Лето - это то время года, когда перед многими и многими любителями рока разной степени тяжести встаёт вопрос: куда поехать в этот раз?
И если с любителями месить говно и слушать говно всё понятно - они двигают на “Нашествие” или любой его пивной клон, то с персонажами, которые далеки от идеалов русского рока ситуация сложнее.
Во-первых: рынок metal-фестивалей в России по-прежнему оставляет желать лучшего (правильно читать “отсутствует”).
Во-вторых: некоторые коллективы по вполне понятным причинам на территории России могут не материализоваться от слова “совсем”.
Посему, многие и многие соотечественники уже осенью начинают штудировать сайты разновсяческих европейских фестов самого различного калибра, охать при каждом новом анонсе, и бесконечно мониторить сайты по бронированию авиабилетов и отелей. Благо выбрать есть из чего. Фестивали как тематической направленности, так и салатного характера формирования в Европе представлены в столь широком ассортименте, что жаба давит - почему в странах, где всё население страны не превышает население Москвы получаются солянки абсолютно невероятного состава, а у нас последняя попытка провести реальный Metal Open Air закончилась с закрытием проекта Rock Palace Open Air в прошлой декаде.
К сожалению, разного рода политические и экономические события не могли не сказаться на благосостоянии россиян. Поэтому для многих и многих металхэдов (особенно из глубокого заМКДья) денежный фактор стал определяющим в выборе подходящего феста.
И тут россиянам, можно сказать, не просто повезло, а сказочно повезло, так как на территории прекрасной страны - Чехии, некода участнице Варшавского блока, вот уже больше двадцати лет проводится совершенно фантастический фестиваль - BRUTAL ASSAULT, который по многим и многим параметрам если не превосходит, то как минимум играет на равных со многими и многими конкурентами из более развитых стран!
Разберёмся почему.
Точка выброса:
Первый и один из самых уникальных факторов - это, собственно, место проведения. Фестиваль проводится рядом с небольшим городком Яромерж в самой настоящей военной крепости Йозефов, построенной в конце 18 века. Огромные стены с внутренними лабиринтами, земляные валы, с которых открывается прекрасный вид на окружающие пейзажи и каменистое покрытие пространства, на котором устанавливаются две основных сцены с огромными линейными массивами - это всё создаёт невероятную атмосферу, в которой прослушивание и просмотр выступающих коллективов приобретает совершенно мистический оттенок. Особо отмечу каменистое покрытие. В случае дождя, что достаточно редко случается в это время года в Чехии, слушателям перед основными сценами не грозит слэм и мош с последующим утоплением в грязи. Плюсом несколько десятков метров перед сценой настилаются резиновыми матами. Всё для посетителей!
Самолётом, поездом, ракетой!!!
Добираться до Яромержа достаточно просто. Авиаперелёт до Праги (билет в один конец из Москвы или Санкт-Петербурга примерно 5-7 тысяч рублей), автобус от аэропорта (примерно 100 рублей) и до железнодорожного вокзала, максимум час ожидания и вот вы уже несетёсь в комфортабельном поезде до Градец-Кралове (если ваша вписка там, 250 руб) или прямиком до Яромерж (примерно 500 рублей). Поезда ходят регулярно, розетки имеются, иногда бывает wi-fi. Два часа в пути и вы на месте. Даже если вы едете в первый раз, то заблудиться очень сложно: просто следуйте в потоке огромной толпы людей экстремальной внешности. Ну и помните, что язык до Яромержа доведёт!
Жить или где жить? - вот в чём вопрос…
Для того, чтобы перечислить все варианты проживания во время фестиваля может не хватить пальцев обеих рук. Остановимся на основных:
Вариант “Бомж”: вы просто тусуетесь на территории феста и укладываетесь спать там-же как только силы покинут ваше тело с повышенным содержанием отличной еды, тяжёлого метала и, возможно, алкоголя (если таковой употребляется). Плюсы очевидны: зашкаливающая бюджетность и отсутствие необходимости трансфера к месту проживания. Минусы тоже имеют место быть: всё своё придётся носить с собой или арендовать ячейку в камере хранения. Также придётся самостоятельно решать проблемы с возможными осадками и “ковром - цветочной поляной” после осадков.
Поэтому если вас при авиаперелёте не ломает платить за багаж, то возьмите палатку. Благо, организаторы предусмотрели аж два вида размещения кемпинга: обычный и VIP. Основная разница: VIP-кемпинг - это огороженная, охраняемая, освещённая территория. Вход только по браслетам. Из коммунальных удобств доступен душ, туалет. Всё регулярно чистится и убирается. В связи с тем, что всё больше народу предпочитает именно размещение палатки в VIP-кемпинге, то администрация фестиваля, ежегодно добавляет всё новые и новые территории, а также вежливо предупреждает, что количество мест ограничено. Это правда. Зевать не стоит.
Ну а если палаточная романтика уже давно покинула ваше сердце и тело просит горячий душ, то тут тоже вариантов размещения достаточно. Если сильно постараться, то можно найти койко-место в самом Яромерже или его окрестностях. Но когда вы читаете этот отчёт, то, скорее всего, там уже всё выкуплено. И тут вам стоит обратить внимание на Градец-Кралове. Это также небольшой, но уютный городок неподалёку от Яромержа, в котором можно выбрать отель любой степени экономической доступности.
Во-первых, вы можете купить на сайте фестиваля номера в гостиницах “Чернигов” или “Алессандрия”. В стоимость, помимо завтрака, входит автобусный трансфер до места проведения фестиваля и обратно, а также допуск на трибуны концертной площадки, где можно комфортно сидеть и потягивая напитки смотреть происходящее на обеих сценах. Огромные экраны вам в помощь. Солидный вариант для солидных металхэдов.
Во-вторых, можно забронировать номер в отеле попроще, коих в Градце-Кралове достаточно. Завтрак по умолчанию входит в стоимость. При этом добираться до Яромержа днём самостоятельно на электричке (33 чешских кроны), ночью обратно на комфортабельном фестивальном автобусе (100 крон) и отдельно покупать вид на трибуну (если приспичит). Отдельный бесплатный бонус - осмотр красот местной природы по пути на фест.
Мы - то, что мы едим.
Еда на Brutal Assault заслуживает отдельного пункта. Потому что, сама по себе чешская кухня одна из вкуснейших в Европе, а на свежем воздухе и в атмосфере феста и вовсе вызывает состояние гастрономической нирваны. Признаться, только на BA я впервые в жизни увидел огромные вертелы, на которых целиком жарились огромные туши животных, как в фильмах про средневековье. Количество гарниров и их стоимость также поражают воображение. Это может быть рис с приправами, тушёные овощи, картофель жаренный, тушёный, гриль. И всё крайне бюджетно. В 2013 году я умудрился за 4 дня феста набрать 6 кг. И это при том, что не пил пиво, количество сортов которого, качество и стоимость (от 50 крон за стакан 0,5) для российских металхэдов уже стали неким культом.
Несомненным плюсом вот уже два года является безналичная система оплаты покупок на фестивале. При первом входе на фест посетителю вручается чипированный браслет, на который посетитель кладёт энную сумму денег. И потом уже при помощи специального терминала расплачивается за те или иные покупки. Категорически удобно, так как позволяет не носить с собой кошелёк и постоянно очковать за его сохранность. Особенно в слэме. По окончании феста остаток суммы можно перекинуть обратно на карту (при регистрации браслета), если, конечно, там что-то останется.
From souvenirs to souvenirs…
И, конечно же, рассказывая про Brutal Assault, нельзя не упомянуть огромный Metal-маркет в зелёной зоне фестиваля. Сотни метров палаток с дисками, винилами, майками-байками, шапками-шарфиками и прочим metal-стафом, в котором можно выбрать на любой вкус, размер, цвет. Были бы деньги. Цены более чем вменяемые, при необходимой финансовой подготовке можно закупиться и таким образом избавить себя от копания на разного рода metal-барахолках в интернете на год вперёд.
Коммунальный рай без хлопот и забот
Тут хочется сказать отдельное спасибо организаторам фестиваля. Всё что связано с простыми, но при этом жизненно необходимыми потребностями организма на фестивале организовано на недосягаемом для российских фестов уровне. Начиная от бесплатной (!!!) питьевой воды и лайтового душа неподалёку от входа и заканчивая туалетами двух видов (обычный и VIP), в которых можно, пардон, облегчиться с желаемым уровнем комфорта. Туалетных кабинок много, расставлены в самых различных углах фестивальной площадки и гавнососная машина приезжает регулярно. Лично наблюдал работу утром, днём и вечером.
Отдельным угарным аттракционом феста можно считать пару пожарных машин, которые днём бороздят фестивальную поляну и поливают публику перед сценой при критических уровнях жары.
Music for masses
Ну и, собственно, главное, ради чего несколько тысяч металхэдов со всех концов Европы собираются на Brutal Assault - это музыка. Самых различных стилей, направлений и способов подачи. При этом фест растёт и постоянно расширяет свою программу. Помимо ортодоксальных представителей самых брутальных стилей, можно услышать абсолютно уникальные проекты, которые с трудом можно себе представить например, на более мейнстримных фестах. Начиная с 2013 года на Brutal Assault поставили 2 дополнительных сцены, возле которых слушатель, дичайше угаревший от адского рубилова у основных сцен мог расслабиться под музыку в стилях oriental или ambient.
Причём, если первая представляла из себя натуральную сценув одном из внутренних двориков крепости, то вторая являла собой небольшой помост в закрытом помещении, вокгруг которого были расставлены диваны и навалены пуфы. Практически, идеальная чилл-аут зона!
Заблудиться на фестивале и запутаться в расписании невозможно. На входе, помимо браслета, также выдаётся брошюрка на бейджкипере, в которой содержится вся информация о местах пополнения браслетов, расписание выступающих групп, расписание meet’n’greet, а также карта аттракционов, работающих на территории феста.
В этом году администрация фестиваля приняла странное решение провозгласить Brutal Assault “фестивалем без хэдлайнеров”. Странное решение, но, в итоге, полный sold-out за неделю до феста.
И уже в день открытия публика смогла вживую лицезреть шикарные выступления Fleshgod Apocalypse, Wintersun, The Dillinger Escape Plan и Overkill, поскакать в оголтелом моше под легендарных Madball, пустить ностальгическую слезу на Metal Church и своими глазами, ушами увидеть и услышать один из самых противоречивых проектов последнего времени Batushka. У многих, правда, после выступления последних сложилось мнение, что ценность посещения данного проекта значительно раздута. Хор еле еле попадал сам в себя, а metal-составляющая была достаточно беспомощная по сравнению с другими представителями жанра.
Поэтому значительная часть публики сконцентрировалась возде Metal Stage в зелёной зоне фестиваля, где в тот день раздавали трэш и угар нью-йркские маньяки Macabre и погружали в бесконечные пучины атмосферного блэка Wolves in the Throne Room. И это только день открытия и те имена, что уже давно на слуху!
По странному стечению обстоятельств, день первый и день открытия на Brutal Assault - это разные дни!
И “первый день” у меня лично начался уже в ресторане Градец-Кралове, где я нос к носу столкнулся с Самотом и Трюмом из Emperor, что для меня, как для фаната Emperor со стажем было просто чем-то из области антинаучной фантастики!
А сам “первый день” был, возможно, самым сильным днём феста по лайн-апу. Сами посудите - где вы ещё можете увидеть и услышать ПОДРЯД такую обойму:
Arkona - соотечественники не подкачали ни разу. Перед слушателями предстал уже проверенный и обкатанный боевой акт, с узнаваемым и отлично сыгранным материалом, который публика ПОДПЕВАЛА ХОРОМ на русском языке!
Nile - культовый американский death-metal просто невероятной степени сыгранности и техничности. Непрерывные карусели и стены смерти сопровождали всё выступление этих мясников и группа, судя по подаваемым на экраны лицам музыкантов, получала невероятное удовольствие от этого!
Samael - размеренный и точный как часы швейцарский industrial-metal бэнд выдал просто отличную подборку своих боевиков, в основу которой вошли треки как с легендарного Passage, так и с более поздних альбомов группы. Несмотря на предельную серьезность материала, музыканты группы не скрывали своей радости от приёма публики и между песнями приветливо общались с публикой. Также были засвечены пара треков с альбома Hegemony, который на тот момент ещё не вышел.
Hatebreed - американские монстры beatdown-hardcore превратили площадку перед сценой в лютую мясорубку в считанные минуты. В это время, отдельная часть особо упоротой публики кучковалась перед второй сценой, на которую по окончании выступления Hatebreed вышли Великие
EMPEROR!!! - норвежские титаны симфонического black-metal в своём “золотом” составе: Ihsahn-Samoth-Trym и с программой, приуроченной 20-летию легендарного Anthems to the Welkin at Dusk! Для многих и многих это было эмоциональной кульминацией первого дня! Безупречная техническая подача и невероятное ощущение прикосновения к легенде. Бонусом к альбому пошли Curse You All Men, I am the Black Wizard и бесконечно эпическая Inno a Satana! Выступавшие следом
Opeth можно было воспринимать как очень красивый чилл-аут, под который довольно-таки значительная часть публики двинула к своим палаткам и на автобусы до отелей.
На Metal Stage в тот день максимальный интерес публики вызвали атмосферное выступление Swans и индустриальная дискотека от KMFDM.
Второй день запомнился в основном абсолютно фееричными выступлениями тяжеловесов Crowbar, ветеранами евроблэка Graveworm и фолк-метал свистелками-перделками от Eluveitie. После краткого перерыва в виде киндер-трэша от Trivium фестивальная поляна содрогнулась от безумного дуплета Carcass и Electric Wizard, а поздней ночью публика отчаянно слэмилась и вспоминала свои 1992-1994 под совершенно безумное выступление Clawfinger, которые, несмотря на регулярные заявления о распаде, продолжают выступать и пребывают в отличной форме!
Несмотря на столь плотную программу у основных сцен многие нашли в себе силы сгонять до Metal Stage чтобы поскакать на индустриальных ветеранах Front Line Assembly.
День третий, судя по реакции интернета, стал апофеозом карьеры Tiamat. Незадолго до фестиваля было анонсировано исполнение легендарного Wildhoney целиком, но “что-то пошло не так”. Уже на первой же песне стало понятно, что с фронтмэном группы, мягко говоря, неладно. Хаотическая игра на декоративно повешенной гитаре и странное поведение натолкнули на мысли об изменённом состоянии психики и первый же куплет подтвердил это - певец забыл слова первого куплета, которых, собсвтенно, не так и много. Примерно 4 следующих трека остальные музыканты пытались собраться и сыграть как надо, но Йохан Эдлунд внезапно решил, что публика жаждет общения. Он остановил группу и усевшись на сцену пустился в затяжные монологи о судьбах родины, группы и индустрии. Возможно, в этот момент, он вообразил себя Джимом Моррисоном. Но публика этого не оценила. Страшно обидно было за людей, которые прибыли на фестиваль чтобы увидеть и услышать Tiamat, а в итоге получивших ещё одно свидетельство того, что лучше бы им остаться красивой легендой.
Во многом спасло этот день последующие феерические выступления математиков Architects, инопланетный десант Devin Townsend Project и прекрасное выступление финнов Amorphis.
Эмоциональным финалом феста стало явление норвегов Mayhem, которые целиком (хорошая мода) исполнили свой канонический De Mysteriis Dom Sathanas с невероятной самоотдачей и на шикарном звуке. Лично я просто открыл этот альбом заново.
Собственно, по окончании выступления Mayhem на голову свалилось понимание, что всё - фест заканчивается. Четыре дня невероятных гастрономических, акустических и оптических ощущений оставались позади. Эти дни уходили в ту область воспоминаний, к которой хочется снова и снова возвращаться, и поэтому первое, что я сделал при выезде из отеля - это забронировал его на вторую неделю августа 2018 года! Как говорил Арнольд Шварценнегер: “I’ll be BACK!”.
До встречи, BRUTAL ASSAULT!
Stay BRUTAL AS FUCK!!!
|