Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«Держат концертную планку...»

Deep Purple
23.03.2011, Москва, СК «Олимпийский»

Перейти в анонс концерта

          …Но выше нее не прыгают. И даже не собираются – так бы я охарактеризовал очередной концерт Deep Purple, прошедший в Москве. Собственно, на этом отчет можно было бы и закончить. Ну, а что писать о девятом (или одиннадцатом, если считать второе шоу в Б1 и выступление на 15-летии "Газпрома") концерте группы, как минимум заслуженно выступающей под великим именем, коллектива матерых профессионалов, иные из которых имеют право считаться крестными отцами современного хард-рока и хэви-метала (а остальные отметившиеся в разное время в команде – как минимум свидетелями рождения и формирования новых жанров). Девятый, одиннадцатый – кто считает! Это же наши любимые Deep Purple (кстати, у них там никто не сменился еще раз? А, ну хорошо!), все мы рады их видеть и слышать хоть сто раз в году! Пусть сменились все, обладатели фирменного почерка в импровизационном солировании (Блэкмор и Лорд) ушли в сольные же (ну еще бы!) проекты – это ж даже неплохо, теперь можно наслаждаться любимыми песнями не только на концертах основной группы, а еще и на выступлениях других коллективов «семьи»! К тому же, текучка кадров была изначальной концепцией команды, которая тогда еще называлась Roundabout и содержала в себе лишь ударника Криса Кертиса да клавишника Джона Лорда. Так что все в порядке – что в начале хотели, то и получили. Впрочем, последний раз «получили» уже давно – в 2002, когда ансамбль покинул один из основателей. Возможно, благодаря обретенной с того момента стабильности мы и имеем честь наслаждаться периодическими (стабильными, опять же) визитами в Россию вообще и в ее столицу в частности «темно-пурпурных», которые, как обычно, сделают все так, чтобы получили (опять-таки) то, что хотели, уже их преданные фанаты (в основном, немолодые). И не только фанаты.
          Вечером 23 марта у стен «Олимпийского» толпились и молодые металлисты в косухах, и пожилые рокеры в банданах, но больше было людей, которые, скинув куртки и шубы, оказывались в пиджаках или свитерах. Были и юные гламурные девушки (правда, в основном, с парнями), и среднего возраста пары, которые, спеша, обменивались репликами типа «У нас ВИП, да?» и «А что они играют?...» Одна вырядившаяся дама спросила у своего кавалера: «А президент точно будет?» Так вот зачем они пришли – не послушать, а отметиться, не других посмотреть, а себя показать, видимо, узнав, что Дмитрий Медведев – давний поклонник группы. Однако просчитались любители «ВИП-мест»! В этот раз официальный глава нашей страны не почтил концерт своим присутствие, о чем заранее предупредил музыкантов, приглашенных к нему на встречу. Зато поблагодарил своих музыкальных кумиров за то, что они прививают вкус к настоящей рок-музыке, что их поклонники в России – не только пожилые меломаны, но и обычные молодые слушатели. И в соответствии с заветами президента РФ многие зрелые люди пришли с детьми – приобщать пятилетних к музыке юности (своей или президентской) и показать, что у нас с младых ногтей слушают легенд хард-рока.
          
          

***

          Deep Purple, не обделенные у нас почетом, обычно приезжали в Первопрестольную по четным годам – и обычно в крупные, стадионные залы. В 2009 – менее, чем через год после последнего визита в «Олимпийский», - они дали концерт в клубе, пусть и в большом, пусть и два дня подряд. Ввиду малой градации цен (не было билетов на трибуны по 800-1500 рублей) пришли в основном лишь самые преданные фанаты да богатые искатели престижа. В результате «обычная публика» и среднего достатка меломаны не слушали вживую любимую группу аж три года вместо положенных двух – и, наверное, успели соскучиться. Аншлаг – понятие растяжимое, но, когда примерно в половине восьмого разогревающая звезд московская группа The Blast уходила со сцены (не объявленный по русской традиции разогрев, каюсь, пропустил), скромным прощанием срывая скромные же апплодисменты, трибуны по центру были полностью заполнены, а плотность человекомассы в танцполе далеко превышала среднюю. Правда, после шоу я услышал разговор гардеробщиц: мол, многие люди с трибун забирали в середине представления свои куртки и шубы - народу мало, не успели надышать, холодно... Ну, что ж... Могу только высказать субъективное мнение: пустовали процентов на 40-50 % разве что совсем уж крайние трибуны. Аншлаг, дуршлаг - хоть горшком назови, народу было много.
          Принцип "хоть горшком назови", судя по всему, активно используется самими Deep Purple - ну, или их промоутерами, тур-менеджерами, - для обозначения формальной причины их приезда, то бишь для именования тура. У групп менее заслуженных тур называется по имени альбома - как было у "темно-пурпурных" в былые годы - или по названию очередного сборника. С учетом того, что сборников этих легенд хард-рока выходит по десятку в год, любой их тур можно было бы разделить на кучу мини-туров и каждому дать имя, рекламирующее какой-нибудь подходящий сборник. Но работать будет все равно лишь одно имя - имя группы - и потому последние годы туры Deep Purple называются весьма лаконично: тур 2009 года, 2010 года и т.д. Однако в этот раз Златоглавую наши любимцы посетили вроде как в рамках серии концертов "Deep Purple: The Songs That Built Rock Tour 2011".
          
          
***

          Претенциозно, но они имеют на это право. Равно как и на задержку более чем на полчаса. При официальном начале шоу в 19 ровно лишь в 20 заиграло восточное интро, замигали огни, завыли, как обычно, "сирены" - начали вышедшие "перпловцы" с одной из тех самых песен, которые как раз и "создали", "основали" рок - "Highway Star". Песня популярная (менее, чем "дымок", но все-таки), в этом достоинство и недостаток ее в качестве исполняемой на концерте 60-летними музыкантами. Большинство фанатов ее очень хорошо знают (кто не знает - скорее всего, не фанат, и обойдется любым хорошим исполнением), а значит, с одной стороны, будут подпевать и колбаситься, не замечая отличий от оригинальной и канонической концертной версии, с другой - как раз могут придраться к этим отличиям. Позволю и я себе отметить подобные отличия.
          Ну, например, в гитарном соло. Ричи Блэкмор играл перед своим быстрым соло разные мотивы, перемежая порой фанкообразные и блюзовые элементы. Стив Морс не самый лучший импровизатор и знает это сам, посему просто играет одну и ту же фантазию на тему основного мотива быстрого соло. Вместо лордовского джазово-сиренно-органного (но - пусть не каждый раз - но часто - разного) Дон Эйри пофантазировал - как это почти всегда бывает в последнее время, - на космическую тему перед соло перед третьим куплетом. Это больше подошедшее спейс-року отличие, впрочем, было вполне предсказуемо для коллекционеров бутлегов "темно-пурпурных" (импровизатор из грамотного сессионщика опять-таки не лучший - но зато Эйри обходится без ассистента, в то время как Лорд иногда пользовался его услугами). Как и то, что Гиллан уже не тянул дуэль с гитарным соло - что он сам прекрасно понимает и почти не старается делать это всерьез, всем своим видом показывая, что эти "тю-дюдюдю-дю" надо воспринимать лишь как милое развлечение - для самого Гиллана, разумеется. Претензии предъявлять не стоит - вокалист выступал под обезболивающим, поскольку у него была травма колена (кажется, за кулисами, куда часто уходил отдыхать Иан, его проверял также врач).
          Разговор о нынешнем голосе Гиллана - больная тема... На мой взгляд, дело не в том, что голос у Гиллана стал со временем якобы более низким - первую половину концерта Гиллан, пусть и с большим напряжением, съеживаясь, корчась, но брал высокие ноты. Другое дело, что брал фальшиво, он дотягивал, но не старым-добрым микстом 70-х, в котором фальцетный отзвук пения в нос придавал шарм, а именно (технически) фальцетом, который ныне окрашивает певческий тембр Гиллана в неприятный гнусавый оттенок. Он поет хуже, чем в молодости, не потому что поет низко, а потому что гнусаво, неуверенно, высокие ноты чистым вокалом берет, но некрасиво, а визжать (высоко брать на расщеплении) уже не может, не срываясь - ибо задыхается, диафрагма-то уже не та. И тем не менее, под обезболивающим, передвигаясь по сцене, как обычно, крутя на Highway Star воображаемое рулевое колесо, он брал достаточно высоко. Почет ему и уважение, я считаю, несмотря на досужие разговоры в духе "Гиллан, который раньше тянул всю группу вперед, теперь тянет ее назад". Я лично не знаю, кто там кого куда тянет, могу только сказать, что больной Гиллан полконцерта пел и даже пританцовывал, а здоровые, вроде как, Гловер с Морсом уже не синхронизировались в своих излюбленных поклонах-наклонах с гитарами на припеве. То ли не разогрелись, то ли...
          Впрочем, этот минус первой песни меркнет по сравнению с тем подарком, который преподнесли музыканты своим фанатам - в Москве сыграли "Hard Lovin' Man" с «In Rock» 1970-го, премьеру этого тура, исполнявшуюся с прошлого года. 40 лет не исполняли эту песню ее авторы! Впрочем, и те, кто поставил на одном из концертов вместо бравурной и немного прямолинейной "Звезды автострады" в начало сетлиста эту немного ломанную композицию, тоже не обладают полным правом на ее авторство - ведь знаменитый галопирующий ритм (вот откуда ноги растут у ритмов Iron Maiden) и основные риффы принес Ричи Блэкмор, а честь солирования разделил с ним Джон Лорд. Вообще, интересная, конечно, ситуация: половина песен на концерте состоит из соло, которые играют не их авторы, и, разумеется, играют не так (скажем, тут Эйри вместо вдохновленных додекафонией временами атональных пассажей Лорда добавил гармоничный фрагмент из Баха - по-моему, из «Токкаты и фуги...»). Несмотря на то, что мужество изменило перпловцам (премьеру они пустили не первой, а второй песней на концерте), радостный шок от ее появления все-таки был - и, похоже, в первую очередь приятно было самим исполнителям: Гиллан аж помолодел, стал притоптывать и пританцовывать.
          За одной премьерой последовала новая - насколько я помню, "Maybe I'm a Leo" с культового «Machine Head» 1972-го никогда не играли в Москве. Но в бочке меда - не без ложки дегтя: конечно, гитарные и клавишное соло отличались от студийной версии. Морс изменил первое гитарное соло, убрал прифанкованную риффовку во время клавишного соло, Эйри вместо мяуканья хаммонда разыграл типичное рокнролльное притоптывание (нечто подобное было в "Razzle Dazzle" с Bananas 2003-го и "Junkyard Blues" с «Rapture Of The Deep» 2005-го), замедленное до темпа песни. Подумалось: почему бы Морсу и Эйри просто не играть студийные версии соло? Вот, например, второе гитарное соло (да и многие другие) обнажало то, что Морс (по сравнению с Блэкмором) все-таки немного бестолково играет, быстро, но нечетко, без искринки, смазывая детали, тянет время, удлинняя вибрато, при этом не выводя ни интересных шагающих ритмов, ни ехидно улыбающихся мелодий, ни "стены из шума", как Блэкмор.
          Может быть, чтобы восполнить этот недостаток, появилась попытка воспроизвести музыкальную атмосферу давно минувших лет перед следующей песней "Strange Kind Of Woman": хотя ждать переклички гитары и вокала как в Дании в 72 было глупо, небольшая дуэль таки была (был также и подзабытый бубен в руках Гиллана). И обычно исполняемая в варианте, по звучанию и балансу больше приближенном к варианту 1996 года, песня о жрице любви, умершей, едва она отошла от своей профессии, в это вечер обрела какой-то мистический оттенок подлинности.
          Подлинность и идентичность оригиналу в музыке - разные вещи. Подлинность - это верность не букве-ноте, но духу песни. Авторам лучше знать, как менять свои же творения при импровизации, я лишь отмечу, что на мой взгляд, в "Rapture of the Deep" - одном из немногих треков на концерте, полноправными авторами которого можно было назвать людей, игравших ее, - пропустили, как это часто бывает, вокальный брейк между клавишным и вторым гитарным соло (в брейке еще раз поется: "I can't stand living this way (...) Told you things were looking up"), а Эйри и Морс изменили свои соло. Последний играл как обычно лишенную фирменного блэкморовского мелодизма взвесь из крупных вибрато, обрамляющих гаммообразное пилилово, изредка прерывающееся пентатоническими мелодиями в среднем темпе.
          Не могу сказать, что импровизация Морса в конце следующей песни - опять-таки результата творчества последнего состава группы - «Silver Tongue» - меня сильно вдохновила. Она не была дурной, она была заурядной - на фоне лучших примеров. Вот на концерте в Берлине в 2003 гитарист потренькал в конце во время клавишного соло-завершения у бриджа, а у нас опять гонял пентатоники на ладах. Добавлю, что к этому времени Гиллан явно стал уставать - может, поэтому не схватился за бубен, приличествующий сей композиции, да и пел похуже, чем на первых песнях. Удивительно, что вокалисту не подпели на последнем припеве - несколько раз видел, как Гловер с Морсом подпевают на концертах на этой песне, а тут усталость основного отвественного за пение просто велела сделать это... но - то ли хотели внести разнообразие в исполнение, то ли не слышали.
          В любом случае гитарное соло, последовавшее за "бабановыми" «Silver Tongue» и «Contact Lost», было кстати: самый юный участник коллектива дал возможность старшим отдохнуть.
          Свой композиторский талант на концертах основной группы Морс проявляет всегда немного по-разному, но его обычное соло включает в себя (и включило на этот раз, конечно же) легато переменным штрихом с активным использованием регуляторов громкости и тембра (создающее органный или виолончельный эффект), переходящее в быстрые стройные арпеджио штрихом же, опять легато (от 17 до 8 лада), извлечение тяжелой медленной звуковой последовательности в качестве окончания определенной части соло, среднетемповую пентатоническую мелодию в гармоническом миноре, мягко звучащие за счет примочки аккорды, гармонической последовательностью (вкупе с тембром) создающие успокаювающее ощущение органной музыки барокко. Морс довольно предсказуем в плане составных частей любой своей "перпловской" импровизации (исключений было очень мало) - непредсказуемость таится лишь в незначительных моментах (типа: с какого лада вот этой струны начнется заученное, игранное-переигранное движение пальцев, выдающее очередное скоростное арпеджио?), которые, быть может, и стоило продумывать получше, а не доверять, так сказать, "творческой кривой", которая (авось!) куда-нибудь да выведет. Но о предсказуемости позже, пока отмечу, что Морс как исполнитель вызывает вообще и вызвал на этом концерте глубоклое уважение: как техникой (скажем, действительно очень хороший переменный штрих, пусть и ограниченный обычно десятью ладами), так и умением дать большинству зрителей то, что им надо: демонстрацию "виртуозности", смену настроений, (как минимум) поверхностное владение разными приемами (отмечу, впрочем, почти полное отсутствие слайдов, широких бендов и некоторых других приемов, которые бы могли внести разнообразие в его игру), и, наконец, умение перейти от одной темы к другой без ущерба музыке. Так, от контраста между высокими звуками медиаторным звукоизвлечением с использованием регуляторов громкости-тембра и низкими только от щтрихов манипуляций с регуляторами, Морс перешел в подскакивающие аккорды и "When a Blind Man Cries".
          Напомню, что Блэкмор не любил этот сингл времен "Machine Head", и посему Deep Purple не исполняли его в 70-х (за исключением шоу в Квебеке 6 апреля 1972, когда Ричи болел, и его заменял Рэнди Калифорния). Иэн Гиллан пел со своей группой Ian Gillan Band эту композицию уже в 70-80-е, но, наверное, самым душевным вариантом является его исполнение на сольном концерте 1990 года («Classic Rock Legends - Ian Gillan»). С 1993 "темно-пурпурные", оставшись без капризного Блэкмора, исполняли ее сперва с Сатриани, а потом - с Морсом. Последний играет трек немного жестче, чем в оригинале (временами от студийника ничего не остается — ставшую ныне каноничной концертную версию составляют импровизированные гитарные фишки и длинное соло; не случайно сейчас на концертных записях указывают в авторах и Морса - вместо Блэкмора). Но главным на этой песне был Гиллан. Мне кажется, это песня очень близка ему (можно вспомнить, как он спел ее облегченный - в плане звучания - припопсованный, подогнанный под доминирование вокала вариант на том самом концерте в 1990), может быть, теперь он считает ее "своей" в гораздо большей степени, чем раньше. Возможно, он ощущает, что песня повествует о нем нынешнем - человеке, в некоторой степени оставленном своим даром. Когда в конце Гиллан протянул несколько секунд - недолго, но душевно, - мне хотелось, честно говоря, продлить это ощущение подольше...
          Но время неумолимо: сразу же после "When a blind man cries" группа запустилась с бальными танцами - под горн и гитарные арпеджио "The Well Dressed Guitar" заплясали тени на громадных стенах "Олимпийского". Гиллан от такой смены настроения стал каким-то зажатым, хотя ему, по-моему, хотелось танцевать. Зато он завизжал в конце что-то вроде "Scream for me!" - прямо как другой легендарный рок-вокалист Брюс Дикинсон. Пейс хлопал в ладоши, стуча в бочку - всеобщая радость, праздник, ни дать ни взять - и знаете, что? В первый раз пожалел, что композиция Морса столь коротка. Лучше б продлили ее или сыграли бы на бис вместо недолгой переклички гитарного и клавишного поливалова, после коего последовал "Almost Human" с немного удлиненным, кажется, гитарным соло. Гиллану почему-то не подпевали остальные члены группы, но ему, по-моему, больше не хватало тамтамов, по которым он лупил, например, в Мельбурне в 1999. Пару раз он обернулся, поискал будто что-то, похлопал по бокам - нет тамтамов, не завести ему народ ритмичным постукиванием...
          Впрочем, народ и так растрясли - на последовавшем после короткого клавишного солирования в барочном духе "Lazy". Не Дания и не Япония 1972 года, но тоже ничего, зажигательно. Не играли в Москве ее уже пять лет, но это почти в раза меньше того срока, который ждут столичные фанаты песню "No One Came" (не исполнявшуюся в Москве, по-моему, с 2002 и, кажется, вообще не игравшуюся в 70-х). Морс опять сосредоточился во время соло на гаммах (вместо блэкморовских резких почти фанковых подсеканий струн, словно уколов), примерно то же самое сделал Эйри, но вот если у Морса все было как обычно, то у Эйри, по-моему, получилось нечто, что на первых порах даже оригинальному спокойному соло Лорда давало прикурить. Сдается мне, Гиллан несколько раз сымпровизировал - по крайней мере, вместо "No one came from miles around / And said man who's he?" он спел "Who are these guys?" - что, будучи отнесено к его группе, придавало дополнительные штрихи к исполнению песни о пути к успеху.
          В общем-то, каждый концерт Deep Purple - это успех (даже без учета возраста музыкантов, могущего каждый раз сделать последним). И это шоу не стало исключением: успех воодушевлял Гиллана на сердечные признания залу ("Я люблю вас!") и задорные возгласы ("Это просто невероятно!") Впрочем, от эмоций - к делу: расчувствовавшийся вокалист объявил время солирования Дона Эйри. Клавишник, казалось, был тоже подхвачен искренним порывом, едва ли не опьянен успехом, который по определению не может быть будничным. Однако соло свое построил банально — из тех же элементов, что в Питере чуть раньше (только у нас, кажись, подлиннее). Конечно, стиль Эйри отличается от лордовского. Пусть пианисты описывают детальнее; на мой же дилетантский взгляд - у Лорда бОльший упор шел на тремоло и резкий переход к арпеджио, присутствовало больше деталей, акцентов, экспрессии. Но Эйри, похоже, точно следует по пути великого предшественника (сессионщик вообще обязан уметь хотя бы поверхностно копировать стили других): грозное минорное органное интро (вполне представимо у Лорда) перетекало в мяукающие арпеджио с восточным оттенком (менее представимо, но тем не менее...), их словно разрывали аккорды "яркого" концертного рояля, из вышагивающей таперщины (вот этого совсем мало было у предыдущего клавишника) которого выплывали фрагменты "Турецкого марша" Моцарта, обрывавшиеся "Собачьей полькой", а затем - "Подмосковными вечерами" (в Питере было что-то другое), исполненными с тембром "оркестра струнных" (по-простому, "стрингами"). "Перплы" (в том числе Лорд, а за ним и Эйри) вообще чутки к музыкальной культуре стран и городов, в которые приезжают (в Мексике, например, Эйри сыграл народный танец "La Raspa"). Мажорное окончание, дисторсированный орган - и... начало "Perfect Strangers", по-моему, "опущенных" на полтона ниже. Похоже, тоже решили исполнить "пожестче": приглушенные тремоло триолями звучали как-то топорно, клавиш не было хорошо слышно (притом, что весь остальной концерт клавишные были слышны слишком сильно, затмевая иногда все остальное), бас тоже не обрамлял гитарную партию. Ну что ж, и так можно: по крайней мере, композиция, потеряв немного в изяществе, обрела дополнительную тяжесть.
          Исполнение на полтона ниже обычно также свидетельствует об усталости или невозможности вокалиста петь столь же высоко, как надо при оригинальной аранжировке. На последовавших затем "Space Truckin'", конечно, была заметна усталость Гиллана, совсем уж гнусаво и коряво бравшего высокие ноты, периодически осекаясь. На этой композиции в былые годы инструменталисты могли развернуться во всей красе, увеличивая своими соляками ее длительность до 20-25 минут. Обидно, в последние годы этого уже не происходит - не случилось и в этот раз. Вдвойне жаль: продолжительные солирования позволили бы Гиллану отдохнуть. Гловер, как обычно, бренчал медиатором (как и в остальных песнях) - а в 70-е нет-нет и да бередил пальцами струны. К слову, бас Роджера звучал весь концерт как гитара, у которой используют пару толстых струн. Помните упругий грув в басовом соло "Pictures Of Home"? Вот этого-то грува я и не слышал почти в этот вечер (равно, как и самих "Pictures Of Home", которыми начинали программу в 2006 и 2008 в Москве и которых сейчас просто не оказалось в сете). Гитарный же тембр, как обычно в последние годы, формировался не стандартным блэкморовским овердрайвом, а дисторшном, что придавало звучанию тяжести, создавало впечатление, что слушаешь не хард-рок, а маскирующийся под него мощный метал. Что не помешало Морсу тонко поймать блэкморовский дух в самом начале соло "Space Truckin'" - может же, если захочет!
          ...Весь концерт танцевали тени - свет от прожекторов давал огромную тень то Гиллана, то Гловера, реже - Морса и Эйри (интересно, так задумано или прожектора интуитивно соблюдают субординацию?). Тени меняли размеры - музыканты то подходили к прожекторам, то отходили от них, да и прожекторы отъезжали. И мне подумалось, что это хорошо для умудренных жизненным опытом стареющих людей... это ведь и впрямь хорошо, когда нет непредсказуемости (пусть и дающей божественную ошибку) в игре Морса и Эйри, когда к твоим личным проблемам (думаю, не только голеностоп и не только у Гиллана) не прибавляется еще одна, и когда единственное, что ты не контролируешь на концерте - это величина своей тени. На концерте не было сумасшедших импровизаций, но всегда ли такие импровизации рождали нечто музыкально интересное? Когда Блэкмор тер гитару о зад, наступал на нее, пинал ногами по струнам - он рождал шум, к Штокгаузену, скажем, не имеющий отношения. А Блэкмор и не стремился: его жест можно объяснить и как элемент не творчества, а игры в творца. Мол, есть такой МЕГА-ТВОРЕЦ, он сотворяет музыку и творит... черт знает что... То жопой о струны потрется, то бутылку в оператора кинет, то болезнь басиста высмеет, то вокалиста выпрет... Бывало, и промахивался мимо струн, "крошил" - «кривая импровизации» выводила из заученных гамм в плохо изведанные области грифа, ну так, искал человек, страдал, раздражался, гневался. А Морс с его всегдашней улыбкой предсказуем («кривая его импровизации» редко выходит за пределы вызубренных 10 ладов на 4 струнах - легче играть чисто) - и в этом его достоинство и недостаток по сравнению с угрюмым Блэкмором, в великой тени коего Морс и находится до сих пор. Может, мне показалась эта гофманиана - в какой-то момент вместо тени кого-то из присутствовавших в тот вечер на сцене музыкантов возникла над нами та самая тень - гитариста, воплощавшего (воплотившего ли?) чистую творческую интуицию. Возникла тень, хмуро оглянулась, развернулась и покрыла все мраком, словно бы густым дымом.
          "Дым", конечно же, был. "Smoke on the water" исполнили в конце основного сета. Морс, возможно, услышал критику дополнения им вибрато и другими "рюшечками" знаменитого риффа - и решил играть его пожестче. Первая минута меня ошарашила - уж больно топорно, что ли, звучала, хотя и хорошо сыграно... показалось, начало было вообще без щипков (и когда я глядел на Морса, он действительно бил медиатором сверху вниз) да еще и с приглушенными намертво струнами. К концу песни звучание стало помягче, возможно, оттого, что клавишные стали звучать громче. Как и в случае с "Perfect Strangers" - менее изящно, чем бывало у Морса, но - любопытно.
          После окончания традиционных хоровых запевок Гиллан поблагодарил зрителей, попрощался с ними - и многие сразу стали уходить. Но, конечно, фаны ждали всегдашнюю Black Night (а многие и узнали сетлист заранее - хотя бы от питерцев). И она, конечно, была (забавно было смотреть на солидные пары, поспешившие обратно на места, с которых только что степенно направлялись к выходу)! Однако перед ней группа, вышедшая на бис, сыграла еще "Hush" - ритм-н-блюзовая весточку о первом альбоме, на котором половина песен была каверами (вещь, непредставимая сейчас у Deep Purple) - и исполнение этого кавера Джо Саута, спетого впервые Билли Джо Ройалом, включало еще одно заимствование, фрагмент народной песни "Эй, ухнем", напомнивший также о первом альбоме, "Prelude: Happiness" с которого отсылал к русской музыке (это была органная аранжировка первой части сюиты "Шахерезада" Н. Римского-Корсакова). За народной песней волжских бурлаков, голосами коих канонически изображаются басами, логично последовало соло Роджера Гловера, и, разумеется, тот самый сингл 1970-го - времен "in Rock", на котором продюсерам не увиделось ни одного хита, и группе пришлось в (полу)пьяном виде сочинить композицию с первой попавшейся аранжировкой, риффом якобы из „Summertime“ в варианте Рика Нельсона, "глупейшими словами" и "смешными рифмами". Помнится, сотрудники лейбла пришли в восторг. Да и мы все тоже ликовали - и подпевали "глупейшей лирике", - сколько уже раз это делали, а все равно приятно! Окончание с участием фрагмента ZZ top'овской "la grange" и традиционного пения публикой риффа настолько разгорячило эту самую публику, что Гиллан, прощаясь уже по-настоящему, произнес с чувством: "Take it easy!" Злые языки зашептались, что, мол, расслабиться и смотреть на вещи легко Гиллан призвал тех, кому не понравилось качество его вокала, но мы-то знаем!...
          
          
***

          Концерт закончился в 21.50, длившись почти два часа. Досконального представления о звуке в разных частях зала не имею: кого-то все устроило, кого-то на трибунах сзади не удовлетворило по одной причине, кого-то в фан-зоне - по другой. Суммируем: было хорошо, могло быть лучше. То же самое можно было бы сказать и о концерте. С 2008-2009 сетлист поменялся на 40 %, но если сравнивать с 2010 годом, то опорные песни почти те же - просто выкинули "Fireball". Упор сделали на "Machine Head" 1972-го (шесть вещей).
          Нет смысла ждать чудес - это относится и к сетлисту, и к форме членов группы. Не будет Гиллан петь всякие там "Burn'ы" Ковердейла (хотя я б не отказался послушать даже инструментал "King of dreams", которую и Джо Линн Тернер-то у нас не исполняет). И вряд ли уделят "темно-пурпурные" внимание моей любимой (и первой песне Deep Purple, услышанной мной) "Call of the Wild" с "The House of Blue Light" - второй реюнионный альбом считается обозначением потери энергетики в группе. Ну, а насчет формы...
          В течении нескольких дней после шоу я переслушивал некоторые бутлеги - думается, многие фанаты группы сделали так же. И в очередной раз подумали: "перпл уже не тот". "Не тот" можно произносить с негативной или нейтральной ("глубоко фиолетово"), даже - относительно отдельных членов группы - позитивной интонацией (так, считается, что Иан Пейс, припрятавший на сей раз кусочки барабанного соло по разным песням, больший упор сейчас делает не на драйв, а на четкость, детали, акценты - не могу сказать, впрочем, что он поразил меня в этот вечер утонченностью игры), но это просто так. "Перпл" такой - значит, раньше был другим, и тот, другой, оставил кучу классных песен. Время идет, и это хорошо. Ну, или просто так и есть. Можно еще сказать: время идет, Deep Purple остается. Это так. И, наверное, это хорошо.
          Заканчивая разговор о концерте "темно-пурпурных", нельзя обойти тот факт, что этот год в Москве - опять "перпловский". Совсем скоро выступит здесь Jon Lord, потом нас ждет Whitesnake в июне, Blackmore's Night в сентябре, до кучи - Dream Theater, которые иногда играли каверы Deep Purple и, может быть, сделают это у нас. Не хватает только приезда Гленна Хьюза (опционально - Джо Линн Тёрнера и Джо Сатриани), чтобы фанат группы смог, сходив на все эти концерты, сложить в уме почти всю "Пурпурную семейку".
          Но если остальные члены семьи выпускают новый материал (пусть и «обкатывают» его порой скудновато), то основная группа не издает студийный альбом уже шесть лет, выигрывая (придавая своим шоу привкус новизны) пока что на премьерах песен 40-летней давности. Вероятно, чтобы люди не заостряли на этом внимание, на лотках с мерчандайзом из дисков были лишь работы Deep Purple и Гиллана (то есть, никаких там Лордов или кого еще).
          ...Может, стоит задать вопрос "Надолго ли хватит ностальгического порыва и пороха в пороховницах?", но желание слушать хорошую музыку в исполнении ее авторов и грамотных исполнителей побеждает цинизм. Походим на концерте, вспомним, "какими они были" и просто оторвемся. Посмотрим, что нам предложат те и другие, а потом, может, сравним. Но главное на концертах групп Deep Purple Family - от радости встречи с такими знакомыми уже лицами почти семейственное удовольствие! Его в конце сих субъективных заметок вам и желаю :)
          
          
          Сет-лист Deep Purple:
          
          1. Highway Star
          2. Hard Lovin' Man
          3. Maybe I'm a Leo
          4. Strange Kind of Woman
          5. Rapture of the Deep
          6. Silver Tongue
          7. Contact Lost
          8. Соло Стива Морса на гитаре
          9. When a Blind Man Cries
          10. The Well Dressed Guitar
          11. Almost Human
          12. Lazy
          13. No One Came
          14. Соло Дона Эйри на клавишных
          15. Perfect Strangers
          16. Space Truckin'
          17. Smoke on the Water
          
          Бис:
          18. Hush (Billy Joe Royal cover)
          19. Соло Роджера Гловера на бас-гитаре
          20. Black Night
          
          Приношу благодарность Дарье Минаевой за предоставленную аккредитацию.

30.04.2011


Автор


Awakener

Город:

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться