На постсоветском пространстве есть две известные группы, которые образовались по сути для единичного исполнения шуточных перепевок каких-то известных широкой публике песен, да так и остались — это «Бони НЕМ» и «Приключения Электроников». Сегодня речь пойдет об «Электрониках», а конкретнее — об их большом сольном концерте 18 июля этого года.
Группе в этом году исполняется 10 лет, и даже по меркам одной группы - это огромный возраст. Кроме этого, нужно учесть, что все музыканты пришли в группу отнюдь не новичками, а имея обширный багаж за спиной - по сути сформировав «супергруппу» из звезд российской панк-сцены, широко известных по другим проектам («Тараканы», «Червона рутта», «Плед», «Слон» и т. д.) — в некотором смысле аналогично лучшим западным образцам типа Cream, Audioslave, Velvet Revolver или Dokken. Ходить и слушать такие проекты априори здорово и приятно — люди, имеющие такой огромный опыт за спиной, играют точно, слаженно и не напрягаясь. Позитивная невымученная атмосфера быстро и просто передается слушателям.
В означенные 21:00 до зала «Точки» добралось сравнительно немного народа, поэтому начало концерта задержалось на примерно час. Тяжело было ожидать большого наплыва посетителей — тем более, что концерт рекламировался с некоторой оговоркой — не «Единственный летний концерт», а «Единственный большой летний концерт» — что, вероятно, вкупе с хорошей погодой, дачным сезоном и финансовым кризисом, сыграло свою роль — но в целом к 22:00 зал был собран.

Несколько субъективных общих впечатлений о группе. Последний раз я видел «Электроников», кажется, в 2006 году — и могу с уверенностью сказать, что группа выросла на несколько голов, превратившись из завсегдатая маленьких клубов в грозного хедлайнера больших концертов. Относительно недавно сменилась «вывеска»: группа несколько дистанцировалась от панк-культуры и теперь Андрей представляет группу как «самый добрый металлический ансамбль на Земле».
Что же изменилось в группе за последнее время, что стоит отметить, какие позитивные и негативные тенденции прослеживаются? Изменений масса — от мелких до масштабных. Например, лидер группы — Андрей Шабаев — недавно сменил имидж и прическу и теперь предстает на концерте в строгом костюме, с короткими волосами, но всё с теми же неизменными фирменными тёмными очками.

Инструментально группа дружно перешла на использование гитар и бас-гитар одной единственной фирмы — Gibson. Перепробовав массу инструментов (в том числе достаточно продолжительное время играв на Fender и Ibanez), группа теперь вполне заслуживает официального предложения Gibson выступать в качестве лица компании. Андрей теперь играет на Gibson Explorer, Дарья — на бас-гитаре Gibson Firebird, Олег — на Gibson SG. Вкупе с переходом на «стандартную» технику больших клубов — Marshall — это явно дает группе серьезно утяжеленное звучание, по сравнению с «Электрониками» образца 2004—2005.
Вместе со звучанием растет и профессионализм и сложность аранжировок. Я практически уверен, что все музыканты «ПЭ» могли сыграть практически всё, что угодно и лет 7-8 назад, но это не их задача. Их задача, кажется — не просто играть, а играть легко. Сложные партии должны вылетать из под пальцев играючи, без каких-либо даже теоретических возможностей запнуться или сыграть что-то не так. «Профессионализм» растет в том смысле, что в таком режиме музыканты играют всё более и более сложные вещи — именно поэтому я считаю, что вывеска «металлический ансамбль» вполне имеет право на жизнь и потихоньку начинает соответствовать действительности. Особенно хорошо это слышно на новых песнях: впечатляющий пример — скоростное классическое металлическое соло Андрея на «Каскадёрах».

В целом концерт прошел, как это обычно бывает на «Электрониках» — в общей атмосфере плавности, безнапряжности и культурного отдыха. Никакого слэма, никакой агрессивности — эти мероприятия абсолютно можно советовать всем, кто хочет приобщиться к клубным рок-концертам, не рискуя оттоптанными ногами или тем, что вдруг кто-нибудь решит прыгнуть в толпу со сцены. Все действительно проходит очень по-доброму.
На концерте были обещаны сюрпризы — и они были — были представлены 2 новые песни с грядущего альбома: «Неприметная красота» из репертура «Поющих гитар» с замечательным вокалом Дарьи Давыдовой и «Каскадёры» из репература «Землян».
С «Каскадёрами» вообще на самом деле полнейшее дежа вю — я не просто так в самом начале вспомнил про «Бони НЕМ». В принципе обе команды занимаются с момента своего создания «утяжеленными» перепевками, но исторически так сложилось, что «Бони НЕМ» в основном стебались над совершенно попсовыми хитами, в том числе не щадя зарубежную эстраду, а «Электроники» заходили с другого края — давали новое звучание более «народным», русскоязычным песням. Если я правильно понимаю — до сих пор их пути не пересекались, а вот с «Каскадёрами» получилось первое столкновение. «Бони НЕМ» сделали свою версию «Каскадёров» еще в 1997 году — жесткую, очень быструю перепевку в своём фирменном death/grind стиле. Презентованная версия «Электроников» радикально медленнее и ближе к оригиналу «Землян». Не обошлось, конечно, без металлических галопов — но всё равно как-то странно слушать такую медленно-роковую версию после стольких лет существования быстрой-тяжелой.

Остальная программа состояла в примерно равной степени из хитов со всех альбомов группы, может быть с легким перекосом в сторону последнего альбома 2008 года «Давайте созвонимся», с которого было исполнено почти всё.
Из остальных песен концерта стоит отметить 2 песни, которые редко играются на московских клубных концертах, но иногда исполняются командой на выездных фестивалях — это «Нежность» и «Надежда — мой компас земной».
Концерт занял чуть больше 2 часов и, надо сказать, что музыканты выложились очень мощно: несмотря на внешнюю легкость, паузы между песнями были минимальными и было отыграно 36 песен. Посередине группа устраивала «мини-перерыв» для того, чтобы отдохнуть и предстать перед публикой в других костюмах: на «Песне Сыроежкина» Олег был оставлен наедине с залом на первые три четверти песни для исполнения практически в режиме unplugged в одну гитару, а оставшаяся четверть доигрывалась уже полной группой. В следующей за ней «Облаками», наоборот, Олегу дала была возможность удалиться в гримерку.
Ближе к концу грянул ряд совсем проверенных хитов — «Лесной олень», «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Трава у дома». С каждой новой песней зал заводился всё больше, устоять на месте было всё сложнее. Стихийно образовавшиеся хороводы увлекали всё большее количество народа.
Закончилось всё двумя песнями на бис: «Потолок ледяной» и «Музыка нас связала» — еще двумя относительно новыми песнями, которых еще нет ни на одном альбоме.

Сет-лист:
* Бременские музыканты
* Волшебник-недоучка
* Песня Красной Шапочки
* 33 коровы
* Улыбки
* Леди Совершенство
* Зурбаган
* Всё пройдет
* Звенит январская вьюга
* Нежность
* Надежда (мой компас земной)
* Беловежская пуща
* Луна-луна
* Неприметная красота
* Колыбельная медведицы
* Белая ночь (опустилась как облако)
* Незнакомка
* Грустная песня Сыроежкина
* Облака (белогривые лошадки)
* Давайте созвонимся
* Позвони мне, позвони
* Мир не прост
* Мой адрес — Советский Союз
* Программа телепередач
* Этот мир придуман не нами
* Алло
* Полёт на дельтаплане
* Лондон прощай
* Если с другом вышел в путь
* Лесной олень
* Прекрасное далёко
* Крылатые качели
* Трава у дома
* До свидания, Москва
Бисы:
* Потолок ледяной
* Музыка нас связала
Приношу благодарность Карине Василевской за предоставленные аккредитации.
|