down low!»), - но сделали это единицы, хотя в Кракове или Бухаресте хор сработал, как и планировали музыканты.
          Куплетам подпевали гораздо меньше; оно и понятно: у In Flames вообще в последнее время «хитовость» делают припевы. А если уж говорить о новых песнях, то припевы часто похожие, как в случае с первыми двумя песнями (что, впрочем, на концерте принесло скорее положительный эффект: потренировавшись на гармониях Sounds of a Playground Fading, зрители смогли без труда подпеть близкому по инструментальной ритмике «Deliver Us»). Речь, впрочем, не об этом, а о том, что припевы главенствовали, и главенствовали более всего из-за своей вокальной части, ибо ей более всего уделяли внимание зрители в большинстве своем. И Андерш не подвел, а спел на приличном уровне, лучше, чем в первый (когда у него болело горло) и второй разы в Москве. Конечно, он охотно предоставлял право зрителям спеть полприпева в «Only for the Weak», например, и вообще пользовался любым случаем, чтобы лишний раз не напрягать связки и диафрагму… Однако бОльшую часть времени он все-таки исполнял свои прямые обязанности – и делал это хорошо. Его экстремальный вокал звучал довольно мощно, агрессивно - при этом без одышки, знакомой по ранним альбомам, и без срыва на плаксивый фальцет, случавшегося в последнее время (отмечу также то, что Андерш несколько раз скримил около 10 секунд без перерыва, что не так уж часто с ним бывает). Его фирменная смесь экстремального и чистого вокала была проявлена на вполне достойном уровне – не все высокие ноты были взяты, но, сколь я разобрал, до начала первой октавы (до «до» и вроде даже до «ре» первой октавы) все было взято. Разве что этот «грязный чистый» войс немного поднадоел к концу шоу – Фриден, поняв свои слабые места, не желал петь как-то иначе. На «Ropes» он начал, как подобает песне, с совершенно чистого вокала, но голос его слушался не особо, и посему с противного писклявого микста Андерш перешел на привычное форсирование. На записях In Flames используют многократные наложения разных типов вокала (а на предыдущем альбоме и гитар), поэтому сложно вживую все это «вытянуть». И пока с таковой практикой фронтмен не завязал (а пора бы), он не особо старается вживую воспроизвести все интонации и акценты. В Москве он просто выводил основную, как ему кажется, линию по нотам да, если можно так выразиться, громкости и агрессивности. Пришедшим этого было, по-моему, достаточно для создания атмосферы; победителей не судят, молодец Андерш!
          Остальных музыкантов тоже есть за что похвалить – их работа на этом шоу была замечательной. Гитаристы и басист, на первой песне «жавшиеся» к мониторам, в какой-то момент почувствовали вслед за Андершем зал (и сочный звук, выруленный звукорежем если не после первой песни, то после первой тройки треков) – и разгулялись на полную! В особенности это относится к Никласу Энгелину – он тряс башкой в такт движениям своих пальцев, бегал по сцене, останавливаясь в позах, граничащих с растяжкой ножных мышц, корчил рожи… И играл при этом очень четко и ярко, даже добавив в завершающей сет «Take This Life» несколько дополнительных техничных штрихов. Видать, ощутил порыв свободы, получив прописку в группе после периодических замен борющегося с зеленым змием основателя Йеспера Штрёмблода – на прошлом гиге в Златоглавой усач с B.C. Rich’ем так не бесился (правда, и «Рича» у него тогда не было ;-)). Первый концерт In Flames в Москве, в Б1 в 2008, запомнился в том числе лажами Штрёмблода, которые даже дурной звук плохо скрывал, и упором на кашеобразное «рубилово». В этот раз все риффы и соло были слышны очень хорошо и весьма чисто сыграны.
          Чистота «соляг», впрочем, уже по большей части заслуга Бьорна Гелотте, который был менее активен, но действительно исполнял свои партии очень четко. Олдфаги, конечно, скажут: мол, материал после 1999 соплив и слащав, а знатоки добавят, что, мол, мелодии и структуры песен у In Flames однотипные и ничего оригинального-де этот сплав электропопа и мейнстримного металла не представляет ни с точки зрения гармонии, ни композиции, ни даже техники… Но ведь приятно слушать любой материал, когда он исполняется грамотно и без грязи. Композиции IF не богаты на детали звукоизвлечения, их партии не так сложны, как у Children Of Bodom, Dream Theater, Origin, Viraemia, PsyOpus, и последний альбом ничего не изменил в этом раскладе, но зато последний концерт в Москве показал, с каким смаком могут отыграть свои партии «Пламенные».
          Отдельно хочется поблагодарить очень качевую, но при этом весьма разборчивую ритм-секцию - Петера Иверша и Дониэля Свенссона. Последний отыграл все свои партии (к слову, не такие уж простые – даже в долбежные куски он пытается вставить небезынтересные фишки, требущие сосредоточения) блестяще, нигде ничего не просадив (в отличие от прошлого раза, когда он залажал «Take This Life», начав играть припевную часть раньше времени). Разве что насчет прогрессии бас-барабанов в «All for Me» у меня сомнения – не очень хорошо были слышны бочки в этот момент из-за криков толпы, подзуживаемой Фриденом.
          …«Спасибо вам! Мы обязательно вернемся, ибо я люблю вас всех. У нас осталось не так много времени. Давайте насладимся теми тремя с половиной минутами, что нам остались. Эта песня называется… «Take!» «This!» «Life!»» - эти слова предварили, пожалуй, самую интенсивную мясорубку на этом концерте, хотя до них казалось, что силы зрителей почти иссякли. Но силы кончились после него – силы просить что-либо после взрывного хита 2006-го года…
          In Flames не обманывают своих фанатов, имитируя завершение шоу перед запланированным выходом на бис. И в этот раз, окончив в 22.45 играть, они под вновь заигравшее AC/DC лишь разбросали палочки, медиаторы (и дали прямо у сцены кое-кому автографы) – да быстренько уехали из клуба…
          


          В первый раз – 17, во второй – 18, в третий, то есть, в этот раз – 19 песен. В первый раз концерт длился 75 минут, во второй, если не считать 10-минутных попыток организаторов усмирить толпу, обрушившую ограждение (помните такое?), - минут 80-85. Сейчас же продолжительность шоу составила более полутора часов, хоть и сыграли «Флеймсы» меньше, чем в Питере днем ранее (тогда после «Darker Times» исполнили еще приальтернативненную балладу Liberation). В первый раз вывихнул ногу Петер и болел Андерш, во второй раз Фриден чуть не упал под сцену из-за качающейся деревяшки и Свенссон ошибся на одной из песен, а в этот раз вроде ничего такого не было, все живы-здоровы, отлично отыграли. Что еще нужно, чтобы признать это московское выступление In Flames лучшим из трех?!
          


          Конечно, каждый найдет недочеты в сет-листе. Я тоже по секрету мог бы сказать, что послушал бы «Jotun» вместо «The Hive» с «Whoracle», а еще хотелось бы «Reroute to Remain», «Touch of Red», которые ни разу не игрались у нас. Олдфаги еще плакали по «Pinball Map», «Behind Space», «Disconnected», «Insipid 2000» и «Artifacts of the Black Rain»… Не было также «My Sweet Shadow», но, давайте, положа руку на сердце, спросим себя: не наслушались ли? Ну, если нет, то приходите на следующий концерт шведов, наверняка будет.
          


          На этом же, по словам одного из организаторов (совпадающим с моими прикидками), собралось примерно две с половиной тысячи людей - немногим больше, чем в прошлый раз, что странно – ведь выпущен новый альбом. Еще более странно было то, что в «Горбушке» две тысячи выглядели куце, а здесь две с половиной заполняли зал… Возможно, дело было в том, что концертная форма нынешних In Flames и взрывная энергетика Никласа Энгелина заставили создать в несколько раз больше серкл-питов, так хорошо заполнивших пространство. Но так или иначе, повторюсь: это был лучший из трех концертов ВИА «В огнях» на земле московской, и еще неизвестно, застанем ли мы такой же запал у «Пламенных» шведов в будущем.
          Можно лишь надеяться, что Энгелин, после долгих лет статуса нерегулярного турового гитариста обретший полноправное членство, оказался удачно подброшенным поленцем в огонь концертной деятельности, и пламя, разгоревшись с новой силой, не потухнет еще долгие годы…
          До встречи, In Flames, keep on burning!
          
          


          
          Сет-лист:
          
          1. Sounds of a Playground Fading
          2. Deliver Us
          3. All for Me
          4. Trigger
          5. Alias
          6. Colony
          7. Swim
          8. The Hive
          9. The Quiet Place
          10. Where the Dead Ships Dwell
          11. Fear Is the Weakness
          12. Come Clarity
          13. Ropes
          14. Darker Times
          15. Only for the Weak
          16. Delight and Angers
          17. Intro + Cloud Connected
          18. The Mirror's Truth
          19. Take This Life
          
          


          
          Приносим благодарность SPIKA Concert Agency и лично Вере Дмитриевой за предоставленные аккредитации

10.11.2011


Фотографии с концерта

In Flames
27.10.2011, Москва, Arena Moscow
by AlexBunevich

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться