Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«The Fire... Still Burns!»

Twisted Sister
01.08.2011, Москва, Arena Moscow

Перейти в анонс концерта

          Когда-то давно, когда мне было лет эдак пять, я увидел странного вида виниловую пластинку. На ее обложке был изображен люк, из-под которого высовывались руки в кожаных перчатках. Но самое главное - при желании и небольших усилиях со стороны владельца люк открывался, и "из него" "высовывался" злобный мужик в гриме, делающем его похожим на рассерженную домохозяйку средних лет. Ниже люка было написано "Come Out and Play", вверху была надпись, обозначающая имя группы - "Twisted Sister", - а ее логотип был изображен на люке...
          Выглядело это примерно так:
          
          


          
          Ну, разве не прелесть?
          Прошли годы, винил с люком забылся, а мне в руки попал журнал "Ровесник" 1989-го года. Уж не помню, какой был номер (точно не первый), не помню, как я попал на статью "Курс выживания для подростков", не помню даже, какие проблемы были описаны в ней, но точно помню, что они мне показались знакомыми - ибо в это время я и сам становился подростком. Имя автора - Ди Снайдер - мне ничего конкретного не говорило (из разряда "когда-то слышал, с чем связано - память не подсказывает"), и с занятным винилом из детства никак не ассоциировалось. Лишь через какое-то время я опять-таки случайно набрел на украинскую книгу "Для подростков", в которой "Курс..." Дэниэла (настоящее имя) Снайдера обильно цитировался. В книге было написано, что Ди - кумир американских тинейджеров и гроза их родителей, ибо он - фронтмен группы "Твистед Систер". Только после этого я осознал, почему мне кажется, что я каким-то образом знаком с работами человека, который написал "Teenage Survival Guide", столь заботливо переведенный Сергеем Кастальским (написавшим «Рок-Энциклопедию Ровесника») для публикации по частям в "Ровеснике" и полной публикации в изданных позднее книгах. Автор «РЭР» умер в начале этого года, - жаль вдвойне, ибо я уверен, если он прожил хотя бы до 1 августа, он бы обязательно посетил первый в России концерт группы, книгу фронтмена которой он переводил.
          
          Эта книга выдержала не одно издание, зачастую очередная ее публикация сопровождалась нарушением прав, ныне она выложена в свободный доступ в интернете, но самое главное - она (как и первая статья о Twisted Sister в СССР - того же Кастальского в том же "Ровеснике", за пару номеров до первой части "Курса...") была прочитана множеством подростков в 90-х, уверен, став их настольным чтивом на сон грядущий. А во сне - кому кошмарном, кому радостном, - разумеется, к почитавшим сию книгу являлся Ди Снайдер - в том самом виде, в котором он предстает на обложке винила "Come Out and Play", если открыть люк. Те, кто пошел дальше открывания люка, и даже прослушал тот диск, равно как и остальные альбомы Twisted Sister, понимал не только то, что данный релиз - далеко не самый лучший в дискографии коллектива, уже находившегося на тот момент в начале своего конца, но и то, что музыка Twisted Sister далека от сложной структурированности, высокой техники и революционных новаторств. Однако таковой слушатель, коли он являлся ценителем хард-рока, хэви-метала и глэма, понимал и то, что у группы есть свое лицо - и в музыке, и в ее подаче, и в имидже исполнителей. Я думаю, самое главное, в чем помогли Twisted Sister молодым отечественным меломанам 80-х-90-х - они помогли провести грань между интересной музыкой и интересной подачей (в которую входит у группы и имидж), - и показали, насколько эта подача бывает интересна! Какая уж тут музыка - подача, имидж, лозунги Twisted Sister становилась для их фанатов жизненной позицией, мировоззрением. Самый яркий пример - "What Do You Want to Do With Your Life? - I Wanna Rock!", - описан в соответствующем клипе, ну а далее - везде: "We're Not Gonna Take It", "You Can't Stop Rock 'n' Roll", "Shoot 'em Down", "Come Out and Play"... Это именно что мировоззрение, которое подростки восприняли на ура. Это мировоззрение, жизненная философия сделали Twisted Sister популярными по одну сторону океана - в США, и, продолжившись после распада группы в виде статей о ней, выпущенных "постмортем" концертных альбомов, книги Снайдера, - сделали группу еще популярней на другой стороне земного шара.
          Уверен: если бы не "Ровесник", если бы не книга Снайдера, да и если бы не тот винил с люком (это все - часть имиджа, подачи, мировоззрения) - Twisted Sister не были бы так популярны в России. Конечно, они и сейчас не пользуются такой же популярностью, как, например, Metallica (которые, между прочим, разогревали "сестер" в их туре 1984 года) или Scorpions, но 1 августа 2011 года клуб Arena Moscow был заполнен вполне достаточно. Первые рядов 10 были забиты очень плотно - в основном там обитала молодежь (до 25); желающие просто послушать музыку и оценить визуальную сторону шоу вполне могли себе это позволить в центре, где не было удушающей толкучки; опоздавшие же - все-таки зафанатевшие по "чокнутой сестренке" еще в 80-е-90-е - люди уже в массе своей взрослые и работающие, что не исключает поздний приход - могли спокойно пройти в один из краев середины зала, чтобы вспомнить былые денечки, не одновременно наблюдая за хорошо видимым перформансом.
          Справедливости ради, стоит сказать и сами Twisted Sister опоздали - несколько раз, причем. Во-первых, они не выступили в СССР тогда, когда они были "еще те", в гриме, полном обмундировании, году хотя бы в 1987. Ну и что, что распались, для нас могли бы и собраться ;-) Шутка. Во-вторых, их рейс из Финляндии (в Оулу они выступали 30 августа) задержался, и в Москву они прилетели позже, чем планировали поклонники, встретившие их в аэропорту или ожидавшие в отеле. Ну, и в третьих, они задержали начало концерта (назначенное на 20.00) на сорок минут. Впрочем, последнее - скорее плюс для их старых, преданных фанатов, ныне наделенных работой в офисах, семьями и прочими "радостями" жизни. Что это такое, Ди Снайдер, например, знает не понаслышке: после распада в конце 80-х некогда суперпопулярной группы он работал бухгалтером, а женой и детьми обзавелся еще раньше! Возможно, понимая, что значит - опоздать в солидном возрасте на концерт любимой группы детства, музыканты до 20.40 развлекали народ фонограммой.
          Простоявшие в очереди молодые люди (они-то пока не работают по жесткому графику), первые из которых подошли к дверям клуба еще в 16 часов (за три часа до запуска), выжидали в первых рядах своих кумиров под "The Number of the Beast" Iron Maiden, что-то из Iggy Pop'а и ворох других песен, радуясь каждому звуку, извлекаемому техниками из настраиваемых ими инструментов. Аксакалы удивлялись юности пришедших "Откуда у этой молодежи не столь уж малые деньги - 1800 рублей - на этот концерт?": как минимум треть собравшихся в тот вечер в зале были людьми от 12 до 25 (в основном, парни, но встречались и девушки), причем некоторые из них были одеты по глэмовой моде - даже у парней яркий макияж, длинные волосы, темные очки, оголенные руки и изредка - плечи. По сравнению с ними повседневно одетые мужчины от 30 до 50 лет выглядели случайно забредшими, хотя зафанатели они от "сестренок" еще тогда, когда новое поколение поклонников, устроивших перекличку "Ай вона рок - РОК!!!" до начала концерта, еще и не родилось.
          Это то, что мы имели по одну сторону ограждения. А что же мы получили в в 20.40 по другую, самую главную сторону, когда доигралось пущенная как интро вещица AC/DC "It's a Long Way to the Top (If You Wanna Rock 'n' Roll)", потух свет и зал взорвался от "What You Don't Know (Sure Can Hurt You)"? Нет, я говорю не об охранниках, а о тех, кто вышел на сцену ;-) Это воссоединившиеся в классическом составе (читай: в составе самого популярного их альбома "Stay Hungry") глэмеры, ныне отбросившие большую часть своей глжмерской шелухи. Они воссоединялись с 1997 года несколько раз и с каждым новым воссоединением теряли часть имиджа, который, сформировавшись к началу-середине 80-х, стал меняться ближе к концу карьеры группы, возможно, этот конец и ускорив. Во время очередного воссоединения - на Шведском фестивале еще в 2003 году - Джей Джей Френч и Ди Снайдер были одеты в нечто, напоминающее их наряды 80-х, да и грима использовали побольше. Но уже на Wacken'е в том же году полноценным глэмерском прикидом мог похвастаться лишь фронтмен-вокалист Снайдер, а ритм-гитарист Френч, равно как и остальные инструменталисты были лишены грима и одеты в более-менее привычные для бывалого рок-н-ролльщика шмотки.
          1 августа 2011 года легенда глэма предстала перед нами почти без того самого глэма. Кожаные жакеты, куртки, заклепки, оголенные руки с татухами - стандартный вид олдскульного металлиста. Даже Ди Снайдер использовал минимум грима и одел черную майку с белым черепом, лишь распустив кудрявые блондинистые волосы, спустившиеся чуть ниже плеч. Разве что стойка микрофонная была розовой, да иные из медиаторов. А вот розовых струн у гитары, как в клипе "You Can't Stop Rock 'n' Roll", мы, конечно же, не узрели. Вид членов группы в их нынешнем виде человека не осведомленного слегка ошарашивал - раскабаневший бас-гитарист Марк "The Animal" Мендоза, ставший со своими волосами,с обранными в хвост, оранжеватыми очками в черной оправе, усами, переходящими в бороду, крупными руками и немаленьким же животом похожим на стереотипного испанского мафиози-крестного отца. Поправился кило этак на полсотни и Энтони Джуд Пиро, - но и Мендозе, и ему это пошло на пользу: ритм-секция была представлена двумя заматеревшими мужиками, брутальными профессионалами, крепкими мужицкими руками держащими гриф или палочки. Джон Френч Сигалл, называемый ласково Джей Джей Френчем, почему-то мне немного напомнил Юрия Шевчука - тот же овал лица, та же прическа, очки, крупная щетина на месте бороды. Пожалуй, из инструменталистов самым стройным и соответствующим первой части знаменитого лозунга "Look like women, talk like men, play like motherfuckers!" был соло-гитарист Эдди "Fingers" Оджеда - ему бы чуть-чуть грима, и, закрывшись длинными черными волосами, он вполне сошел бы за женщину немного моложе своих лет. Выглядел он, правда, неважно - возможно, не выспался.
          


          Ну да черт с ним, с внешним видом! Главное, чем всегда были славны Twisted Sister, - это чумовые концерты! И в Москве они тоже сыграли как motherfuckers, пусть и не выглядели, как женщины. Начав, как в "старые добрые...", с "What You Don't Know (Sure Can Hurt You)", первой песни первого альбома, которая выполняет вводную функцию ("Good evening! Welcome to our show!..."), "твистеды" выдали те песни, которых ждали собравшиеся. Припевы символичной в случае реюниона "The Kids are Back", скоростной "Stay Hungry", злобной "Captain Howdy" и прочих пелись всем залом. Что уж говорить о "We're Not Gonna Take It", создавшей слэм посреди концерта (и эту песню, описывающую, по словам Ди, реальную историю его взаимоотношений с родителями, Джейсон Флом из лейбла обозвал попсовой, на что президент лейбла Atlantic ответил: "Но мы продадим много дисков"!!!). И что уж говорить об "I Wanna Rock", без которой группу бы не отпустили, - тут слушатели пели все, и куплеты, и припевы, а кое-кто - даже инструментальные линии.
          Особое место заняла баллада "The Price": она и так отличается от остального бронебойного творчества команды (хотя это любимая песня двоих или троих членов группы, и она содержит любимое соло Эдди Оджеры), - в клипе на нее в 80-е они предстали без грима, это было, по мнению Марка Мендозы, не похожее на мультяшки видео, как их остальные клипы; кроме того, Эй Джей Пиро в период записи трека переживал болезнь и смерть отца, - так что эта композиция для него многое значит. Первые строчки песни Снайдер дал спеть залу, а уж потом, когда услышал это, улыбнулся, кивнул головой и сам спел эти строки. Все девушки в зале, конечно, млели на сей песне, и Ди, решив довершить создание атмосферы, попросил техника выключить в зале огни, а зрителей - поднять вверх мобильники или зажигалки.
          Нельзя сказать, что со звуком все обстояло отлично. Голос Снайдера иногда был слишком тих (почти пропадал), басы были иногда чересчур громкими... Если придираться - можно сказать, что гитаристы иногда играют мелодию, не попадая в ритм, выстукиваемый ударником и поддерживаемый басистом (заметно было в начале той же "The Price"), а Ди Снайдер берег голос, и пел, например, вещи со "Stay Hungry" в версии "Still Hungry" (с меньшим количеством обертонов, уходов вверх, интонаций - а ведь Ди раньше очень интересно интонировал, в "We're Gonna Make It", скажем, в манере близкой Дио).
          Но знаете что? Пожалуй, никому из пришедших в клуб в тот вечер это было не важно. Неважно было, что группа без грима, что мало кто, кроме Снайдера, носится по сцене, что нет пиротехники, что были косяки и со звуком, и (изредка) с исполнением. Потому что все остальное (и даже кое-что из перечисленного) создало удивительное ощущение, уникальную концертную атмосферу. При одном взгляде на Мендозу или Снайдера, с первыми аккордами, с первыми (пусть и редкими) пронзительными хрипловатыми нотками (теми самыми!) в вокале становилось понятно: они остались такими же голодными по души фанатов... Да, они все еще голодны! "Still Hungry"!
          Думаю, господа из Metallic'и, будучи на разогреве у "Сестер", поняли окончательно, что слаженность игры не столь уж важна, главное - общая подача, умение завести зал. И если интересную музыку можно описать - гармонии там, ритмы, размеры, экспрессия, интонации, etc, то интересную подачу - не опишешь никак. Одно ясно: после концерта все фанаты были счастливы, и никто даже из не самых ярых поклонников не ушел разочарованным с концерта.
          Кстати, Metallica и Twisted Sister роднит еще и то, что басовые партии у них почти всегда были небезынтересными. Про Метлу-то все понятно - Бертон там, или крепкий профи Трухильо, а вот в Twisted Sister есть Марк Мендоза по прозвищу "Животное", который в былые годы зверски рычал (по меркам глэма) в микрофон на бэк-вокале и даже играл соло (послушайте бутлег Live At Clubs, например) - в довольно-таки интересной манере, сочетающей пальцевую технику, (изредка) игру медиатором, бренчание в разных частях басухи (ближе то к бриджам, то к середине грифа, то к колкам), удары по ней (отличающиеся, впрочем, от слэповых ударов) и т.д. Марк потихоньку развивал свою собственную манеру с начала 80-х и полностью забрасывал очень редко - лишь в балладах типа "The Price". И в этот вечер в Москве он тоже бил по грифу, истово бренчал, дергал струны, добиваясь с ударником Пиро того неповторимого грува, который стал визитной карточкой взрывной подачи Twisted Sister. Марк, пожалуй, - настоящий герой того вечера, его игра доставляла удовольствие и зрению, и слуху - потрясающе отыграл, чисто, эмоционально.
          Единственный момент его части выступления, который мне не очень понравился, был связан не с четырехструнным другом, а с бэк-вокалом. На это раз Мендоза на пару с Оджерой вместо зверского рыка и поставленного микста разразились сдавленными грудными тенорками на словах "Hear no evil, don't you See no evil..." в "Burn In Hell". В первых рядах было смешно видеть здоровяка Мендозу, пару раз таки сорвавшегося на высоких. Говорят, что сзади это было незаметно - да и в целом сие на песне негативно никак не отразилось. Так что Мендоза - все равно молодец и герой.
          Снайдер, конечно, тоже герой, но он - за скобками, он герой априори, ведь должность фронтмена обязывает бегать по сцене (уступая центральное место гитаристу на соло), заводить, подзадоривать народ, налаживать контакт со зрителями. На одной из песен онзавернулся в российский флаг - публика оценила истошным ором одобрения.
          Фанаты вообще тепло встретили группу, кричали, пели, прыгали вместе, тянули "козы" (из первых рядов был виден лес рук), немного даже послэмовались...
          Обошлось, конечно, без стейдждайвинга - не только потому, что сцену от зала отделяло пустое пространство за ограждением (кому это когда-либо мешало "поплавать" по рукам?), но и потому, что те фанаты, что видели на затертой до дыр концертной видеокассете "Stay Hungry", как к Ди подскакивает фанат и на вопрос "Что ты должен крикнуть", орет "Рок!", уже выросли.
          Было видно, что Снайдеру очень приятно слышать свои слова от нашей публики, он прямо-таки расцветал, когда, направив микрофон в сторону зала, он слышал хор голосов, поющих очередной цепкий припев. Но для прформы Ди спросил, что мы должны делать на песне "I Wanna Rock", хотя и так было ясно, что все знают, как надо ответить на фразу "I Wanna Rock" ("Rock!!!"). Снайдер - как обычно в последнее время - поигрался со звуками и словами, несколько раз выкрикнув вместо "I Wanna Rock" - "I Wanna Fuck", спросив, чего бы нам больше хотелось - "Rock" или "Fuck"? "Я думаю, я бы скорее fuck, чем rock! Что-то вы тихо кричите, а ну громче!!!" Тут уж публика приложила все силы, и песня вернулась из сексуального в свое привычное "роковое" русло, завершив основной сет перед финальным рывком, состоявшимся после выхода на бис.
          Отмечу, что концерт был поделен на несколько частей - после каждой свет немного менялся. Работа режиссера по свету была лучше всего видна на "Burn In Hell", - зловеще светящийся красным Снайдер посреди воцарившейся в зале тьмы, - но и в целом она была очень хороша, были акцентированы яркостью света все ударные моменты.
          Раз уж о свете, заодно выражу отдельную благодарность за свет во время довольно-таки музыкального, хоть и стандартного барабанного соло Пиро, а главное - за светящиеся в темноте палочки! Две палки Пиро кинул в зал, а потом, не отрываясь от выбивания восьмых ногами, схватил у подскочившего техника палочки со светящимися красным головками и при погасшем тут же свете стал молотить уже ими. Видел уже это в записи, но не представлял, что это вживую смотрится столь эффектно!
          Отмечу, что после соло играли не кавер на AC/DC - "Whole Lotta Rosie", - как в европейском туре, а репризу "Burn In Hell", после основной части которой как раз и следовало соло.
          В целом я бы охарактеризовал работу режиссера по свету как "хорошее, плавное течение". В том числе благодаря этому течению удалось без потерь обойтись без обильной в былые годы группы пиротехники, создав заместо оной изумительно душевную и уютную атмосферу для взрывного концерта. Наверное, это атмосфера для воспоминаний (в США - для воспоминаний из разряда "как мы ходили на них в 1984", а у нас - "как я слушал их еще на "Электронике-302""), но стоит отдать должное группе за то, что она дает поклонникам то, что им надо.
          Повзрослевшие играют для повзрослевших музыку молодых - на словах жалкое зрелище, но, удивительное дело, исполнители эту музыку, где захотели, немного облагородили, заставив ее играть новыми красками. Едва смещаются акценты, и клишированные вроде бы ходы становятся похожими на сознательное обыгрывание или цитатирование классики - либо простых (но ставших ключевыми) гармонических решений хард-рока 60-70-х, либо занменитых моментов музыки академической. Так, один из ритмических ходов "Under The Blade" напомнил ритмический рисунок основной темы композиции "В пещере горного короля" ("I Dovregubbens Hall") Эдварда Грига.
          На бис - вышли и сыграли песню "Выходи и играй" (удивительно,не правда ли?), а завершилось шоу, конечно же, треком "S.M.F.", чей припев распевался подуставшим немного залом так громко, как только было возможно. Выступление длилось 100 минут (закончившись в 22.20), и, как уже понятно, никого не оставило равнодушным, хотя и не могло включить все песни, которые хотелось бы услышать. Жаль, не исполнили "Sin After Sin", "Come Back" и "Tear It Loose" с Iron-Maiden'овскими гитарными мелодиями, "Destroyer"... Было бы интересно услышать "Be Chrool To Your Scuel", а мне так даже "Hot Love" и "Love Is For Suckers" с альбома, предполагавшегося сольником Снайдера, но под давлением лейбла выпущенного под маркой Twisted Sister. Не была также исполнена новая песня "30", появившаяся на юбилейном издании "Stay Hungry" в 2009 году. Но опять-таки, ураганное шоу не могло длиться вечно, и фанатам нужны в первый приезд группы именно самые хитовые песни периода пика ее карьеры.
          Насчет фанатов - мне кажется, группа даже и не думала, что их будут встречать в России. Люди приехали из других городов на единственный концерт в Москве, многие встречали группу в аэропорту, в отеле, потом, после концерта, оставаясь у отеля несколько часов. Вышли Джей Джей, Эй Джей, по слухам, ночью вышел Марк... Они подарили поклонникам автографы, фото, медиаторы (которые, впрочем, активно кидались и на концерте), а главное - возможность встретиться с кумиром, поговорить, пожать ему руку.
          


          Музыканты оказались очень довольны приемом публики на последнем концерте мирового турне 2011 и выразили желание приехать в Москву через год-два. А один из членов команды поведал, что Ди Снайдер (так и хочется сказать "человек и пароход" - он же и вокалист, и актер, и сценарист, и писатель, и радиоведущий, и хэви-метал-ди-джей!) пишет новую книгу - автобиографическую, о взлете и падении своей карьеры...
          На вопрос одного из фанов, какой имидж им нравится больше – старый глэмерский или нынешний металлистский, почти все музыканты ответили, что их современный образ им ближе – в нем они увереннее, самодостаточнее.
          Кто-то из посетителей концерта потом высказал мысль, что сами музыканты оказались интереснее, чем их музыка. Если это и так, то это доказывает, что их мировоззрение, их жизненная позиция сильны, а именно они двигают их музыку вперед.
          Значит - огонь все еще горит и сжигает души поклонников, словно говоря им: "You're gonna burn in hell". Быть может, после такого заряда бодрости стоит ожидать новый материал, пусть и в небольших дозах, но весьма качественный, и не уступающий по уровню хитовости шлягерам 80-х.
          
          
          Сет-лист:
          
          0. Интро фонограммой: AC/DC - It's a Long Way to the Top (If You Wanna Rock 'n' Roll)
          1. What You Don't Know (Sure Can Hurt You)
          2. The Kids are Back
          3. Stay Hungry
          4. Captain Howdy
          5. You Can't Stop Rock 'n' Roll
          6. The Fire Still Burns
          7. We're Not Gonna Take It
          8. The Price
          9. Under the Blade
          10. Shoot 'em Down
          11. Burn In Hell
          12. Барабанное соло Энтони Джуда Пиро + реприза Burn In Hell
          13. I Wanna Rock
          
          Бис:
          14. Come Out and Play
          15. S.M.F.
          
          


          
          Приношу благодарность компании Irond и лично Алексею Кузовлеву за предоставленные аккредитации

20.08.2011


Фотографии с концерта

Twisted Sister
01.08.2011, Москва, Arena Moscow
by mariaster

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться