Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Последний укус - кого кусаем?»

Scorpions, Sabaton
26.05.2011, Москва, СК «Олимпийский»

          

Субъективные заметки о Scorpions в Москве 25-26 мая 2011

          
          Последний концерт Scorpions в России - по крайней мере, в ходе их прощального турне (да-да, на этот раз действительно прощального - если не будет реюниона, - ибо прошлогодние концерты в Москве и Питере прошли еще до начала прощального тура), а именно в Москве, - был серьезно разрекламирован, можно сказать, пропиарен с помпой. Позиционировался он как некое исключительное событие, которое бывает раз в жизни и которое ну никак нельзя пропустить. Нет, даже не событие, а - явление, вернее, действо, за временной спиной которого не просто концерт, а целая эпоха, именно что явление, жизнь целой группы, целого поколения, линия культурного пласта, едва ли не полувековая музыкальная история, сосредотачивающаяся, сплющивающаяся в свой репрезент - "СЕЙЧАС!" Ты либо приобщаешься к коллективной материализации сего репрезента , отождествляясь с историческим мгновением (через "сейчас" получая не только как бы преломленное представление о том самом культурном пласте - группа-то вроде бы играет песни разных периодов - но и билет в вечность, вербализируемый в виде слов "Я был на последнем концерте...!"), либо теряешь свой шанс - и падаешь в бездну "НИКОГДА!" Которое, вообще-то, не совсем "никогда", а скорее "вряд ли - ведь обещали, - но может быть, когда-нибудь, просто не факт..." Но реалистичные предположения звучат, как всегда, хуже рекламных лозунгов типа "Сейчас или уже никогда!", посему грамотная пиар-кампания обеспечила, наверное, максимально возможную явку на Scorpions как в "Олимпийском", так и в "Медиа-Маркете", куда члены группы приехали раздавать автографы.
          Красивые слова хорошо звучат, только вот реальность всегда выглядит хуже. И это стало заметно еще 25 мая, когда проходила автограф-сессия в "Медиа-Маркете" в "Евро-парке" на Рублевском шоссе.
          
          
***

          Если коротко - более мерзкой организации автограф-сессии я лично не вспомню. Правда, у меня опыт небольшой - редко хожу на подобные тусовки. Но ведь не для меня одного громадное опоздание было неприятным сюрпризом. Судите сами.
          Официальное начало - в 16.00, группа приехала в 19.00, автограф-сессия началась в 19.30. Я аж успел домой съездить, сделать около дома необходимые покупки, поесть и прибежать обратно. Несколько тысяч человек ждали под палящим солнцем, а вестей от организаторов не поступало.
          По слухам, ансамбль в 15.20 вылетал из Казани, в 16.30 приземлялся в Шереметьево и потом стоял во МКАДовских пробках по дороге к Рублевке. Почему организатор назначил начало на 16.00 (это время назвали и в "Евро-парке", и в TCI по телефону), - непонятно. Почему выбрано было такое неудобное место, как "Медиа-Маркет" в "Евро-парке" на Рублевском шоссе (от станций метро "Крылатское" или "Молодежная" еще до получаса езды на общественном транспорте) - тоже неясно. У кого-то из организаторов или его друзей там домик рядом, на Рублевке? Замечательно, вот и пригласили бы нас к себе в домик, а то мы там запекались на солнечной стороне. Кто-то принес на подпись детали ударной установки - и, сходив в магазин за яйцами, на тарелках стал готовить яичницу, кажется, небезуспешно.
          И вроде же Talent Concert International - приличное агентство, проколов серьезных не было.
          Впрочем, музыкантам-то надо отдать должное - усталые, явно плохо выспавшиеся, сами справлявшие праздник (у Клауса Майне 25 мая был день рождения, многие фанаты принесли ему цветы и подарки), они сделали все, чтобы в такой неприятной обстановке создать праздник своим поклонникам.
          Автограф-сессия, похоже, являлась частью чего-то вроде "обязательной программы", во вторую часть которой входил поход на концерт за энное количество тысяч рублей. К чести организаторов, реклама концерта в виде бесплатной возможности пожать руку легендарным хард-рокерам позволила многим сэкономить деньги - значительная часть пришедших на сессию не собиралась посещать "Олимпийский" на следующий день. И наоборот: те, кто пришел на "последний" (да-да, самый последний, уж точно, "сейчас или...") концерт, могли вовсе не знать о том, что автограф-сессия имела место и имела всех собравшихся в этом месте в это самое место. Наверное, оно и лучшему - при отсутствии новостей на многих порталах (а новости-то, собственно, рассылает организатор, не так ли?...), при паре-тройке весточек о (сперва) дне и (позже) времени проведения сего мероприятия на всего нескольких сайтах народу было и так слишком много. Лучшая реклама - это отсутствие рекламы? В какой-то мере - да.
          
          
***

          Все мы знаем: первый блин - комом. А последний? Словосочетание "последний укус" навевает на мысли о том, что за этим укусом следует смерть, причем не только кусающего, но и укушенного. Если последний концерт - последний укус, то нас, выходит, собирались ошеломить до состояния "умирания от счастья". Не знаю, не видел кого-то умирающим, так что, наверное, хорошо, что это был последний концерт в плотном отрезке гастрольного графика. Сыграли-то буднично, а местами и плоховато - зато никто не умер. Нет, ну серьезно, бывали у "скорпов" выступления и получше.
          По иронии судьбы устают Майне, Шенкер и Ко как раз от изнуряющего тура, объявленного прощальным. После такой сухой подачи, кажется, и впрямь пора прощаться. А почему пора прощаться? Потому что тур был объявлен прощальным. Причина и следствие поменялись местами. Кого кусаем? Пока что - самих себя за хвост.
          Когда музыкант каждый первый день приезжает на автограф-сессию, а каждый второй дает концерт, причем везде с большими проволочками - он молодец. Музыкант не виноват в том, что что-то дурно организовано. Музыкант виноват в том, что он лажает - верно? Нет, неверно, ибо если бы все было организовано лучше, то музыкант бы не лажал. Может быть. Странное суждение? Ну, примите во внимание возраст музыкантов, продолжительность сета (два часа).
          Вот относительно молодые ребята Sabaton за полчаса (20.05-20.35) выложились на все сто процентов - по 16,(6) % на песню. Вот он, павер, вот она, сила и мощь, и без осмеянного многими перегиба с теноромиксофальцетом. Он, конечно, есть в Sabaton, но в основном там баритон - как-никак про войны поют, сражения, тут не до повизгиваний. Правда, проигнорировав начисто последний альбом, под конец сыграли веселую зажигалочку "Metal Machine" - и кинули рабочий барабан в зал.
          
          Сет-лист Sabaton:
          1. Ghost Division
          2. Panzerkampf
          3. Attero Dominatus
          4. Stalingrad
          5. Primo Victoria
          6. Metal Machine
          
          
***

          Смотрим на число песен "скорпов". Делим 100 процентов выкладывания на 19 (интро, соляки гитариста и барабанщика не считаем). Выходит чуть больше, чем 5 процентов. Итог - на песню юных шведов в три раза больше процентов, чем на песню немолодых немцев, американца и поляка.
          На самом деле делить надо не 100 процентов, а меньше - ибо, если выкладываться на сто процентов, до конца такого изнуряющего тура не доедешь.
          Это математика. А вот лирика.
          Есть такие лажи, которые в песне ничего вроде и не портят. Хоть сто штук их в треке - все путем. А есть такие косяки, которые прокуривают всю композицию. Один косяк - конец вещице. И таких косяков в первых песнях десяти было предостаточно. На мой взгляд, только с "Raised on Rock" стало интересно слушать, хотя лажали даже на "Still Loving You". Но дело-то не в косячках, а в том, что на концерте, разрекламированном как нечто исключительное, музыкально все было довольно обыденно. Было слишком много "элементов будничности", вернее, было слишком мало "элементов исключительности". Вот на прошлом концерте, на площадке поменьше, в "Мегаспорте", на "Wind Of Change" Клаус взял и стал петь русскоязыную версию песни. Да-да, которая "пеерни меня" и "ветер-пельмень". Забавно? Ну да. Но все-таки любопытно. А в "Олимпийском" как будто экзамен сдавали. Да так переволновались, что даже забыли спеть "Э-э-юхнем!", которому когда-то научил Александр Миньков Клауса Майне, и с помощью которого последний налаживал контакт с публикой. На прошлом - было. На этом - нет.
          Насчет контакта с публикой, кстати... Сама сцена находилась далеко от ограждения со зрителями, даже "язык" не доходил до "забора", а ведь на многих выступлениях "мостик" для дефилирования музыкантов проходил прямо в танцпартер (на этом концерте почему-то названный "фан-зоной"). Наверное, сделано это было, чтобы зал казался более наполненным (и чего добились, кроме давки?) и, разумеется, из-за предосторожностей - ну как же, на сцене пиротехника! Шоу же! Вкупе с экранами (включая третий посередине - на котором происходящее на сцене и снимаемое несколькими камерами шло в нагрузке с эффектами) огни, появлявшиеся на 5-6 треках, пожалуй, создавали видимость того самого "шоу", которое необходимо, если сам исполнитель не делает шоу из себя самого. Впрочем, шоу из себя самих, - тем, чем славились они лет еще 20 назад - "скорпы" как раз создали, даже изобразив "триаду" Scorpions (Майне - на ногах Ябса и Шенкера). Типа, все еще можем. И годы не прошли. Прямо как в старые добрые, ага.
          Разумеется, это прекрасно, они молодцы. Но я бы предпочел иную отсылку к "старым добрым". Например, песни "Speedy's coming", "Robot Man", ну, на худой конец "Don't stop at the top". Не пойму, почему Рудольф Шенкер и Клаус Майне не взлабнут первые две старенькие вещицы - они же являются полноправными авторы оных, в отличие от тех, что написал Ульрих Рот. Ах, время ушло, да и никому не интересно... Ну-ну, вот и я о том же. Уж конечно, некоторым стоявшим в первых рядах девицам интереснее было послушать "Still Loving You" - ведь именно ее "скорпы" исполнили на какой-то там по счету "Фабрике звезд" вместе с выкормышем оной под фанеру.
          Некая особа, не подпевавшая почти ни на одной песне, зато активно посылавшая воздушные поцелуи Клаусу и оператору, а также махавшая листом с надписью "Happy Birthday to You, Klaus!", позже восхищалась голосом вокалиста: мол, все ноты взял, как на записи. Ну да, ну да... если только запись "опустить" при воспроизведении на полтона-тон.
          Не секрет, что многие песни, в оригинале играемые на гитарах, настроенных в "ми" (и даже выше - "The Zoo", например), уже года этак с 2002 исполняются в "ми-бемоль" (для англофилов скажу уж по-модному: в "D#" - примерами на прошедшем концерте служили "Make It Real", "Holiday", "Rock You Like A Hurricane", "Send Me An Angel", "Still Loving You", "When The Smoke Is Going Down", "Wind Of Change"), а кое-какие - аж даже в "ре" (ну, то есть, в "D" - "Bad Boys Running Wild", "Blackout", "Big City Nights", Coast To Coast", "Dynamite", "Tease Me Please Me", "The Zoo", "Loving You Sunday Morning", "Living For Tomorrow").
          


          Если не ошибаюсь, пару песен играли "ниже", чем в прошлый раз. Еще на этом концерте, как мне показалось, опущен был не только строй гитар и баса, но и пластик на барабанах! Во всяком случае рабочий и бочка звучали временами странно, когда Коттак, как обычно, "загонял" песни, особенно к концу. Возможно, впрочем, дело не в музыкантах, а в звукорежиссере, представившем далеко не идеальную саунд-палитру даже для "Олимпийского", в коем половина акцентов в сей вечер не игралась исполнителями, а половина съедалась по дороге к ушам зрителей, как только они удалялись от сцены на расстояние больше 4-5 рядов людей.
          И тем не менее, это был интересный концерт. Интересный не только хорошей игрой (за исключением мелочей, все было отработанно и четко, другое дело, что кому-то важны и мелочи) музыкантов, включавшей гитарное и барабанное соло; и не только сетлистом, в котором нашлось место для не самых стандартных "скорповских" хитов "Dynamite" (не исполняли в Москве 3 года) и "When The Smoke Is Going Down" (аналогично - 5 лет); и не грамотным световым и видео-шоу (отдельное спасибо за центральный экран, эффекты и мини-фильм по мотивам обложек альбомов), и не тем, что все-таки длился 125 минут. А пробивным умением играть, несмотря ни на что. Начали позже на 15 минут, должны закончить в 23 ровно? Играть! Уже 23.15? Посовещаться, но играть ("When The Smoke Is Going Down")! Надо опустить строй, чтоб вокалисту пелось легче? Хорошо, но - играть! Слово "играть" можно было бы заменить, честь по чести, на слово "работать" - работать ради некоего результата, радости зрителей, своего удовольствия от игры... Но все-таки работать - не покладая рук. Работать грамотно, четко, профессионально, не останавливаясь, несмотря ни на что, даже "косяки". В своей книге "Rock your life" Шенкер описывает, как он и вся группа работали, чтобы добиться признания, уважения, статуса рок-звезд. По мнению Шенкера, нужно не лежать на диване, не заморачиваться на своих ошибках, а постоянно двигаться вперед, даже если это движение сопряжено с риском.
          Прошедший концерт во многом отвечал этим требованиям (и впрямь, не останавливать же концерт, даже если исполнитель совершает ошибки). И для меня лично он был ценен прежде всего именно возможностью потешить себя мыслью, что я ощущаю рабочий настрой тех Scorpions, которые еще только покоряли мир в 70-80-е. Группа не сыграла песни совсем уж разных периодов, но благодаря этому концерту, этому "сейчас" я получил представление о том, как надо работать, если сил работать остается не так уж много. Как нужно выкладываться, если уже выложился до этого. Умение работать, как конвейер, в условиях, когда завтра новое мероприятие, и так на протяжении месяца-двух-полугода, когда сразу после оваций тебе надо бежать или тебя увозят, вызывает искреннее уважение вне зависимости от результата работы.
          


          К слову, увезли музыкантов, судя по некоторым сведениям, очень грамотно (так же, как они работают): пока мы еще хлопали, их провели через служебный вход, посадили в машины и увезли от греха подальше. Впрочем, самые шизанутые фанаты еще долго ходили вкруг "Олимпийского", а потом поджидали кумиров у отеля, желая заполучить подпись на пойманных палочках или сет-листах. Кое-кто в этом даже преуспел. А кое-кто потом даже дал сфоткать трофей ;-)
          


          Концерт, на мой взгляд, не стал исключительным музыкальным событием, в лучшем случае явившись исключительным событием шоу-бизнеса. К слову, представителей его российской части можно было в немалом количестве узреть 26 мая в ВИП-ложах "Олимпийского". Подозреваю, многие из них пришли, чтоб отметиться. Как и многие из рядовых слушателей. И, если утрировать, как и музыканты. Еще один пунктик в туровом дневнике. Практически "The job is done, I go out - Another boring day", да. Можно выбросить медиаторы - чтоб откинуться в кресле.
          


          Тем не менее, не нужно быть ясновидящим, чтобы уверенно заявить: выступление оставило у большинства посетивших его самые радужные впечатления. Это замечательно, ибо многие из "случайно забредших", вероятно, послушают побольше песен "скорпов" в будущем и оценят не только баллады, но и зажигательные (пусть и своеобразные) боевики ранних лет. Во всем можно найти положительные стороны - так учит (в числе прочих) и Рудольф Шенкер. Кстати, он пообещал кому-то на автограф-сессии, что у коллектива уже есть планы приехать в большее число мест в России в будущем. Честно признаюсь, вполуха внимал речам со сцены, но, кажется, нечто подобное говорил и Клаус Майне на концерте. Планы - это еще не свершившиеся события, но возможно, что в будущем Scorpions еще разок заглянут к нам. Чтобы укусить уж наверняка.
          


          
          Сет-лист Scorpions:
          
          0. Intro
          1. Sting In The Tail
          2. Make It Real
          3. Bad Boys Running Wild
          4. The Zoo
          5. Coast To Coast
          6. Loving You Sunday Morning
          7. Living For Tomorrow
          8. The Best Is Yet To Come
          9. Send Me An Angel (акустика)
          10. Holiday (первая половина - акустика, вторая - электрика)
          11. Raised on Rock
          12. Tease Me Please Me
          13. Dynamite
          14. Kottak Attack (Барабанное соло Джеймса Коттака)
          15. Blackout
          16. Six String Sting (Гитарное соло Маттиаса Ябса)
          17. Big City Nights
          
          Бис:
          18. Still Loving You
          19. Wind Of Change
          20. Rock You Like A Hurricane
          
          Типа бис 2 (со сцены не уходили, но посовещались):
          21. When The Smoke Is Going Down

08.06.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться