Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Еще один концерт "Арии"...»

Ария
26.08.2011, Москва, CDK МАИ

Перейти в анонс концерта

          ...А не заключительное выступление с Артуром Беркутом. Не, ну серьезно, вот был я на последнем шоу "Эпидемии" с Максимом Самосватом (которого прочат в новые фронтмены "Арии" же) - так там многие, очень многие кричали хором "Оставайся!", плакали, всячески поддерживали именно уходящего вокалиста ("Мак-сим! Мак-сим!"), а не только группу. А тут? Ну, покричали "Беркут!" перед концертом немного, ну а на самом-то шоу - как только кто начнет кричать имя уходящего вокалиста, так сразу перебивает его хор голосов "А-ри-я! А-ри-я! А-ри-я!" На выступлении народ отрывался, перед ним - давал телевизионщикам интервью в духе "Все течет... Новый этап... Не стоять на месте... Бла-бла-бла..." , а после - орал опять-таки "А-ри-я! А-ри-я! А-ри-я!" Но никто отчаянно не горевал. Или все ринулись на действительно последний концерт группы Ария с Артуром Беркутом, прошедший чуть позже, 31 августа, в Рязани, в Арт-клубе "Планетарий"? Да ну, не верю я в это.
          Честное слово, уж мне порой до вокала вовсе дела нет, но в данном случае, очень обидно за Артура Вячеславовича Михеева. Да и сам концерт - нет, ну правда, - по сет-листу, размаху, отдаче - не напоминал "прощальный" для кого-то...
          Но обо всем по порядку.
          Итак, в конце июня появилось известие, что-де "Артур Беркут и группа Ария решили прекратить совместную деятельность". Гибкая формулировка, не дающая понять, кто именно первым "решил прекратить", явно что-то скрывает. По словам самого Михеева, для него факт его ухода из "Арии" был также новостью... Ну что ж, во всяком случае, объявленные прощальные концерты позволяли поклонникам "беркутовской эпохи" надеяться на включение в сет-лист множества песен с двух последний полнометражных релизов Арии. Организаторы тоже обещали упор на этот материал, хотя в действительности все оказалось иначе.
          К слову, любителей "беркутовской эпохи" Арии не так уж мало, хотя зачастую они не фанаты Беркута. Я помню, какие жаркие споры вызвал альбом "Крещение Огнем" в 2003 году, помню, как в стан фанатов "Арии" приходили новые мальчики и девочки, увидевшие клип "Колизей", и хотя я был в стороне от этого движения (как-то так сложилось), но мне импонировало то, что группа (прежде всего, гитарист Владимир Холстинин и басист Виталий Дубинин) продолжала работать над собой, все дальше отдаляясь от подражания кумирам и, пусть и заимствуя элементы различных жанров (пауэр-метала, например), дорабатывая свой собственный стиль, показывала, что способна создавать треки в разных стилях. Который, между прочим, дорабатывался благодаря активному участию Беркута, даже написавшего полностью одну из песен группы - "Твой День". Правда, по большей части Беркут принимал участие в доработке концертного стиля группы - он стал энергичнее, стал включать костюмированную часть, театрализованные перформансы, больше вокальных дуэтов, гитарных перекличек, акустических номеров, в том числе с использованием клавишных.
          И вот, спустя 9 лет после прощального концерта с Кипеловым 31 августа 2002 наступил час расставания с Беркутом в качестве главного вокалиста "Арии". Тогда площадкой была МСА Лужники, теперь местом прощания был СДК МАИ, к слову, также прощающийся - со своим старым названием, ибо с конца сентября клуб будет называться "Live Music Hall". По слухам, концерт "Арии" 26 августа 2011 был не только последним московским с Беркутом, но и последним шоу вообще на сцене СДК МАИ со старым названием. Четверть века назад в Доме культуры Московского авиационного института прошел первый концерт Арии, впоследствии дававшей на этой сцене, ставшей для них "родной" как традиционные концерты, так и новогодние "зеленые" шоу. Так что прощание по идее приобретало статус уникального события.
          Посетить его собралось немало людей - перед СДК МАИ выстроилась уже в 19 (при объявленном в 20 начале шоу) внушительная очередь, и уже через час после запуска, после официального начала концерта, в 20.00-20.30, народ все еще пребывал.
          Те, кто сдавал одежду в гардероб, мог наблюдать транслировавшийся на рядом висевшем экранчике концерт, по-моему, Дэвида Гилмора "Remember That Night: Live At The Royal Albert Hall". Вбегая через боковой вход в собственно зрительный зал, можно было еще с порога узреть стоявший в левом углу сцены синтезатор и нависающий над центром сцены круглый "экран" - вернее, натянутое полотнище, на которое проецировалось видео - забавно, но пока не начался концерт "Арии", на нем тоже транслировался тот же концерт Гилмора. Так что теперь можно говорить, что Арию "разогревал" пинкфлойдовец ;-)
          В 20:45 "разогрев" остановили, и зазвучало intro песни "Прощай, Норфолк!". На словах символичных "Полк поднялся высоко в горы..." вышли четверо инструменталистов "Арии" и заиграли эту самую композицию про исчезнувший английский отряд. Давно ее не слышал вживую, с ходу даже не вспомню концерт, на котором Беркут бы пел ее. Сам вокалист практически выпрыгнул на сцену перед первым куплетом, прозвучавшим прямо-таки по-кипеловски пронзительно и громко - заслуга слаженности совместной работы Беркута и Дубинина.
          За этот концерт, кстати, они неоднократно демонстрировали эту слаженность, Беркут пел иногда ниже и агрессивнее, Дубинин - выше, но менее экспрессивно, а результат получался очень ярким. Правда, забегавшись по сцене, Беркут на последней минуте песни периодически удалял микрофон от себя, в результате чего голос его слышен был хуже и тише (могло сложиться впечатление, что ему не хватало воздуха или он пропускает слова, но это не так).
          Вторым треком был многажды открывавший выступления "Арии" последних лет "Колизей", примечательный на данном концерте забавным фактом. Из первых рядов протянули Беркуту белого игрушечного медвежонка. Вокалист принял подарок и последнюю половину второго куплета пропел, прижимая зверюшку к микрофону и даже имитируя какие-то его ужимки.
          После такого тесного контакта с публикой невозможно было не поприветствовать ее
          "Добрый вечер, Москва! Вы готовы?" - и действо понеслось дальше.
          Одна песня "кипеловской" эпохи - одна "беркутовской", две "кипеловских" - одна "беркутовская", три - одна... нет, еще одна. Так прошла первая половина концерта. Было ощущение, что это не прощальный, а как бы "пробный" концерт - надо представить "свою" программу, но и попробовать, как играются-поются вещи предшественника. С другой стороны, исполнялись и те номера, которые редко играются на концертах.
          "Кипеловские" песни, к слову, тоже подбирались занятно: эпичная "Игра с огнем" и среднетемповый боевик "Раскачаем этот мир", почти "эпик" "Антихрист", эпичная же "Кровь за кровь" и баллада "Осколок льда".
          "Кипеловские" и "беркутовские" вещи образовывали удачные пары. "Раскачаем этот мир" действительно раскачала людей, так что на переходящем в более длинные куски с быстрым темпом "Крещении огнем" фанаты устроили слэм. "Осколок льда" и "Там высоко" были проникнуты одним настроением, хотя и исполнялись по-разному, и ассоциации вызывали различные. Когда-то "Осколок льда" ассоциировался с уходом Кипелова, теперь эту песню не менее чувственно пропел второй вокалист "Арии", и какое-то время, наверное, она - вместе с "Там высоко" - будет ассоциироваться с его эпохой.
          После композиции о "расставаньи", которое "будет лучше", ибо "двоем не выбраться из тьмы" инструменталисты стали покидать сцену, а Беркут встал за клавишный инструмент и, видно, слегка заговорившись от захлеста эмоций, объявил, что он попытается изобразить на клавишных звук акустического гранд-пиано. Взяв несколько аккордов, он некоторое время, по-моему, искал нужный ритм и, найдя его, исполнил фортепьянную версию трека "Там высоко". Не первый раз он исполняет эту песню именно в таком варианте, но далеко не всегда расчувствовавшиеся зрители вознаграждают его цветами. В этот раз Беркута одарили сразу несколькими букетами, так что он, не привыкший, видимо, к такому проявлению благодарности от "арийцев", не сразу сумел перестроиться из лиричного настроения и начать "Последний закат", ставший последней песней с альбомов с участием Беркута.
          Да, на этом концерте не звучали ни "Патриот", ни "Палач", ни "Битва", ни "Бал у Князя Тьмы", ни "Меченый Злом", ни "Кровь Королей", ни "Викинг", ни "Чужой", ни "Свет Былой Любви", ни "Твой День". Довольно странное решение, учитывая статус события. Можно было, если уж не хотелось играть эти песни, хотя б устроить "Попурри", аналог которому даже запечатлен на сингле "Поле Битвы" (2009). Помнится, еще в конце 2004 года ставку делали в том числе на "Битвы" с "Патриотами", на "Живом огне" запечатлено много хорошо сыгранного и спетого нового материала, на "Пляске Ада" его довольно, а сейчас - как будто пытаются забыть про этот период, "забив" его проверенными шлягерами. То ли это такой переход к репертуару с новым вокалистом (24 % - из эпохи Беркута, остальное - кипеловское), чтоб пораньше народ привыкал, то ли исполнение прощального желания Беркута попробовать в последний раз побольше чужого материала.
          Я надеялся на бОльшее число песен с последних двух альбомов, ибо с приходом нового вокалиста (и образованием Беркутом группы имени себя, в которой он будет в том числе играть "Арийские" каверы "своего периода") репертуар нередко меняется, и старые композиции могут либо исчезнуть из него, либо преобразоваться. Так, в связи с особенностями манеры пения Беркута многие песни Арии играются ниже на полтона-тон (правда, строй многих треков "опустился" еще при Кипелове). Кипелов на высоких давным-давно отработал свой фирменный микст (и переход от грудного к головному регистру), которым, впрочем, уже не пользуется в полной мере; за счет этого на ранних записях группы (еще до опускания строя) вокал Кипелова звучит несколько женственно. Беркут, как мне кажется, просто меньше любит петь микстом, отдавая предпочтение грудному регистру и, если уж совсем невмоготу, визгу - в его исполнении практически фальцету на расщеплении. В этом есть свои плюсы, но и свои минусы. На студийных записях Беркут высокие ноты поет более-менее экспрессивно, и в глаза не бросается бледность и натужность его высоких ноток. На концерте в МАИ, как и на других концертах Арии последних лет на эмоционализацию пения сил по понятным причинам часто не оставалось, и Беркут, стараясь петь высоко и чисто, без "мужественной хрипотцы", сразу обнажал недостатки своих высоких нот.
          Лучшим примером для сравнения современного студийного и концертного Беркута вообще служит, наверное, припев песни "Меченый Злом", а на "прощальном" концерте в Москве слышны были небольшие огрехи (или хитрости) на самых высоких нотах песен "Колизей", "Игра с огнем", "Антихрист", "Герой асфальта", "Баллада о древнерусском воине" и даже, к сожалению, "Последний закат". Иногда Беркут давал высокие ноты на откуп Дубинину ("Баллада..."), иногда просто брал на этих местах ноты пониже ("Герой асфальта"), стараясь петь в более экспрессивной манере. Звучало это довольно органично, - так что здесь Беркут поступил как настоящий профи, знающий свои сильные и слабые места.
          Одно из сильных мест Беркута по сравнению с Кипеловым - низкие ноты, которые Артур берет, например, заканчивая трек "Раскачаем этот мир": после "Для слабых..." он произносит "...места нет", первый слог распевая почти басом, правда, уводя его почти в "о" вместо "е" или "э".
          Еще одно сильное место Михеева - его энергетика. Во всяком случае, уже сейчас-то, после почти 9 лет, проведенных им в группе, можно сказать, что по напору он в "Арии" обходил Кипелова, компенсируя ею, своими навыками игры на музыкальных инструментах, компанейскими свойствами, умением развлечь и завести публику (например, своим знанием иностранных языков), быть может, недостаточный диапазон и
          слишком непривычную поначалу манеру пения, порой грубоватую и ненапевную, порой больше подходящую для пауэр-метала.
          На этом вечере, пожалуй, лучше всего были исполнены более-менее спокойные песни - "Там высоко", "Штиль", "Осколок льда". Вообще, как только Беркут прекращал свои попытки побегать по сцене (небольшая площадка после фестивальных целин не позволяла развернуться, но Беркуту все равно не стоялось на одно месте - возможно, он просто утомился от поиска места для пробежек). А вот на энергичных моментах он все же пару раз сорвался. Ну да ладно, такое случается со всеми, да и концерт все-таки не самый радостный...
          Впрочем, Беркут опять-таки проявил недюжинный профессионализм и ни в коем случае не показал какого-то напряжения или неприятия сложившейся ситуации. Он улыбался своим (пока еще) одногруппникам, обнимался с ними, вставал в позы "гитарного героя" на соло, чуть ли не разыгрывал их, подставлял Дубинину и второму гитаристу Сергею Попову микрофон, постоянно и грамотно работал с публикой, обращался к трибунам, к левой части партера, к правой части...
          Возможно, аудитории передалось это настроение и она без печали воспринимала такое прощание. ""Асфальт" был?" - спрашивали многие, входя в зал после недолгой отлучки. На "Последний закат" (который Холстинин считает одной из самых лучших песен группы) отреагировали куда более вяло, чем, скажем, на "Колизей", а отклик на последний мерк по сравнению с ожиданиями "Улицы роз". Но вот прозвучал и "Герой асфальта", и "Улица роз", близился конец основного сета... Но для его завершения был припасен еще один привет из прошлого - "Замкнутый круг", исполняемый, как признал сам Беркут, редко, но спетый им дуэтом с Кипеловым на прошедшем в ноябре "Ария-фесте", посвященном 25-летию группы. Символичные слова "Что завтра будет - неизвестно (...) Дальше - тишина" вселяли нехорошие мысли об окончании вечера, но уход музыкантов со сцены дал лишь короткую передышку.
          Выйдя на бис, Беркут прежде всего представил группу. Забавный факт: после того, как он это сделал, оставив себя в стороне, народ стал кричать "Беркут! Беркут!" и Виталий Дубинин, подойдя к микрофону, стал тоже хлопать в ладоши и кричать "Беркут! Беркут!", то ли дразня публику, то ли заводя ее.
          На закуску оставили кавер, ставший уже чуть ли не одной из визитных карточек группы, - "Беспечный ангел", и песню, также многими считающуюся кавером и содержащую некоторые риффовые заимствования у Iron Maiden - "Дай жару".
          "Жару" напоследок задали нехило - до того, что кому-то, как в давние годы, захотелось побрататься с группой. Кто-то сзади вроде пытался устроить краудсерфинг, а один из фанов даже забрался на сцену - правда, секьюрити резво его скинули, ну ничего, зато поостыл чуть-чуть ;-) Беркут, поняв, что "жара" и впрямь много, стал набирать в рот воды и разбрызгивать ее фонтанами пред собой. Публика, поняв, что это ее последний шанс, пришла в движение - центр танцпола сотрясся от коллективных прыжков.
          Концерт закончился в 22. 40 и, несмотря на длительность (почти два часа) оставил ощущение недосказанности. Дело не только в сет-листе, но и, как уже выше сказано, в каком-то обыденном настроении "очередного шоу". Это проявилось, например, в игре музыкантов (я, честно говоря, ничего не сумел выделить особенного в этот раз - ну, сыграли и сыграли, ну, соло пару раз лажанули, ну бывает, но ничего запоминающегося и выделяющего сие шоу из череды иных). Или в раздаче ими "подарков". Помнится, в 2002 году на последнем концерте Кипелова в толпу бросали все, что под руку попадется, "уходить так уходить" - даже майки и малый барабан, по-моему, кинули. Впрочем, тогда уходил не только Кипелов, покидали пристанище "Арии" полгруппы, но... В этот раз - лишь пара медиаторов и палочек. На завершающей концерт, как обычно у Арии, хоровой инструменталке "Мания величия" не было никаких отчаянно-братских обниманий (как в последний раз), прощаний, пафосных слов, сожалений и пожеланий... Впрочем, может, так и должно быть. Беркут, по-моему, вообще не любит пафос вне творчества, поэтому он сам мог захотеть, чтоб его финал в "Арии" обошелся без этого.
          Но вот чего я понять не могу - такой малой поддержки вокалиста фанами, пришедшими, опять-таки на "еще один концерт Арии". О том, что вопли с названием группы весь концерт слышно было лучше, чем с прозвищем фронтмена, я уже писал. Легко догадаться, что многие пришли на шоу в майках Кипелова" (правда, к концу концерта кто-то растянул плакат с изображением Беркута). А знаете, что было после выступления? Несколько человек стали всерьез обсуждать, что, раз уж Дикинсон вернулся в Iron Maiden, то и Кипелов может вернуться в "Арию", что ему давно пора это сделать... Еще кто-то стал рассуждать о достоинствах вокалиста группы "Гран-КуражЪ" Михаила Житнякова, которого также сейчас рассматривают в качестве претендента на пост нового фронтмена самой известной российской метал-группы... По выходе из клуба многие фаны сочли долгом огласить августовскую тьму восклицанием... конечно же, "Ария!", а не "Беркут!" Стыдно, товарищи...
          Пару слов о составе этих самых "товарищей".
          Было много молодых людей от 16 до 25 лет, скорее всего, зафанатевших от "Арии" в 2002-2004 годах (с выходом клипа "Колизей" и альбома "Крещение огнем") - об этой категории упоминалось выше. Те из них, кто имел какие-то рокерские аттрибуты, отрывался и нередко кричал "Беркут", те, что пришел в казуальной одежде, в основном лишь тихо подпевали и не выказывали никакой поддержки Беркуту.
          Аксакалов от 35 до 50 было поменьше - многие из них приходились первой категории отцами и пришли, по-видимому, не столько за компанию с детьми, сколько для того, чтобы лично зафиксировать очередной исторический момент в жизни любимой группы детства. Многие зрелые поклонники группы, скорее всего, давно не были на концерте Арии и сейчас пришли, поскольку появился весомый повод. Возможно, из расчета на их вкусы был составлен сет-лист - ведь эти люди могли просто не слышать, например, последнего альбома команды, им важно было услышать хиты юности, песни "кипеловской эпохи" "Арии". Кое-кто из них заходил на этих самых хитах в зал, а на новых песнях шел вниз, тем паче, что в баре и гардеробе были упоминавшиеся экраны, на которых транслировался концерт - то же самое, что транслировалось на круглом полотне (например, на соло показывали крупный план рук гитариста).
          С удивлением узрел в толпе нескольких гламурных девушек, которые, быть может, кроме изящного MTV-шного клипа на "Осколок льда", ничего из Арии не видели и не слышали (ну, может, еще имя звучное). Одна из таких накрашенных барышень на протяжении нескольких песен жевала жвачку - о какой поддержке может идти речь в таких случаях. Правда, девица пришла вместе с кавалером и могла попасть сюда вообще за компанию, но тем не менее...
          Коротко: это был очень профессиональный концерт, но его реальный статус был далек от заявленного. За Беркута обидно.
          Но и ему, и группе, что бы там ни произошло, хочется пожелать многого, прежде всего вдохновенья и творческой реализации оного. Последние годы Ария создавала новый полноценный диск, но пока появились лишь две композиции на сингле. Будем надеяться, что хотя бы один положительный момент - запись альбомов у образовавшихся таким образом двух коллективов - будет у этого печального исхода. А, пожалуй, более емко можно выразить свое пожелание словами Дэвида Гилмора, чей концертник продолжили транслировать после выступления Арии с песни, название которой и выразит чаяния фанатов - "Shine On You Crazy Diamond"...
          
          
          Сет-лист:
          
          01. Прощай, Норфолк!
          02. Колизей
          03. Игра с огнем
          04. Раскачаем этот мир
          05. Крещение огнем
          06. Антихрист
          07. Кровь за кровь
          08. Осколок льда
          09. Там высоко
          10. Последний закат
          11. Штиль
          12. Герой асфальта
          13. Баллада о древнерусском воине
          14. Улица роз
          15. Замкнутый круг
          
          Бис:
          16. Беспечный ангел
          17. Дай жару
          18. Мания Величия (outro фонограммой)
          
          
          
          Приношу благодарность МАИ Тур Сервис за предоставленные аккредитации

04.09.2011


Фотографии с концерта

Ария
26.08.2011, Москва, CDK МАИ
by ФлибустьеRR

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться