1 ноября в Московском Международном Доме Музыки Культурный Фонд «Вереск» завершил празднование Самайна – кельтского Нового Года.
Согласно пресс-релизу фестиваля, праздник Самайн зародился десятки столетий назад на землях современной Великобритании и северной Франции, когда эту территорию населяли кельтские языческие племена. По их календарю год делился на две части – зимнюю, начинавшуюся в ноябре, и летнюю – в апреле. Самайн олицетворял переломный момент, переход от лета к зиме, когда границы миров истончались, и потусторонние существа запросто приходили в гости к живым. Со временем праздник трансформировался в Канун Дня Всех Святых – Хэллоуин.
5-й Московский Международный Фестиваль «Samhain (Самайн) – кельтский Halloween (Хэллоуин)» проходил с 30 октября по 1 ноября 2009 г. Открывал его концерт в клубе «Точка», про который написала моя коллега, а завершало вышеобозначенное мероприятие в Театральном зале ММДМ.

Несмотря на витающий в воздухе призрак H1N1, Театральный зал был заполнен процентов на 80% - всё-таки, ирландская культура интересует москвичей и гостей столицы, и это не может не радовать.
Чем я люблю концерты в ММДМ, так это тем, что задержки начала выступления в них практически исключены. Вот и в этот раз, трижды прозвенел звонок, и шоу началось. Ровно в 19-00.
Открывала вечер московская группа «Telenn Gwad», сейчас представляющая из себя дуэт. Музыканты исполнили несколько продолжительных атмосферных, но очень грустных композиций. Лидер группы - Олег Бойко – играл на синтезаторе, гитаре, а также пел. Ну, или, скорее всего, завывал, настолько протяжное и грустное было пение.
Выступление «Telenn Gwad» длилось недолго – минут двадцать, но по абсолютной тишине в зале во время игры группы было ясно, что публика прониклась музыкой дуэта и внимательно слушала её. Взрыв же аплодисментов после каждой исполненной песни показывал, что музыка слушателям пришлась по душе.

После небольшой танцевальной паузы, заполненной выступлением студии современного ирландского танца «Ars Longa», на сцену поднялся второй коллектив – ростовская группа «Foggy Dew».
Как и «Telenn Gwad», «Foggy Dew» мне знакомы по сборнику «Родом из Ирландии», вышедшему в начале этого века. «Foggy Dew» смогли развеять грусть, в которую погрузили зал выступавшие перед ними музыканты, исполнив ряд веселых и разгульных ирландских народных песен. А начали они своё выступление с известной композиции «Whiskey in the Jar». Честно сказать, было интересно наблюдать эту группу вживую – ребята работают очень качественно и слаженно. Они зарядили зал хорошим настроением, прогнали меланхолию и подготовили зрителей к главной изюминке вечера – выступлению гостя из Ирландии аккордеониста Joe Burke и гитаристки Anne Conroy (его супруги?).
Выступлению ирландцев предшествовал небольшой антракт и танцы. Перед антрактом свое мастерство ирландского танца залу продемонстрировали танцоры школы ирландского танца Марии Сингал, а после антракта настоящее шоу устроила «Ars Longa».

Напомню, что Самайн – по сути, Новый год. А какой же Новый год без Деда Мороза? Джо прекрасно подошел бы на его роль. Дедушка с большой белоснежной бородой – именно таким мы представляем себе этот новогодний персонаж, именно такой человек и вышел на сцену. А подарком для зрителей стал немалый набор композиций, которые музыкант в этот вечер исполнил.
Честно сказать, до этого концерта я ни разу не слышал о Джо Бурке, и даже Википедия мне не очень помогла представить, что же именно я услышу на концерте. Согласно пресс-релизу, Джо - легенда ирландской народной музыки, виртуоз кнопочного аккордеона – национального ирландского музыкального инструмента. Он исполняет ирландскую музыку уже больше 50 лет, его записи изданы десятками лейблов на грампластинках, кассетах, CD и DVD, он обладатель первых премий на конкурсах «All Ireland Senior Accordion Championship», «Traditional Musician of the Year», «Hall of Fame». Уникальная манера исполнения привела музыканта c сольными концертами в такие престижные залы как Carnegie Hall (New York), The Royal Albert Hall (London), Unuesque Hall (Paris), The Great American Music Hall (San Francisco).
Логика подсказывала, что кнопочный аккордеон – это баян. Оказалось же, что это инструмент раза в два меньший полноценного аккордеона и баяна. Скорее, это некий гибрид аккордеона и гармошки, тем не менее, способный воспроизводить довольно сложную музыку.

Джо исполнял народные и классические авторские ирландские композиции (ну не поворачивается у меня назвать песнями музыкальные произведения без вокала), представляя их не без доли юмора. С публикой музыкант общался на английском языке, но на сцене присутствовал переводчик, в роли которого выступил небезызвестный Юрий Андрейчук. Один раз Джо отшутился, мол «я не понимаю, что он вам там говорит». Судя по реакции зала, большинство зрителей понимало Джо без перевода.
Думается, если бы Анна не подыгрывала музыканту на гитаре, слушать звучание одного кнопочного аккордеона было бы скучновато, но вместе они звучали очень слаженно и живо. Музыкальные композиции сопровождались видеорядом на экране за спинами музыкантов. Правда сложно сказать, был ли это спланированный видеоряд, или просто видовые картинки.
На несколько композиций на сцену вышли танцоры, чтобы показать ценителям ирландской музыки настоящие народные ирландские танцы, а не постановочные, как в танцевальных паузах. Ещё две композиции были исполнены Джо с приглашенными музыкантами. На последних композициях Анна взяла в руки второй кнопочный аккордеон и сыграла с Джо дуэтом.

На этом и закончилось празднование в Москве Самайна. Концерт получился интересным, познавательным и, главное, разнообразным. Звучала как медленная музыка, так и быстрые народные песни, но все их объединяло одно – они были исполнены с душой.
Приношу благодарность Юлии Подчуфаровой за предоставленную аккредитацию.
|