Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Черный ритуал – блэк-металлический оммаж»

Thunderstorm, Nabaath, Watain
04.06.2011, Москва, XO

Перейти в анонс концерта

          Спустя почти 6 (ну, хоть не 666) лет они вернулись! Причем, не только в северную столицу, навещанную ими в 2005, не в один лишь «дьявольский», «бездушный», «казенный», «дымный и дождливый Петербург», но и в Москву, которую, если верить булгаковскому роману «Мастер и Маргарита», посетил в 30-х годах прошлого века сам князь темных сил. На звание князей Watain не претендуют, но, думаю, место в своей свите Воланд бы им доверил.
          Надо сказать, в Первопрестольной шестого месяца четвертого числа давали концерты аж четверо представителей «страшной» музыки, если можно так выразиться. Кроме Watain, из иностранных мастеров «черных дел» присутствовали (в клубе «Актовый зал») блэк-сладжеры Jucifer. Довершали картину демонического разгула Сергей «Паук» Троицкий, представлявший новую книгу в клубе «Демократия», и Биопсихоз, устроившие Horror Fire Musical в СДК «МАИ». Богатство выбора озадачивало (все-таки обидно, когда в один день выступают два и более интересных тебе коллектива), но я все же выбрал Watain, ибо российские исполнители еще наверняка устроят аналогичные шоу, да и Jucifer, полагал я, по примеру Nadja, будут еще приглашены в какое-нибудь маленькое заведение, а вот Watain, при малой явке, - вряд ли.
          Однако явка была вполне удовлетворителная – клуб «ХО» наполнило не меньше 300-400 человек, часть из которых к девяти вечера дослушивала разогрев – выступавшую после Thunderstorm группу Nabaath. Играющие почти без корпспейнта блэкстеры за минут 40 представили материал с риффами а ля ранний Mayhem, Burzum, зрелые Marduk и ABSU, то есть стены клуба сострясали сухощавые блэк-трэшевые ритмы. Многие из тех, кто позже вошел в клуб, заправлялись на улице горячительными напитками, благо погода позволяла. Начиная с официального начала шоу концерта (19.00, когда еще не впускали внутрь) можно было наблюдать и самих «ватэйновцев» на улице у турового автобуса, на котором они ехали аж из самой Швеции и стояли в питерско-московских пробках ;-) Эрик Даниэлссон в кожаной куртке оказался приятным и простым в общении человеком, давал желающим автографы и возможность сфотографироваться с собой.
          В это время внутри клуба уже развернулись две точки мерчандайза, продававшие широкий ассортимент товаров – майки, плакаты Watain, CD (не только их, причем), винил альбома «Lawless Darkness»… Смущала, пожалуй, только цена – но по сравнению с обычной московской наценкой здесь она была невысока (стоимость двойного лонглея примерно раза в полтора-два превышала известную мне зарубежную).
          Наконец, настал час «Х». После ухода отечественных музыкантов сцену еще минут 30 готовили к выходу зарубежных гостей, устанавливая декорации: два больших перевернутых креста (их достали из длинного ящика, почему-то похожего на гроб), многочисленные свечи (в том числе на больших подсвечниках в виде перевернутых трезубцев, символов Watain), повешенные на стойки, напоминающие копья, овечьи шкуры с запекшейся кровью и кусками мяса, подгнившие звериные черепа с острыми клыками, факелы, цепи, алтарь… И, наконец, чаши с горелками, который были использованы в этот вечер в небольшом клубе несколько раз!
          Но я забежал вперед.
          Благодаря искусному приглушению света и дымовой завесе сцена была погружена в полумрак, и крики собравшихся воспалялись звуками, несущимися из колонок – по монументальным звукам очередной композиции казалось, что в следующую секунду выйдут главные герои вечера, но время медленно тлело рядом с символами смерти, обрекая на смертельную муку ожидания фанатов…
          И вот, выходят неторопливо члены группы Watain же неторопливо вышли на сцену под величественное интро, встав (кроме барабанщика) спинами к зрителям. Показали «козы» и, повернувшись, вдарили по головам и душам мощью «Death's Cold Dark», а потом, почти сразу, сделав двухсекундный лишь перерыв, «Malfeitor», причем начали с риффов, без арпеджированного интро лидер-гитары под негромкий аккомпанемент. Играли пару песен, не делая между ними перерыва, или сводя его к минимуму, несколько раз за вечер: так, «Stellarvore» 2007 года перешел в старенькую, еще времен демо 1998 года, «On Horns Impaled».
          С самого начала выступления зрительный зал был поделен на три неравные части: первые рядов пять перед сценой, полупустое пространство для слэма и остальная часть слушателей, более статичных, нежели любители толкотни. Вотчину последних мало кто пытался занять до концерта, а с первыми нотами первого трека активные слэмеры раскидали стоявших за ними со скоростью звука, так что категории любителей посмотреть и просто покрутить башкой пришлось утрамбоваться и «сгруппироваться» для отражения многочисленных ударов. Поначалу активность народа в «опасной зоне» зашкаливала – не одного человека и не единожды уронили и чуть было не затоптали, едва не довершив атмосферу убийственного концерта смертию от любимой музыки. Спустя пару композиций активность немного поубавилась, хотя толчки от колбасившихся поклонников все еще были значительными. Возможно, это оттого, что народу собралось не под завязку – слэм на Slayer, например, просто уплотняет всех в первых десяти рядах, и сила ударов нивелируется из-за множества передатчиков импульсов от оных.
          Выпуская обоймы из двух песен и давая народу передохнуть на интро (например, на воях «Wolves Curse»), музыканты первую половину шоу рвали москвичей в щепки нон-стопом, и лишь убедившись в своих силах, Эрик поприветствовал публику.
          Шведы сделали упор в основном на два последних альбома. Но и фанатам старого материала было чем поживиться. На «On Horns Impaled» и «Legions of the Black Light» затрещали по швам не только кости фанатов, но и сомнения скептиков, когда-то тарившихся на старой «Горбушке» кассетами «Rabid Death's Curse», в том, что группа может соединить олдскульную мрачную атмосферу с сокрушающим угаром. Разъедающий глаза туман и смрадный дым нависают над зловещей скотобойней, глаза при хэдбенгинге или в слэме успевают, словно при побеге от злом осененного маньяка-убийцы, выхватить из тьмы лишь вспыхивающие огни, озаряющие угрожающий оскал мертвых костлявых голов да ощерившихся размалеванных в черное и белое «мясников» в цепях, средь мяса мертвого «рубящие» на потеху мясу живому «мясо» музыкальное…
          Трое «мясников», гитарист Пелле Форсберг, сессионный гитарист Дэвид Тотаро, сессионный бас-гитарист Алваро Лилло, в основном по сцене не ходили, лишь мрачно бряцая навешанной на них атрибутикой да изредка нацеливая строи «орудия», как пулеметы, на зал. Обнаженный по пояс ударник Хакан Йонссон корчил страшные рожи, призывно заводя публику хлопками в моменты, когда его руки не были заняты. Ноги же его были заняты изрядную часть концерта – бластбиты он выдавал порой и там, где их на записи не было.
          Из исполнителей «видеоряд делал» в основном Эрик, лидер и главный идеолог группы. В атмосфере зла и люти, средь скальпов и трупов, всполохов огней и льющегося пота, он занялся черной магией: поднимал руки, прислушивался к звукам и приглядывался к видениям будто свыше, словно чувствуя приближение бесов, шаманил у алтаря, совершая некий ритуал. В исступлении носился по сцене, изрыгая проклятия в виде богохульных текстов, руками вымахивая запах тухлой мертвечины в зал, чтоб не только уши и глаза, но и носы посетителей были повержены во время черной мессы…
          На моей памяти, ничего подобного по размаху и успешности не было в Москве. Были андерграундные события с ритуальной частью, но назвать их удачными я бы не мог. Dimmu Borgir в 2003 делали упор на свои одеяния и стандартные телодвижения, Immortal были далеки от подобного шоу. Mayhem оба раза устраивали нечто похожее; последний раз это было действо со свечами, трибуной, отсылками к «Великому диктатору»… Но шоу Watain оставляло все это далеко позади себя. Огни, словно костры во время бесконечного жертвоприношения, - в клубе! Насколько мне известно, такое вообще не практикуется в метах скопления народа после случая в одном ночном заведении в Перми. А тут не то что «хромые лошади», тут куча останков животных и пламя в чаду кутежа (который, наверное, даже у Паука в примерно то же время так сильно не разгорелся)! Уж не знаю, как Delta Mekong Concert удалось добиться разрешения на это, но спасибо им огромное – ведь огней не было даже у Iron Maiden на прошедшем в феврале концерте!
          Боевики типа «Reaping Death», «I Am The Earth», рубили ножом гильотины по первому жесту палача-Эрика всех проникнувшихся записями коллектива - это было сокрушительно, это был конец! И как нельзя кстати оказался финальный аккорд основного сета. «Это конец всего! Это тотальное кладбище!» - с торжественно возрастающим напряжение прокричал Эрик, и грянуло оно! Хоть и с последнего альбома, но с мелодикой и ритмикой (прото-)блэка, с вдохновенными озлобленно-«моторхэдовскими» фишками, «Total Funeral» на мгновение всколыхнуло воспоминания о ранних Venom, Bathory, Mayhem… Ушли шведы, но уже буквально через пару минут вернулись под восторженный ор, скримы и хрипы, чтобы, после своей вещи, напомнившей классику, исполнить уже саму классику. «Мы сыграем вам песню одной шведской группы, называемой Bathory! Это – «Sacrifice»!»
          Пусть и немного замедленный (быть может, в качестве акта пиетета или для смакования любимого) по сравнению с оригиналом, но кавер добил первые ряды – подпевали почти все. А уж свой хит «Sworn to the Dark», посвященный «русскому металлическому ополчению» («To the russian metal militia!»), был ускорен и обрушился, как торнадо, унеся последние силы даже у самых активных слэмеров. Под конец, под гулкое аутро, Эрик опустился на колени, повернувшись спиной к зрителям, - чтобы довершить свои ритуальные действия у алтаря меж огней... И лишь после нескольких поклонов, разведя руки, он встал и, собравшись, с достоинством удалился, будто принеся жертву своим кумирам.
          Сам он являлся кумиром для тех, чье время, чью боль, чьи глотки, чьи сердца он принес в жертву. Мы все были его жертвами – и жертвы кричали после второго ухода шведов, пытаясь заставить тех вернуться. Шведы исполнили чужую классику, но свой эпик, которым они заканчивали свои концерты недавно, «Waters Of Ain», вершивший последний альбом, и на мой взгляд, уже готовящийся стать классикой блэка нового поколения, не представили. Равно как красиво кончающийся «The Serpent's Chalice» и давнишний шлягер «под олдскул» «My Fists Are Him» (я бы еще с удовольствием послушал бы «Necroorgasmic Metal» 1997 года от Fucking Funeral, предшествующей Watain группе, чья вещь «Sons of Fucking Hell» попала на их концертную кассетку «Black Metal Sacrifice», но это, конечно, мечта из разряда фантастики). Аудитория прямо перед сценой, впрочем, не удовольствовавшись перепевкой Квортона, требовала кавера других классиков – Dissection, - в концертный состав которых входил как басист Эрик Даниэлссон и как второй гитарист же Сет (Сетланс) Тейтан (Тотаро). Призыв сыграть «The Somberlain» я с надеждой поддержал, но, к сожалению, надеждам не суждено было реализоваться: уже заиграла «фанерная» бэкграундная музыка, зажегся свет, и декорации силами техников неумолимо уменьшались в масштабах, уносясь в сторону кофров с логотипом Watain…
          Это был хороший концерт: кто хотел – послэмился и покрутил головой, кто хотел – подпел (подскримил) и послушал музыку. Это было классное шоу, начиная даже не с вешалки, а с дизайна билета – толстый картонный билет, с рельефным изображением Watain на темно-коричневой стороне и, будто старинная, закоптившаяся бумага, светло-коричневой обратной стороной, с правилами мероприятия.
          


          За такой билет не жалко было отдать и тысячу рублей, хотя за ту же тысячу год назад можно было купить билет на Immortal. Пожалуй, единственный объективный минус – продолжительность: закончившись около одиннадцати, выступление хэдлайнеров длилось минут 75-80.
          Тем не менее, отчет будет неполным, если не будет добавлена доля того самого скепсиса, который «On Horns Impaled» на время шоу уничтожили, но который возродился уже на выходе из клуба…
          Вышеупомянутые Immortal назвали Watain не самым приятным словом wannabe. И это заявление имело под собой основания: Watain не участвовали в «культовых» блэк-металлических тусовках и событиях конца 80-х – начала 90-х, не стали сами «культом», но активно стараются… не то, что бы воссоздать атмосферу тех, первых блэковых концертов (не было там огней и алтарей), но скорее и создать атмосферу, приличествующую подобной музыке, и выразить свое отношение к кумирам. Музыка Watain (даже в контексте блэка) – не сказать, чтобы очень уж талантливая и уж тем паче – не особо-то оригинальная. Более того – стремительно двитжущаяся в сторону коммерции, пусть и не отдавая себе, возможно, в этом отчета. Группа выпускает материал, наполненный олдскульными фишками, облагороженными современным звучанием – можно ли считать это святотатством? Выступления группы слишком театрализованы, при этом эксплуатируется представление о «блэковой атмосфере» - правильно ли это?
          На концерте изредка проскакивало что-то, что говорило как бы «да, святотатство!» и «нет, неправильно!»… Скажем, в иные минуты, когда Эрик поднимал руки, призывая всех следовать его примеру, поднимавшаяся куртка обнажало его стройное тело – явно не торс воина… Хотя, если вспомнить Варга или Евронимуса, то и они не отличались богатрыским телосложением. Да и потом - когда Эрик вышел чуть позже половины двенадцатого в зал, чтобы, сев за ближайший к сцене стол, еще раз дать фанатам автографы, сфотографироваться, пообщаться, - он так пожимал иным посетителям руку, что становилось понятно: у этого человека среднего роста железная хватка! Черт его знает… Позже, кстати, вышли без грима, но в наклейках «Watain. Support local black metal militia» Алваро и Сетланс.
          


          Может быть, это и было трендовое шоу, но местами выглядело как настоящий ритуал, и ввело многих в какое-то забытье, прострацию. И уж, во всяком случае, это было очень профессиональное выступление – играть и кричать среди дыма, огней, копоти сможет далеко не каждый. Хотя то, как все это звучало скорее как дэт, нежели блэк. Меньше высоких частот, больше упора на басы, даже гитары были, кажется, немного опущены… Вокал Эрика, претерпевший изменения, не был даже на старых вещах любительским шершавым хриплым скримом, это был поставленный горловой скрим на манер Шаграта, изредка переходящий в грудное карканье типа нынешнего Сатира. Менее сыро, но более насыщенно интонациями, в общем. Добавлю, что несколько раз на вокал была наложена реверберация (даже когда Эрик отдалял от себя микрофон, его крик продолжал длиться – до 15-20 секунд), а к «живому» пению, по-моему, добавлялись фонограммные бэк-вокальные хоровые подпевки (так что все инструменталисты могли сосредоточиться на игре, не отвлекаясь на вокал).
          Звуком рулил Торе Гуннар Стьерна, известный под псевдонимом Некроморбус как продюсер и владелец Necromorbus Studio, а также как сессионный гитарист и ударник в прошлом многих групп (Chaos Omen, Corpus Christii, Funeral Mist, Ofermod, Zavorash, Desolation, In Aeternum), в том числе – самих Watain в 2000-2002 годах. Накрутил он довольно интересный звук, который я бы рискнул назвать соответствующим канонам тру-блэк-металлической записи. Таковая редко отличается хорошим качеством, на первый взгляд, скрывая все акценты и детали. Но в действительности подобная запись скрывает все ненужное, оставляя лишь те нюансы, которые и впрямь следует услышать – даже если это очень криво сыгранный одноаккордный рифф или невнятное кряхтение вокалиста. Так и на этом концерте: может быть, что-то и было плохо слышно, но все ритмы и лишние или пропущенные такты были педалированы.
          


          «Что это было?» – задавался я вопросом. Как к этому относиться? Это ритуал реставрации? Воссоздание духа? Наверное, это скорее оммаж – переработка чужого творчества и образа как дань уважения кумиру. Сожжение церквей выглядело бы анахронизмом и хулиганством в наше время (да и в те романтичные времена эти действия были именно этим, чего уж там). Времена завораживающей романтизации подобных мальчишеств ушли. Но отличным, своеобразно очаровательным выступлением Watain напомнили о них. И даже, создав, пусть и несколько наигранную, но демоническую атмосферу, отослали нас к блэковому действу в понимании отцов названия жанра, Venom, которые, впрочем, так и не претворили это свое понимание в жизнь. А вот Эрик Даниэлссон сотоварищи, перепев 13 лет назад ихнюю «In League With Satan», воссоздали его.
          И это замечательно.
          
          
          Сет-лист Watain:
          
          1. Intro + Death's Cold Dark
          2. Malfeitor (без интро)
          3. Stellarvore
          4. On Horns Impaled
          5. Reaping Death
          6. Wolves Curse
          7. Legions of the Black Light
          8. I Am The Earth
          9. Total Funeral
          
          Бис:
          10. Sacrifice (Bathory cover)
          11. Sworn to the Dark + Outro
          
          
          Приношу благодарность Delta Mekong Concerts за предоставленные аккредитации.

12.06.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться