Второй день на фестивале не очень задался с самого утра. Начался он с внезапного осознания факта, что по выходным поезда в Клиссон ходят всего лишь несколько раз в день с промежутком в более чем два часа. Наш выбор пал на такси, благо недалеко ошивалась рок'н'ролльная семейная парочка, с потерянным видом разглядывая расписание и вполголоса ругая на немецком французские железные дороги – с этими товарищами мы скинулись на дорогу. Дальше – больше: как оказалось, в выходные действует особый тариф – к пункту назначения пассажир приезжает без штанов. Дорога в один конец, учитывая все пробки, обошлась в 90 евро. Воскресные дороги Клиссона отняли у нас два часа от запланированного графика, поэтому мы не медля направились к главной сцене, где должен был выступать экс-гитарист KISS Эйс Фрели.
Его выступление я ждала с особым интересом, будучи поклонником KISS с большим стажем. Ведь именно когда он был частью оригинальной легендарной четверки, родились песни, ставшие визитной карточкой группы. Можно бесконечно долго восхищаться неповторимой химией, царившей и в музыке, и во время живых выступлений KISS до 1980 года. Но, вероятно, это по-настоящему оценили только небольшое количество прожженных поклонников коллектива, ибо как в основном толпа скучала. Оно и ясно – к 3 часам дня толпу не успели раскачать, стояла сильная жара, и на сцене пел «какой-то старпер», как изъяснилась девица, стоящая рядом с нами. Обидно осознавать, но таким образом в очередной раз доказалась аксиома о том, что когда из знаменитого на весь мир коллектива уходят музыканты, они редко добиваются столь же громогласного успеха на музыкальном поприще и выезжают за счет хитов. Так и было – несмотря на добротный сольный материал, на концертах Фрели публика эмоционально реагирует на песни эпохи KISS – Rocket Ride, Shock Me, Deuce и Love Gun. Ну и отдельно стоит отметить старый добрый кавер на Hello «New York Groove», в свое время вошедший на первый сольник Эйса. Именно во время исполнения этих песен можно было на какие-то доли секунды абстрагироваться и представить себя на концерте KISS середины 70х, потому что голос мистера Фрели с годами совершенно не меняется.
Сетлист:
Rocket Ride
Toys
Love Gun
Space Invader
Snowblind
Rock Soldiers
Bass Solo
New York Groove
2 Young 2 Die
Shock Me
Guitar Solo
Deuce
Далее по нашему фестивальному графику было выступление бойких австралийцев Airbourne, которое оказалось одним из самых запоминающихся за все наше пребывание в Клиссоне. Недаром музыкантов называют новыми AC/DC. Их музыку по ощущениям можно сравнить с глотком хорошего виски – сразу чувствуешь, как жжет. Отрадно осознавать, что сегодня существуют команды, которые приняли штандарт рок-н-ролла от ветеранов и с гордостью несут его под звуки чистого, концентрированного рока - того самого, от которого тянет петь во весь горло. Добавьте к этому жаркую летнюю погоду, отличный сетлист, алкоголь и тысячи людей, которые вместе с вами чувствуют эту дикую энергию рок-н-ролльной вакханалии. Идеальный рецепт для фестивального выступления!
Но, как известно, в бочке меда зачастую бывает ложка дегтя, и неудачи не обошли стороной австралийскую четверку – посреди сета на мэйнстейдже пропал звук. Сама по себе ситуация очень неприятна, тем она вдвойне досадна, когда прерывает такое выступление. Предполагаю, что кто-то из звукооператоров главной сцены потерял после того уикенда работу, так как проблема повторилась позже.
Надо отдать должное толпе: люди не освистали группу, а наоборот, в течение десяти минут вынужденного молчания Airbourne не уставали поддерживать австралийцев одобрительным гулом. Тем трогательнее был момент, когда неполадки наконец устранили и вокалист группы Джоэл О’ Кифф выбежал на «язык» главной сцены, упал на колени и поклонился всем нам, благодаря за поддержку.
Сетлист:
Ready to Rock
Too Much, Too Young, Too Fast
Chewin' the Fat
Girls In Black
Cheap Wine & Cheaper Women
Black Dog Barking
Diamond in the Rough
Stand Up for Rock 'n' Roll
Live It Up
Runnin' Wild
Окончание выступления австралийцев мы досматривали уже в очереди на автограф-сессию Ensiferum. Говоря об этих мероприятиях, стоит отметить, что организованы они на должном уровне, люди мирно отстаивают очередь, артисты более чем дружелюбно общаются с поклонниками, расписываются и фотографируются. Получив заветные закорючки от музыкантов, мы поспешили к сцене Temple, где должны были выступать Finntroll.
Надо сказать, что выступление финских «троллей» на фестивале не было впечатляющим, если его сравнивать хотя бы с прошлогодним московским шоу в ноябре. Казалось, что музыканты очень устали и выступают лишь потому, что так надо. Сет-лист из 11 песен более чем стандартен.
Manniskopesten
Mordminnen
Solsagan
Nattfödd
När Jättar Marschera
Skogsdotter
Häxbrygd
Jaktens tid
Blodsvept
Trollhammaren
Under bergets rot
Могу списать все минусы шоу Finntroll на то, что досмотреть его удалось не до конца, ибо как на главной сцене выступал Слэш с Конспираторами - одни из артистов, ради которых мы приехали на фестиваль. Кучерявый не соизволил осчастливить РФ концертами с программой нового альбома, поэтому это выступление было must see - World on Fire получился чертовски хорош! Посему нам пришлось пожертвовать троллями и бежать к первому мэйнстэйджу, где уже толпился народ, скандирующий: "Слэш! Слэш!"
Недолгое ожидание - и вот уже музыканты радушно приветствуют поклонников энергичными риффами You're a lie. Одно удовольствие наблюдать, как музыканты работают на сцене - Слэш определенно восполнил баланс Вселенной, нарушенный распадом Guns N' Roses. Сейчас эта невероятная химия работает с Конспираторами - уже третий альбом производит эффект разорвавшейся бомбы как среди поклонников, так и среди критиков. В интервью гитарист неоднократно подчеркивал, что очень дорожит творческим союзом с вокалистом коллектива Майлзом Кеннеди. Поверьте, мистер Хадсон, не вы один! Майлз одинаково талантливо подает и оригинальный материал, и композиции GNR вкупе с Velvet Revolver. И это один из случаев, когда отчаянно жалеешь, что на выступление музыкантов отведен всего час - от нормального концертного сет листа остаются рожки да ножки. Преступление - не исполнить классическую Welcome to the Jungle и Rocket Queen. И новый альбом был представлен всего-навсего тремя песнями - одноименной World of Fire, Avalon и Dissident. Из сегодняшнего репертуара также убрали чудесную Doctor Alibi с дебютника Слэша, которую обычно исполняет басист Тодд Кернс. Собственно говоря, все минусы касаются именно сетлиста: на летних фестивалях программа одна и та же - что на британском Download, что на бельгийском Graspop, что на немецких Rock Am Ring и Rock Im Park.
Но отбросим эти придирки, это не вина группы, а жесткий регламент. Поэтому просто отдадимся во власть музыки и насладимся отличным шоу, которое неизменно выдает команда Конспираторов. Это, пожалуй, одно из выступлений, которое пролетело моментально. Идеальное сочетание, захватывающее дух - лето, свобода, солнце, и тысячи людей, поющих в едином порыве Paradise City - в некоторые моменты невольно переносящее в 1987 год на Giants Stadium в Нью-Джерси. Вы же помните тот видеоклип? Несмотря на то, что я уже не раз наблюдала коллектив вживую, хэллфестовское выступление было особенно эмоциональным, потому что песни, по крайней мере из репертуара Guns N' Roses- стадионные, и весь эмоциональный посыл чувствуется именно на опен-эйре. И именно поэтому Paradise City - идеальное завершение сета.
Сетлист:
You're a Lie
Nightrain
Avalon
Back from Cali
You Could Be Mine
The Dissident
World on Fire
Anastasia
Sweet Child O' Mine
Slither
Paradise City
И именно после выступления Слэша и Ко мы ощутили, насколько мы эмоционально вымотаны. Но впереди нас ждали Ensiferum. У финнов тоже достаточно простенькая фестивальная программа. Учитывая тот факт, что мы уже имели удовольствие наблюдать их на сольном московском концерте, мы не стали дожидаться окончания выступления и поспешили на пресс-конференцию Scorpions.
В отличие от опыта предыдущего дня с прессухой Motörhead, на которой из состава группы присутствовал лишь барабанщик Микки Ди, сегодня в пресс-центре собрались все участники коллектива.
Когда идешь на мероприятие с музыкантами, умудренными опытом, сложно придумать более-менее оригинальный вопрос. Собственно, в этот раз нельзя сказать, что журналисты блистали изобретательностью. Вопросы по большей части были стандартными: либо слишком общего плана (Как вы считаете, какое влияние вы оказываете на молодежь?), либо локального (Понравилось ли вам выступать в городе N?). В течение 50 лет музыкальной деятельности этих вопросов было столько, что сейчас они в большинстве своем вызывают лишь легкое раздражение и скуку. Собственно, Джеймс Коттак всю конференцию просидел, витая в облаках, улыбаясь девушкам и иногда шепотом переговариваясь с Ябсом. Также отмалчивался Павел Мочивода. Самыми же разговорчивыми были, как обычно, Майне и Шенкер, на которых пришлось основное внимание журналистов.
Конференция продлилась минут 40, после которой нам нужно было идти на Faith No More.
Об этих американцах тоже стоит сказать отдельно. Это выступление настолько непохоже на все, что мы успели увидеть за неполных два дня. Представьте себе: закат, сцена в белых тонах, заставленная цветами. FNM не изменяют своим привычкам и не собираются никому подражать – собственно, это и пленяет неискушенного зрителя. С первых нот ритмичной Motherfucker публика буквально отдается во власть голоса Майка Паттона. Он окончательно пленяет присутствующих знаниями французского. Его обещание «принести рай в адский фестиваль» предваряет чудесную по своей эмоциональности композицию Evidence – и аудитория полностью покорена. Принимая во внимание сетлист, включающий в себя все жемчужины творчества коллектива, нельзя не оценить атмосферу, царившую на сцене. Паттон не переставал общаться с публикой, хохмить и выкрутасничать. В какой-то момент он просто слез со сцены и поменялся рубашками с охранником.
Замечательное душевное выступление не испортили даже незначительные проблемы технического плана – Бордин, Гулд и Хадсон иногда немного не успевали за партиями Боттума и Паттона. Но это совсем незначительные придирки – легендарный коллектив еще раз доказал исключительность своего творчества.
Сетлист:
Motherfucker
Be Aggressive
Caffeine
Evidence
Epic
Black Friday
Everything's Ruined
Midlife Crisis
The Gentle Art of Making Enemies
Easy
Separation Anxiety
Cuckoo for Caca
Matador
Ashes to Ashes
Superhero
Encore:
Cone of Shame
We Care a Lot
This Guy's in Love With You
Вечерними хэдлайнерами главных сцен, завершающие второй день фестиваля, были Scorpions и Marilyn Manson. Не знаю, что было тому виной – общая усталость и недосып или что-то еще, но эти два выступления не оставили ярких впечатлений.
Проблемы со звуком, как я писала выше, продолжились и вечером. Сет едва успел начаться, как Хеллфест перестал слышать Клауса. Пока неполадки с микрофоном исправляли, Шенкер с Ябсом заполняли неловкую двадцатиминутную паузу гитарными соло. Песни, исполненные на концерте - сборная солянка понемножку с разных альбомов: Love at First Sting, Animal Magnetism, Blackout, Crazy World, Lovedrive и с последнего релиза Return to Forever. Учитывая, что выступление на Хеллфесте происходило в рамках юбилейного тура, празднующего 50летие творческой деятельности группы, солянка вполне мотивирована. За 1,5 часа группа сыграла 15 песен, разбавленные затянутыми соляками да барабанным перформансом от Коттака. Стоит отметить обидный - или вполне логичный? - факт, что публика скучала вплоть до финальных песен. Лично мы, порядком замерзнув, Rock you like a hurricane досматривали уже в випе.
Сетлист:
Going Out with a Bang
Make It Real
The Zoo
Coast to Coast
Top of the Bill / Steamrock Fever / Speedy's Coming / Catch Your Train
(70's medley)
We Built This House
Delicate Dance
Always Somewhere / Eye of the Storm / Send Me an Angel
(acoustic medley)
Wind of Change
Big City Nights
Dynamite
In the Line of Fire
Kottak Attack
(Drum Solo)
Crazy World
Rock 'n' Roll Band
Blackout
Encore:
Still Loving You
Rock You Like a Hurricane
Наконец сет закончен, народ лениво потянулся за горячительным, кто-то пошел к соседней сцене занимать удобные позиции с обзором на второй мэйнстейдж, где должен был далее выступать Мэнсон. Мы же были настолько вымотаны, что выползти обратно на фестивальное поле у нас хватило сил только ко второй половине сета. Собственно, мы ничего бы не потеряли, если наблюдали бы происходящее с экрана. Устали не только мы: Уорнер выступал, грубо говоря, "на отвали". Это можно было логично объяснить - выступление на Хеллфесте завершало его продолжительный тур The Hell Not Hallelujah.
Сетлист:
Deep Six
Disposable Teens
mOBSCENE
No Reflection
Third Day of a Seven Day Binge
Sweet Dreams (Are Made of This)
Angel With the Scabbed Wings
Tourniquet
Rock Is Dead
The Dope Show
Antichrist Superstar
The Beautiful People
Но на этом наши приключения не закончились. Предстояло еще как-то добраться до отеля. Предыдущую часть ответа мы завершили на очень интригующем моменте, а именно неких проблемах с транспортом, возникающих при попытках добраться/уехать с фестиваля. Так вот, в ночное время между Нантом и Клиссоном курсировал автобус, но он ходил крайне нечасто. Местечко на нем стоило так на секундочку 25 евро. Сами понимаете, желающих вернуться домой чуть больше чем МНОГО; и в долгие минуты ожидания транспорта мы ловили себя на мысли, что начинаем завидовать обитателям кемпинга, которые могли уже попадать безжизненными телами по своим палаткам и с чистой совестью спать.
Если вкратце описывать ситуацию, то при большом везении мы могли попасть домой в районе 4 утра. При невезении - в начале шестого с лучами солнца. Собственно, как раз ночь 20 июня выдалась не очень хорошей на везение, и половину дороги до отеля пришлось проделать пешком - на своем опыте мы выяснили также, что ночью такси приезжают очень и очень неохотно. Так что совет всем рассчитывающим посетить Хеллфест: либо селитесь в кемпинге, либо где-то в Клиссоне.
|