Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Are You Metal? Power Metal?»

Helloween, Stratovarius
16.09.2011, Москва, Milk

Перейти в анонс концерта

          Лучше гор могут быть только горы. «А что может быть лучше павера?» - спросит себя любитель этого металлического жанра, и сам же ответит: «Только павер! И побольше!» Ну еще бы, где ж, кроме как в павере, можно найти столько простых, порой до примитивности, бестолковых, однотипных, но - столь легко ложащихся на ухо и запоминающихся - мелодий?
          Продолжая «горную» тему – что может быть лучше одной легенды? Только еще одна, то есть две легенды! В 2008 году приезжали к нам в очередной раз Helloween– в том туре в компании с Gamma Ray, исполнили даже вместе нестареющий-незабвенный хит «I Want Out» (а также «Future World») в две банды. Что любопытно, из девяти человек на сцене тогда к созданию этого кем-только-ни-перепетого шедевра отношение имели лишь трое, а пели вместе с залом два человека, ни один из которых его в студийном оригинале не пел (правда, Хансен вроде говорил, что пел сей трек на репетициях). А в 2011 году снова приехали – уже с другой легендой, не немецкого пауэра, а финского, - Stratovarius.
          Обе группы оказали значительное влияние на становление и развитие хэви-пауэра, причем, начали с того самого хэви, пришли к «основному» жанру, пауэру, отходили от него (Helloween – в хэви, поп-хард-рок, Stratovarius – в тот же хэви и отчасти прогрессив). Обе группы стали основоположниками либо жанра – как Helloween, - либо некой ветки жанра (как Stratovarius). Причем, вдохновленные этой ветвью артисты расплодились изрядно, а некоторые из них уже собирают бОльшие залы и продают альбомов больше, чем Stratovarius и даже Helloween (Nightwish, например, испытавшие влияние «стратов»). Обе группы были культовыми в России–не будем показывать пальцами, но одна наша известная хэви-метал-группа признавалась, что хотела в какой-то момент создать «Keeper of the Seven Keys Part 2», а другая наша группа, ставшая с конца 90-х играть пауэр, получила задание своего лидера: мол, нужен Stratovarius 2000-го года, «Infinite», вынь да положь.
          Ну, в общем, обе группы – КУЛЬТ! Куда ни кинь – везде легендарность и величие.
          Ах да, забыл, что обе группы – закончим череду сравнений – неоднократно, как и многие другие великие «братья в металле», меняли состав.
          Вот тут-то и кроется проблема. Почти каждый новый состав записывает альбом, который принимается одними фанатами и не принимается другими… Но и те, и другие хотят слышать на концертах «классику» группы (кто-то больше, кто-то меньше). Альбомов выпущено уже немало, а не выпускать новые альбомы нельзя (хочется творить, зарабатывать хоть какие-то деньги на продаже, да и лейбл требует, и в тур без альбома трудно поехать – многие фестивали приглашают выступать у себя лишь тех, у кого есть новый альбом), и не играть с новых совсем ничего тоже нельзя... Вот и составляется сет-лист так, что мало кому можно угодить.
          Играть-то наши ветераны хотят, может, новое, а надо, по мнению большинства фанов, – старое. Выпустили «повлиявшие» новый альбом – а играют по большей части шлягеры своей юности. Оно понятно: не сыграют их – публика не простит, да и молодая кровь в составе требует хитов их детства, небось.
          А с другой стороны, непонятно, что лучше – если группа будет играть только завязшую в зубах «классику» или только новое г…но. Ой, то есть, я хотел сказать - то, что почти всегда хуже старого, проверенного и «повлиявшего»…
          И получается почти что так, как в байке от Анди Дэриса, которую он рассказал во время донельзя растянутого, 15-минутного «Future World». «В Японии я купил себе клевую бутылку шотландского виски двадцатилетней выдержки. В Германии я бы мог машину купить машину за эти деньги - такой он был дорогой!… И вы знаете, что наш ударник с ним сделал? Нет, вы серьезно хотите это знать? Он смешал его с Coca-Cola! Он, конечно, мой лучший друг, но если он еще раз это сделает, то в следующий раз я убью его!»
          Совсемстный концерт двух легенд получился смесью, очень сильно напоминающей виски с кока-колой, а современную, с добавками, колу, с виски, который составлен из выдержанного и недавно изготовленного: новомодный напиток, скрывающийся под старым, проверенным брендом, маркой-логотипом, и некий микс, балансирующий на грани элитарного вкуса и стандартного опьянения, но в результате смазывающий ощущения и от того, и от другого. А если плеснуть туда еще Колы, и добавить, что во время этой операции металлисты будут наливаться пивом…
          Кстати, проходило смешивание в клубе с названием еще одного напитка – в клубе «Milk», то есть, «молоко». Название заведения, уже не раз принимавшего зарубежных и именитых отечественных рок-артистов вообще и метал-групп в частности (Guano Apes, Slade, Эпидемия, Thunderstone, Bad Religion и т.д.), и уже опробованного многими московскими металлистами, как бы намекало, что понадобится этим самым металлистам после хорошей попойки… простите, мощного концерта. Впрочем, для многих это одно и то же ;-)
          Найти уже и не новый клуб не так уж легко, и, еще не выпив, иные ребята в косухах теряли ориентацию в пространстве и, совершенно верно вый дя из метро и перейдя дорогу, поворачивали раньше, чем нужно. Дойдя же до ворот, через которые запускали на территорию клуба, несчастные чернокурточники осаждались множеством людей, пытающихся продать лишние пропадающие билеты по дешевке. Без четверти восемь (при официальном начале концерта в 20.00) продавали за тысячу, с началом сета первой группы – за 700, а перед хэдлайнерами мой друг уломал кого-то продать ему билет за 400. Короче, грешили люди по полной – видать, сказалось то, что Helloween приехали не в абы каком туре, а аж в туре «Семь грешников». Да, столько грешников-торговцев не часто увидишь перед концертом…
          В массе своей купившие у «грешников» билеты, конечно, попадали на концерт, но кому-то в суматохе продали фальшивку... В общем, остерегайтесь грехо… э-э-э, подделок, товарищи!
          
          

***

          Постаравшись поскорее пройти мимо греховного места, мы с главным редактором Heavymusic.ru спустя пару минут оказались в зале. Не найдя ничего интересного на лотке с мерчандайзом, мы проследовали в зал, который, вероятно, из-за не самого легконаходимого местоположения клуба и препятствий в виде барыг, наполнялся вяло. Дощатый пол топтался столькими ногами, сколько обычно и присутствует на шоу Stratovarius – около тысячи. Причем, многие поклонники первой группы зависали в «Молочном» (не забыли название клуба?) баре, покупая там явно не молоко. Что, думиали, что концерт, как всегда, начнется с задержкой минимум в минут 20? Ан нет, начали «Страты» спустя пару-тройку минут после официального зачина мероприятия, примерно в 20.03.
          Начали с хитового «Eagleheart», но при этом - довольно вяло. Просто вышли на сцену сквозь быстро образовавшуюся дымовую завесу. Жаль, что они в данном случае выступают на правах разогрева, хэдлайнер появится наверняка гораздо более эффектно, - подумал я. И ошибся… Простите, забежал вперед.
          А что же Stratovarius? Первое, что мне бросилось в глаза, вернее, в уши – сухой, неинтересный, невкусный, неплотный звук. Походив по залу всю первую песню, подпевая иногда пропадавшему вокалу и превозмогая тошноту то от нещадно наседавших басов (в одной стороне), то от приторных клавиш (в другой), я тщетно пытался найти место, где можно было бы слышать объемно звучавшие гитару с бас-гитарой. Конечно, записывая в студии порой две гитары, а выступая с одной, перекладывая всю инструментально-мелодическую нагрузку в первую минуту песни на клавишные, «Страты» зачастую имели неплотную саунд-картину, на которой клавиши рисовали мелодически-риффовые узоры, поверх которых гитара и бас рявкали-бухтели однообразное «дж-дж-бу-бу-дж-дж-бу-бу». Но в основном это слышалось на концертных записях; не раз будучи на концертах Stratovarius, слыша их вживую, могу сказать, что даже на первой песне они все предыдущие три раза в Москве – несмотря на наличие лишь одной гитары – звучали насыщенно, обволакивая слушателей своей объемностью.
          Но сейчас, как ни старался, место в зале, где было бы хорошо видно музыкантов и при этом хорошо их слышно (место у пульта в задней части зала – не вариант с моим зрением и размером зала), я не нашел, и с горя полез в первые ряды, чтоб хотя бы видеть музыкантов получше.
          Что же я увидел? После блестящего, простенького, но хитового «Орлиного сердца» «Страты» завели шарманку «Deep Unknown» с предыдущего опуса, впервые выпущенного без Тимо Толкки. Эта незачем перегруженная псевдопрогрессивными (потому как прогрессивными они перестали быть лет этак 20 назад) фишками вещь вкупе с тихо слышимым вокалом окончательно ввергли меня в уныние. Зачем, ребята, играть (в) этот громоздкий недопрог, если вам так хорошо удаются простенькие, но цепляющие частушки типа «Higher We Go»? А если уж копать глубже, то мне не хватало «Will the Sun Rise?», «A Million Light Years Away» (да, не наслушался в прошлый раз), «S.O.S.», да что уж там – даже «Maniac Dance», - вместо этой «Глубокой неизвестности», «Феникса», безнадежной баллады (да, я большой нелюбитель баллад в пауэре, славящемся низкой эмоциональностью вокала) «Winter Skies»… А если уж совсем честно, то – мечты, мечты… - я бы послушал «Last Night On Earth» с демо «Revolution Renaissance» (которую Толкки потом использовал в группе, одноименной сей демо-записи; все равно же эта группа уже распалась, а Symfonia – новое детище неутомимого толстячка - вряд ли к нам заглянет в ближайшее время) и - би-сайд «Run Away» с сингла «Eagleheart», который, будучи выпущен как сингл, наверняка бы стал хитом. Что сказать, Stratovarius, хотите меняться в рамках жанра – лучше играйте и сочиняйте вещи типа этих. И не начинайте с «Eagleheart»! На первой песне рулится звук, который (вкупе с какими-то проблемами с гитарой – в какой-то момент она оказалась отключена) разрушил эту прекрасную композицию.
          Пока же Stratovarius, сыграв две песни с прошлого альбома, словно пытаясь понять, можно ли будет в будущем обойтись без доминирования вещей «эры Толкки» в сет-листе, перешел ко второй, самой вкусной, части этого самого сет-листа. Перед «перевалочным» полухитом «Under Flaming Skies», на который за три дня до пятничного концерта в Златоглавой стал доступен видеоклип, клавишник Йэнс Юханссон пригубил бутылку некой жидкости, на что вокалист Тимо Котипелто заметил: «Русская водка – это хорошо», поддержав настроение предвыходного дня, и как бы готовя зрителей к вещицам повеселее самим по себе и повеселее исполняемым.
          К середине сета более-менее наладился звук (по крайней мере, во втором ряду по центру), грянул «Paradise», предваряющий последний альбом финнов «Elysium» (2011) сингл «Darkest Hours» с хитовым припевом и схемой а ля «Hunting High and Low», и толккиевская триада «Speed of Light», сам уже «Hunting High and Low» и «Black Diamond».
          Кстати, об «эре Толкки». Все возможные неприятные ощущения по поводу того, что без Толкки Stratovarius «уже не тот» я испытал на их сольном концерте в СДК МАИ в 2009, поэтому сейчас просто принимал этот не самый приятный факт как данность.
          Конечно, недостатки были. Не было столь обаятельного лидера, как Толкки… Да и Матиас Купиайнен, новый гитарист «Стратов», играет похуже, чем Толкки в золотые годы, не так чисто, не так быстро, пропускает некоторые ноты в соло… Но ведь и Толкки-то сейчас – не тот самый Толкки, что в золотые годы… И обаяние у него уже нездоровое, - все ж таки в психушке посидел… Да, Тимо Котипелто порой не вытягивает собственные партии (притом, что строй гитар немного опущен, и клавишник играет чуть ниже), обрывает фразы на середине, использует свою «любимую» фишку – пропевать значительную часть фразы «нормально», а на высоких нотах просто-напросто заунывно взвывая… Но ведь Котипелто не молодеет, и голос имеет обыкновение садиться, изредка «гулять» даже при «натренированной диафрагме» и не желать держать одну ноту при пении разных гласных; да и непонятно, что хуже – срываться на плач нытика в высоком регистре или переходить при этом на пародийно носовой фальцет и комично звучащий из-за хриплости микст… Ох, опять я забегаю вперед.
          По крайней мере, Котипелто не убегал каждый раз, когда ему не нужно петь, за кулисы, по слухам, наливаясь там той самой «русской водкой», как на прошлом концерте, а, меряя сцену шагами, хлопал и всячески подзуживал зал, зорко следя за тем, чтобы люди действительно пришли в движение. Так что претензий к Тимо как к фронтмену нет.
          Главная претензия к «Стратам» на последнем московском выступлении - то, что играют они не очень слаженно, нет сочности игры. Да, стучит кардан, да, пиликает синтезатор, да, воет вокалист, пилит гитарист, бухтит бас… Но не складывается это в сыгранную картину – впору менять вывеску на StratovariOus («Страто-Различные»), настолько некомандно играют члены этого коллектива. На прошлом концерте в российской столице этого не было.
          Возможно, причиной сего печального факта является болезнь барабанщика Йорга Михаэля – в прошлом году врачи обнаружили у него рак, исполнителю удалили щитовидную железу. Из-за этого и лечебных процедур, как мы помним, Йоргу даже пришлось пропустить первую часть тура Stratovarius с Helloween. Врачи тогда считали, что опухоль полностью удалена, но не так давно выяснилось, что Йоргу еще только предстоит полностью побороть рак. За пару дней до московского концерта было объявлено, что "Немецкий Паровой Каток", как его называют одногруппники, покижает после 16 лет работы, девяти полноформатных релизов и около тысячи концертов Stratovarius «по причинам личного характера», намереваясь, впрочем, отыграть все запланированные концерты тура до конца января, продолжить работать с группой через свое концертное агентство и навсегда остаться другом и поддержкой группы.
          Перед одной из песен Котипелто объявил, что это последний концерт Stratovarius с Йоргом Михаэлем в Москве – и толпа долго скандировала «Йорг! Йорг! Йорг!», хлопая и даже (имею в виду особо чувствительных) утирая слезы. Ударник так расчувствовался, что бросил палочки, не дождавшись даже середины сета. Причем, в конце он еще раз одарил ими фанатов, бросив уже другую пару.
          Что ж, пожелаем Йоргу удачи в борьбе с болезнью, а группе – найти подходящего ударника для слаженного исполнения своей музыки.
          Главную претензию к которой я уже косвенно описал, сформулируя сейчас кратко – мало хитов золотого периода. Можно играть и другие – при условии, что они будут именно хитами, а не полушлягерами типа «Under Flaming Skies» и «Deep Unknown». Не скажу, что у популярной металлической группы, некогда радовавшей фанатов качественным материалом, наступили Darkest Hours, но если выдача на-гора таких вещиц будет долго продолжаться, то будущее группы – это Deep Unknown.
          В связи с чем было бы, на мой взгляд, любопытным разнообразие сет-листа благодаря не только старым боевичкам команды, но и хитам с сольников Тимо Котипелто. Среди стандартных паверных тренделок там можно найти хэви-металлические изюминки типа «Reasons» и «Sleep Well», которые не только позволили бы не только удачно модифицировать сет-лист, но и дать барабанщику отдых после напряженной работы ногами. Я бы не отказался послушать эти песни в сет-листе нынешних «Стратов» - ведь, как сказал Котипелто, приезд его сольной группы в Россию возможен очень и очень нескоро…
          Несмотря на проблемы с гитарой на певрой песне и периодические исчезновения звука из динамиков на последних двух, Stratovarius расшевелили народ - движение в первых рядах было, и немалое, давка рождала даже некоторое подобие слэма. Повторю слова, сказанные про давку на «Эпидемии» в этом же зале – не каждый дэт-металлический концерт рождает такую мощную движуху, как этот павер. Возможно, правда, дело не в этом павере, а в другом: быть может, народ просто хотел занять место поближе к сцене, чтобы хорошо разглядеть Helloween (от одного из парней в косухах я услышал ближе к концу выступления «Стратов»: «Спасибо, Stratovarius, а теперь мы хотим услышать «Happy Happy Halloween, Halloween, Halloween!»). Но так или иначе, а магия музыки препятствовала статичному времяпрепровождению; до такой степени, что, напрыгавшись и попрорывавшись в первые ряды, какие-то парни попытались устроить драку – кажется, на «Darkest Hours». Охранники, заметив это из «мертвой зоны», похоже, не поверили сперва своим глазам, но, когда пришлось поверить, быстренько расчистили место перед собой, раскидав зрителей по сторонам, перепрыгнули через ограждение и пресекли агрессивное поведение буйных паверщиков. Опять-таки, не каждый дэтстер такое затеет – вот вам и брутальные гроулеры да неженки-паверщики, поющие фальцетом ;-) Чудеса прямо, ма-а-агия…
          Магия бывает разная – и концертная, и студийная, и «магия коллектива» тоже. В каком бы плачевном состоянии ни была магия коллектива, профессионал обязан держать хорошую мину при любой игре. Играть в спектакль «замечательный концерт, как обычно», даже если играть «замечательный концерт», как обычно, не получается. То есть – восстановить магическую связь с аудиторией.
          Так, Юханссон после своего клавишного соло с неоклассическими и псевдовосточными влияниями, от которых он, наверное, после Мальмстиновского кавера на «Child in time» не отвяжется, уже который раз в России пропиликал «Пусть бегут неуклюже...» крокодила Гены. Ну, надо же подластиться к аудитории, поухаживать за ней, а что подойдет для этой цели лучше, чем песенка известного бабника В. Шаинского? Ну, и «Black diamond», конечно, хоть и прозвучав менее эпично, чем на записи (не понимаю, почему нельзя «хоровую» часть играть – хотя бы на ноутбуке или второй клавиатуре, в крайнем случае пускать фонограммой?...), все равно обеспечил экстаз для своих поклонников. Который только усилился, когда Юханссон еще раз – после своего «интро» к этой замечательной песне - затянул «крокодилогеновскую» шарманку, на этот раз начав с нее свое «песенное» соло, и когда «Черный бриллиант» завершился барабанным соло Михаэля (кстати, соло на бас-гитаре, обычного для выступлений «Стратов», не было, и хорошо – ничего не имею против Лаури Порра, который может играть в разных манерах и метал, и джаз, но я просто не люблю соло на басу ;-)). Немец достойно поставил точку в выступлении финской группы – передав эстафету своим соотечественникам Helloween…
          
          
          Сет-лист Stratovarius:
          
          0. Intro
          1. Eagleheart
          2. Deep Unknown
          3. Phoenix
          4. The Kiss of Judas
          5. Winter Skies
          6. Under Flaming Skies
          7. Paradise
          8. Darkest Hours
          9. Speed of Light
          10. Hunting High and Low
          11. Соло Йэнса Юханссона в качестве intro (включая «Песенку крокодила Гены» «Пусть бегут неуклюже...» (Владимир Шаинский & Александр Тимофеевский cover)) +
           Black Diamond +
           Соло Йорга Михаэля на ударных в качестве outro
          
          
          
***

          Stratovarius покинули сцену примерно в 21.10, и ее тут же наводнили техники, шустро убирающие оборудование одной группы и ставящие инструменты другой, но прежде всего - разбирающие одну ударную установку и собирающие другую, с четырьмя бочками, из которых Даниэль Лёбле, впрочем, играет лишь на двух, оставляя еще две «для понту», вернее, для визуального эффекта.
          На этот эффект я и рассчитывал, осматривая, как наполняется зал. Из второго ряда сложно было подсчитать, сколько набралось людей, но по моим примерным прикидкам - не менее полутора-двух тысяч. Было жарко, бы тесновато, но не так, как в «Точке», где примерно столько же народу сплющивали друг друга в лепешки, вопившие «I Want Out!» Мне так, с чьей-нибудь точки зрения, и вовсе в этот раз повезло: попалось хорошее место для обзора во втором ряду по центру, причем как-то так получилось, что мне было гораздо свободнее моих соседей по бокам, спереди и сзади… А я еще шоу и звуком недоволен, гад, ага ;-)
          И вот, наконец, потух свет (после мигающей проверки оного, чуть не развившей нервный тик у лишенных воды потных зрителей ближе к ограждению) и – зазвучало интро, основанное на клавишной мелодии «Who is Mr. Madman?» с последнего альбома
          Helloween «7 Sinners». Она плавно перешла в «Happy Happy Halloween», который, оборвавшись радио-помехами, уступил место модерновому клавишному же интро песни «Are You Metal?». На сцене появились все, кроме вокалиста, чей голос отозвался от стен смачным «Yeah»…
          Вспыхнул яркий свет, стартануло выступление, драйв, мощь, жесткие риффы, гулкие ударные, цепкая песня… Но вот шоу не случилось в том объеме, в коем я ожидал. Помнится, в Стокгольме на сцене была вертушка-мельница якобы из колюще-режущих предметов (изображенная на обложке последнего альбома) за барабанами, у нас ее не было. Еще где-то я видел аж даже занавес, спадавший после «Yeah». Да и звук на «Are You Metal?» был на московском концерте явно не совсем налаженным. Конечно, такого афронта, как на недавнем Wacken, не произошло (там, напомню, на припевах этой песни дважды пропадал звук, песню в результате не доиграли, на «Eagle Fly Free» звук отстривали, и лишь на «March Of Time» все пришло в более-менее приличный вид), но саунд был не особо плотным, суховатым, вокал изредка был слишком тихим… К слову, вокал Дэриса был гораздо менее агрессивным, чем на альбоме, недоставало хрипотцы, он скорее блеял с одной интонацией, чем визжал, используя расщепление только в редких случаях. Ну да его все равно не так уж хорошо было слышно за подпеваниями фанов, да и на первой песне нужно было сохранить голос для последней, так что – простительно ;-)
          Саша прекрасно сыграл отличное соло, Дэрис отлично использовал хор зрителей под конец песни, «Are you metal? - Heavy metal!», в общем, ритм концерту был задан.
          Ну а дальше – пара «Киперовских-шкиперовских» треков, бальзам на душу для поклонников старых «тыковок». После «Eagle Fly Free» и «March of Time» последовала нейтральная интерлюдия – гитарное соло Саши Герстнера, во время которого он продемонстрировал свою разнообразную технику и построил нескольким девушкам глазки. К этому моменту построили ушки звукачи: саунд выровнялся, представ – особенно в сравнении со Stratovarius, которым, наверное, стоит подумать о новых звукорежиссерах – во всей красе. Так что пара композиций уже не с «Киперов», а с нового альбома («Where the Sinners Go» и «World of Fantasy») прозвучала замечательно – такой бы звук на «Are you metal?», песня-то похитовей этих будет, эх…
          Первая половина сет-листа была составлена таким образом, что казалось: как только «Тыквы» сыграли что-то с нового альбома или песню с диска эпохи Дэриса, надо срочно играть соло или «загладить вину» классическими хитами. Открывашка с последнего релиза – и тут же пара с «Киперов», авось новья не заметят. Пара песен с «Семи грешников», одна – с «The Time of the Oath» 1996-го, ой, ужас-то, что люди подумают, вообразят, что мы не будем играть ничего «кискевого», ой, Дани, сыграй драм-сало, пока мы приготовимся к «I'm Alive», зажги народ, подними градус…
          Градус подняла и акустическая версия «Forever and One (Neverland)» с того же «The Time of the Oath». Исполненная только Анди и Сашей, она, как и положено балладе, проняла многих девушек в зале, и, с чувством выполненного долга перед прекрасной половиной человечества, красавцы приступили ко второй половине сета.
          …И опять одна «дэрисовская» песня («If I Could Fly» с «The Dark Ride») на много-много «шкиперовских»… Правда, не только «кискевых». В своем попурри из трех песен, в оригинале длящихся вместе около 40 минут, «Тыквы» хитро смешали три «шкиперовских» альбома – первую часть, вторую и «The Legacy», поставив песню с последней в середину, как бы проводя мост между двумя периодами.
          Но мост между ними провести сложно, ведь с тех пор остались в группе лишь басист Маркус Гросскопф и гитарист Михаэль Вайкат. Саша Герстнер, конечно, техничнее и поразнообразнее Кая Хансена, но играет он в несколько иной манере, которой по сравнению с хансеновской не хватает задиристости, даже некоторой смазанности. Когда Герстнер играет один, не в команде, он играет очень чисто, «стерильно», вылизанно, глядя на его внешний вид, я бы даже добавил – гламурно ;-) Кому-то это нравится больше, кому-то меньше, но факт – это нечто иное. Так же как игра Дани Лёбле – не игра Инго Швихтенберга, чувствовавшего себя в рамках своих же партий посвободнее.
          А про вокал Анди Дэриса и говорить не приходится – он просто иного плана. И у Киске голос гулял, и Киске тоже свои партии к концу концерта ноль в ноль редко пел. Но за счет тембра его пение получалось похожим на студийный оригинал с поставленно уходящим в нос фальцетом-микстом на одной интонации. А Дэрис, имея несколько иной диапазон, осипая уже к середине выступления, высокие ноты Киске провизгивает и блеет. Все это он, конечно, подает под маркой импровизации – так, на «I Want Out» он изменил немного не только ритмику, но и вокальные мелодии. В частности, «give» в «you give it up» и «me» в «leave me be» он поет ощутимо выше – и, что характерно, почти всегда лажает на этих моментах. Хрипотца от севшего голоса мешает взвизгнуть достаточно высоко или перейти на чистый микст.
          Ну, и зачем нужно так много «киске-шкиперовских» песен?
          Признаюсь честно: на этот концерт я шел, в большей степени желая увидеть Stratovarius, нежели Helloween. И не только потому, что Helloween приезжали в Москву уже в пятый раз, а Stratovarius – в четвертый. Но потому, что следствие заключено вот в чем: вещи типа Future World и Dr. Stein я слышал уже несколько раз, а серьезного разнообразия в сет-листе, основанном уже много лет на «Киперах»-шкиперах, не предвидится – это уже было понятно всем, кто неоднократно бывал на шоу «Тыквочек». Разнообразие случается лишь экстенсивное – Саша сыграл соло, молодец, состроил глазки девушкам, Дани сыграл соло, молодец, зажег толпу, сыграли акустическую версию песни – молодцы, пригласили басиста и гитариста «Стратов» Лаури Порра и Матиаса Купиайнена соответственно на «Dr. Stein»… Но почему бы не сыграть побольше песен с «Better than Raw», «The Time of the Oath», «Master of the Rings», «Gambling with the Devil», да и с последнего альбома, все-таки в тур отправились в его поддержку, а? Понятно, «Who Is Mr. Madman?» играет на интро, ибо ее непростые партии не осилит Вайкат (кстати, яркий пример технического превосходства Герстнера, который написал эту песню, и которую Вайкат не может сыграть без ошибок). Ясно, визг в «Perfect Gentleman» негативно воздействует на голос Дэриса. Но почему сыграли лишь три песни с последнего диска, а «You Stupid Mankind», играемую ранее, оставили за бортом? Почему не сыграли, например, «Power» с попсовым припевом, которую играли уже в 2001 в Ледовом Дворце, и которая так любима многими российскими пауэр-металлистами? При этом растянув «I Want Out» на 8 минут и «Future World» на 15? Ах, наверное, чтобы дать отдых барабанщику, продолжавшему стучать все время, пока Дэрис балаболил. Простите, ненужный сарказ.
          Кстати, Дэрис-то базарил про то, что Лёбле-де слеп и глух, не видя и не слыша ничего из-за своей установки. Про байку «виски с колой» я уже писал, добавлю лишь, что в разных странах Дэрис рассказывает эту байку по-разному, в Барселоне он произнес ее часть на испанском, при этом заявив, что барабанщик выпил его виски. Ну, что ж, хоть какое-то разнообразие. Осталось дождаться перемен в сет-листе!
          Слышите, Helloween? Вы всегда были одной из самых интересных групп в пауэр-метале, не боялись экспериментов и самоиронии в студии (доказательство – «Unarmed: Best of 25th Anniversary»), так будьте такими же прогрессивными на концертах! Я бы, кстати, не отказался шутки ради услышать и какую-нибудь песню в том виде, в каком металлические боевики предстали на «Unarmed» ;-)
          Ну да ладно, что это я все брюзжу. На самом деле выступление Helloween было мастерским. Свои партии – быть может, с высоты нынешних «эверестов» техники игры, не столь уж и сложные – они исполнили прекрасно, чисто и довольно слаженно. Небольшим исключением послужил бис - после небольшого перерыва со звуком опять произошли какие-то проблемы (намеки на которые, впрочем, появились уже после акустического мини-сета), так что знаменитый рифф «I Want Out» прозвучал немного скомканно. Однако визуальная сторона дела, отработанные движения, взаимодействие членов группы со зрителями было выше всяких похвал.
          Неугомонный попрыгун Дэрис, угрюмый чернокнижник Вайкат, косо и злобно поглядывающий на Герстнера, когда они вдвоем устраивались по центру, чтобы играть двойное соло, сам Саша… Хм, пожалуй, стоит сделать отступление по поводу этого отличного исполнителя и фотографа. Выглядит сей великан для пауэр-металлиста несколько экстравагантно, напоминая благодаря своей новой прическе Лаури Юлёнена из The Rasmus. Но на мой взгляд, именно его стильный внешний вид, включающий контраст между черной одеждой и постоянно радостным настроением ее владельца, придает ему колорит, и делает его лицом музыки нынешнего Helloween, включающей множество модерновых элементов.
          Ну, и как же не упомянуть Маркуса Гросскопфа, с которым Анди Дэрис устраивал миниатюры. Например, на вышеупомянутом «I Want Out» на словах «push» и «pushing» вокалист делал вид, что наносит басисту удары, в конечном счете приведя того чуть ли не в «нокаут» ;-)
          Немаловажным фактом было то, что Helloween сдержали слово о проведении конкурса «Are You Dr. Stein?» - на соответствующей песне действительно выбежал на сцену сперва один безумный доктор, а потом, когда он убежал, еще два. Может быть, кому-то показалось, что шоу из переодетых фанатов не получилось, но, на мой взгляд, самого выхода этих людей, переодетых в героя любимой песни, было достаточно. Добавлю, что после концерта Саша и Маркус вышли, чтобы дать автографы «докторам», но также не обидели и остальных фанатов. Наоборот – пока охрана клуба пыталась выдворить поклонников из клуба (там уже должно было начаться какое-то быдлопати, на которое съехались гопоклабберы и гламурные кисы на лимузинах), доходя до рукоприкладства, их менеджер всеми силами старался сделать так, чтобы все получили заветные подписи…
          В общем, за визуальную сторону представления и за общение с публикой Helloween получают твердую пятерку!
          Звук в целом мне показался довольно средним, но позже главный редактор Heavymusic.ru сказал мне, что у пульта звук был отличным, но там ничего не было видно. А там, где было видно, было плохо слышно. Так что, не имея полной картины, оценивать звук я не берусь. Радость фанатов от очередного концерта Helloween я тоже не в состоянии оценить, но, думаю, однозначно недовольных не было – были лишь довольные, но не до конца.
          
          
***

          Говорить об этом событии как о концерте двух групп на равных трудно: был хэдлайнер, отыгравший около 100 минут (21.50-23.30, где-то так), был разогрев, пусть и зарубежный, «фирменный», который имел звук явно похуже, и отыграл меньше… Но почти все, с кем я говорил на концерте, шли либо на Helloween, либо на обе группы, и посему в целом остались удовлетворены, но признавали: что-то (а именно – сет-листы) надо менять. Дискографии у обеих групп обширные, каждый поклонник может составить свой сет-лист из любимых песен, поэтому было бы неплохо, если бы обе группы взяли да и устроили концерты, основанные на заявках-голосовании фанов.
          Этот же концерт, на мой взгляд, получился бы рядовым, если бы не два факта, делающие его почти уникальным событием в Москве: традиция Helloween играть вещи с неких альбомов практически только в туре в их поддержку, и болезнь Йорга Михаэля. Фанатам последних альбомов означенных групп, а также поклонникам этого замечательного драммера стоило посетить сие действо непременно – ведь, возможно, больше они не услышат в Москве материал с этих альбомов вживую, и не увидят Йорга Михаэля здесь в качестве барабанщика…
          Пожелаем же удачи и сил ударнику и обеим группам: ему – чтоб превозмочь рак, а им – чтоб преобразить трек-лист и создать нечто, равное по силе их классическим работам.
          
          
          Сет-лист Helloween:
          
          0. Intro (Who is Mr. Madman? / Happy Happy Halloween)
          1. Are You Metal?
          2. Eagle Fly Free
          3. March of Time
          4. Соло на гитаре Саши Герстнера
          5. Where the Sinners Go
          6. World of Fantasy
          7. Steel Tormentor
          8. Барабанное соло Даниэля Лёбле
          9. I'm Alive
          10. Forever and One (Neverland) (акустический вариант, исполненный только А. Дэрисом и С. Герстнером)
          11. If I Could Fly
          12. Keeper of the Seven Keys / The King for a 1000 Years / Halloween (попурри из фрагментов трех песен: The Keeper's Trilogy)
          13. Future World
          14. Dr. Stein (с участием Лаури Порра и Матиаса Купиайнена)
          
          Бис:
          15. I Want Out
          
          
          Приношу благодарность JC-Sound и лично Андрею Максимкину за предоставленные аккредитации.

11.10.2011


Фотографии с концерта

Stratovarius
16.09.2011, Москва, Milk
by John Sinterson
Helloween
16.09.2011, Москва, Milk
by John Sinterson

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться