Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«"...в нём песни волшебны, и руны целящие..."»

Wardruna, Nytt Land, Forndom
04.02.2017, Москва, YotaSpace

Перейти в анонс концерта

          Первый приезд Wardruna в Москву стал событием эпохальным. Без шуток, действительно эпохальным, навсегда оставив свой след и в истории группы, и в сердцах тех, кому улыбнулась удача посетить первый концерт норвежцев. Мы отдали им всю нашу любовь и тепло и приготовились смиренно ждать их возвращения. И они вернулись. Вернулись так скоро, что новость об этом многих (в том числе и вашего покорного слугу) застала врасплох. Стоит ли говорить о том, что шумиха вокруг имени Wardruna разгорелась с новой силой, масштаб аудитории многократно возрос, и объявление солд-аута было делом времени. Не вызывает удивления и тот факт, что в этот раз организаторы благоразумно выбрали более просторную площадку, способную вместить всех желающих прикоснуться к норвежской культуре. Таким выбором стал наследник почившего Б1 – Yotaspace. Чем ближе мы придвигались к 4 февраля, тем большую огласку, да что уж там говорить, и рекламу получало мероприятие: объявленный конкурс, автограф-сессия, meet & greet. Соцсети лопались от комментариев и постов, и, кажется, только ленивый не собирался быть в назначенное время в назначенном месте. Но вместе с ростом хайпа (позвольте уж употребить это модное словцо) росло и волнение: будет ли этот раз настолько же невероятным? Будет ли также перехватывать дыхание от действа на сцене? Будет ли щипать от слез глаза, будут ли мурашки трепета бежать по спине от этой музыки, как это было в мае?
          
          Я опущу детали мита с группой. Хочется сказать лишь пару слов, дабы оправдать организаторов в глазах тех, кто весьма нелицеприятно отзывался о всей процедуре уже после концерта. Организовать более-менее ровную очередь из ста человек в таком камерном помещении, как нижний бар Yotaspace задача непростая, учитывая то, как русский человек любит набрасываться на зарубежных артистов. Поэтому лично от себя и, думаю, от всех тех, кому удалось попасть на встречу с Wardruna, хочу выразить благодарность тем людям, чьи усилия сделали эту встречу в принципе возможным. Единственным упущением, на мой взгляд, стало то, что всем счастливчикам в итоге пришлось снова выйти на улицу и занять место в очереди, которая к моменту открытия клуба начиналась уже от Гагаринского (!).
          
          Но вот очередь позади, и мы, заждавшиеся и порядком подмерзшие зрители, наконец, попадаем в зал как раз к первому разогреву, чьё место вновь досталось нашим старым знакомым по прошлому концерту Wardruna – омичам Nytt Land. Спустя полгода наши соотечественники выпустили новый альбом и существенно поднабрались опыта концертных выступлений перед широкой аудиторией, что чувствовалось и в манере поведения артистов на сцене, и в подаче, и в выборе песен для сет-листа. Nytt Land сильно прибавили в динамике, музыка стала ритмичнее и выразительнее, переместившись из области ритуального сопровождения в область более «песенную», приблизившись по звучанию к первому альбому именитых норвежских коллег по цеху. Слушать Nytt Land стало определённо интереснее, и, сдается мне, омичи раскрыли еще далеко не весь свой потенциал. А потому будем ждать от ребят нового материала и новых достижений.
          
          Вторым на сцену Yotaspace поднялся основатель и единственный участник коллектива Forndom – молодой, но уже успевшей заявить о себе в рамках жанра формации из Швеции. H.L.H. Swärd, именно так называет себя автор и исполнитель, прячущийся за названием Forndom, коротко поприветствовал Москву, произнеся: «Привет, Русь!» (чем вызвал многочисленные улыбки) и приступил к исполнению своей программы. Не берусь брать на себя роль музыкального критика, но всё же замечу, что в формат клубных площадок творчество шведа не вписывается совсем. Медитативная, лаконичная, несколько монотонная музыка Forndom создана исключительно для камерных залов, либо для уединенного прослушивания, но никак не для многотысячной аудитории. Всё её простое, незатейливое очарование теряется, оставляя место некому недоумению. Однако, стоит отдать должное Swärd, парень справился с явным волнением и смог удержать внимание зала до самого конца своего выступления, искупавшись во вполне заслуженных аплодисментах.
          
          Когда на сцену, наконец, поднимается Wardruna, зал не то, что неистовствует – заходится в экстазе, не веря глазам своим, ушам своим готовый не верить. Всё вокруг замирает, пропадая где-то в другой Вселенной, и ты остаёшься один на один с этой могучей лавиной музыкального Рагнарёка, которая вот-вот обрушится на твоё сознание. Две изогнутые, выхваченные из мрака слепящим белым лучом, трубы подают свой громоподобный голос, возвещая начало путешествия, из которого ты вернешься уже другим человеком.
          
          Я говорила об этом в первый раз, и я повторю вновь, что Wardruna – это не просто музыка. Это ритуал, обряд, концепция, религиозная месса, проповедь, всё, что хотите, но не та музыка в привычном для обывателя смысле. Да, музыкальная составляющая велика, и она, безусловно, невероятно важна, но по сути своей она является лишь способом передать послание. Само же послание лежит гораздо глубже, там, где мы, зрители, слушатели, должны искать его не разумом, но сердцем. Искать то, что уже есть в нас, заложено природой, передалось нам нашими предками, нашей историей. Полузабытое, но неискоренимое, готовое пробудиться и явить себя в нужный момент, ответы на такие простые и одновременно выбивающие из привычного ритма жизни вопросы: Кто мы такие? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем мы здесь?
          
          Выступление Wardruna захватывает с первых нот, берёт за живое, и властно влечёт зрителя вперёд, пугая, очаровывая, завораживая, поучая, сопереживая ему и неизменно потрясая его до глубины души. Когда ты смотришь в глаза Эйнара Селвика, простирающего руки над толпой и громогласно произносящего очередную строфу, ты не можешь не ужаснуться, не можешь не ощутить какой-то священный трепет, какое-то суеверное благоговение и перед этим человеком, и перед его знанием. Взгляд Селвика обладает гипнотической силой, он приковывает к себе, лишая возможности двинуться, и кажется, что он смотрит тебе в душу, именно тебе, устанавливая духовную, какую-то даже мистическую связь с каждым присутствующим в зале. Он здесь маг и жрец, проповедник и прорицатель, его энергетика настолько мощная, что не может не покорять, Селвик в лёгкостью подчиняет толпу своей воле, безраздельно властвуя над её вниманием и чувствами. Отдельных слов достойна и фигура Линди-Фэй, женского гласа Wardruna. Она – та блаженная, в которой нуждается каждый культ, с отстранённым выражением лица и ритмичными, гипнотическими движениями. Чем не языческие танцы, которые когда-то исполняли наши предки, охваченные религиозным экстазом?
          
          Пришедший на концерт Wardruna зритель перестает быть отстраненным наблюдателем и становится непосредственным участником ритуала, колдовства, если хотите, которое разворачивается перед ним и для него. Ощущение единения с огромной толпой, ощущение сопричастности, вовлеченности в нечто куда большее, чем ты сам, в нечто куда более важное и ценное опьяняет, и сознание уплывает куда-то вдаль, следуя, как очарованный ребенок за волшебной мелодией крысолова, податливое и поглощенное музыкой. Я не историк и не берусь утверждать наверняка, но, наверное, подобные чувства испытывали люди в далекие, еще дохристианские времена, когда приходили на капище и внимали голосам жрецов. Гений Селвика и его музыкантов состоит не просто в том, что они сочинили потрясающую музыку, а в том, что, используя современные средства художественной выразительности, они смогли оживить прошлое, заключив его в звуковую оболочку, доступную и понятную человеку 21-го века. Заставили поверить, что путешествия во времени возможны, с помощью музыки.
          
          Wardruna очень грамотно выстраивают архитектуру своего выступления, четко следуя канонам психологического воздействия, найденным ещё, пожалуй, несколько тысяч лет назад. Они усиливают напряжение с каждой новой песней, переходя от нежного, в чем-то даже меланхолического напева к оглушительному, раскатистому гимну, от которого бросает в дрожь, ловко расставляют акценты, задействуя и визуальную, и музыкальную составляющую. Чего только стоит один исступленный крик Линди-Фей посреди Heimta Thurs, мгновенно выдернувший зрителей из пред-коматозного состояния, или резкие всполохи контрового света сразу после - шоковая терапия для расслабившейся загипнотизированной публики. И вот, постепенно, сквозь медитативность Hagal и Bjarkan, сквозь плавность Laukr и Jara и мятущуюся Raido мы подбираемся к финалу, к последнему бешеному рывку, от которого закипает кровь, и сердце многократно ускоряет свой бег. Хор голосов, звучащих со сцены становится плотнее и ярче, барабаны настойчивее, музыка громче, и зритель дрожит, как натянутая до предела струна, готовая вот-вот лопнуть.
          
          Что и происходит сразу после Helvegen, знаменующей собой окончание мистического путешествия, последний рубеж, который мы, зрители и музыканты, пересекаем вместе, оставляя прежних себя позади. Единые, мы проходим этот путь до конца, наши голоса сплетаются воедино, наши ладони синхронно отбивают такт, и я не совру, если скажу, что в этот момент у большинства подкатывает комок к горлу. В этом её сила, сила всей музыки Wardruna: она объединяет нас всех, таких разных, обнажает наши души, наши эмоции и показывает нас такими, какие мы есть, настоящими.
          
          Helvegen, размеренная, но неумолимая, как сама смерть, завершается, и Yotaspace гремит, беснуется, оглушает криками и овациями, ликует и славит шестёрку музыкантов на сцене. И так приятно видеть на лицах норвежцев искреннее счастье, удивление от того, как сильно, как самозабвенно в них здесь влюблены, как много они и весь этот концерт значат для московского зрителя. «Вы сумасшедшие…» - повторяет поражённый, даже несколько смущённый Эйнар, не находя других слов благодарности, да они и не нужны, рёв бьющейся в экстазе московской публики заглушает любые слова. «Мы обязаны скоро вернуться», - обещает Селвик, и Wardruna скрываются за кулисами, провожаемые очередным взрывом, сотрясшим ряды поклонников.
          
          Готова ли Москва отпустить норвежцев? О нет. Многотысячная толпа и не думает расходиться, поднимая боевой клич и скандируя, скандируя, скандируя без перерыва. Её голос растёт и ширится, прося, взывая, требуя, наконец. Проходит 5 минут, 10, но москвичи непреклонны, и стены клуба дрожат голосов тысяч людей, как заведённых повторяющих одно и то же слово, решительно и непреклонно. Каждый был звать столько, сколько потребовалось бы, и в конце концов добиться своего.
          
          И мы добились. Вышедший на сцену Селвик выглядит обескураженным и невероятно тронутым. Ему даже не нужно ничего говорить или петь, Москва готова чевствовать его просто за то, что он стоит перед ней на сцене. Зал грохочет как в последний раз, рассыпаясь в оглушительных овациях, таких безудержных, что Эйнару требуется несколько минут, чтобы угомонить разошедшуюся толпу. «Только в Москве» - произносит он, улыбаясь, и исполняет на бис Погребальную песнь Аслауг. И этот маленький бис значит гораздо больше, чем любые слова благодарности. Потому толпа не утихает ещё долго после того, как окончательно растроганный Селвик скрывается за кулисами, увозя (надеемся) с собой новые приятные воспоминания о своих московских поклонниках.
          
          Есть группы, в которые влюбляешься всем сердцем. Есть те, что переворачивают твой мир с ног на голову. А есть такие, как Wardruna - уникальные бриллианты в музыкальной пыли нашего времени, способные сотворить магию с помощью звука и голоса. Услышавший их раз, уже не сможет забыть. Увидевший уже никогда не будет прежним.
          
          Команда HeavyMusic выражает благодарность Алексею Кочкину и Ксении Вагнер за предоставленные аккредитации

14.02.2017


Фотографии с концерта

Nytt Land
04.02.2017, Москва, YotaSpace
by MariaDraven
Forndom
04.02.2017, Москва, YotaSpace
by MariaDraven
Wardruna
04.02.2017, Москва, YotaSpace
by MariaDraven

Комментарии посетителей к концерту (0)

      комментариев нет


Добавлять отзывы и комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Автор


Надежда Царькова aka HopeFrThBetter

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации











liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru, editor-in-chief@heavymusic.ru
©2001-2016 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин:
Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться