Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

Репортажи с концертов

«BRUTAL ASSAULT 2015. День четвертый.»

Carach Angren, Solstafir, Ne Obliviscaris, Demilich, Rome, Cult of Fire, Phurpa
08.08.2015, Czech Republic, Brutal Assault

          Суббота на фестивале обещала стать насыщенной: Ne Obliviscaris, Carach Angren, Demilich, Rome, Solstafir, Cult of Fire были для нас необходимым минимумом. Но удушающая дневная жара не намерена была сдавать позиций, и мы приняли решение скоротать час в галерее на выставке фотографий Питера Бесте и арта Давида Гломбы.
          Для рядового посетителя фестиваля Бесте известен в первую очередь как автор книги «True Norwegian Black Metal», по сути собственного портфолио, состоящего из более двухсот фотографий. На них запечатлены как сами артисты и группы из этого культового жанра, так и закулисные моменты быта, сцены из жизни, пейзажи северной природы. Квитрафн (еще состоявший на момент снимка в Gorgoroth) на улицах Бергена в корпспейнте, Аббат в потрясающе-зеленом лесу в Осло, Гаал, занесенный всеми снегами Норвегии на пути к ветхой лачуге – эти фотографии сегодня узнаваемы на раз-два. На выставке было представлено всего около двадцати работ, принты с некоторыми можно было приобрести, равно как и футболки с дизайнерским решением от Эрика Даниэльссона из Watain. Встреча с самим Бесте стала бонусом к эстетическому удовольствию от его фотографий, и мы немного пожалели, что не захватили наши книги для подписи (хотя под их весом точно успели бы где-нибудь упасть еще до посещения выставки).
          Второй участник экспозиции – неприлично молодой (всего 23 года!) чешский художник Давид Гломба - уже успел «сделать» себе имя в узких кругах в основном благодаря сотрудничеству с такими коллективами как Cult of Fire, Ascension, Svartidaudi. Филигранные графические работы соседствовали с грубо выполненными, но более выразительными картинами маслом. Отдельно стоит вспомнить про оригинал артворка для обложки «Ascetic Meditation of Death» от Cult of Fire: с полотна размером в человеческий рост на нас полным гнева взглядом взирала восьмирукая богиня Кали, проносясь через пространство и время.
          Пожав руки Гломбе, мы направились к Metalgate сцене на Ne Obliviscaris, но тут нам в буквальном смысле повезло столкнуться с вокалистом Зеном и узнать, что выступление группы переносится на самый конец фестиваля, в два часа ночи. Это фактически означало, что медленно поджариваться на малой сцене сейчас мы не будем, хотя чуть позже мы все равно на нее вернулись, чтобы застать, увы, лишь последнюю песню у Carach Angren.
          После голландцев в расписании стояли настоящие ветераны техникал-дэта из Финляндии Demilich. До сих пор идет спор о том, принадлежит ли заслуга этим товарищам в первом применении такого типа вокала как гаттерал в этом жанре, но по-настоящему важно то, что Demilich вернулись из небытия и снова дают концерты после пятилетнего перерыва.


          Успев поймать финнов еще на майском Стилфесте, я знала, чего ожидать от выступления, но все равно была приятно удивлена. Жирнейший звук, в котором не «утонула» ни одна гитара, бодрые барабаны, утробный голос Антти – все было на высоте, и немногие собравшиеся, вялые от жары, чувствовалось, прониклись перформансом группы.


          


          Сет-лист:
          1. (Within) The Chamber of Whispering Eyes
          2. The Sixteenth Six-Tooth Son of Fourteen Four-Regional Dimensions (Still Unnamed)
          3. The Cry
          4. Inherited Bowel Levitation - Reduced Without Any Effort
          5. And the Slimy Flying Creatures Reproduce in Your Brains
          6. The Planet That Once Used to Absorb Flesh in Order to Achieve Divinity and Immortality
          7. (Suffocated to the Flesh That It Desired...)
          8. Emptiness of Vanishing
          9. When the Sun Drank the Weight of Water
          10. The Echo (Replacement)
          
          Далее наша программа взяла неожиданный поворот от дэта к авангардному фолку, который на фестивале представили Rome. В случае с этой командой я не знала ее историю, не удалось также мне послушать их до Брутала, но настойчивый тон моей знакомой – «не смей пропустить!» - стал для меня лучшей рекомендацией.
          Надо сказать, что позже в своем решении увидеть Rome я не разочаровалась. Было в них что-то от традиций французского шансона, но еще больше – от современного неофолка, martial’а, индастриала и акустического рока. Грустные песни о потерянности, оторванности человека от себе подобных в наше суетное время, о неизбежности и принятии одиночества прозвучали очень актуальным словом. О тщетных попытках дотянуться до прекрасного нам было поведано в весьма минималистичной форме, и, кто знает, может Rome как раз и подошли к этому совершенному прекрасному так близко, как не смог сегодня никто.


          

          


          
          Волной меланхоличности нас вынесло на исландскую сторону океана печалей – на Jägermeister сцене вот-вот должны были появиться Solstafir. Группа обрела прямо-таки бешеную популярность по всему миру после выхода их крайнего альбома «Otta». Туры по Северной Америке и Европе, летние фестивали – практически везде выступления команды проходят если не с аншлагом, то точно с несомненным успехом. Кажется, что громкий скандал с участием бывшего барабанщика и метаниями грязного белья никак не повлиял на невозмутимых исландцев, и они продолжают собирать залы за залами, толпы за толпами.


          


          Solstafir называют свое творчество «атмосферным рок-н-роллом», и это широкое по смыслу понятие, пожалуй, им вполне подходит. Группу любят за пронзительный голос фронтмена Адальбьёрна, за электронные смычки, за сквозящий сквозь мелодии сплин, за исландский колорит, в конце концов. В песнях есть, естественно, и драйв, но лишь там, где это на самом деле нужно. Хотя все и так знают, что «Svartir Sandar» или песни с новой «Otta» - это лишь прелюдии к лиричной «Fjara» и к монументальной «Goddess of the Ages». Во время последней, кстати, Адальбьёрна понесло к зрителям, и словно горная коза он ловким движением спрыгнул со сцены прямо на узкий заборчик, отделявший его от восторженной толпы. В охране не было нужды, потому что люди поддерживали своего героя, не давали ему упасть, а он взамен, казалось бы, пел каждому из них лично, заглядывая прямо в глаза.


          


          Сет-лист:
          1. Svartir Sandar
          2. Ótta
          3. Náttmál
          4. Fjara
          5. Goddess of the Ages
          
          Подумав о том, что камерность малых залов исландцам всё же больше к лицу, я бодрым шагом направилась во внутренний двор крепости к Oriental Stage, где для меня должен был начаться четырехчасовой марафон своего рода эзотерической музыки.
           Как я говорила ранее, дополнительная четвертая сцена была возведена специально для эксклюзивного шоу Cult of Fire. Организаторы заявляли об уникальной солидарности элитной блэковой формации с фестивалем, а именно о том, что Брутал остается единственной опен-эйр площадкой, выступать на которой Культ дал свое щедрое согласие. Больше эксклюзива богу эксклюзива: сам Культ подогрел интерес поклонников обещанием исполнить «Vltava» (переосмысление классического произведения чешского композитора Бедржиха Сметаны) в первый и последний раз. Всех этих громких слов (вкупе с выступлением Svartidaudi) стало достаточно, чтобы привлечь на юбилей фестиваля приличный контингент любителей блэка.
           Градус таинственности выступления зашкаливал изначально: вместе с Cult of Fire на Oriental сцене был анонсирован, не побоюсь этого весомого определения, ритуал от наших соотечественников Phurpa. Phurpa – это в здравом смысле слова не группа даже, а упорядоченное и формализованное насколько это возможно подношение древним богам. Здесь идет речь о сущностях, вера в которых появилась задолго до христианской или мусульманской; речь идет о традициях религии (если это можно так назвать) Бон. Бон как некий сплав из анимистических и шаманских верований практиковался в Тибете задолго до буддизма, и включал в себя ритуалы, которые в свою очередь, претворялись в жизнь через заклинания и мантры. Выступления Phurpa в упрощенном виде и есть пение мантр по двум техникам горлового пения.
           Присутствие двух групп такого масштаба стало для меня самым главным аргументом для поездки на Брутал в этом году. Оказавшись у сцены минут за двадцать до начала выступления, я увидела полный двор сидящих в пыли людей, очевидно, приготовившихся слушать и внимать Пхурпе; у сцены было, впрочем, свободно. Сами участники коллектива (состав периодически меняется, на фестиваль Пхурпа привезла с собой три человека) вышли тихо, не привлекая внимания, и не спеша начали готовиться к выступлению. Аккуратно расставлялись инструменты, разворачивались рукописи с мантрами, готовились благовония и согревающий горло чай. На самих участниках – некое подобие темных хитонов и остроконечные шляпы, скрывающие лица. Когда все приготовления были завершены, Пхурпа замерла в позе лотоса, и неспешно поплыло над крепостью эмбиентное вступление.
           Первую мантру открывает гулкий звук поющей чаши, и нетвердым голосом лидер формации Алексей заводит пение. По сравнению с более знакомыми для слушателя традициями тувинского горлового исполнения, Бон предполагает использование техник гюке и гьер, каждая из которых намного ниже по звуку, чем техника, практикуемая в Туве. Безэмоциональное, монотонное, но при этом не лишенное какого-то почти магического влияния пение постепенно погружает публику в трансоподобное состояние. Мы как будто плывем под водой, изредка выныривая на поверхность под ясные удары ролмо (выпуклых тарелок), волнующие призывы дунченов (по сути трехметровых дудок) и пронзительные стоны гьялингов (тибетских гобоев). Все два часа мне казалось, что стены крепости вокруг меня содрогались от вибраций под эти мощные голоса, и время пролетело по-настоящему незаметно.


          


          
          Из ритуала Phurpa каждый подчерпнул для себя что-то свое, но эмоционально опустошенная публика расходиться после не собиралась. Наоборот, все больше людей прибывало, пока пространство в центре крепости не было заполнено настолько, что протиснуться сквозь плотно стоящие ряды стало практически невозможно.
           Оставаясь в первом ряду, я сохранила свое преимущество в наблюдении за приготовлениями к сету. Культ Огня явно намеревался поразить нас помпезностью и размахом: на сцену были принесены столы с различной индуистской атрибутикой, Кали хищно скалилась нам с баннера за ударником, а к микрофонной стойке по традиции прикрепили две скрещенные косы. После мини-пожара от тесного соседства свечи и небольшого гобелена, потушенного, к счастью, очень быстро, техники (среди которых был замечен сам Гломба), удалились, оставив нас в волнительном ожидании.
           С первых нот «Влтавы» народ очнулся, встрепенулся, засуетился… и достал мобильные телефоны. Заснять уникальное исполнение, похоже, счел должным каждый пятый, но остальных как будто заворожило интенсивностью шоу – по коже неслись мурашки, обгоняя друг друга.


          


           Момент чистого, торжественного восторга, наполняющий душу без остатка и растянутый на более чем час, - вот чем стал для меня сет Cult of Fire. Приобщение к материям космического масштаба, полет за тонкую грань сознательного, растворение в звуке – Пхурпа подготовила нас к путешествию, Культ же непосредственно стал проводником к иным измерениям. Эти два ритуала надолго, если не навсегда, останутся в моей памяти.


          


           Cет-лист Cult of Fire:
          1. Vltava
          2. On the Funeral Pyre of Existence
          3. Kali Ma
          4. (Interlude)
          5. Závěť Světu
          6. Satan Mentor
          
          После такого затратного по силам марафона мне оставалось только медленно отползти в Chillout зону и тихонько присесть на скамеечку в ожидании Ne Obliviscaris на малой сцене. Лениво перебрасываясь словами с фотографом и потягивая кофе, я потихоньку восстанавливалась для нового сильного впечатления.
           Ne Obliviscaris – группа хоть и не молодая, но по большой несправедливости недооцененная. С другой стороны, сам факт того, что талант группы все еще не сияет яркой звездой на небосклоне экстремальной музыки, завязан на том, что участники группы проживают в Австралии. Лишь в этом году они накопили достаточно средств, чтобы «засветиться» в Европе, и, выпустив второй полноформатный альбом «Citadel», снискавший благосклонность у критиков, отправились покорять Старый Свет.
           Наши сердца коллектив завоевал на Tuska Open Air в Финляндии, где своим эмоциональным выступлением показал мастер-класс другим именитым группам. На Брутале мы ждали от NeO не меньшего накала, и они нас не подвели. Бесконечно жаль, что их программа ограничилась всего лишь четырьмя композициями; но зато какими! Бесконечно нежная «Devour Me, Colossus (Part I): Blackholes», под которую эмоции танцуют чувственное фламенко, эклектичная, как и все их творчество, «Painters of the Tempest (Part II): Triptych Lux». Напряженная «Pyrrhic» и гвоздь вечера, волшебная «And Plague Flowers the Kaleidoscope». Когда лучшего завершения фестиваля представлять не приходится, когда «закрывает» Брутал твоя любимая группа, разве можно здесь разойтись мыслью по древу?
          
          Cет-лист:
          1. Devour Me, Colossus (Part I): Blackholes
          2. Painters of the Tempest (Part II): Triptych Lux
          3. Pyrrhic
          4. And Plague Flowers the Kaleidoscope
          
          Во всех отношениях успешный двадцатый Брутал Ассолт подошел к концу. Начиная от сбалансированного и внезапно ОЧЕНЬ мультижанрового состава до организации бытовых моментов, фестиваль продолжает держать планку на весьма высоком уровне для опен-эйра в Восточной Европе. Желаем Бруталу качественно улучшить условия для прессы, и до встречи в следующем году!
          
          Выражаем благодарность Obscure Promotions и лично Martin “Shindy” Brzobohaty за предоставленные аккредитации.


16.11.2015


Автор


Helga Degteva

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться