Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«InProg-2006: Часть Первая»

Exit Project, Кафтан Смеха, Blind Vandal, Оле Лукойе, Квадро
09.04.2006, Москва, Б2

Перейти в анонс концерта

          Итак, вот и прошел первый день ежегодного фестиваля прогрессивной музыки InProg, организованного журналом «InRock» и Starless Records. Этот фестиваль традиционно проводится в течение двух дней – оно и понятно, при таком количестве участников. Надо сказать, сделать двухнедельный перерыв между частями фестиваля было, на мой взгляд, верным решением. Это надо сначала осознать и «пропустить через себя», ну а потом – непременно захочется услышать продолжение. «Ежегодно InProg представляет на суд аудитории все самое интересное и талантливое, что есть в отечественном прогрессив-роке», -- говорится в пресс-релизе фестиваля. Судя по данному концерту, так оно и есть. Все группы, представленные вниманию слушателей девятого апреля, безусловно являются интересными и талантливыми. У каждого коллектива своя специфика, своя стилистика, и не всегда исполняемую ими музыку можно в полной мере назвать роком. Но все коллективы прекрасно соответствуют определению «прогрессивная музыка», а это главное. Наверное, было бы справедливо назвать это «музыкой не для всех». Музыкой, которая удивляет, заставляет думать, прислушиваться, музыкой, которую не всегда услышишь даже в концертном исполнении, и уж тем более – на радио или ТВ. Кстати, о неформатности подобной музыки было упомянуто на фестивале... Ну вот, теперь пришло время остановиться подробнее на каждом из коллективов.
           Когда я появилась в зале клуба Б2, на глазах у пришедших на фестиваль посетителей еще продолжалась репетиция Вячеслава Горского и группы Квадро. До начала их выступления оставались считанные минуты, а маэстро снова и снова прогонял неудающиеся эпизоды. То ли было мало репетиций, то это просто следствие перфекционизма пианиста «старой закалки» -- не знаю... Наконец пришла пора заканчивать саундчек и уступать место главному редактору журнала “InRock” Владимиру Импалеру, который поприветствовал слушателей и произнес небольшую вступительную речь, отметив, что в этом году в фестивале участвуют коллективы, которые организаторы не решились бы пригласить раньше. В пример он привел EXIT project и Оле Лукойе. Почему – об этом позже. Ну а на сцене появилась группа Квадро под предводительством маститого пианиста и клавишника Вячеслава Горского, очень известного, кстати сказать, в джазовых кругах. И хотя в этот раз он представил нашему вниманию прекрасную арт-рок сюиту «Легенда о рыцаре», его джазовая сущность нет-нет, да и проглядывала и здесь. Позволю себе немного отвлечься в сторону и заметить: это прекрасно, когда музыкант не замыкается в рамках какого-то одного стиля, а пробует свои силы в разных направлениях. Это, как мне кажется, свидетельствует о разносторонности взглядов этого музыканта и его высоком профессионализме – особенно когда это удается ему так хорошо. Великолепная музыка сюиты, простая и сложная одновременно, воспринималась достаточно легко, и в то же время вызывала живой эмоциональный отклик, затрагивала самые лучшие и светлые чувства. В самом деле, здесь было что-то от Рика Уэйкмена, как и обещал пресс-релиз. В создании всей этой красоты участвовали, помимо стандартного состава «барабаны-бас-гитара-клавиши», виолончелист Сергей Суворов, лауреат многочисленных международных конкурсов, и вокалист группы Арсенал (в которой некогда играл и сам Вяч. Горский) Валерий Каримов, а также второй клавишник, тоже Горский. Они исполнили отдельные номера сюиты (остальные исполнить не удалось – для этого потребовался бы симфонический оркестр) и завершили свой сет исполнением бессмертного хита Procol Harum “A Whiter Shade Of Pale”. Да, здесь мы сполна получили обещанный «дух 70-х»!
           После небольшого перерыва, связанного с переоборудованием сцены, и представления Импалера, на смену Горскому и Квадро пришло трио EXIT project. Состав трио – две электрогитары, электронная ударная установка и ноутбук. Это было первое выступление группы после вынужденного перерыва, связанного с пребыванием за границей гитариста Олега Смирнова. Стилистика проекта была достаточно удачно определена в пресс-релизе как электронный арт-фьюжн. Барабанщик Владимир «Биг» Глушко ранее играл в составе джазовых и фьюжн-коллективов. Данный же ансамбль скорее ориентирован на электронику, роль компьютера в их музыке очень велика, но и инструментальное мастерство участников EXIT project не подлежит сомнению. Стоит отметить четкость и слаженность звучания, взаимодействие исполнителей. Недостатком такой музыки является, на мой взгляд, некоторая ее однообразность и монотонность, связанная с отсутствием песенных структур, большой длительностью композиций и спецификой аранжировок – как-никак, электроника. В отличие от предыдущего коллектива, EXIT project объявили название только одной композиции из всего сета и мало общались с публикой. Хотя, может быть, это было и не нужно. В целом их музыка воспринималась хорошо, хотя к року имела отношение весьма опосредованное. Поэтому они и были упомянуты как «коллектив, который раньше не решились бы пригласить».:-) Кстати, в отношение данного ансамбля стоит отметить одну очень интересную и важную деталь: они участвуют в движении Free!Music, «целью которого является популяризация свободного распространения музыки в коммерческих и некоммерческих целях». Идея смелая и новаторская – посмотрим, что там из этого выйдет.:-) (Это не означает, однако, что диски EXIT project нельзя купить).
           Следом за EXIT project на сцене появились Blind Vandal, гитарное трио из Архангельска. Где-то в прессе мне попался пассаж с подобным содержанием: при одном только взгляде на музыкантов Blind Vandal становится понятно, что за музыку они играют... Нет, это не так! Когда они сидели в зале неподалеку от меня, у меня была прекрасная возможность их рассмотреть. И я не ожидала от них такой музыки. Пресс-релиз обещал нам «гитарный прог-фьюжн». К определению, в общем-то, трудно придраться, благо термин «fusion» широк и многозначен. Но он все-таки предполагает, как мне кажется, нечто более мягкое и менее энергичное, чем музыка Blind Vandal. По-моему, это прог-метал, и то, что при появлении музыкантов на сцене в партере резко активизировались металлисты, и в воздух взлетели «козы», говорит в пользу этого определения. А вообще – какая разница, как называть хорошую музыку! Александр Фирсов (гитара), Вадим Тряпицын (бас-гитара) и Александр Харев (барабаны) играют слаженно, профессионально, энергично и тяжело. Они были самой тяжелой группой в программе фестиваля («Кафтан Смеха» -- это вообще отдельный разговор...). Основу их композиций (все они инструментальные) составляют тяжелые риффы, «рваные» ритмы и великолепные скоростные соло. Кстати, очень порадовало соло на Вадима Тряпицына бас-гитаре – этот горячо любимый мною инструмент солирует не так уж часто... Очень оригинально прозвучала «фишка» гитариста с «виолончельным» звуком (дергается струна, а затем выкручивается почти до минимума ручка громкости). Позже этот прием использовал и басист. Получилось интересное звучание. Композиция «Космический Ковбой» с последнего альбома трио «Магический Кристалл» -- мощная, скоростная и в самом деле «космическая» феерия – явилась достойным завершением сета Blind Vandal.
           Еще один коллектив с ярко выраженным электронным звучанием -- Оле Лукойе – играет причудливую медитативную электронную музыку с уклоном в этнику. Группа эта существует уже очень давно (в 1992 году вышел их первый альбом), но широкой известности она так и не приобрела – опять-таки из-за неформатности и отсутствия специальной «раскрутки». Один человек, Борис Бардаш, совмещает в себе функции клавишника, гитариста, вокалиста, а также композитора и автора текстов. На официальном сайте группы сказано, что он является еще и перкуссионистом, но продемонстрировать эту свою ипостась в рамках сегодняшнего выступления ему не представилось возможности. Зато он ухитрялся играть попеременно на гитаре и на клавишных, и притом еще петь. Впрочем, партии-то не особенно виртуозные, да и вокал не ахти какой. Главная «фишка» музыки Оле Лукойе – медитативность, и вот здесь ребята преуспели. Их музыка завораживает и прямо-таки погружает в транс. Здесь все работает на усиление необычного колорита – вместо бас-гитары используется электроконтрабас, в пении лишь иногда можно различить какие-то слова, в основном же это бессвязные и бессмысленные звуки -- но этой музыке именно такой вокал и нужен. И вот, только я начала «отключаться от внешнего мира», как на сцене появился Владимир Импалер, прервав выступление группы только для того, чтобы сообщить, что где-то в зале находится бывший барабанщик Within Temptation и Sun Caged Дэннис Лифленг (Dennis Leeflang), но скоро он уйдет, так что надо «ловить момент». А еще – его диски можно купить у стойки с «мерчандайзом», рекламными товарами, проще говоря. (Дэннис, к слову сказать, в этот же день в 15 часов дал мастер-класс в клубе Bilingua в рамках программы LearnMusic). После этого объявления продолжилось выступление Оле Лукойе. Встречали их очень тепло, некоторые даже пытались танцевать под их музыку. Очень интересный коллектив, но такую музыку надо употреблять в строго ограниченном количестве – дабы окончательно не погрузиться в транс. Или в сон...
           После окончания своего сета Оле Лукойе уступили сцену коллективу Кафтан Смеха. Вот это действительно нечто! Такого я еще никогда не видела. Рок-театр – это и в самом деле самое правильное определение, какое всему этому можно дать. То, что разыгрывают эти люди на сцене, иначе как представлением не назвать. Безупречно поставленные разговорные диалоги умело вплетаются в музыкальные эпизоды, резко и неожиданно сменяющие друг друга. Только что звучала нежная баллада и вдруг – противная музыка уличных бродяг; разнузданное танго сменяется апокалиптическим death’ом, леденящие душу крики – безудержным весельем. Всему этому и веришь и не веришь одновременно, это все равно что проехаться по «дороге страха» -- понимаешь, что это всего лишь аттракцион, и от этого смешно, но все равно страшно. Уже за то, что Кафтан Смеха взялись все это изобразить на сцене, они достойны уважения. В музыкальном же плане они также заслуживают всяческих похвал. При такой резкой смене столь разных по своей стилистике эпизодов все звучит ровно и слаженно, «швов» в переходах не заметно. Музыканты прекрасно играют, кажется, в любом из стилей, и свободно их комбинируют. Это свидетельствует о высоком профессионализме, учитывая количество используемых инструментов и исполнителей на сцене: ударная установка, электронные ударные, бас-гитара, гитара, два синтезатора, перкуссия, компьютерные сэмплы, видеоинсталляция, двое вокалистов-актеров (все остальные тоже иногда поют)... Порадовали и вокальные возможности певицы Фатимы Таовы – она пела и народной манере, и в эстрадной, и в академической, и даже неплохо рычала и кричала. В общем, «атмосфера всепоглощающего маразма» была обеспечена. ЭТО надо было видеть на сцене... Если вам представится возможность посетить спектакль Кафтана Смеха, предлагаю вам не упустить ее!
           Обобщая все впечатления от первой части фестиваля надо признать, что она удалась на славу. Прекрасной идеей было устроить джем-сейшн – это на подобных фестивалях бывает нечасто. Единственный недостаток, по-видимому, неустранимый – длинные паузы между выступлениями участников. Из-за них и без того длинная программа затянулась еще больше. Какими только приемами не пользовался Владимир Импалер для заполнения пауз: и розыгрыш призов (в виде промо-дисков) устраивал, и знакомил с музыкой участников второй части фестиваля (например, в одном из перерывов прозвучала композиция арт-роковой группы Маленькие Трагедии «Два Демона»), и про барабанщика Дэнниса Лифленга регулярно напоминал... На фестивалях типа «open air» такое переносится достаточно легко – пошел, погулял, воздухом подышал. А в рамках клуба это немного напрягает. Но ради такой музыки можно потерпеть. И даже нужно, потому что это настоящий праздник души для истинных ценителей «неформата» и просто почитателей хорошей, интересной, нетривиальной музыки.
          
          Приношу благодарность Владимиру Impaler'y за предоставленные акредитации

12.04.2006


Фотографии с концерта

Exit Project
09.04.2006, Москва, Б2
by John Sinterson
Оле Лукойе
09.04.2006, Москва, Б2
by John Sinterson
Квадро
09.04.2006, Москва, Б2
by John Sinterson
Blind Vandal
09.04.2006, Москва, Б2
by John Sinterson
Кафтан Смеха
09.04.2006, Москва, Б2
by John Sinterson

Автор


Наталья Закондраева aka Natalia Pallada

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться