Весть об очередном визите Cradle of Filth в Москву я воспринял сперва прохладно, ибо золотые годы группы давно прошли, а мне даже посчастливилось их отчасти застать (чего же боле?). Но я когда узнал, что в рамках тура "Creatures From The Black Abyss" вместе с английскими "приготиченными" экстрим-металлистами едут самобытные готичные итальянцы Mandragora Scream в качестве "специальных гостей", вопрос "идти - не идти" сам собой возник (ранее о нем и речи не было) и тут же - отпал.
На билете начало было намечено на 21.00, на myspace "крэдлов" - в 19.00. Мне очень не хотелось пропустить фактический разогрев в виде "макаронников", но тотальная непруха, как всегда, сопровождающая каждое мое движение, позволила подойти к клубу лишь к 19.50...
***
...И все для того, чтобы выяснить, что я бежал со всех ног и нервничал из-за своего "опоздания" совершенно зря: в зал, откуда доносились ленивые удары чекающего барабанную установку, еще даже никого не пустили.
Клуб Б1 (ой, простите, А2 - ну, хоть хорошо, что не Я3) внешне мало изменился, да и внутренние декорации тоже претерпели мизерабельные метаморфозы (разве что дискотечный шарик в концертном зале повесили, как я позжу заметил). А вот цены... н-да, платный (50 рублей) гардероб весной, может, и был бы верным решением, если бы не окончание практически любого концерта поздним вечером, когда уж, извините, холодно, так что без верхней одежды не обойтись. Отмечу, что по сравнению с прайс-листом Б1 цены на еду/напитки в А2 явно выше, что тоже не могло радовать. С финансовой точки зрения, пожалуй, положительным фактом явилось уменьшение цены билета на само мероприятие по сравнение с прошлым концертом.
Из релизов Mandragora Scream у мерчандайзеров можно было приобрести последний альбом в фирменном CD-виде. Ассортимент хэдлайнеров был побогаче (на фоне кучи маек выделялись винилы по 3000 рублей, доступные в Европе в 3-4 раза дешевле), но из альбомов я застал опять-таки только последний.
Компромисс между временем начала на билете и временем начала на myspace крэдлов обеспечивал спокойствием желающего увидеть разогрев, но не избавлял от более чем получасового ожидания перед ним.
Итальянцы вышли в 20.37, начав с первой песни (если не считать интро "Lui") с последнего альбома - "I'm Goin' Alone". Народ, ждавший "кредлов", расстроенно удивился, решив статично переждать сет нелюбимого артиста, но уже через несколько минут ожил - на единственной с альбома 2006 года "Madhouse" песне "Dark Lantern", явно навеянной творчеством хэдлайнеров (даже клип был снят в цветах только созданного и модного тогда видео "Nymphetamine"). К этому моменту обжились на сцене и сами "мандрагоровцы" - неподражаемая Морган Лакруа в красно-черном корсете и полуоткрытой черной юбке плясала, крутилась вокруг своей оси, при этом не забывая петь поставленным на грани скрима и чистого вокала голосом, в чем ей помогал голый по пояс гитарист/бэк-вокалист Терри Хорн. На "The Circus" Морган вернулась к своей обычной манере пения - впрочем, все равно довольно хрипловатой, обрамленной множеством обертонов, подошедших, быть может, лучше к поп-музыке, нежели к металлу. Возможно, и действия (повизгивания, кручения вокалистки вокруг своей оси), и имидж (несколько карнавальный - даже Морган какое-то время была в черной маске в виде бабочек на глазах) фряжской фронтвумен больше подошли бы к поп-музыке (не секрет, что Морган любит Шакиру и Анастейшу), но я это воспринимал как проявления горячего южного темперамента, истинно итальянской непосредственности, создающего соотвествующий колорит (та же маска, например, напоминала о венецианских карнавалах).
Как и в мерчандайзе, в сетлисте итальянцы сделали упор на последний альбом, стилистика коего отличается от ранних творений коллектива, и посему мне (как и многим) он нравится меньше, чем ранние релизы жителей центра Средиземноморья. Однако на концерте треки с "Volturna" звучали потяжелее и позаводнее, чем на диске, что компенсировало обидное отсутствие "Jeanne D'Arc", "A Vision They Shared" и подлинно бенефисной, пусть и несколько попсовой песни для Терри, "Rainbow Seeker"
По-моему, также была сыграна пара новых песен с будущего альбома - из-за сих раммштайноподобных опусов немного провисла середина сета.
К сожалению, группа объявляла далеко не все песни; названий новинок я не знаю. Зато знаю, что даже для фанатов "Мандрагоры" на них обнаружились огрехи звуковой картины апеннинских музыкантов. Во-первых, было громко, во-вторых, кашеобразно. Не думаю, что в этом стоит винить нашего звукорежиссера (насколько я понимаю, один человек курировал обе группы, а "кредлам" он сделал вполне вменяемую картину), скорее проблема в неопытности группы, а если точнее - в отсутствии у нее серьезного опыта выступлений на относительно крупных клубных площадках. Бас с каким-то странным (последний раз такое слышал благодаря старым-старым усилителям) звучанием пару раз вырубался, гитара фонила, подложка иногда пропадала (жаль, сейчас не было хотя бы сессионного клавишника)... Справедливости ради отмечу, что, и Морган-то пропускала (забывала?) слова (что не есть хорошо для разогревающей группы), особенно когда подходила к краям сцены, где народу было поменьше, и где, похоже, более живо реагировали на ее появление, чем в центре, где память изменяла вокалистке гораздо реже (возможно, перед ней были листы или монитор с текстом). Кроме того, когда несравненная ведьмочка подходила ближе, становилось видно, что, несмотря на грим, время идет, и, быть может, ее образ этакой "взрослой девочки" вынужден будет сократиться до только одного слова...
Так что, когда в следующий раз "мандрагоровцы" приедут, явка (пока не поздно) для всех готов и готесс обязательна! А пока что, тем, кому не хотелось смотреть на Лакруа, можно было насладиться кручением палочек ударником Фурио и фактурной внешностью басиста Макса Риверса (впрочем, я бы предпочел полюбоваться грацией Лены Браке - прошлой басистки) и гитариста Терри Хорна. Последний, как выяснилось, лучше (и - что и раньше было ясно - выше) поет вживую, чем Морган, не только чисто играть свои партии (простые, правда), но и умудряясь еще заводить зрителей хлопками - порой в такт с хлопками самой Морган.
Вновь исполнители вернулись к полноформатнику 2009 года, и узнаваемость композиций опять скрыла или компенсировала недостатки звучания. Отшумели "Farewell", "Killin' Game"... Возможно, я слишком пристрастен, но, на мой взгляд, даже несмотря на отсутствие некоторых ранних хитов, "мандрагоровцы" зажгли: народ колбасился, крутил бошками, тянул вверх козы, хлопал, радовался, прыгал под (чего уж греха таить) утяжеленные диско-ритмы. Нефанаты спрашивали, что это за классная группа, фанаты отвечали, отвлекаясь от переходящего в крик подпевания "Thundering your mind... - what you're fearing!". Были, конечно, к концу сета и нетерпеливо-негативные отзывы ("Кредлов давай!"), но я не видел ни разу, чтоб кто-то показал средний палец.
К девяти вечера клуб набился до состояния, когда для танцев место остается только в наибольшем удалении от группы - а жаль, под некоторые песенки я б покрутился, повторяя любимые движения Морган. Надеюсь, что в следующий раз итальянцы будут выступать хэдлайнерами где-нибудь в "P!PL" или в крайнем случае, в "ХО" или "Точке" - чтоб и место для танцев было и не было ощущения малочисленности посетителей. В этот-то раз целенаправленно на данный коллектив пришло немного фанатов - их участие в сем вечере было плохо разрекламировано и мало где анонсировано, явившись для многих сюрпризом (для кого-то приятным, для других - не очень).
Но все - приятное и не очень - кончается, как раз к девяти вечера настало время прощаться. Последней песней чародеев из Лукки была, как объявила Морган, песня про ее отца, - грустная "Nails". Немного странно было, что под такую песню (пусть и с далеко не однозначной лирикой) вокалистка танцевала. Странным было и завершение разогрева - Морган, не попрощавшись, ушла за кулисы еще до завершения инструментальной части песни, вслед за ней оставили сцену в 21.15 и остальные участники коллектива.
И тем не менее, несмотря на все трудности, мне показалось, что первое пришествие Mandragora Scream в Россию состоялось! Будем снова ждать их в гости.
Сет-лист Mandragora Scream:
1. I'm Goin' Alone
2. Dark Lantern
3. New song
4. The Circus
5. Farewell
6. New song
7. New song
8. Killin' Game
9. Nails
***
Под звуки какого-то сборника трэша, в котором часто повторялась металликовская "Battery" (кто-то под нее даже устроил слэм в центре зала), расторопные техники шустро разобрали барабаны "специальных гостей" и стали споро готовить сцену для выхода главных героев вечера. Напомню, официальное начало концерта Cradle of Filth было назначено на 21 час, поэтому многие зрители (особенно те, что приехали из других городов) озадачились двумя вопросами: сколько ж будут играть дети Альбиона, коль они еще полдесятого не вышли, и успеют ли москвичи на метро, а иногородние на последние электрички?
В голове же Вашего покорного слуги, честно говоря, после окончания очаровавшего меня сета Mandragora Scream, возникла крамольная мысль - покинуть сей праздник жизни, играющей в смерть, дабы не испортить впечатление неизбежным потным слэмом под унылейшую подачу хэдлайнерского винегрета. Да, уж простите, фанаты Cradle of Filth, но зная сетлист (в котором все хорошее я слышал не раз, а что не слышал - меня не трогает) прошлых выступлений и имея благодаря YouTube представление о том, как эти ребята исполняют классику группы, я подозревал, что выступление Данилы Лоренсовича Грязнова сотоварищи в Первопрестольной произведет на меня удручающее впечатление...
...И первая треть сета подтверждала мои опасения.
Вышли, наконец, в 21.43 музыканты - с одной стороны, пафосно, с другой - как-то рутинно. Выход Даньки я прозевал, но судя по реакции публики, он появился на сцене наименее пафосно из всех.
Буднично зарядили первую тройку (если считать с интро) треков с "Dusk... and Her Embrace", сыграв настолько сухо, что дальше уже некуда (еще бы - из инструменталистов нет никого, кто бы сочинял эти песни).
Невзирая на это, народ загалдел, запрыгал, заслемился под ритмичное стучание и жужжание. А как заверещал вокалист (надо сказать, неплохо) - многие и подпевать стали. Стадное визжание и броуновское движение тех, кому лишь бы потолкаться да прорваться в первый ряд, навеяло на меня нереальнейшую скуку, но, отступать было глупо: раз уж дождался начала, стоило дождаться относительно приличного исполнения песен после 2006 года (т.е. тех, в сочинении коих принимало участие более половины исполнителей).
"Good evening, Moscow! Make some noise!" - поприветствовал фронтмен столицу перед тем, как перемотать часы на более чем на 10 лет вперед: после классики наступил черед сингла с предыдущего опуса ("Honey and Sulphur") и первой представленной вещицы с крайнего релиза - "Lilith Immaculate". Одну сыграли совсем серо, другую - чуть посочнее, но все равно не фонтан. "Ну ладно, "Honey and Sulphur" задолбала за прошлый тур," - подумалось мне, - но эта-то что?" Н-да, если уже через полгода катаний по миру так вяло и неинтересно играешь свою же песню, то...
...Правильно, надо выезжать на старых хитах! Которые не стареют и надоедают лишь до тех пор, пока не начинаешь их играть на сцене (пример: Керри Кинг с "Raining Blood"). Посему "кредлы" выдали на гора один за другим шлягеры разных периодов: "Her Ghost in the Fog", "Nymphetamine (Fix)" и "The Principle of Evil Made Flesh". Эти вещи спасли, на мой взгляд, первую половину сета, - притом что исполнение их было далеко не блестящим.
Тут стоит сказать о каждом музыканте, который сделал это исполнение не самым лучшим, и отметить, что у каждого из них есть свои достоинства и недостатки.
Вернувшийся ритм-гитарист Джеймс МакИлрой тяготеет к блэк-дэту судя по другим его проектам (The Order of Apollyon, Chaosanct), как и Пол Аллендер. Может, поэтому живее и органичнее всего была сыграна The Principle of Evil Made Flesh. Из вышесказанного можно сделать вывод, что менее долбежно-тремольные песни были сыграны хуже, а точнее - были сыграны так, чтоб под них можно было только устроить слэм и хэдбенгинг. К слову, крутит башкой Джеймс теперь на манер Чарльза Хеджера, своего предшественника.
Уже в третий раз наблюдаю Мартина Мартуса Шкарупку вживую, и могу сказать, что он сильно улучшился за пять лет в группе. На концерте он очень четко, грамотно всаживал "долбу" на довольно глубоком пластике на рабочем барабане (явно не опущенном, иначе так четко не сыграть). Звучало это живее обычных затриггерованных бластбитов, правда иногда специфически объемный тембр "съедался" из-за "схлопывания" частот. Триггеры у Мартина были только на бочках, и модуль, судя по всему, настроен лишь на "читаемость", то есть квантизатора там не стояло, искусственного выведения баланса динамики тоже - ну, в общем, как долбильщик Мартин просто молодец!
Это притом, что некоторые именитые кузнечики мирового уровня раскрученности - не будем показывать пальцем - борзеют до аж 90 % триггерного звука, отчего вся их трескотня начисто лишается драйва и кача, обескураживая своей востроногой (и вострорукой) унылостью.
И не надо мне тут говорить про Дереков Родди с Майками Манджини, равно как про джазовые школы и безвестных "крутых" ударников из глубинки. Одно дело - уметь сыграть быстро (от пяти до пятнадцати минут, пусть и быстрее Мартина, пусть и одной левой) и другое - уметь играть быстро в сумме более 45 минут за время полуторачасового выступления; одно дело - играть с триггерным звуком в размере более 70 % от общего звука бочек, другое - с живым в размере более 60 %. Так что, ударники-долбильщики, если вы не присутствовали там, вы многое пропустили, так и знайте.
Однако столь изумительный "пулеметчик", Мартин, к сожалению, почти не использует рудименты и какие-либо акценты (отчего все элементы его дробей звучат идентично). Кроме того, - уж не знаю, его это вина, или нет: все ритмические переходы были сведены к минимуму, песни ускорились до невозможности "чтения" некоторых сбивок (и даже, к вящему счастью слэмеров, их пропадания), темпы куплетов всех боевиков стали одинаковы, а пусть и своеобразный, но таки лиричный эпик "Her Ghost in the Fog" превратился в пресловутый боевичок для мошпита.
При живой официальной клавишнице-бэк-вокалистке Эшли "Эллиллон" Юргемейер вживую в этом туре гуляет пальцами по доске да подпевает Даньке басистка (сама себя называет: "Bass Girl") Кэролайн Каз Кэмпбелл, получившая известность благодаря игре в группе пост-панк-рокера Хью Корнуэлла.
Неудивительно, что специализируясь не на тех инструментах, на которых она играет в этом туре, Кэролайн умудряется петь мимо микрофона (на Nymphetamine особенно заметно) и лажать даже несложные партии (а те, что посложнее - искажать, пример - припевные арпеджио в "Her Ghost in the Fog"). Впрочем, гитаристы при не оглушительном и довольно отчетливом звуке тоже ухитрялись косячить - не только соло в The Principle of Evil Made Flesh, но и просто синхронизация тремоло, например, в "Ebony Dressed for Sunset". Так что пара групп в сей вечер опять дала повод для раздумий, что лучше - вкусно играть простые партии (Mandragora Scream) или сухо и скучно лажать сложные (Cradle of Filth). Ну да ладно, вернемся к Кэмпбелл, чтобы оправдать ее: когда Кэролайн все-таки соизволяла приблизиться к микрофону, пела она очень неплохо (все высокие были взяты прилично). На прошлом концерте была явно заметна "подложка" (в частности, фонограмма с голосом Сары Джезебель Девы в моменты ее вокальных партий), причем занимала она примерно 40-50 % от общего звука женских партий. В этот раз "подложка" на дополнительный (не основной) тон занимала менее трети от общего звука дамских рулад - навскидку процентов 25. Так что, может, быть, чехарда с девушками в "Колыбели грязи" наконец прекратится, и на следующем концерте мы вновь увидим обладательницу всегда немного прищуренных глаз.
Ну, а теперь про Даньку. Он полностью отказался от своего прежнего расщепления, и, потеряв свое фирменное рассеивание, теперь его скрим стал в среднем регистре похож на кваканье а ля Дональд Дак, повыше - на поросячий визг, а в высоком регистре - на улучшенную версию Удо/Марка Торнилло и иже с ними. Проще говоря, на высоких Данька практически переходил в чистый, пусть и сильно гнусавый вокал, к которому просто прибавлялась хрипотца. В начале Д. Л. Дэйви прилично визжал, но к середине сета голос его стал слабеть, оказавшись тише инструментов. Была, возможно, кое-когда и "подложка" - ибо случалось, голос совсем пропадал, а в некоторые моменты поражал кристально-студийной чистотой воспроизведения (хотя, возможно, это так вокалисту "не везло - фартило" соответственно). Отмечу низкий экстремальный вокал Филса, звучавший гораздо сочнее и профессиональнее, нежели его любительские потуги в ранние годы (сказывается, наверное, опыт и понижение голоса).
Уйдя за кулисы после "The Forest Whispers My Name" и предсказуемо выйдя на бис, чтобы сыграть давно не испоолнявшееся интро "Ave Satani" и "Cruelty Brought Thee Orchids", следовавшую за ней на концертах года этак 2001, Филс и компания решили показать, что они не зря приехали из Англии. Фронтмен проявил себя настоящим джентльменом, заставив покричать не только в свою поддержку, но и в поддержку разогрева, Mandragora Scream. Сам же Дани в перерывах между песнями постоянно орал фирменным грубым голосом "Make some noise!", а под конец выжал последние соки из и без того надорвавших глотки москвичей, прогорланив: "Не могу узнать Москву... А ну, кричите что есть сил!" "Закрывашка" "From the Cradle to Enslave" привела шоу к удачному завершению, выправив (вместе с атмосферной "Under Huntress Moon" перед бисом) ситуацию и даже заставив меня пожалеть, что концерт закончился, длившись всего полтора часа...
Жаль было не только поэтому: не сыграли "Forgive Me Father (I Have Sinned)", которую я бы послушал с куда большим удовольствием, чем ту песню, что они-таки пустили с последнего опуса - первая хотя бы мелодичная, а вот "Непорочная лилит", не знаю, сколь уж невинна на самом деле, но уж точно в грехе хитовости а ля "Her Ghost...", цепкости и массовой любви не замечена (на концерте ей почти никто не подпевал!). Да и вообще, ребята, "колыбельщики", а в особенности Данька, давайте уже, завязывайте с этой нехорошей тенденцией: снимаем с нового альбома клип на песню, а потом ее у нас не играем, взлабните уже и "Forgive Me Father" в Москве (ведь еще в Южной Америке и Мексике играли), а заодно и "The Foetus of a New Day Kicking", на лейбле не полные дураки сидят, чтоб проходные песни для рекламы выбирать. Хватит кочевряжиться, Данька, давай, жги, даже если у тебя визг совсем стухнет и питч-шифтеры не будут справляться, мы все равно тебя будем любить. Куда ж нам от ностальгии-то деться...
К сожалению, на этот раз народной любви было не суждено проявиться в полной мере, поскольку музыканты не имели возможности или желания пообщаться после концерта с фанатами. Лишь Мартин раздал несколько автографов, выйдя после разбора установки на минутку. Данила же с остальными, не обращая внимания на крики, прошел мимо поклонников, будучи окружен охраной клуба.
В этом плане Mandragora Scream оказались более демократичны: после концерта их можно было застать у лотка с мерчандайзом, на лестнице у гардероба, и, наконец, в нижнем баре клуба.
Остается добавить, что во время сейшна сновала у сцены пара операторов с камерами; по словам одного из них, в России снимали новый концертный клип Cradle of Filth (по-видимому, а ля "Tonight in Flames"), так что скоро, возможно, посетители сего действа увидят свои перекошенные лица и помятые тела в новом видео любимого ансамбля.
...А пока, вдохнув на выходе из "А2" холодный воздух последних зимних минут пред наступлением весны, стоило признать: праздник ведьм от музыки, шабаш двух оригинальных групп в Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) все-таки удался.
Сет-лист Cradle of Filth:
0. Humana Inspired To Nightmare (Интро фонограммой)
1. Heaven Torn Asunder
2. Funeral in Carpathia
3. Honey and Sulphur
4. Lilith Immaculate
5. Her Ghost in the Fog
6. Nymphetamine (Fix)
7. The Principle of Evil Made Flesh
8. Under Huntress Moon
9. Ebony Dressed for Sunset
10. The Forest Whispers My Name
Бис:
11. Ave Satani
12. Cruelty Brought Thee Orchids
13. From the Cradle to Enslave
Приношу благодарность Musickness Russia за предоставленные аккредитации
|