Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Еще одна петля»

Amatory, Slipknot
29.06.2011, Москва, СК «Олимпийский»

Перейти в анонс концерта

          Второй концерт крупной группы - повод сравнить его с первым, случившимся, когда длительные ожидания фанатов наконец-то сбылись, и желанные кумиры доехали до них в конечном счете. В случае со Slipknot некоторые отличия от первого выступления в московском спорткомплексе «Олимпийский» в 2008 были известны заранее, но касались они скорее не музыкальных характеристик, а моментов, связанных с составом и шоу, а также – как следствие – медийным статусом сего ансамбля песни и пляски, ора и прыжков. Накануне рождения первого ребенка басист Пол Грэй «умер из-за случайной передозировки морфином и фентанилом», и эта потеря внесла сумятицу в ряды членов коллектива и его поклонников. Одни считали, что нужно безусловно продолжать деятельность, другие (Кори Тэйлор, еще до 2008 года посетивший Россию вместе с Джеймсом Рутом в составе собственного проекта Stone Sour) – что при неудачном турнэ можно и прекратить существование команды, или, уж по крайней мере, не выпускать более альбомов. То просачивались новости, будто басиста брать не будут, то вдруг появилась правдивая, как оказалось, весть, что возьмут старого гитариста Донни Стили на место переборщика толстых струн. Донни был еще в составе 1995 года, посему логичной оказалась смена комбинезонов на более старые варианты. Последнее выяснилось буквально за 12 дней до концерта в Златоглавой – из видео, снятых на первом шоу без Пола Грэя. Естественным образом возникшее (пусть и из печальной потери) большое количество новостей подогрело интерес к выступлениям парней из Айовы, сделав их явлениями, локальными сенсациями в мире тяжелой музыки.
          Собственно, и сама группа, на мой взгляд, интересна прежде всего как явление в области медиа, шоу (пиротехника, имидж, перформансы и все прочее) и уж напоследок – в области музыки. Умалять значение группы я не пытаюсь, но согласитесь, чисто музыкально ничего нового «слипы» не привнесли, не открыли – никаких новых гармоний, ритмов, мелодических ходов... Разве что разбавили жанр дополнительной перкуссией (по большей части, впрочем, повторяющей некоторые удары кузнеч… барабанщика Джоуи Джордисона на сильной доле) да внесли в mallcore еще щепотку death-metal’а (хотя первый и так был немного вдохновлен последним - помнится, Джонатан Дэвис из Korn признавался в любви Cannibal Corpse). Тем не менее, многие песни группы сделаны очень качественно, не лишены любопытных моментов, среди треков остальных популярных тяжелых групп, получивших известность в 90-е-2000-е, смотрятся хорошо, а временами просто прекрасно, и вообще такие темы, как Before I Forget, Psychosocial, риффы и ритмы из Wait and Bleed, The Blister Exists, Pulse Of The Maggots, The Heretic Anthem, Duality, Spit It Out, Surfacing мне нравятся ;-) Кроме того, сей занятный коллектив приносит явную пользу, ибо с него многие начинают увлекаться экстремальным металлом, в том числе и весьма интересными его проявлениями, например, техникал- и прогрессив-дэтом, вдохновившись тяжестью популярного ВИА.
          Вдохновили Slipknot и многие другие группы, играющие по большей части ню-метал, металкор, дэткор, тяжелый альт-рок, так называемый альт-метал и т.д. Одна из таких групп, [AMATORY], разогревала американцев в «Олимпийском» 29 июня. Информация об этом, появившись уже после анонса самого концерта (сперва появились плакаты «Slipknot СК Олимпийский», а лишь спустя два с половиной месяца их нижняя часть обзавелась припиской «специальный гость [AMATORY]») вызвала сдержанное негодование среди малолетних фанатов хэдлайнеров, но поклонники более старшего возраста отреагировали на сие известие достаточно спокойно, с пониманием. В момент официально обозначенного начала шоу, 19:00, пока на улице выстраивались небольшие очереди к пункту хранения вещей, а сидящие в зале на трибунах имели возможность наблюдать за вялым наполнением фан-зоны (прямо перед сценой) и танцпартера (по бокам от нее – довольно неудачные места, на мой взгляд), заиграло интро российской команды, и [AMATORY] стартанули с «Эффекта бабочки», которая резко – не успели мы опомниться, как… - перешла в «Осколки». Звучание группы было очень сухим, плоским, не в меру гулким, бестолково громким, трескучим, ну, в общем, типичный саунд разогревающей группы в «Олимпийском». Вины коллектива, думаю, в этом нет – даже зарубежные звезды, выступая на разогреве здесь, звучат примерно так же, без плотности и насыщенности. [AMATORY] честно пытались растрясти две-три, что ли, тысячи собравшихся пока в зале людей: вокалист Слава прыгал, бегал по сцене, тряс башкой, призывал народ махать руками, как это делал он, оглашал площадку своим чистым и экстремальным вокалом, остальные инструменталисты, однажды выйдя из разных углов «закулисья», были более статичны, пытаясь, очевидно, следить за звучанием своих мониторов, но старательно выводили свои партии. Были, конечно, огрехи, но меня больше заинтересовало то, что, как мне показалось, сами партии (в основном – ударных) претерпели небольшие изменения – все стало звучать тяжелее, качовей, размереннее, хотя и с бОльшим упором на кардан. Возможно, «аматориевцы» подстроились под звучание хэдлайнеров (более всего заметно было на «Осколках» и «Черно-белых днях»), а может, меня ввел в замешательство нечеткий звук – все может быть.
          При хорошо отстроенной аудиокартине наши соотечественники прозвучали бы куда сбалансированнее главных героев вечера (по крайней мере, первых песен айовцев, со сливающимися гитарами, неслышным вокалом и бьюими по ушам барабанами), но – увы – дурная акустика «Олимпийского» и, по-видимому, недостаток времени на качественную звукорежиссуру убила весь баланс на корню. Публика в массе своей нейтрально реагировала на выступление питерцев – большинство людей стояли и без лишних слов и движений ждали «слипов». Были отдельные группы зрителей, в перерывах между песнями, начинавших обидно посылать соотечественников по известному адресу, но подобные потуги быстро стихали; были люди, пытавшиеся получить удовольствие от происходящего, но и они быстро переставали колбаситься, когда видели, что условия для этого не подходящие - вокруг никто не поддерживал их порыв. [AMATORY] представили 3 песни с «Книги мертвых» (2006), 2 с «Вечно прячется судьба» (2003), по одной с «Инстинкта обреченных» и «Неизбежности» (2004) – странный выбор, ибо логичнее было представить материал с каждого альбома, сделав упор на последнем, записанном в данном составе. В сет-листе группы я бы предпочел видеть «Сквозь Закрытые Веки» и «Багровый Рассвет» вместо, например, «Эффекта бабочки», «Страницы VI» или «Снега В Аду». Думаю, что и собравшиеся оценили бы эти вещи больше. А так – похоже, [AMATORY], представив на суд аудитории некоторые этапы своего творчества, не приобрели новых поклонников, а просто, как сумели, порадовали имевшихся, из числа посетивших сие действо. Ну, и осуществили (хотя б отчасти) мечту Стюарта – разделить сцену со Slipknot. При сложных условиях выступления и отрицательно-нейтрально настроенной публике – уже достижение.
          
          Сет-лист [AMATORY]:
          0. Интро фонограммой
          1. Эффект бабочки
          2. Осколки
          3. Страница VI
          4. Стеклянные люди
          5. Черно-белые дни
          6. Преступление против времени
          7. Снег в аду
          
          Питерцы играли примерно 30 минут, предоставив возможность следующие полчаса публике развлекать самих себя. Сперва народ (язвительная его часть) развлекался разговорами о разогревающей группе в духе «совсем не качают» (ну-ну, а вы слышали все их песни с хорошим звуком?) и «играть не умеют» (ну что ж, по крайней мере их гитарист не врубает себе квакающий ревер на соло, превращающий поток высоких в кашу), но потом едкие настроения стали переходить в скуку от вида проверки техниками аппаратуры, и многие даже пожалели, что нет на сцене [AMATORY] или какой другой группешки, ибо музыка играла только тихой фонограммой, да и то не всегда.
          «Check-check-check…» - прочирикал в микрофон крепко сложенный мужик средних лет, между делом оглядывая заполненный не более, чем наполовину, зал с численным преимуществом фан-зоны (вероятно, оттого, что на улицах барыги продавали билеты туда в полтора-два раза дешевле номинала). То ли зажрался казуальный любитель тяжеляка, то ли обеднел после многочисленных концертов, то ли повзрослел и решил не отпрашиваться с работы, то ли… короче, в отличие от прошлого концерта более-менее «левых» людей (типа металлистов, с кислыми рожами слушающих выступление) не было, и посему набиралось не больше тысяч семи-десяти, не больше, чем было на Slayer-Megadeth, и явно меньше, чем было на Iron Maiden (кстати, уже второй раз после 2008 года повторяется тройка Slayer- Iron Maiden- Slipknot, причем вторые выступают за несколько месяцев до псоледних; может, это станет традицией?))).
          Сверху, с трибун (которые по бокам так вообще почти пустовали) собравшиеся в «фанке» мэгготы (как и все посетители вообще) и впрямь походили на «личинок» (как ласково назвали «слипы» когда-то своих поклонников), но подошедший к ним поближе человек мог бы выделить из толпы людей в самодельных масках, имитирующих соответствующий элемент имиджа кумиров. Углубившись в рассматривание одной из таких масок, я опомнился только когда расчехлили ударную установку и вынесли на сцену – минут за пять до начала выступления хэдлайнеров – красную униформу #2, покинувшего этот мир Пола Грэя, а также вынесли его бас-гитару, поместив ее вертикально на подставке рядом. Понявшие суть этих действий фаны заорали, начав скандировать «Пол Грей! Пол Грей!». Подобные призывы подогреть пол (извините, не удержался ;-)) ненавязчиво перешли в зов музыкального коллектива, в 20.05 погас свет, и «Олимпийский» затрясся от ора зрителей, который заглушил первое фанерное интро – «Iowa».
          Было на что посмотреть: на фоне фотоинсталляции на большом экране над сценой стали стекаться из разных уголков пронумерованные участники ансамбля, причем перкуссионист «Клоун» (Майкл Шон Крэхэн, #6) вылез то ли из толпы, то ли из «мертвой зоны» между сценой и публикой, неся на плечах основного ударника Джоуи Джордисона (#1) – пожалуй, самого техничного и колоритного члена группы. Оба они старожилы, возможно поэтому и выпендрились таким образом.
          После второго интро, «742617000027», грянула «(sic)», и с этого момента молотильный настрой не покидал «девятку» до конца концерта. «Вермиллионы»? «Снафф»? О чем вы, никаких баллад, только мясорубка, немного ослабившаяся, пожалуй, на слегка лиричных частях «Wait and Bleed», «Before I Forget», «Psychosocial», «Duality».
          Аудио-картина была далеко не образцовой: при резво свистящих семплах и непривычно четко сыгранной (хотя тоже не всегда хорошо слышной) бас-гитарной партии звучание отдельных инструментов (например, словно чуть-чуть расстроенных гитар) расплывалось, были проблемы со слышимостью вокала Кори Тейлора, отдельных партий «вертушек» Сида Уилсона, на первый план были выдвинуты тошнотворные (вплоть до «Before I Forget») ударные Джоуи Джордисона, прежде всего, бочки. Та самая скорость, за которую мэгготы превозносят его, при до неприличия затриггерованных басовых барабанах выдающего благодаря контроллеру и секвенсору удары, не отличимые по звучанию один от другого, сыграла с Джоуи злую шутку: его стучания ногами превращаются в трескотню без намека на живость. Впрочем, по сравнению с 2008 годом он стал играть заметно лучше, уже не делая ритмических ошибок (или, по крайней мере, не переходя на скорости, когда промежутки между ударами начинают разниться), а уж, перейдя от акцента на скорость к аценту на грув (как в упомянутой «Before I Forget»), зазвучал просто прекрасно, насыщенно, пружинисто, плавно.
          Второй мой поход на Slipknot показал мне, что от перемены места звучание у группы дурное – саунд-картина не есть конек «айовской девятки».
          Зато было шоу, и какое! Пиротехника, феерверки, хлопушки, огни, салют, световые эффекты… Между большим экраном и ударной установкой на чем-то вроде копья была выставлена металлическая композиция, имитирующая символизирующую группу букву «S», и периодически позади нее вспыхивало пламя. По бокам сцены располагались посты перкуссионистов Криса Фена и Шона Крэхэна, на этих установках с двумя огромными консервными банками (одна из которых – пустая пивная бочка) по бокам были свои экраны, на которых показывалось искаженное изображение с камер, находящихся внутри установки, на рабочем месте перкуссионистов, и рядом с ними. Установки временами раскручивались и поднимались на высоту в полтора человеческого роста, а сами перкуссионисты вместе с семплистом и ди-джеем отрывались на всю катушку: Крейг «133» Джонс, например, повисал на ркаю установки Клоуна, а последний временами занимался сексом со своей консервной банкой. Кажется, один раз к нему сзади «пристроился» вездесущий Сидней Джордж Уилсон, и получился паровозик ;-) При таких делах «кастрюльщики», конечно, изредка забивали на свои обязанности, и тогда, когда кто-нибудь оставлял установку, в нужный момент подходил либо Сид, либо Крейг, либо Кори, и, взяв у развлекающегося променадом по сцене или еще чем (см. ниже) раздолбая (во всех смыслах) металлический штырь, стукал по жестянкам со всей силы. Крис, Сид и Шон («Клоун») ходили по сцене очень много, заводили народ, прыгали, пореже (в основном, когда не пел, видимо, опасаясь уйти далеко из зоны слышимости своего монитора) мерил шагами площадку Кори, еще реже ходили гитаристы, но последние компенсировали некоторую статику хэдбенгингом. Все это мы видели в видео, разумеется, но есть один момент, который добавляет одному из элементов «джентльменского» набора ислючительность. Речь идет о прямом контакте с публикой Сида, Криса и Шона.
          На песне «The Heretic Anthem», после фразы Кори «If you’re 555 then I’m…», законченной народом словами «666» оба перкуссиониста прошлись по коридорам между танцпартером и фан-зоной, встретились в фан-зоне сзади, помахали друг другу руками, Фен вернулся, а «Клоун» еще потусил в зоне микшерского пульта, дал, видимо, важные руководящие указания, и только после этого удовлетворенно пошел, покачиваясь, к сцене. Народу рядом с ними было сперва немного, но потом кучка людей стала их донимать, и многим посчастливилось ухватить кого-то из них за руку или отгрести по морде от охранника (с каждым было по два секьюрити).
          На «Duality», когда первые строки, сказанные Кори, были опять продолжены слушателями, в толпу полез уже Сид Уилсон, правда, менее приличным способом. Он пробрался в место между трибунами и фан-зоной и перепрыгнул в «фанку», затем прыгнул людям на головы, и несколько секунд передвигался как заправский стейдждайвер. Потом подоспели охранники, и немного испуганного (как мне показалось) и всюду облапанного «Ratboy’я» (#0) спустили с небес на землю, после чего он, оторвавшись от грузных секьюрити, стал пробираться через ряды людей к сцене, при этом, как в Лондоне при «посадке» людей в нужный момент, отвесив нескольким удивленным посетителям смачных «лещей».
          Эти прямые контакты с аудиторией и сделали это шоу уникальным – по крайней мере, для тех, кто эти контакты испытал, кто оказался сопричастен элементу шоу, полную версию которого он наблюдал.
          В шоу поучаствовали так или иначе все - на завершающей основной сет «Spit It Out» Кори, как и полагается, объяснил, что нужно присесть и прыгнуть после его слов «Jump Da Fuck Up», произнеся сперва речь вроде «Поднимите руки те, кто уже был на наших концертах! А теперь те, кто первый раз видит нас вживую! Так, те, кто уже был, объясните популярно тем, кто первый раз, что надо делать!». На этот раз (в отличие от московского выступления 2008 года) сели почти с первого раза и не вставали прежде времени, а подпрыгнули всей толпой тогда, когда следует.
          Выход на бис после обычно-притворного ухода за кулисы был предварен показом фотографий Пола Грэя на большом экране. После этого возникло изображение «двойки» в круге (как при обратном отсчете), зал вновь взорвался ором и аплодисментами, а появившиеся «слипы» сыграли одну из самых известных песен, «People=Shit». На последней песне, «Surfacing», ударная установка Джордисона поднялась и повернулась так, что сама площадка, на которой располагалась «кухня», была перпендикулярна сцене. Псоле слов Кори Тэйлора «Fuck it all! Fuck this world! Fuck everything what you stand for!» она стала вращаться, а Джордисон все равно лупил по рабочему, тарелкам и бочке, как ни в чем не бывало. Наконец, песня завершилась, зал оглушил и осветил мощный фейерверк и взрыв огней, обдавших теплом даже трибуны, а члены группы под аутро «'Til We Die» поклонились и раскидали медиаторы и палочки.
          Выход к переднему краю сцены Джордисона вызвал бурные овации, которые, похоже, даже немного смутили барабанщика. Он прошел к костюму Грэя и обнял его, постояв так некоторое время, после чего обнялся с Сидом. Еще во время концерта Кори Тэйлор говорил, что дух Пола - с ними, он навсегда останется в их сердцах, и он находится здесь, в этом помещении… Воспринималось это немного странно – взрослые мужики прогоняют пафосную телегу, то ли наигранную, то ли наивную. Отмечу, что вокалист весь концерт вел себя весьма спокойно и даже деловито, совсем не так, как в 2008 году, когда он орал «Сука!» и бесновался рядом с тем парнем, которого он так часто вспоминал, и в память коего устроили сию гастроль айовцы (тур называется «Memorial World Tour»). Партию вокала, как и всегда разделил с Кори Шон-«Клоун», временами оравший в микрофон грубым, практически экстремальным вокалом, почище фронтмена, и уж точно смотревшийся на сцене колоритнее него.
          Шон же по окончании действа вывел из-за кулис бородатого мужика средних лет без маски, который, очевидно, и является новым басистом Донни Стили, игравшим за сценой. Занятно, что Даниил Светлов, ударник [AMATORY], написал в twitter, что не видел его за сценой. Я уже отмечал, что басовая партия была сыграна необычно четко для группы (Грэй частенько лажал вживую даже простые фишки, да и на этом концерте лаж было достаточно – взять хотя бы, кривоватое гитарное вступление в «Surfacing»), но с учетом того, что Стили, по официальной информации группы, играет сидя, очевидно, сосредоточенно и, исходя из его работы (преподавание гитарного мастерства), обладает хорошими навыками игры, это объяснимо.
          Для фанатов коллектива это было хорошее шоу, хотя первое московское выступление было лучше во всем, кроме сетлиста – тут спорно. В прошлый раз не была сыграна «Wait and Bleed», в этот – «Dead Memories», да и вообще последний диск был представлен одной лишь «Psychosocial» (в остальном альбомы были представлены почти тааким же числом песен, как и в прошлый раз). Если кого-то интересовала виртуозная игра и отточенное исполнение партий, то вряд ли он был полностью удовлетворен (однако вряд ли таковые вообще ходят на «слипов»). Это было именно шоу – отработанное, но в то же время эксцентричное, в чем-то уникальное, парадоксальное, ибо было оно обращено к прошлому.
          Будущее же ансамбля туманно. Кори Тэйлор говорил, что если гастроли будут неудачными, он не ручается за будущее группы. Шумиха вокруг концертов была большая, но народу было явно меньше, чем в 2008. Возможно, дело было в жаре или в дне проведения (среда, рабочий день перед рабочим днем), но факт остается фактом. Было зрелищнее, но играли «слипы» с меньшей отдачей и «сумасшедшинкой», что создало впечатление некоторой недосказанности, недоделанности, хотя он длился 105 минут (закончили в 21.50). Толпа двигалась, были мошпиты, серклпиты, дайвинг, но наступали моменты какой-то статичности, вялости, при этом пройти в первые ряды из последних можно было по освещенной дорожке сквозь прореженные шеренги достаточно легко, и в целом московская аудитория явно не выказала такой поддержки, после которой бы любой сомневающийся музыкант сказал бы: «Да, явно стоит продолжать!»
          Музыкальная индустрия загибается, и выпускать альбомы становится невыгодно, но без нового релиза Slipknot вряд ли смогут существовать – не объявлять же пятилетнюю скорбь, чтобы обниматься с комбинезоном каждый вечер. Как явление они еще остаются интересны, но всему приходит конец. Прогнозы делать пока рано, но если московский концерт был одной из начальных точек падения, то всех посетивших его можно будет через несколько лет поздравить с тем, что они застали летящую вниз, гаснущую звезду. И если это было угасание коллектива, посвященное угасанию человека, то оно, поверьте, было озарено красивым, теплым и весьма приятным светом. А что будет дальше – уже другой вопрос. Мы уже сделать ничего не можем. Остается только ждать. Ну, и, по желанию, истекать кровью (Wait and Bleed), ибо москвичам затянули уже вторую смертельную петлю ;-)
          
          
          Сет-лист Slipknot:
          
          0. Iowa (интро фонограммой)
          1. 742617000027 (интро фонограммой)
          2. (sic)
          3. Eyeless
          4. Wait and Bleed
          5. The Blister Exists
          6. Liberate
          7. Before I Forget
          8. Pulse Of The Maggots
          9. Purity
          10. Left Behind
          11. Disasterpiece
          12. Psychosocial
          13. The Heretic Anthem
          14. Duality
          15. Only One
          16. Spit It Out
          
          Бис:
          17. (515) (интро фонограммой)
          18. People = shit
          19. Surfacing
          20. 'Til we Die (аутро фонограммой)
          
          
          Приношу благодарность SAV Entertainment и лично Дарье Минаевой за предоставленные аккредитации

17.07.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться