Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Nighttime in Moscow: Ким Ларсен в «ДОМе»»

Reutoff, Of the Wand & the Moon, Die Weisse Rose
17.09.2011, Москва, КЦ "Дом"

Перейти в анонс концерта

          Некоторые вещи лучше слушать дома. Или в «ДОМе» - так именуется клуб, в котором нередко проходят концерты психоделической, экспериментальной, индустриальной, неофолковой музыки.
          В субботу, 17 сентября 2011 года, там прошел сборный концерт трех групп, каждая из которых в какой-то степени является экспериментом и, «для тех, кто понимает», культом.
          Мне же был интересен лишь датчанин Ким Ларсен, когда-то игравший в дэт-дум-группе Saturnus, а позже, как многие «металлисты», ушедший играть вроде как далекую от тяжелого рока музыку, но в действительности в чем-то с металлом до сих пор пересекающуюся.
          Соответственно, про две другие группы мне сказать особо нечего. Пока играли Reutoff, можно было выйти на улицу покурить (и, что самое главное, спокойно вернуться обратно), а также посетовать на то, что из зала убрали подавляющее число кресел. Раньше можно было при прослушивании сидеть, а при нежелании слушать – уснуть. Но теперь все те, кто оказался в зале, были приговорены именно слушать! У что слушать у отечественного коллектива Reutoff? С учетом акустики зала - жиденькую кашку из стращающих якобы звуков, которые выдавали на-гора двое мужиков с ноутбуками. Видеоинсталляции почему-то не было, посему и смотреть-то не на что было. А что «играют» Reutoff, я и так представляю. В этот раз они, правда, к своему облаку тегов из эмбиента, индастриала, нойза, мартиала добавили немного маршевости благодаря неожиданно появившимся басовым и барабанным ритмам. Ситуацию это, впрочем, не изменило – оригинальной, интересной музыкой их творчество и не пахнет, а атмосфера такая мне лично не по нраву. Впрочем, кто-то шел именно на Reutoff, заплатил за них 800-1000 рублей и, даже порубившись под ритм, остался весьма доволен. Несмотря на неровный, временами тихий, а по большей части - никакой – звук, Reutoff играли, кажется, больше часа.
          
          

***

          Следующей группой были Die Weisse Rose, в составе которых можно было углядеть Кима Ларсена – за одним из двух барабанов (кстати, очень удобно ж привозить разномастные группы, пересекающиеся по составам – молодцы организаторы, что придумали это). Кроме ударных в арсенале датчан был еще вокал и – фонограмма. В общем-то, имели мы снова дело не с авторской музыкой (шедшие минусом цитаты из различных песен), а с неким «актом». Изначально, с 2001 по недавнее время, Die Weisse Rose (так, кстати, именовалась студенческая группа сопротивления, действовавшей в Третьем рейхе), и были исключительно перформанс-проектом, воспроизводящим, цитирующим «самые острые и неоднозначные события в европейской истории первой половины ХХ века», прежде всего связанные, разумеется, с нацистской Германией. Зачем в 2009 лейбл Cold Meat Industry издал диск "A Martyrium Of White Roses"? Так или иначе, релиз есть, группа выступает, посему можно сравнить студийные и концертные версии нехитрых композиций.
          По сути, все свое выступление «белорозочники» врубали фонограмму с какой-нибудь, к примеру, печальной, но простенькой фортепьянной мелодией, ударники стучали простые ритмы, а вокалист, находясь между барабанщиками, декламировал по-английски или по-немецки пафосные слова. Именно декламировал, а не пел. Ну что ж, по крайней мере, на какое-то искусство – ораторское – мы посмотрели. Однако на примере трека «Kyrie Eleison», который мне как-то раз довелось услышать, и который был исполнен на концерте, можно было заметить, как «что-то потерялось» - аранжировка в концертной акустике стала казаться куцей, ритмы совсем уж простенькими, а страстные интонации – блеклыми. Посему – лучше б не было диска, который на фоне хорошей музыки теряется, и дает неприятную пищу для сравнений с концертной формой группы.
          К слову, группой-то ее сложно назвать – составы меняются в разных городах, их иногда объединяют вокалист Томас Бойдн и ударник Ким Ларсен, а иногда достаточно одного Бойдна, лидера-основателя (в этот раз вторым ударником был Аксель Франк).
          Зато у Die Weisse Rose, ради одних которых пришло около трети посетителей, было хотя бы на что посмотреть. Нет, видеоряда снова не было, но была татуировка вокалиста «Sic transit gloria mundi», розы на сцене, униформы трех участников, театрализованные движения… После нескольких песен все три участника поворачивались к нам спинами, как бы давая понять, что сейчас мы должны забыть о настрое предыдущей композиции и погрузиться в атмосферу новой, фонограмма для которой уже включается… Правда, все треки были выдержаны в «мартиальном» духе, как и тексты, которые иной неонацист примет за руководство к действию.
          В действительности достаточно посмотреть на взятый у Ларсена автограф, чтобы убедиться, что он человек в духе «peace & love», и к активному нацизму отношения иметь не может. Die Weisse Rose предлагают своим слушателям эдакий постмодернистский монолог (под ритм и «фанеру»), который является одновременно слепком с сознания пораженного нацистскими идеями народа, и анализом оного. Наверное, нечто подобное получилось бы у Зигфрида Кракаэура, напиши он вместо «Психологической истории немецкого кино» (той, которая «От Калигари до Гитлера») роман от лица того самого филистера, которого он так не любил. Впрочем, возможно, нечто подобное представляют собой скорее фильмы, которые он разбирал.
          Многие в зале, однако, Ларсена в составе Die Weisse Rose не узнавали, и принимали псевдопропаганду (или, вернее, интонационно гипертрофированное или искаженное цитирование пропаганды для акцентуации на неправильности ее идеологической основы) за чистую монету. Кто-то даже «зиговал», а после концерта объяснялся в любви к «белой расе» и идеям уничтожения остальных – правда, в шутку (ну, я надеюсь ;-))
          Какое-то положительное значение это, впрочем, имело: во время и после 35-минутного сета Die Weisse Rose им оказали горячую поддержку.
          
          
          Сет-лист Die Weisse Rose:
          
          1. A Martyrium Of White Roses
          2. Kyrie Eleison – потерялось что-то, да и повернулись после
          3. At The Doorsteps Of Our Temple
          4. Unser Leben Geht Dahin Wie Ein Geschwatz
          5. Nicht Schuldig
          6. As The Last Of The Petals Are Shattered
          7. Flamme (Allerseelen cover)
          
          
          
***

          Последним треком Die Weisse Rose был кавер на Allerseelen, уже выступавший в России (не исключено, кстати, что аплодисменты, которых удостоились Die Weisse Rose, были в том числе и от узнавания индустриальщиками и неофолкерами знакомой песни). Этот австрийский проект выступает связующим звеном между мартиалом и неофолком, так что символично было завершение его треком сета индустриальщиков, передающих эстафету неофолкеру.
          К моменту выхода главного героя вечера зал заполнился довольно сильно, сидячих мест бы явно не хватило, а кто-то сказал, что в кассе закончились уже даже билеты по тысяче.
          Барабанщик (по-моему, тот же, Аксель Франк) перестроился под более обширную (и стоявшую посередине, позади вокалиста) ударную установку, чем у Die Weisse Rose, провел палочкой по колокольчикам (или как его бишь, ксилофону?), клавишник ткнул в пару клавиш на синтезаторе, Ларсен подключил электроакустическую гитару, проверил ее настройку, и – сет начался…
          …Сет этот был наиболее музыкальным из всех трех сетов в этот вечер. Но если искушенный слушатель стал бы оценивать его как чисто музыкальное действо (как я и пытался поначалу), то его неизбежно настигнет разочарование.
          Во-первых, «полный состав», разрекламированный в сети в преддверии второго визита Кима Ларсена в Россию, на музыку почти не повлиял. Я изначально со скепсисом отнесся к идее «OTWATM – впервые в полном составе», ибо почти во всех буклетах к дискам «полный состав» исчерпывается одним-единственным Ларсеном и участием гостевых музыкантов. Но все же я предполагал, что аранжировки Ларсен не изменит, разделив несложные партии между четырьмя инструментами, из которых два – вокал и гитара – приходятся на него самого.
          Я ошибся.
          
          Почему в «Summer Solstice» при живом клавишнике чарующие клавишные партии не игрались? Зачем барабанщик создавал при этом что-то типа ритма, которого почти не было в оригинале и который, в общем, смотрелся неоригинально и даже неорганично? Право, можно было обойтись без «тамтамного» стучания, одними колокольчиками. Которыми ударник злоупотреблял на протяжении всего вечера – так что уже через полчаса я возненавидел это несчастное восходяще-нисходящее «дзинь-динь-динь-динь-динь».
          Зачем нужно было заменять чистый звук электрогитары на смешной фальцет в «Immer Vorwärts»? Ведь электрогитару-то Ларсен в конечном счете взял - после «Wonderful Wonderful Sun», для «Absence» (ударник, кстати, взял в руки акустическую).
          Почему при трех инструменталистах надо было исполнять акустический (да еще и укороченный до трех-четырех минут) вариант «A Pyre Of Black Sunflowers» из навороченного винилового издания последнего альбома? Чтобы все его купили? К слову, несмотря на то, что концерт рекламировался как презентация этого самого альбома, официально вышедшего за день до шоу, из него было презентовано лишь три песни (наоборот, упор был сделан на «Sonnenheim» 2005 года). Хотя все экземпляры оного все равно оказались раскуплены еще до выхода Ларсена на сцену.
          Во-вторых, несмотря на минимум инструментов, со звуком все равно то и дело возникали проблемы. Уже после первого трека «Summer Solstice» Ларсен попросил «сделать гитару громче». «Спасибо!» - добавил он спустя несколько секунд. Я решил, что гитара стала громче, но в действительности это было не так – видимо, благодарность Ларсена была обусловлена исключительной вежливостью. На «Hollow Upon Hollow» он все время оглядывался на ударника, а после нее шепнулся с ударником (видимо, на предмет микрофонов). «Нам нужно больше вокала, гитар, клавишных». К середине концерта проблем стало поменьше, но клавишные были все так же плохо слышны, да и вообще идеальным звук так и не стал.
          В-третьих, «полному составу» явно не хватало уверенности. Играли-то они вроде слаженно, но как будто все время проверяли себя – не лажаем ли мы свои простые партии? Даже Ларсен, бубня себе по нос оды природе, все время смотрел на свою левую руку, находящуюся почти на всех песнях примерно в одном районе грифа (а его переборы – это не In Gowan Ring, например, гораздо более сложный по исполнению, да еще и использующий нестандартные инструменты). Об упрощении клавишных партий и «отсебятине» человека за синтезатором и говорить не приходится.
          Но на самом деле для фанатов OTWATM это было почти неважно. Речь на этом мероприятии шла совершенно не о музыке – если хочется ее послушать, можно дома послушать Баха, Моцарта, Шерберга, Штокхаузена, фри-джаз, прог-рок и т.д. И речь шла не о драйве – для получения оного можно сходить практически на любое метал-шоу. Хотя под конец «Dirtnap stories» Ларсен разгулялся, а народ начал похлопывать к концу.
          Абстрагируемся от проблем со звуком, некоторой неуверенностью, взглядами на аккорды и т.д. Речь не о музыке или ее атрибутах, а – о настроении, атмосфере, а может быть, даже скорее – о сопричастности. Об особом взаимопонимании между артистом и зрителями, в результате которого можно прийти к выводу о зыбкости существования и равенстве всех перед природными циклами рождения и умирания.
          Концерт немного напомнил «квартирники» в духе старого русского рока, на которых тоже в тишине ловили взглядом каждое движение «кумира», но последний не был кумиром в полном смысле этого слова – все были равны друг перед другом. После «Hail Hail Hail II” Ларсен тихо произнес «Спасибо» (его, правда, не все услышали), после «Here's An Ode» отпил пивка, чуть ли не чокнувшись с кем-то из первых рядов… Вот он, один из нас, такой же человек, как и остальные на тихом квартирнике.
          Умиротворяющую тишину на сете OTWATM (которой, кстати, не всегда удавалось добиться на том же In Gowan Ring) разрушали лишь вспышки фотоаппаратов от особо невежливых посетителей (помнится, Nadja за такое обещали прекратить выступление).
          Через какое-то время я попал на концерт Blackmore’s Night, которых тоже можно отнести к неофолку, но творение Ричи и Кэндис – это такой элитарный неофолк, богатенький, кое-где кричащий, яркий, непреклонный. Of The Wand & the Moon же представили на суд публики пульс небогатого неофолка, светлую грусть крестьянина, поющего оду природе, циклу рождения и умирания, сожалеющего, «like all God's promises are broken - It's like dying on Christmas day».
          На этом выступлении Ларсена я вдруг отметил про себя, что в его творчестве часто повторяется звук «h», придыхательный звук. «Hollow Upon Hollow», «Sonnenheim», «Hail Hail Hail», «Hold my hand», «Here's An Ode»… В этих охах-вздохах мне чудится пиетет перед чем-то, преклонение, печальное смирение перед судьбой… Так в одной трагедии миропорядок восстанавливался лишь при смерти героя, зрителям было грустно от того, что он должен умереть, но радостно за то, что порядок восторжествует.
          Судьба в этот раз была не очень милосердна к Ларсену и его фанатам. Концерт по ощущениям длился около часа (кто-то не впавший в транс от музыки, и в отличие от меня взглянувший на часы, поправил меня в разговоре: чуть больше 50 минут). Вероятно, из-за «переигравшего» разогрева Ларсену пришлось отказаться от биса. Многие требовали «Sunspot», я бы послушал «My devotion will never fade»…
          Тем не менее, думаю, что большинство поклонников Ларсена остались довольны его завораживающим представлением. Человек, шедший за музыкой или энергетикой, как я уже писал, был бы разочарован. Но для фанатов этот концерт наверняка был неким экзистенциальным, полезным и чуть ли не жизненно необходимым опытом.
          
          
          Сет-лист :Of the Wand & the Moon:
          
          1. Summer Solstice
          2. Hollow Upon Hollow
          3. Nighttime in Sonnenheim
          4. Hail Hail Hail II
          5. Dirtnap Stories (Lee Hazlewood cover)
          6. Hold my hand
          7. Immer Vorwärts
          8. Here's An Ode
          9. Lost in Emptiness
          10. A Pyre Of Black Sunflowers
          11. Wonderful Wonderful Sun
          12. Absence
          13. Lucifer
          
          
          Приношу благодарность Arcto Promo за предоставленные аккредитации.

16.10.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться