Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Мишутка в стране Медведей»

Meshuggah, Bleed
03.04.2011, Москва, Точка

Перейти в анонс концерта

          Московские пробки немилосердны к меломанам даже в воскресный день, и потому, пока мы с приятелем раздумывали, не бросить ли нам его машину и не поехать ли в "Точку" на метро, разведка донесла, что отечественный коллектив Bleed уже вовсю разогревал второй раз посетивших Москву парней из Meshuggah. Зная о задержках в выходной день и помня количество людей, пришедших на первое выступление шведов в Златоглавой, мы надеялись, что успеем прибыть аккурат к началу их нынешнего сета...
          Но просчитались.
          "Ну, теперь - Meshuggah!!!" - прогорланил некий дядька у гардероба "Олимпийского" после того, как послэмился вверху на Slayer весной этого года. Не понявшим его призыва он тут же стал растолковывать, какая это классная группа, и почему обязательно надо сходить на них. Тогда я отнесся к его горячему кличу с ироничным скепсисом.
          Но в полдевятого вечера 3 апреля 2011, увидев очередь, тянувшуюся от дверей "Точки" через закрытый лестничный пролет до забора и даже дальше, я подумал, что, может быть, слова того энтузиаста-трешера достигли своей цели, и половина оставшихся 15 марта на сейшне авторов "Raining Blood" заценила полиритмы скандинавских кудесников, а многие из заценивших оценили качевую, драйвовую подачу нестандартного материала.
          Так или иначе, но когда мы вошли в клуб, звучала уже первая песня, "Rational Gaze", из чего можно сделать вывод, что начали Кидман, Тордендаль и компания примерно в 21.10. Войдя в зал, подивился числу пришедших - их было более чем в полтора раза больше, чем в первый раз, и народ еще прибывал до половины десятого! Впрочем, количество человек на квадратный метр площади снижалось где-то к центру зала - но даже там невозможно было устроить слэм и питы по всем правилам, ибо было действительно очень тесно! Это, конечно, не останавливало энтузиастов, толкающихся в середине и подвергающих временами первые и последние ряды серьезной опасности. Интересно, что в первых рядах можно было узреть нескольких хрупких девушек, а в крайних - немолодых людей (встречались и пожилые), внимательно вслушивающихся в тяжелый гул настроенных в нижнее "фа" восьмиструнных гитар. По виду о последних товарищах можно было предположить, что они слушают скорее атональный джаз и додекафонию, нежели трэш-метал, который играла Meshuggah в ранние годы, и к которому ее иногда причисляют сегодня. Один из подобных "ценителей" лет этак 60 встал так, что одно его ухо было немного ближе к сцене, и со слегка придирчивым выражением лица помаргивал, словно анализируя каждую ноту, лившуюся из динамиков. Но уже вспотевшим от тесноты и толкотни фанатам в центре зала это было чуждо - для многих из них Meshuggah была состоявшимся культом, и проверки тут были не нужны: оставалось только поколбаситься, словно принося пот (а кое-кто - и кровь) в жертву своему кумиру.
          Тут стоило бы побрюзжать о возведении в культ просто весьма грамотно сколоченной музыки (как в случае с Dream Theater, например), эксплуатирующей (как и многое в металле) наработки академической музыки, блюза, джаза, а также играющей (пусть и неосознанно) на желании ощутить себя избранным, слушающим тяжелую (не такую, как все остальное!), сложную (не такую, как все!...), играемую донельзя техничными исполнителями (не такую, как...!), сумасшедшую музыку сумасшедших для сумасшедших, и т.д., но не буду - это, в общем, и так понятно, кому надо. Собственно, как и первый концерт в сердце нашей Родины, недавно прошедший сейшн, если внимательно проанализировать его, показал, что основа Meshuggah - как раз таки самый обычный металл, и это очень хорошо. Те, кто видел, что наигрывают пациенты психиатрических лечебниц, конечно, понимают, что Meshuggah - это не музыка сумасшедших, что бы там ни значило משוגע на иврите, а скорее музыка для нормальных творческих людей, притворяющихся сумасшедшими (одно время это было даже модно). Да и Тордендаль сотоварищи - обычные люди, как и любые исполнители, они забывают, упрощают, порой неудачно импровизируют.
          Ну, например, в "Electric Red" музыканты вживую не играют крещендо ближе к концу песни (минуты с пятой) - хотя мне показалось, что в этот раз Мартен Хагстрём изобразил его подобие на пару секунд. На груве это никак не отразилось - слэмящиеся продолжали с задором пихать друг друга. В общем-то, сами "мешуговцы" говорили, что основа их музыки - не техника или сложность, а грув и кач ("все дело в груве"), и в этом плане концертное исполнение вполне соответствовало студийному звучанию, а в чем-то его даже превосходило. Даже то, что вживую гитарные партии звучали много грязнее, лишь придавало колючий шарм к их подаче. Но, к сожалению, то, что, как сами исполнители признавали, они редко репетируют, все же имело негативное воздействие. На мой взгляд, столь цельные (в студийном варианте) песни потеряли часть целостности на концерте. Так, во многих композициях в спокойных паузах, перед новым ритмическим рисунком добавлялись лишние филлы или триоли/две двойки, означающие "новое начало" - гораздо лучше было бы удалить их, заранее прорепетировав величину паузы. Сейчас же эти паузы разрушали атмосферу самого трека, работая на атмосферу концерта - единение, о котором скажу чуть позже. Примером наличия "лишних" заполнений явилась пауза перед третьим риффом "Pravus" - хорошо еще, что Мартен Хагстрём не импровизировал вступление, как он иногда это делает.
          Несмотря на "грязь" и некоторые лажи, к плотности звука никаких претензий предъявить нельзя - сокрушающую (в хорошем смысле) звуковую картину выстроил бородатый звукорежиссер, привезенный группой с собой, и по слухам являющийся братом ударника Томаса Хааке. Пожалуй, придраться можно было лишь к читаемости отдельных инструментов на последних песнях (скажем, цимбалы звучали не так, как хотелось бы). Но здесь, возможно, проблема не звукорежиссера, а музыкантов. Первые песни были отыграны прилично, ибо в рамках разных ритмов группу удерживал ударник. На "Future Breed Machine" устал даже Хааке - к привычному ускорению (все песни были сыграны чуть-чуть быстрее, чем на альбомах) прибавились упрощения многих моментов до 4/4. Партия бас-бочки в "чистой" середине явно подверглась импровизации (впрочем, как и бас-гитарная партия - ведь Дик Лёвгрен не является автором большинства басовых партий, их в студии играет соло-гитарист Фредрик Тордендаль), зато вместо двух четвертей в какой-то момент Хааке намудрил что-то вроде 1/8+1/16+2/8. После слов "To the unknown..." вновь прозвучали цимбалы, чтоб начать новый отрезок композиции. За брейкдауном на студийном оригинале следует тихий звон тарелок (опять-таки "новое начало") - я ждал, что барабанщик таким же образом (едва слышно) потрепет блестящие диски, и похоже, он сам готовился к этому, поскольку его руки приняли соответствующее положение; но неуверенность то ли в собственных силах, то ли в звуковой картине клуба придала кисти излишнее усилие, и звон прозвучал даже громче, чем цимбалы до этого. Видно было, что ребята устали и, быть может, даже торопились уйти со сцены (как-то раз Мартен Хагстрём сказал, что "Future Breed Machine" - это его любимая песня, ибо она последняя). К концу Хааке еще немного ускорился (заодно налажав со сплешами и закрытыми хэтами), сделав ставку на драйвовость.
          И, наверное, не ошибся - несмотря на то, что после слов "What am I to be" в заключительной части композиции его игра выглядела так, будто он не воспроизводит свою же партию, а следует криво снятой табулатуре с какого-нибудь "songsterr'а", апогея достиг дух выступления. Косяки стали казаться разрывами в пространстве и времени, а редкие, но наличествовавшие потери слаженности - искажения в сознании. "See me! Be me! Same contents! Same machine!" - орут все вместе с Кидманом, притом что гитарист весьма неудачно вписывает импровизированное (как обычно) соло на место оригинала, ударник чуть ли не превращает инструментал в кашу, как обычно немного смазывая конец. Стейдждайвинг превращается в беспредел, даже Йенс Кидман, заприметив во время своих гримас приближающегося "пловца", делает торопливый жест "Отчаливай!" - но при этом все равно торжествует единение фанатов, их общий порыв, который инициировали музыканты. К слову, желающих прыгнуть на сцену было так много, что отгоняли их не только охранники "Точки", но и, похоже, представитель SPIKA, и изредка - техник группы. Кидману, прикидывающемуся спятившим шаманом, хотелось, как обычно, создать впечатление "вещи в себе", этакую злобную нирвану, с закатившимися глазами и яростным оскалом, но ему, небось, и не снилось, какой счастливо-агрессивной будет многочисленная публика в этот раз. "Сумасшедшие" мат-металлисты оказались не готовы к напору сходящих с ума по ним москвичей - так-то, Мишутка! Но это сработало на имидж группы: Йенс назвал нас самой чокнутой аудиторией, которую он когда-либо наблюдал ("Мы вчера лабали в Питере, так вот: вы надрали им задницы, ребята!"). Чтобы не забыть этот миг сумасшествия, он прошелся по сцене мимо первых рядов с камерой, засняв беснующуюся толпу. Прозвучали последние звуки последней песни, были разбросаны палочки и медиаторы - так в 22.35 закончилось приключение "Мишутки" в столице "страны медведей".
          После второго за концерт ухода коллектива кто-то без особой надежды начал кричать "Мишутка!", кто-то "Не шу-гать!", кто-то "More sugar!", но остальные не поддавались на эти веселые провокации, и шуточные зовы утонули в объединенном призыве "Meshuggah!!!" Конечно, уставшие исполнители не сыграли, как в прошлый раз, второй бис, равно как и некоторые весьма неплохие песни из раннего периода существования команды. Требование, скажем, "Debt Of Nature" находится, разумеется, на грани фантастики, хотя суть-то не так уж сильно изменилась за все эти годы. На последнем альбоме группа пришла от усложнения к упрощению, о трешевых годах стали напоминать "Combustion", "Bleed" (сравните риффы из нее со знаменитыми триолями из "Raining Blood") и другие песни (может быть, именно поэтому они были отыграны лучше треков с других альбомов). Как и на трешевых сейшнах, на сем концерте главенствовали тремоло (зачастую можно было поднять глаза и увидеть даже ровное, в четыре четверти, натачивание струн). Это была настоящая молотильная ("to thrash" в переводе с английского, напомню, означает "бить, молотить") вечеринка, и, как, наверное, четверть века назад в Области залива Сан-Франциско, зрители сейчас ощутили небывалую степень сплоченности (словно гитарные риффы утрамбовали всех) и вовлеченности в материал.
          А чуждая сумасшедшим предсказуемость, которая, чего уж там, имела место быть, была лишь на пользу. Драйв, мощь, грув, экстаз - мы знали, на что шли, и мы это получили. Так что - ждем нового приезда тех, кто несмотря ни на какие огрехи, остается для многих культом, достойным безоговорочного поклонения.
          
          
          Сет-лист:
          
          0. Intro
          1. Rational Gaze
          2. Bleed
          3. Electric Red
          4. Pravus
          5. Stengah
          6. Combustion
          7. Lethargica
          8. Perpetual Black Second
          9. Sane
          10. Straws Pulled at Random
          
          Бис:
          11. Soul Burn
          12. Future Breed Machine
          
          
          Приношу благодарность SPIKA Concert Agency и лично Вере Дмитриевой за предоставленные аккредитации

28.05.2011


Фотографии с концерта

Meshuggah
03.04.2011, Москва, Точка
by Darkcyan

Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться