Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«TUSKA OPEN AIR 2016 - День второй»

Swallow the Sun, Tsjuder, Omnium Gatherum, Primordial, Ghost, Stam1na, Tumion Katilot, Jess and the Ancient Ones
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air

Перейти в анонс концерта

          Второй интенсивный день Туски для нас начался с сета Primordial на Radio Rock сцене, к которой мы подошли заранее. В три часа дня солнце жарило нещадно, расплавляя все наши надежды отдохнуть от душного московского лета, и всё же не побоюсь сказать, что с выходом ирландцев на сцену будто подул сильный северный ветер (а может, это были просто мурашки?). Мрака Primordial нагнали уже на вступлении: «Dark Horse on the Wind», ставшая в Ирландии почти народной, обратила к себе внимание слушателя ярким на ней вокалом, но мало кто знает, что автор песни, обращаясь к своим ирландским братьям, стремился разбудить людей от оков лицемерия и лжи, заставить их вспомнить о нелегком историческом пути родной страны и пойти правильной дорогой честности и долга. Романтизированный посыл живет в музыке Primordial как, пожалуй, ни в одной другой группе, но посыл этот нельзя обвинить в плоскости; наоборот, смотря в глаза фронтмену Алану-Немтеанге (которые он, кстати, не отводит от зрителей на протяжении всего сета), ловишь ощущение, что принципы и идеалы для этого человека и для этой группы в наши дни – далеко не пустой звук. Искренность люди чуют за версту, и когда после «Babel's Tower» одинокий голос озвучивает общее потаенное «веди нас на войну!», Алан хмыкает и с легкой иронией замечает, что «о да, все мы там будем и очень скоро». Приказ поднять кулаки в воздух не требует повтора: вверх летят руки многих тысяч людей, которые собираются на Туске перед главной сценой в таком количестве разве что на хэдлайнеров.
          
          Обратившись к новому альбому в первой части сета, группа включила в свое выступление стандартный фестивальный набор треков: «No Grave Deep Enough», «As Rome Burns», «The Coffin Ships», «Empire Falls»… Приятным сюрпризом стала «Bloodied Yet Unbowed», которую до этого мне на живых выступлениях Primordial заставать не приходилось. Отсутствие же «Wield Lightning to Split the Sun» стало весомым разочарованием, эта песня звучит как на альбоме, так и вживую. Тем не менее сет ирландцев определенно удался, без лишних слов - сильная музыка сильных людей.
          Сет-лист Primordial:
          1. Intro (Dark Horse on the Wind)
          2. Where Greater Men Have Fallen
          3. No Grave Deep Enough
          4. Babel's Tower
          5. As Rome Burns
          6. Bloodied Yet Unbowed
          7. The Coffin Ships
          8. Empire Falls
          
          После выступления Primordial мой личный моральный долг был выполнен ровно наполовину (ночью меня ждали Ghost), так как ирландцев на порядок легче увидеть в Европе, чем у нас – за более 20 лет существования группа побывала в России лишь один раз, в прошлом году. Расписание Туски расслабляться не позволяло, и на сцену Helsinki stage уже взошло норвежское трио Tsjuder, привлекшее на фестиваль в том числе и ту когорту металхэдов, которым по душе бескомпромиссная «блэкуха». Посетовав на время сетов на Helsinki сцене, которое в этом году идет встык с сетами на Radio Rock, мы поторопились и успели под тент аккурат после интро.
          
          Корспспейнт, голые торсы, напульсники с гвоздями - кажется, ничего не забыли? Наг и ко деловито вышли к зрителям и без излишних приветствий грянули «The Daemon Throne». Так прошло и всё выступление: скупо и без эмоций, как и приличествует настоящему нордическому блэку. Благо, что было на что посмотреть и что послушать: сет состоял из треков с последних трех альбомов группы, при этом из нового «Antiliv» публика услышала только две песни. Еще одним безусловно положительным фактом стало то, что звук на Tsjuder был отстроен идеально (чего нельзя сказать в целом о всем фестивале в этом году). В первом ли ряду или за звукорежиссером – сет норвежцев стал настоящим бальзамом на уши избалованным и искушенным меломанам (в том числе и придирчивым любителям блэка). Тем более, когда «на десерт» звучит кавер на «Sacrifice», то понимаешь – у группы определенно есть стиль!
          Сет-лист Tsjuder:
          1. Intro
          2. The Daemon Throne
          3. Slakt
          4. Ghoul
          5. Demonic Supremacy
          6. Mouth of Madness
          7. Unholy Paragon
          8. Antiliv
          9. Sacrifice (Bathory cover)
          
          И вновь наш маршрут пролегал к основной сцене, где уже собралась не просто публика, а целая толпа людей. День еще не начинал клониться к вечеру, а люди все прибывали, и даже пройти к сцене было проблематично (хотя обычно финны трепетно относятся к своему и чужому личному пространству). Причина в том, что группа, готовящаяся к выходу на Radio Rock сцену, в Финляндии популярна у любителей самых разных музыкальных жанров. В 2014-ом Turmion Kätilöt было тесно на Inferno stage (Helsinki stage в этом году), а в 2016-ом безбашенная шестерка добралась-таки до главной сцены на фестивале.
          
          Полный энтузиазма рев толпы возвестил о выходе Турмионов, и они заставили пуститься нас в пляс с самой первой песни: «Kirottujen karnevaalit» стала мгновенным хитом в новом альбоме с пикантным названием «Diskovibrator». Остановиться было решительно невозможно: на «Grand Ball» со сцены к зрителям запрыгали огромные надувные шары, и некоторое время они активно перелетали с одного конца многотысячной толпы на другую; потом, впрочем, их наскучивших уже старались забросить в фотопит от себя подальше.
          
          Электроника, помноженная на страшно искаженные гитары, вкупе с мощным вокалом MC Raaka Pee и Spellgoth’a заставляла бурлить кровь не по-детски: потеряв счет песням и не чувствуя ни боли, ни усталости, мы танцевали так, что казалось - под ногами дрожала земля. Танцевала вся Туска, и охранникам перед сценой пришлось три раза облить толпу из шланга, чтобы хоть как-то охладить наш пыл и не допустить тепловых ударов. Мокрые, хлещущие волосами металхэды скакали, выделывая совершенно умопомрачительные фигуры, чтобы в следующий момент броситься в широкий сёрклпит, по пути пританцовывая и напевая слова песен. Радостно было видеть, что новинки с Дисковибратора гармонично вписались в сет наряду с такими старыми боевиками, как, например, «Tirehtööri», «Teurastaja» или «Pyhä maa», и народ одинаково одуревши орал как «Sinä saatana!!!», так и «Turpa kii!!!» (который с легкой руки русского человека превратился в «турбокит»). Воистину, цитируя одного вымотанного, но довольного финского человека после сета – voi ihana! (рус. «как прекрасно!»)
          Сет-лист Turmion Kätilöt:
          1. Kirottujen karnevaalit
          2. Grand Ball
          3. Hyvissä höyryissä
          4. Minä määrään
          5. Sinä saatana
          6. Pimeyden morsian
          7. Pirun nyrkki
          8. Teurastaja
          9. Tirehtööri
          10. Pyhä maa
          11. Suolainen kapteeni
          12. Lataa ja varmista
          
          Передышка и горячая пища после Турмионов были жизненно необходимы, поэтому следующей нашей остановкой был фудкорт. В репортажах за прошлые годы я уже рассказывала о питании на фестивале: можно подкрепиться у палаток с хот-догами, суши, кебабами и питой, а также приобщиться к буфетной еде (мясная зажарка, рис, овощи, фалафель). Сладкоежек заманивают к себе стойки со сладостями и мороженым. Цены на фудкорте – в пределе умеренных, от 6-8 евро за тарелку. Сохранили организаторы и Black Dining ресторан с меню и высоким ценником и в этом году добавили стойку от местного ресторана Fafa’s, который обеспечивал посетителей фестиваля качественным веганским и вегетарианским рационом. Отдельного упоминания заслуживают барные точки: их всего около десятка, они равномерно разбросаны по весьма скромной территории Туски и все равно собирают приличные очереди вне зависимости от времени суток. На территории бывшей вип-зоны (которая в 2016-ом была перенесена ближе к главной сцене фестиваля) расположился именной бар Famous Grouse, спонсора мероприятия в этом году. Каждой выступающей группе компания подарила по бутылке виски с названием группы на обложке (по сути эксклюзивным продуктом!). Для соблюдения чистоты и порядка выход из зоны бара с напитками запрещен; и, конечно, действует традиционное правило «сдай банку, получи евро (или два)» во славу скандинавских экологических инициатив.
          
          Пока фотограф снимала Omnium Gatherum на последних песнях, я держала свой путь к новой площадке, которую организаторы добавили в этом году – Solmusali Stage. В творческом пространстве Сувилахти (так называется место, где фестиваль проходит уже шестой год подряд) эта закрытая сцена представляет собой камерный зал на 100 мест, в котором было предложено проводить интервью и специальные шоу. В пятницу в Солмусали проходила встреча с Алексом Скольником из Testament, в субботнем же расписании сцены были обозначены интервью со Скоттом Яном из Anthrax и акустическое исполнение второй части новой пластинки Swallow The Sun. Будучи последовательными в своем решении увидеть все сеты Swallow на Туске, мы поспешили занять место у сцены заранее, так как вход в зал был ограничен теми 100 человечками, кому повезло выиграть билет на сет в розыгрыше от журнала Инферно. Нам улыбнулась удача и кое-кто из счастливчиков решил не объявляться к концерту, поэтому прессу пустили внутрь без препятствий.
          
          Красота – воистину говорящее название для второй части «Songs from the North»: спокойные, даже умиротворенные лица музыкантов предвещали для нас музыкальный опыт, не имеющий аналогов. Акустика по умолчанию будоражит чувства, и мы будто оказались оторваны от суеты дней, от оглушающего информационного океана, будто с головой окунувшись в стремительный речной водоворот, вынырнули в пустоту, наполненную звуками, нами забытыми. Музыка зимних звезд, скрип северного сияния высоко в небесах, свет вечного, казалось бы, летнего солнца – все это сквозило в том «языке», на котором с нами говорили Swallow. Отблеск невыносимой печали и внутренней, неотделимой от самой сущности человека тьмы, все еще скользил по радужкам глаз, но мы получили то долгожданное очищение, катарсис, если хотите, которое искали и ищем каждый день. Север никогда не был чужим, но часто казался холодным и далеким; теперь же он прочно стал внутренней родиной, к которой эмоциональный компас нас приведет из самых дальних путешествий.
          
          Улыбки, аплодисменты и рукопожатия – все, кроме слов, годилось для благодарности музыкантам после сета, и они принимали ее скромно, но с нескрываемым счастьем на лицах.
          Сет-лист Swallow The Sun:
          1. The Womb of Winter
          2. The Heart of a Cold White Land
          3. Away
          4. Pray for the Winds to Come
          5. Songs from the North
          6. 66°50'N, 28°40'E
          7. Autumn Fire
          8. Before the Summer Dies
          
          Было бы невероятно банально и в некотором смысле даже неправильно направиться после такого опыта на Anthrax, которые с моей точки зрения не сильно меняются с годами в отношении живых выступлений, поэтому нами было принято решение окунуться в психоделические 60-е, проводниками к которым должны были стать Jess and The Ancient Ones. Исключительно положительные отзывы о выступлении коллектива на московском Depressive Fest’e приятно будоражили память, поэтому кое-как втиснувшись в упакованную людьми Inferno Stage, мы стали свидетелями, как подчиняются сердца флегматичных с виду финнов волшебному голосу вокалистки Джесс. Облаченная в лехский хумет, она, босоногая, отплясывала на ковре в ритм бубну, классическим рок-н-ролльным риффам и предельно аутентичным психоделическим клавишам. Открылся портал, и мы оказались в прошлом, наполненном оккультными изысканиями под смог разрешенных и не очень веществ. Бежать было некуда, оставалось лишь брать пример с Джесс, то лихо сгибающейся пополам под скоростную «The Lovers», то тянущейся мягко, как кошка, под полную невыразимой загадки «Sulfur Giants». Хотелось обнимать всех и каждого, быть хорошей сестрой доброму брату и вообще начать лучше относиться к людям – такова была сила любви и света, исходившая от этой группы.
          
          Как и положено отличному выступлению, его время пролетело незаметно, и музыкантам аплодировали еще полные две или три минуты после их исчезновения со сцены. Момент позитива обязательно должен был быть продлен, поэтому вечер наш продолжался по плану под тентом Helsinki сцены с уроженцами Леми Stam1na. Чуть ранее мы посетили автограф-сессию с дружелюбными финнами и, убедившись в их ненавязчивом чувстве юмора и абсолютно обезоруживающем оптимизме, с нетерпением ждали их сета. В этом году у Стамины вышел седьмой полноформатный альбом, и группа уже успела представить его широкой публике на Tallinn Music Week и в ходе апрельского мини-тура со своими коллегами по Sakara Records – Mokoma и Diablo. Мокому мы наблюдали на Туске в прошлом году и отметили, насколько большое количество людей пришло поддержать своих земляков в середине дня. Но ту толпу не сравнить со столпотворением, которое произошло на Стамине в году нынешнем. Еще за 15 минут до сета под тентом негде было яблоку упасть, а ряды между пультом звукорежиссера и сценой держали плотный строй. Слишком поздно мы вспомнили о блиц-опросе финской аудитории «За что вы любите Стамину?», ответы на него наверняка бы удивили нас самих, но факт остается фактом – на своей родине Стамина чрезвычайно популярна.
          
          Как объяснить то, что творилось на сцене во время сета финнов? Явно наслаждаясь каждой минутой пребывания на ней, малюсенькие фигурки в оранжевых комбинезонах что-то задорно кричали зрителям на финском, а те отвечали согласным гулом и подпевали, подпевали, подпевали слова… Фронтмен Антти часто обращался к публике, вызывая у той вспышки радости и смеха, а потом начиналась новая задорная песня и мы вместе с музыкантами то отчаянно крутили «мельницу» из волос, то несли какую-то полнейшую несуразицу вместо финского (в надежде, что никто не услышит). Могучее, обволакивающее ощущения беспричинного счастья и нескончаемый отрыв – вот чем окружили нас гостеприимные финны. Их аудитория уже успела хорошенько выучить новый альбом «Elokuutio» и с одинаковым энтузиазмом отрывалась как под треки с него, так и под старые добрые боевики вроде «Kaksi reittiä, yksi suunta».
          Сет-лист Stam1na:
          1. Uudet kymmenen käskyä
          2. Pienet vihreät miehet
          3. Panzerfaust
          4. Elokuutio
          5. Luova hulluus
          6. Meidänkaltaisillemme
          7. Mätä hohtava omena
          8. Ristiriita
          9. Masiina
          10. Pala palalta
          11. Kuudet raamit
          12. Kaksi reittiä, yksi suunta
          
          После Стамины, казалось бы, все хляби небесные разверзлись, чтобы создать атмосферу таинственности и сумрака перед сетом субботнего хэдлайнера Ghost. Последователи Папы и ко стойко мокли под аккомпанемент вступления «Miserere mei, Deus» от Аллегри (ирония судьбы здесь заключается в том, что эта композиция – переложение на музыку 50 псалма, по сути сокрушение о содеянных грехах). И вот, под звуки пугающего распева из «С широко закрытыми глазами» (перевернутая задом наперед молитва в румынской православной традиции, т.е. молитва Сатане) Безымянные Упыри по одному выходят на сцену. Этого момента Туска ждала целых два дня, и толпа буквально взрывается приветствиями и еще больше, когда слышит голос Папы в заглавной «Spirit». Эмеритусу не приходится просить публику подпевать в припевах – все и так охотно это делают. Как послушная паства, толпа ловит раскрытыми ртами каждое Папино слово или приказ и согласно пропевает слова в песнях. Световая работа на главной сцене потрясающая – то Упыри с Папой подсвечены почти потусторонним сине-зеленым светом, то сцену прорезают, словно мечи, сотни ярких лучей, от верха до низа, то софиты над сценой мягко мерцают в мгле белой финской ночи.
          
          Моментом, с которого накал страстей начал закипать особенно горячо, пожалуй, стала «Cirice» с последней пластинки – эту песню худо-бедно аудитория вытянула целиком. Со размеренными куплетами и запоминающимся припевом этот трек добился славы настоящего хита. После него Ghost уже не снижали градус восторга и выкатили целую батарею боевиков – «Year Zero», «He Is», «Absolution», «Zombie Queen»… На «Mummy Dust» они устроили своим поклонникам дождь из денег – тысячи купюр по 666 баксов с портретом Папы посыпались на нас с неба! Этот момент я запомню надолго, если не навсегда – мы танцевали, не помня себя, под проливным дождем на хрустящих бумажках под нашими ногами…
          
          Конечно, Папа бы не был эксцентричным Папой, если бы не позволил себе разлиться мыслью по древу перед «Monstrance Clock». На этот раз предметом его интереса стали плотские отношения между людьми, и, зачитав нам краткую секс-инструкцию (которая по ходу монолога все-таки превратилась в супердлинную), он вернулся к песне и публике, и все вместе мы воздали славу Люциферу, тем самым завершая без лишних слов грандиозный сет шведов.
          Сет-лист Ghost:
          1. Intro (Miserere mei, Deus (Gregorio Allegri song))
          2. Intro Masked Ball (Jocelyn Pook song)
          3. Spirit
          4. From the Pinnacle to the Pit
          5. Stand by Him
          6. Con Clavi Con Dio
          7. Per Aspera ad Inferi
          8. Devil Church
          9. Cirice
          10. Year Zero
          11. Spöksonat
          12. He Is
          13. Absolution
          14. Mummy Dust
          15. Ghuleh/Zombie Queen
          16. Ritual
          Бис:
          17. Monstrance Clock
          18. Host of the Seraphim
          
          Второй день Туски закончился на громкой ноте; позже мы узнали, что это был единственный день фестиваля, на который были распроданы абсолютно все однодневные билеты. Пожалеем ли мы о сумасшедших танцах под проливным дождем? Ответ на этот вопрос нам предстояло узнать в воскресенье.
          
          Выражаем благодарность Finnish Metal Events Oy и лично Никласу Нуппола за предоставленные аккредитации.
          Отчеты о первом и третьем днях фестиваля читайте в отдельных репортажах.

10.07.2016


Фотографии с концерта

Omnium Gatherum
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN
Tsjuder
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN
Turmion Katilot
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN
Ghost
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN
Primordial
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN
Toxic Rose
02.07.2016, Finland, Helsinki, Tuska Open Air
by Rikka FiNN

Автор


Helga Degteva

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться