Итак, Sweden Rock. Последний форпост олдскульного хэви и глэма в постоянно меняющемся мире музыкальных пристрастий.
В качестве предисловия не буду вдаваться, как многие другие авторы, в подробности своего путешествия по Скандинавии, привычек местного населения, бытовых проблем и прочие, не имеющие прямого отношения к музыке, темы, ограничусь лишь несколькими особенностями, позволяющими лучше представить себе атмосферу фестиваля.
Первое. Шведам, как и большинству жителей благополучных европейских стран, очень не хватает в жизни бардака и неорганизованности. На событиях, подобным фестивалю, отрываются особенно рьяно. Впрочем, это верно для всех фестивалей: постоянно перемещающиеся толпы людей; многочисленные палатки с разнообразной едой, как на территории фестиваля, так и рядом с ней; рынок, на котором продается не только атрибутика, но и все подряд – от пледов и курток до купальников и зонтов; снующие по периметру попрошайки, уличные музыканты и т.п. Что происходит в многочисленных окрестных кемпингах (и палатках, стихийно понаставленных в близлежащем лесу), думаю, можно себе представить.
Второе. Все северные народности, включая, разумеется, шведов, пьют. Пьют активно, много, и уж ни в коем разе не меньше, чем русские. Поэтому весьма забавно наблюдать, как к вечеру «ландшафт» на фестивале меняется, т.к. процентов 80 присутствующих упиваются до очень забавных состояний. Припоминаете группу пьяных потных пузатых мужиков, которые на одном из последних Московских концертов вдруг устроили слэм среди плотно стоящей толпы? Здесь вы без труда обнаружите то же самое. При этом все-таки большинство шведов вежливы и цивилизованы, даже когда пьяны.
Третье. Шведы прекрасно говорят на английском языке. И если Sweden Rock не является в широком смысле слова международным фестивалем (каким, например, является Wacken) – заговорив с кем-нибудь, ты можешь 99% рассчитывать, что этот человек – швед – то, тем не менее, переключиться сразу же на английский и продолжить беседу не составляет проблемы абсолютно ни для кого, включая абсолютно пьяных людей, тех же попрошаек и пр., не говоря уже про обслуживающий персонал.
Четвертое. Выпивка на фестивале довольно однообразная и недешевая, еда – весьма разнообразна, а цены на нее адекватны обстоятельствам. Рынок, сформировавшийся около фестивальной площадки, может быть и необычен для европейцев, но не удивит никого из России, или же человека, хоть раз побывавшего в Азии или в Арабских странах. Цены сравнительно невысоки, но представленный товар (атрибутика, аксессуары, украшения) не поразил ни качеством, ни ассортиментом.
Цели посещения фестиваля, как и любого концерта, бывают разными: для кого-то это отрыв, угар и веселое времяпрепровождение, а кто-то пришел насладиться музыкой и шоу любимых коллективов, поэтому сведение идеи фестиваля лишь к первому было бы не совсем верным. Если еще точнее: автор приехал слушать любимую музыку. Пьянок, угара и бардака автору с лихвой хватает и у себя дома. Все, что вы прочли выше, описано именно с этой точки зрения.
Ну а теперь о музыкальной части трех дней фестиваля из четырех, которые автору довелось посетить.
В этом году Sweden Rock был в меньшей степени привержен thrash/speed металлу, собрав больше групп хард-роковой и глэмовой направленности. Я не буду перечислять стили всех групп, представленных на фестивале: любая действующая на настоящий момент группа, игравшая, и бывшая популярной в 80-е/начале 90-х, может оказаться на одной из сцен Sweden Rock’a. Группы других стилей (и пик популярности которых относится к более позднему периоду) присутствуют в малом количестве, и выбор их бывает весьма странен. В 2011 году это были The Haunted, Morbid Angel, Moonspell, Rhapsody of Fire.
Фестиваль традиционно собирает старые (как заслуженные и знаменитые, так и будто залежавшиеся на пыльной полке) коллективы, и молодые группы, преимущественно местные, играющие в тех же жанрах.
Одна немаловажная особенность крупных фестивалей, и SRF в частности: группы (по крайней мере явное большинство) действительно выкладываются по полной. Это на обычном концерте тура вокалист может позволить себе беречь голос и не вытягивать ноты, гитаристы – вяло и незаинтересованно бродить по сцене, а вся группа к тому же, напьется накануне и будет выглядеть соответствующе. Здесь же, когда собирается вся музыкальная пресса, когда организаторы фестивалей решают, кого в следующий раз позвать хэдлайнером, а кому дать сцену днем и поменьше, когда «конкурирующие» коллективы пристально следят за каждой ошибкой – здесь группы вас приятно удивят.
И еще одно: несмотря на кажущуюся обстановку балагана вокруг фестиваля, организаторская работа ведется чрезвычайно серьезная. В частности, расписание соблюдается безукоризненно. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что выступление группы может минут на 10-15 задержаться. Все сеты рассчитаны таким образом, чтобы в перерыв между выступлениями слушатели могли без суеты и спешки добраться до следующей интересующей сцены, успев прихватить по дороге пива и закуски.
Теперь подробнее о выступавших.
Приехав 8 июня, в первый и неполный день фестиваля, мы бы имели возможность лицезреть, вполне в рамках общей линии Sweden Rock 2011, Rhino Bucket, Crashdiet и Hardcore Superstar. В этот день выступления начинаются только в 15:30, две основные сцены еще не функционируют, и самое интересное ожидается лишь на следующий день.
День 9 июня начался для нас с весьма бодрых, и вполне еще «живых» Buckcherry на главной сцене. Сразу же за ними последовали выступления Joan Jett и Clutch (одновременно на разных сценах). Знаменитая американская рок-певица и гитаристка Joan Jett выдает качественный материал, отлично выглядит, но в целом выступление показалось скучноватым, так что после половины сета можно было спокойно перейти к соседней сцене фестиваля и послушать молодую шведскую паверную группу Dawn of Silence (http://www.dawnofsilence.net/). Группа имеет в своей обойме два неплохих альбома, 2006 и 2010 года. Если раннее творчество Edguy вам нравится больше позднего, и вы хотите послушать что-то подобное – Dawn of Silence будут как раз к месту. Играют ребята бодро, но сразу заметно, что у них мало опыта выступлений на больших площадках.
Queensryche на главной сцене ничем не удивили и не порадовали, по традиции продемонстрировав любителям их «золотого» периода, что они будут играть то, и исключительно то, что считают нужным они сами. В основном сете прозвучала только I Don’t Believe in Love, и лишь на encore – Silent Lucidity, Jet City Women и Empire. Основным событием выступления было то, что у Тейта, одетого в брюки, жилет и кожаный пиджак, на одной из первых песен брюки порвались на самом интересном месте, и каждое последующее приседание и задирание ноги вызывало в толпе феерический хохот.
Следующими выступали Accept и Moonspell (и снова одновременно). Ввиду совсем недавнего приезда Accept выбор автора пал на Moonspell. На удивление хорошее выступление, несмотря на абсолютно не сообразную фестивалю стилистику группы. Даже не являясь большим любителем ни стиля, ни самой группы, сразу чувствуешь, как группа притягивает к себе внимание и не дает оторваться. Отличная и при этом не навязчивая работа с залом, продуманный имидж, свежо звучащий вживую материал – Moonspell приятно удивили.
Затем The Cult на главной сцене. Английская группа с длинной и противоречивой историей. От пост-панка до почти глэмового хард-рока, от альтернативы до почти готики; явственные влияния Doors и Matt Sorum и Eric Singer на барабанах. Ian Astbury, соответственно, выглядел тоже абсолютно по-разному: короткие кудряшки, бандана, прямые длиннющие волосы, кудрявые волосы до середины спины, прилизанные волосы – пожалуйста. Томный джентельмен а-ля Джим Моррисон, татуированный мачо, стройный красавчик с обнаженным торсом, глэм-рокер в шляпе, мрачная фигура в черной коже – список можно продолжать и продолжать. В этот раз он с длинными черными кудрявыми волосами, во всем черном, в широких штанах, заправленных в ботинки. Музыка – тяжелая, качовая и несколько монотонная. Песни – приятные на слух, но не запоминающиеся. Творчество этой группы настолько разнообразно, что, наверно, не найдется человека, которому нравится оно все целиком, тогда как каждый без труда обнаружит хотя бы пару песен, которые придутся по душе.
После The Cult выступали Morbid Angel и Saxon (одновременно). Старики Saxon, хоть и хорошо сохранились (включая вокал Байфорда), но однообразны и скучны, пары песен хватило, чтобы в этом очередной раз убедиться. А вот Morbid Angel – «в самом соку». Группа, снова несколько выпадающая из стилистики фестиваля, хотя с временными рамками тут все в порядке – первый альбом Morbid Angel вышел в 89 году. Американцы играют death metal высшего качества. Если их последний альбом имеет странный индустриальный налет, то на живом выступлении это не сказалось никак. «Мясо» высшей пробы, великолепная четкая игра всех музыкантов, стильный имидж, безупречное поведение на сцене. Нельзя не отметить специфический низкий и глубокий голос вернувшегося в группу в 2004 году басиста и фронтмена Дэвида Винсента.
Хэдлайнерами в этот день были Judas Priest. И тут нас ждал приятный сюрприз. По сравнению с их концертом в Москве, группа выглядела и играла куда живее, Хэлфорд был на удивление голосист, а играли Присты гораздо дольше всех остальных хэдлайнеров, несмотря на усилившийся к ночи холодный дождь.
10 июня был самым многообещающим днем. Houston, Steelheart, Agent Steel, Mr. Big, Iced Earth, Evergrey, Stryper, Helloween, Overkill, Whitesnake: было ясно, что придется побегать от сцены к сцене, а часть выступлений, к огромному сожалению, и вовсе посмотреть не удастся.
Этот музыкальный день начали Houston (http://www.houstontheband.com/) – молодая шведская группа, имеющая в арсенале один self-titled альбом, вышедший в прошлом году. Играют приятный и, пожалуй, необычный для 2010 года АОР. День начался позитивно, очень хорошее выступление.
Сразу же пришлось делать нелегкий выбор. Основной точкой дислокации была выбрана Rock Stage (вторая по размеру после главной), и выступление Steelheart. Они бодры и зажигательны, Matijevic прекрасно поет, и группа прекрасно знает, чего от них ожидает публика: песни с первого альбома и из саундтрэка к фильму Rock Star. Отдав все же должное малоинтересному последнему альбому, нет худа без добра, Steelheart дали автору возможность отлучиться и взглянуть на выступление Agent Steel. И, как оказалось, не зря, ибо они живее всех живых: прекрасно играют и выдавали отличный перформанс. Но вскоре пришлось вернуться к Rock Stage: при всей любви к ущемленному в этом году на фестивале спид-металлу (хотя после реюниона A.S. играют скорее трэш), и теплом отношении к группе Agent Steel в частности, She’s Gone, которую Steelheart традиционно сыграли последней, пропустить было нельзя.
Первыми на главной сцене в этот день играли Mr. Big. Несмотря на оригинальный состав, неплохой, казалось бы, последний альбом, и на все попытки автора оценить без предвзятости, особого восторга выступление звездного состава не вызвало. Группа вела себя на сцене вяло (старался разве что Билли Шихан), даже знаменитые хиты звучали «без искорки», сет лист был абсолютно непримечательным, и в целом было непонятно, зачем им вообще дали главную сцену. Впрочем, некоторый отдых был необходим: следующими выступали Iced Earth.
Теперь автор может со всей уверенностью утверждать, что ради одного этого выступления стоило проехать пару тысяч километров. Matt Barlow после летнего сезона фестивалей прощается с Iced Earth, и на этот раз утверждает, что решение окончательное. Это будет великая потеря, и не только для самой группы и ее фанатов, но и для всей музыкальной общественности. Ибо мало в мире вокалистов, равных Барлоу, еще меньше из них поют power/thrash, а полноценно заменить Барлоу в Iced Earth не сможет, скорее всего, никто. Это было идеальное выступление – безупречная игра музыкантов, великолепный вокал, четкие и скоординированные перемещения по сцене, сам по себе чрезвычайно харизматичный седой Шаффер и не менее харизматичный рыжий Барлоу. Недостатки? Они могли бы играть еще час, нисколько не утомившись и не снижая темпа, и хороших песен бы хватило больше, чем на 1:15, но расписание фестиваля ставит свои рамки.
Следующим пунктом программы были Stryper, американский христианский хеви (в определенный период можно назвать их христианским глэмом). И снова великолепнейший вокалист, равных которому в своем стиле не найти. При общей глэмово-хардовой стилистике группы глубокий чистый вокал Майкла Свита сравнить можно скорее с Киске, и голос его ничуть не испортился с годами. Группа ведет себя на сцене с достоинством, одеты все стильно: кича и нелепого пафоса 80-х уже, конечно, нет, но неизменные желто-черные нотки присутствуют, в раскраске инструментов и (умеренно и со вкусом) в одежде музыкантов. Все традиции были соблюдены: речи во славу Христа со сцены произнесены, стопки Heavy Metal Bible раскиданы в толпу. Сыграли много каверов (последний альбом группы, The Covering, состоит полностью из них). Недостатки? Автор бы с большим удовольствием услышал вместо каверов, или как минимум в дополнение к ним еще несколько их собственных песен из числа любимых.
Вскоре снова пришлось делать неприятный выбор: одновременно играли Helloween и Overkill. Впрочем, если бы знать заранее, что готовит нам Helloween, сделать выбор было бы куда проще. Helloween было отведено полтора часа времени. Заверив слушателей, что «столь востребованная песня как Keeper of the 7 Keys слишком длинна и отъест от сета времени на добрых 3 других песни», Дерис не нашел ничего лучше, чем устроить на Future World и I Want Out распевки с залом в совокупности минут наверно на 20. Это помимо того, что он вообще был весьма словоохотлив и между песнями болтал по несколько минут. Итого Helloween сыграли 10 песен (из них одна – попурри, включившая таки Keeper of the 7 Keys и Halloween), а чистого времени от силы час. Справедливости ради надо отметить, что пел Дерис (когда он все-таки пел) просто отлично, а услышать March of Time и I’m Alive было более чем приятно.
Про хэдлайнеров этого дня можно особенно не писать, ибо все желающие имели возможность посетить концерт Whitesnake в Москве и/или в Питере несколькими днями ранее. Увы, в случае с Ковердейлом чуда не случилось, все силы его ушли на то, чтобы провизжать несколько раз за концерт (в т.ч. «baby, baby», разумеется), а в остальном это был хрип + подпевки зала и остальных музыкантов. Если Helloween утомили своими распевками с залом, то Whitesnake поступили в том же ключе, но чуть иначе: сыграли 7 песен, после чего зарядили пространные соло (Aldrich, Beach, Aldrich+Beach), затем сыграли My Evil Ways… и снова соло, на этот раз барабанное. Впрочем, это характерно для выступлений Whitesnake уже не первый год, да и в Москве/Питере было то же самое. Подготовленным специально для фестиваля сюрпризом стало то, что на сцену вышли двое бывших гитаристов коллектива: комичный толстячок в костюме (да-да, это выглядело именно так) Micky Moody и подтянутый, весь в черном, Adrian Vandenberg. Жаль, Сайкса не позвали, вот уж был бы сюрприз! Впрочем, гостям не было уделено какого-то особенного внимания, специальной программы тоже не последовало, и вся эта толпа гитаристов бесцельно создавала «колхоз на сцене».
11 июня, в заключительный день фестиваля, играли: Lee Aaron (параллельно Destruction), Spock's Beard, (параллельно Molly Hatchet), Angel Witch, Styx на главной сцене, Kansas (параллельно Rhapsody of Fire), BLS на главной сцене, Thin Lizzy (параллельно Hawkwind и Rage с акустическим сетом), а почетно завершил фестиваль Ozzy Osbourne.
Lee Aaron, имя которой знакомо всем, кто когда-либо держал любую рок-энциклопедию перестроечных времен (по той простой причине, что это первый исполнитель на первую букву алфавита) - давно уже не хард-роковая исполнительница легкомысленного вида, а 48-летняя мать двоих детей, поющая рок и джаз. Надо заметить, выглядит она в свои 48 в джинсовых шортиках и обтягивающей маечке отлично, и отнюдь не вульгарно, и поет тоже неплохо. Кстати, в отличие от других исполнителей, Lee Aaron выступала в Швеции первый раз за свою 30-летнюю карьеру.
Посмотрев примерно половину выступления, автору пришлось разбавить порядком наскучившие блюзовые и джазовые нотки чем-то поэнергичнее, поэтому Destruction тоже получили свою порцию внимания. Впрочем, последние неоднократно бывали в России, так что все желающие имеют о них свое представление.
Выступление Molly Hatchet показалось неплохим, но несколько скучноватым, в основном потому, что их стиль автору не близок. А Angel Witch поразили скорее неприятно: на фоне других артистов группа выглядела (одежда, поведение на сцене, перформанс в целом) довольно непрофессионально. Клубная группа средней руки, не более того.
Rhapsody of Fire не продемонстрировали ничего необычного по сравнению с Московским концертом, разве что Фабио Лионе еще больше располнел. Фонограммы (извините, подложек) меньше тоже не стало. Black Label Society русские любители Закка Вайлда уже видели, их выступление показалось автору столь же скучным, как и прошлые концерты в России. Thin Lizzy звучат на удивление бодро и тяжело. Глядя на них, невозможно себе представить, что группа образовалась аж в 1969 году.
Однако главной изюминкой последнего дня фестиваля, по скромному мнению автора, оказалось, как ни странно, скромное на первый взгляд акустическое выступление группы Rage. Группа выступала на самой маленькой из сцен фестиваля, причем параллельно с Thin Lizzy и Hawkwind, однако вскоре у сцены собралась большая толпа, активно поддерживающая и подпевающая. И Пиви, и Смольский, тепло и с юмором общались с публикой, несмотря на большую толпу народа и атмосферу большого фестиваля, здесь сформировалась этакая «домашняя» камерная атмосфера. Приятным сюрпризом были песни с альбома XIII (Turn the Page, Days of December), песни с последних альбомов звучали свежо и необычно, ну а воздушная All This Time (Виктор Смольский играл здесь на виолончели) была просто подарком. Кстати, у Rage был весьма необычный состав: помимо трех основных участников на сцену вышла юная брюнетка, игравшая на гитаре и на скрипке.
Ну вот и все, праздник рок-н-ролла подошел к завершающему аккорду. Sweden Rock Festival отметил свое двадцатилетие краткой торжественной речью организаторов и фейерверком, после чего на сцену вышел Великий и Ужасный. Выступление Оззи также не является эксклюзивом для российской публики, и ничем существенно от концертов в нашей стране не отличалось, разве что эпизодом, когда Оззи взял пожарный брандспойт и начал поливать публику в первых рядах пеной. Потом закидал пеной себя, а когда на сцену вышли уборщики, облил и их! Больше сюрпризов не последовало, а сет был предсказуемым и весьма не длинным.
Справедливости ради надо сказать, единственное отступление от расписания фестиваля заключалось в том, что никто из хэдлайнеров не играл те два с половиной часа, которые были им выделены. Стареют ветераны, стареют, что, впрочем, является еще одним аргументом в пользу того, чтобы посетить их выступления, пока они еще ими радуют нас.
Автор подчеркивает, что отчет о фестивале отражает его сугубо субъективное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции.
|