Когда в не столь далеком 2016 году я смотрела выступление Myrkur на фестивале Tuska в Хельсинки, я и представить не могла, что совсем скоро мы сможем увидеть этот во всех отношениях уникальный проект на родных просторах. Однако, чудеса случаются, и вот спустя два года и уже три полноформатника датская певица намерилась посетить нашу страну, дав сразу 3 концерта. Последний альбом “Mareridt”, любовно сотканный из блэка, фолка и эмбента, вышел особенно хорош, открыв коллектив совершенно новой публике. Что ж, чем не повод заглянуть в Россию?
Я знаю, дорогие читатели, что вы не любители послушать разогрев, а уж читать про него вам и вовсе зачастую кажется занятием бессмысленным, но я просто не в праве не познакомить вас с теми, кому выпало разогревать госпожу Бруун. Речь идёт о красноярской блэк-команде Ultar, и если вы по какой-либо причине всё-таки пропустили их получасовой сет (либо никогда о них не слышали), то вы очень многое потеряли. Это именно тот случай, когда все звёзды сошлись, и саппорт ни в чём не уступил хэдлайнеру. Ultar исполняют музыку в стиле атмосферного пост-блэка, и боже мой, как же она хороша! Звуча, как плод страстной любви Alcest и Говарда Лавкрафта в обрамлении пронзительных гитар и не менее пронзительного скриминга, балансирующий где-то на самой кромке блэкгейза, коллектив выдаёт невероятно атмосферное шоу. Музыканты выходят на сцену, облаченные в монохромные минималистичные чёрные камзолы и перчатки. Никакого вычурного грима в духе Immortal, но у любителей жанра сердечко всё равно прихватит – во многом благодаря вокальным данным фронтмена Глеба Сысоева. Не знай я о происхождении команды, мне бы и в голову не пришло предположить, что передо мной выступают соотечественники: музыкальное и сценическое мастерство ребят настолько высоки, что Ultar смело можно ставить в одну линейку с самыми именитыми зарубежными коллегами по цеху. Рекомендую всем тем, кому неровно дышит к атмосферной тяжёлой музыке в любом её проявлении, и непременно загляну к группе на огонёк, как только парни вновь засобираются в тур.
Искупавшись в справедливо заслуженных овациях, красноярцы покинули сцену, отдавая её в полное распоряжение датчанке и её группе. Нам не пришлось ждать долго: облаченная в целомудренное белое платье, словно воплотившаяся невеста из известного мультфильма Тима Бёртона, Амалия выплыла на сцену ровно в 9 часов вечера, принеся с собой одну из лучших на мой взгляд композиций с последней пластинки – гипнотическую Serpent. Высокий женский голос взвился над толпой, то и дело вздрагивая пронзительными ликами, и зал радостно заволновался, приветствуя долгожданную гостью. Вслед за Serpent настал черёд Ulvinde, и клуб как по команде ощетинился козами. Подобно лесной нимфе, вышедшей из тёмных северных лесов, куда простому человеку путь заказан, таинственная и опасная, Myrkur скользила по сцене, очаровывая зрителей своим гипнотическим голосом. Напряжение росло, и вот-вот должен был раздаться скрим, отмечающий кульминацию песни, однако, в нужный момент Амалия замолкла, оставив звучать одинокий аккомпанемент, чуть позже дополнив его искусным кульнингом. Тихо поблагодарив восторженную публику, девушка сама взялась за инструмент, дабы исполнить Dybt I Skoven. Дребезжащие «кусачие» гитары великолепно контрастировали с нежным голосом вокалистки, а рассеянный свет, заливавший подмостки и тем не менее оставлявший лицо Бруун в тени, добавлял таинства всему действу. От исполнения Onde børn по коже берут мурашки: неземное сопрано, контровый свет и тонкие руки, змеями взмывающие над цветами, украшающими микрофон – хочется запечатлеть этот момент в памяти навсегда, чтобы затем любоваться, как на дорогую сердцу открытку. Датская чаровница продолжает плести свои заклятья и исполняет следующую песню акапелла, от чего у половины зрителей пропадает дар речи: над головами внимающих москвичей льётся камерная и кроткая Vølvens spådom, перестающая в пугающе-прекрасную Jeg er guden, i er tjenerne. В неверном свете софитов Амалия кажется хрупким полночным видением, которое вот-вот развеется по ветру, но вот сквозь пелену лиричного вокала прорывается истошный скрим – и толпа взрывается возбужденными криками! Щепотка фолковых мотивов в свежей De Tre Piker удачно разбавляет сет, но это лишь остановка перед самой «вкусной» частью: одна за одной звучат одни из самых зловещих песен творчества Myrkur: Elleskudt, Måneblôt и Skøgen skulle dø. Других музыкантов на фоне вокалистки вовсе незаметно: госпожа Бруун единолично правит балл, то отстранённая, то пугающая, чередующая плавные жесты северной феи с дёрганными движениями бесноватой. На Måneblôt Амалия вновь не балует зрителя экстремальным вокалом, бережёт силы для финального рывка, который камня на камне не оставит от зрительного зала, повергнув поклонников в экстаз: отчаянная и хлесткая Skaði звучит страшно и прекрасно одновременно, являя себя квинтэссенцией всей музыки Myrkur. На бис вокалистка выходит под радостные рукоплескания заворожённой московской публики и исполняет народную песню Villemann og Magnhild, аккомпанируя себе на шаманском бубне. Надо ли говорить, что благодарность зрителей не знает границ, и растроганная датчанка обещает вскоре вернуться с новыми концертами.
Амалия Бруун – настоящее явление на тяжёлой сцене, и безразлично относиться к творчеству этой артистки просто невозможно. Не зря же так много споров в среде металистов вызывает вопрос, представляет ли собой Myrkur тот самый “true-kvlt” или это очередной коммерческий проект. Так или иначе, Myrkur – это тот исполнитель, которого просто необходимо смотреть вживую, впадая в транс, захлебываясь потрясающей атмосферой таинственности, мрачной лиричности и едва уловимого саспенса. Инь и янь, болезненная хрупкость и коварная, пугающая ярость, звонкий, переливчатый голос и сырой, грязный скрим, синтез фолка и блэка – Амали воплощает в себе такие разные, порой противоречивые элементы, которые смешиваясь в неожиданных и самых причудливых сочетаниях, отменно работают, задевая за живое и слушателя, и зрителя, пришедшего на концерт. Жаль лишь, что в этот раз чистый звук преобладал над экстремальным, да и едва ли какого-то жалкого часа хватает для того, чтобы со всей полнотой насладиться творчеством датчанки.
Будем ждать невероятную Амалию и её музыкантов вновь, раз за разом перематывая в голове волшебный вечер, который Myrkur подарили своим московским поклонникам, надеясь, что разлука не будет слишком долгой, ведь девушка по истине покорила нас и своим творчеством, и своей ни на кого не похожей подачей и энергетикой.
Благодарим концертное агентство SPIKA за предоставленные аккредитации
|