Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«InProg-2006: Часть Вторая»

Nightingale, Extrovert, Azazello, Маленькие Трагедии
23.04.2006, Москва, Б2

Перейти в анонс концерта

          Две недели прошло с тех пор, как отзвучали последние аккорды первой части фестиваля InProg. Эти две недели прошли в предвкушении части второй, и наконец я снова оказалась в уютном зале клуба Б2. Вошла я туда, однако, не в самом лучшем настроении, а виной этому стала охрана клуба. К обычной-то процедуре досмотра я уже привыкла, но в этот раз они еще и паспорт мой захотели увидеть. Событие, конечно, не то чтобы из ряда вон выходящее, но все равно неприятно. И чем же я им не понравилась, интересно? Ну да ладно, не так уж это важно - спрашивать я их не стала.
           Народу в зале в этот вечер собралось много - больше, чем в первый день. Это, в общем-то, вполне понятно, ведь наконец-то представилась возможность увидеть в Москве Дэна Свано и его Nightingale - хэдлайнеров фестиваля. Правда все равно многие приходили с заметным опозданием. В 18:00 народ еще продолжал прибывать. Как и на первом концерте, публика подбиралась самая разнообразная - и металлисты в соответствующей экипировке, и люди, по чьему внешнему виду вообще не определить их музыкальных пристрастий; и молодежь, и люди "сильно постарше". При входе посетителям вручали архивный номер журнала InRock. Как и в прошлый раз, там же при входе располагался стенд с сопутствующими товарами, где можно было приобрести диски команд-участниц фестиваля, номера журнала InRock и фирменные майки с логотипом группы Nightingale и собственно фестиваля InProg-2006.
           Я, разумеется, вошла в зал в первых рядах, рассчитывая и в этот раз увидеть фрагмент репетиции кого-нибудь из артистов. Но мне не повезло - все уже отрепетировали без меня. Так что оставалось лишь ждать начала действа. Что я и сделала, устроившись поудобнее неподалеку от сцены. Ждать пришлось не слишком долго: вот на сцене появляется Владимир Импалер, чтобы объявить об открытии второй части фестиваля и познакомить нас с первыми ее участниками - курской группой Маленькие Трагедии. Группа эта не так давно возобновила активную концертную деятельность, выступила на фестивале "СКИФ", выпустила в 2004 двойной диск "Новый Фауст" - масштабное музыкально-поэтическое полотно, где звучат стихи Гумилева, Волошина, Лермонтова. На прошлом концерте я недоумевала, что за монолог из Достоевского на фоне тихого хора звучал перед началом сета Оле Лукойе. Так вот, это, оказывается, был "Эпиграф" из альбома "Новый Фауст". В программе, представленной Маленькими Трагедиями в этот вечер, звучали композиции, которые войдут в их следующий альбом, дата выхода которого пока еще уточняется.
           Первым, что привлекло мое внимание к сцене, была батарея синтезаторов, за которой расположился лидер группы Геннадий Ильин, выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Возвышающиеся друг над другом Kurzweil, Korg и Moog(!) - о таком можно только мечтать. Все это великолепие воспроизводило потрясающе плотный звук. Ну а на то, что может сделать аналоговый Moog, в свое время активно использовавшийся прогрессив-группами 70-х, например Emerson, Lake and Palmer (на которых изначально ориентировались МТ и параллели с творчеством которых весьма заметны) и Pink Floyd, вряд ли способен какой-то другой синтезатор. Мощный, потусторонний пронзительный звук завораживает - в наше время это редкая тембровая краска. Вообще, Маленькие Трагедии отличались от всех участников сегодняшнего "металлического" концерта арт-роковым звучанием и преобладанием клавишных тембров в их саунде. (Кстати, прослеживается закономерность - первый день фестиваля открывала группа Квадро, в которой тоже лидировал клавишник). Сочетание тембров сопрано-саксофона и электрогитары тоже давало очень интересное звучание. Единственное, что может вызвать какие-то нарекания, это вокал - петь Ильин, конечно, не умеет. Но он вроде бы и не претендует на роль вокалиста: это просто мелодекламация, имеющая своей целью донести до слушателя поэтический текст, "программу" произведения. Он вообще произвел на меня впечатление человека, полностью погруженного в музыку и пребывающего где-то в своем собственном мире. Еще и с Роджеством Христовым ухитрился нас поздравить... причем дважды. Что же касается собственно представленного нашему вниманию материала - в продолжительных по времени композициях настолько умело перемежаются риффовое тяжелое и более легкое балладное звучание, так тесно переплетаются друг с другом разные музыкальные темы и так органично друг в друга перетекают, что произведение становится как бы многослойным. Но преобладает все-таки балладность, грустное лирико-философское настроение и классические гармонические ходы. К сожалению, должна признать, что наша аудитория в большинстве своем не готова воспринимать такую музыку - многим программа Маленьких Трагедий показалась скучной. Да, здесь нет того драйва, что у игравших после них металлистов, но для такой музыки нужны несколько другие оценочные критерии.
           Группу Маленькие Трагедии сменили на сцене прог-металлисты Azazello из далекого города Тында, что в Амурской области. Решение об их участии в концерте было принято практически в последний момент. Честно говоря, затрудняюсь сказать, было ли оно действительно необходимо... Группа, разумеется, не слабая. Слабых на этом фестивале просто не было. Более-менее хорошая сыгранность, достаточное инструментальное и вокальное мастерство участников - с этим у Azazello все в порядке. В Москву они приехали в обновленном составе - за барабанной установкой теперь Эдмунд Давтян (если я правильно расслышала имя), а Виктора Афанасьева за клавиатурой сменил Лаврентий Никитин. Эдмунд выдал замечательное соло, а Никитину, видимо, инструмент помешал полностью самореализоваться. Звук его "Ямахи" был едва различим за громыханием ритм-секции, к тому же после Ильина все клавишники воспринимались не так хорошо, как могли бы. Вокалист Александр Кулак порадовал мощным ярким голосом, но его вокальная манера, как справедливо было замечено во всеуслышание кем-то из зала, чем-то напоминала Валерия Кипелова (не достигая, однако, уровня мастерства последнего). К тому же его пение не вписывалось в общее звучание группы. На одном форуме я встретила следующее высказывание о выступлении Azazello: "Сделав упор на более тяжелое звучание, команда жахнула. Хотя на этом фоне довольно комично смотрелись распевки в духе ху-ху-ху, ла-ла-ла". По-моему, по поводу распевок сказано верно.
           Что же касается эпизода с игрой на балалайке, то это звучало и выглядело просто кошмарно, и Azazello лишь ухудшили впечатление от своего выступления. Если уж так сложилось, что инструмент не был настроен, номер не отрепетирован - зачем было выносить это на публику? Песни их производили очень странное впечатление - с одной стороны все, вроде бы, в порядке. Играют хорошо, песни вроде бы неплохие, с национальным колоритом, но... На мой взгляд, тексты и музыка плохо соответствовали друг другу, и от этого появлялось ощущение какой-то искусственной "притянутости". Игрался в основном материал с еще не вышедшего нового альбома, но старые композиции, сыгранные "на закуску", прозвучали гораздо ярче и убедительнее. Новая же программа показалась невыразительной. Однако к чести группы надо сказать, что если бы не все перечисленные недостатки, их материал мог бы выглядеть интересно и самобытно на фоне качественной, но весьма "традиционной" музыки других участников концерта. В целом Azazello произвели на меня какое-то невнятное впечатление, не плохое, но и не хорошее. (Хотя это мое личное мнение - кому-то группа очень понравилась, особенно отмечали их драйвовый саунд).
           Непонятно также, что происходило в звукорежиссерской. Этот вопрос заслуживает отдельного внимания. Трудно было не заметить, что оба звукорежиссера орудовали за пультом очень неуверенно, лица их выглядели озадаченно и недоумевающе. Иногда у консоли оказывалось даже три человека одновременно, но и это не помогало. Во время саундчека все находящиеся в зале прекрасно представляли, что твориться у музыкантов в мониторах, а там постоянно возникали какие-то проблемы - то гитары в третьей линии мало, то барабанов в четвертой много... Главное, что все это тянулось неоправданно долго. Основные проблемы возникали с озвучиванием мониторов. Музыкантам, судя по всему, нельзя было позавидовать - Ильину, например, вообще пришлось во всеуслышание обратиться к звукорежиссеру с просьбой подкорректировать звук в мониторах прямо в ходе выступления, так как из-за фона ему просто ничего не было слышно. Да и музыкантам, игравшим после, зачастую приходилось мимикой и жестами выражать свое недовольство и недоумение по поводу мониторной подзвучки. Все это, естественно, отразилось и на звуке в зале. Нельзя сказать, чтобы он был совсем уж плох, но мог бы быть и лучше.
           Вслед за Azazello на сцене появились иркутская группа Extrovert, ранее известная под названием Стихия. История ее началась в 1993 году - тогда она называлась Big Trouble и играла hard'n'heavy в составе, отличном от нынешних Extrovert. С тех пор музыканты добились немалых успехов родном Иркутске, долго сотрудничали с Музыкальным театром, участвуя среди прочих постановок в рок-опере "Иисус Христос - Суперзвезда" (вот откуда "всплыл" рифф на саундчеке...). Для этой группы выступление на фестивале стало настоящим триумфом. Уверена, что ребят просто распирало от гордости и самодовольства, потому как они хоть и лучшая рок-группа Иркутска, но Москва - это совсем другое дело. Признание здесь просто так не дается. А их приняли на ура, весь тираж их дисков (кстати, их альбом "Разбудив Океан" получил немало положительных отзывов в прессе) разошелся еще до окончания выступления, а когда публика оказалась перед выбором: финальная песня Extrovert или автограф-сессия Nightingale, то Extrovert получили такую поддержку зала, что им дали-таки сыграть последнюю песню "Разбудив Океан". По этому поводу уже развернулась дискуссия на их официальном сайте: мол, наши "задавили" даже шведов. Надо признать, это не совсем так - за Nightingale все же голосовали громче. Но это не умаляет заслуг иркутских музыкантов -они действительно великолепно отыграли свою программу. Коллектив звучит очень сыгранно и драйвово, все музыканты - настоящие профессионалы. Очень порадовали затяжные соло, сольные переклички клавишных и гитары и почти безупречное вокальное многоголосие.
           У Extrovert очень качественный материал - в их композициях хороший баланс мелодичности и тяжелого звучания, интересные тексты. Некоторая "припопсованность", которая была заметна не только в музыке (яркий пример - навязчивый припев: "в этой клетке тесной тяжело дышать, здесь мало места..."), но и в поведении вокалиста, не является слишком уж серьезным недостатком, хотя все-таки манера подачи у него несколько искуственна. Но зато голос прекрасный. (Справедливости ради скажу, что некоторые, напротив, отмечали умение "экстровертов" держаться на сцене. Но мое мнение на этот счет изложено выше). Музыка Extrovert, несмотря на все ее достоинства, все же достаточно сильно напоминает Dream Theater, но вполне можно надеятся, что со временем они станут звучать более самобытно. Во всяком случае, их программа произвела очень положительное впечатление на большинство присутствующих в зале. Единственным, что стало маленьким разочарованием, оказалось исполнение композиции "Sign Of Infinity" - все-таки над английским произношением вокалисту стоит еще поработать, а пока это звучит не очень убедительно. Но все равно они молодцы. Им, наверное, надо было грамоту выдать: "Открытие Фестиваля"...
           Наконец настал черед хедлайнеров - шведского прогрессив-квартета Nightingale. Произошло это где-то в районе десяти часов. К этому времени все уже порядком подустали, но завидев на сцене Дэна Свано сотоварищи, быстро активизировались и приветствовали шведов громкими криками и аплодисментами. Видимо, большинство публики пришло сюда именно ради этого коллектива. Правда, многие знали Свано в первую очередь как легенду death - металла, а Nightingale - лишь как очередной его проект. Но все равно концерт группы был примечателен главным образом именно ощущением "прикосновения к легенде". Этим музыкантам не надо было особенно стараться произвести впечатление, поэтому их поведение на сцене отличалось ествественностью и уверенностью. Будто бы они просто зашли на часок поиграть для своих друзей.
           "Соловьи" начали свое выступление, естественно, с "Nightfall Overture". Благодаря отсутствию клавишных в составе группы (в некоторых композициях клавиши все же присутствовали - партия воспроизводилась в записи), их саунд был еще более жестким и металлическим, чем у Extrovert и Azazello. Шведы отыграли свою программу, в которую вошли наиболее известные их композиции - "Revival", "Deep Inside Of Nowhere", "Raincheck On My Demise" и др. - очень качественно и драйвово. Но я, честно говоря, ничего другого от них и не ожидала. Заметно было, что все это они так же играли много раз ранее в бесчисленном количестве других городов. Их композиции и звучание скорее напоминают Metallica, чем Dream Theater или Tool - на мой взгляд, здесь больше металла, чем прогрессива. Песенная структура композиций более заметна, инструментальных соло не так уж много. Все это вовсе не плохо, просто немного "из другой оперы". Зато воспринималось значительно легче, чем материал всех предшествующих коллективов. Не зря все-таки говорят, что у западных музыкантов главное - это драйв! Но и с мелодикой у Nightingale все в порядке.
          Проблем со звуком, увы, не удалось избежать и им, а в "Journey's end", завершавшей основной сет, соло Дэна вообще затерялось на фоне ритм-секции. Видимо, звук как отстроили в начале их выступления, так и не корректировали по ходу, и о том, что солирующий инструмент надо выводить на первый план, попросту забыли. К этому времени звукорежиссер остался уже один...
           Конечно, десяти композиций публике показалось мало, и Nightingale позвали на бис. Долго себя ждать они не заставили - вернулись почти сразу же, и первой в блоке из трех композиций прозвучала прекрасная грустная баллада "Stalingrad". "Как здорово играть эту песню в России" - сказал Дэн. А как здорово слушать ее в их исполнении - песню о подвиге русских солдат. Грустно, но все-таки в то же время испытываешь гордость за наших воинов и благодарность шведским музыкантам за эту песню...
           Следующей стала песня "Black Tears" из репертуара "Edge Of Sanity", одной из многих групп, созданных Дэном Свано. Многие из присутствующих в зале были очень рады слышать эту композицию из "прошлой эпохи". После "Losing Myself" музыканты во второй раз покинули сцену. Но как оказалось, не в последний... Аплодисменты и призывы "Nightingale!" не прекращались, и тогда на сцене появился Владимир Импалер и спросил "Вы хотите еще Nightingale?". И музыканты вновь появились на сцене! Правда в этот раз уверили нас, что это самая последняя песня на сегодня - и обратно в Швецию. Этой песней стала "Invisible". Выступление закончилось киданием в толпу барабанных палочек, а Дэн снял с себя футболку и тоже бросил ее в толпу. На лицах музыкантов при этом выражалась искренняя радость. По-моему, Nightingale наша публика понравилась :-) Хотя, может быть, они везде такие...
          На этом, однако, сюрпризы не закончились. На сцену вышли музыканты Azazello, и в руках Александра Кулака была та самая балалайка. Со словами "From Azazello to Nightingale with love" он вручил сей инструмент шведам. Даг сразу же начал играть на ней, подпевая "Kalinka, malinka moja...". Получилось очень весело. По-моему, это стало достойным завершением фестиваля.
           Не могу согласится с высказываемым порой мнением, что Nightingale совсем не вписывались в контекст фестиваля, сыграли хуже наших и вообще, дескать, не надо было завершать фестиваль их выступлением, лучше было бы организовать их сольный концерт... Да, они несколько выделялись на фоне остальных коллективов. Но это отличие не было таким, чтобы не соответствовать тематике фестиваля. Сыграли они здорово, и нашим музыкантам все-таки есть чему у них поучиться (да хотя бы естественности и непринужденности в поведении на сцене и общении с публикой). А что касается сольного концерта... по-моему, это уже совсем другой вопрос. Может быть, кто-нибудь и решиться организовать это мероприятие, но появление Nightingale на фестивале InProg лично я не считаю ошибкой.
           Подводя итог, скажу, что "металлический" день фестиваля воспринимался более цельно благодаря меньшему различию в стилистике игравших в этот день групп. Правда, из-за тембрального однообразия иногда возникало ощущение похожести всего звучащего со сцены. Но надо отдать должное - все коллективы, оставаясь в рамках металлического звучания (исключение - Маленькие Трагедии), достаточно сильно отличались друг от друга. И даже паузы между их выступлениями вроде бы сократились в сравнении с первой частью. В первом своем отчете с фестиваля я говорила о том, что "это настоящий праздник души для истинных ценителей «неформата» и просто почитателей хорошей, интересной, нетривиальной музыки". Повторю я это и здесь. Я желаю фестивалю новых открытий и дальнейшего развития. Ждем InProg-2007.
          
          Выражаю благодарность Владимиру Impaler'y за предоставленные акредитации

26.04.2006


Автор


Наталья Закондраева aka Natalia Pallada

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться