Если тот факт, что Финляндия – страна «must have» для посещения поклонником тяжелой музыки в рамках летних фестивалей в принципе общеизвестен, то иногда легко упустить из виду многообразие проходящих тематических мероприятий. Пожалуй, все слышали про Tuska Open Air, Provinssirock, Ilosaarirock, с успехом собирающие довольно широкую аудиторию каждый год, но не каждый знает, что в «стране тысячи озер» есть, чем потешить свой взгляд и слух любителям чего поэкстремальнее, и при этом обойти популяризированный сегодня донельзя хэви- и симфоник-метал. Олд-скул дэт и блэк – вот два столпа, на которых стоит местный Steelfest, фестиваль всего на 1 500 человек, проходящий в 40 км от Хельсинки в городке Хювинкяя.
Несмотря на свои скромные масштабы, Steelfest уже имеет за плечами стабильную историю выступлений настоящих легенд дэт- и блэк-металлической сцены. Оцените следующие имена: Mayhem, Barathrum, Sodom, Destruction, Taake, Entombed, Nifelheim, Inquisition, Vader… В этом году организаторы традиционно сделали акцент на широко представленных местных командах (Satanic Warmaster, Demilich, Wyrd, Sargeist, Cosmic Church, Moonsorrow), добавили пару знаковых имен-соседей по Северной Европе (Dark Funeral (SWE), Unleashed (SWE)) и приправили всё это такой ядреной смесью из самых разных стран (Nokturnal Mortum (UA), Темнозорь (RU), Dead Congregation (GRE), Asphyx (NL), Kawir (GRE), Winterfront (CRO), Dim Aura (ISR)), что вопроса «ехать или нет» практически не стояло – получив аккредитацию и купив билеты на самолет, я с нетерпением ждала середины мая, чтобы собственной персоной увидеть без сомнения один из самых запоминающихся фестивалей 2015-ого.
К сожалению, в лучших традициях заграничных поездок без неожиданных приключений дело, конечно, не обошлось. Отмена рейса была бы наибОльшим злом, если бы не застрявший, как мне тогда казалось, навечно, поезд из столицы Суоми в Хювинкяя. После примерно полутора часа ожидания цифра в сорок километров почти перестала мниться такой уж непреодолимой для пешего броска по мирной финской провинции, но поезд словно подслушал мои мысли, и вот, еще почти час, и я на месте. Встреча с дружелюбной хозяйкой квартиры, заселение, приятный сюрприз в виде всего лишь трехминутной прогулки до территории старой полотняной фабрики, где проходит Steelfest, отсутствие очередей за пассами (в такое-то время!), краткий досмотр (всегда особо выделяю дружелюбность финской охраны), - наконец-то я на фестивале!
Время близится к девяти вечера, еще не темно, но смеркается, и я спешу на открытую сцену (т.е. на свежем воздухе, так как на Steelfest две площадки для выступлений – эта и закрытая, в огромном помещении старого цеха), где, похоже, уже настроились Demilich, и теперь сцена пустует, а достаточное количество металхэдов разной степени волосатости и упакованности в черное переминается с ноги на ногу вокруг нее. Попутно отмечаю, что где-то примерно в пятидесяти метрах от сцены скопилось необычно много собравшихся, подхожу ближе и вижу, что территория вокруг сцены огорожена, и охрана не пускает людей с напитками за нее; поэтому любителям пива приходится довольствоваться наблюдением за сценой издалека, если они не хотят расставаться с банкой. Инициатива спорная, но достаточно интересная: по-видимому, преследуется цель предотвратить пространство под сценой в грязь и локально разбросанные лужи, а также пресечь ситуации, когда в порыве выражения любви к группе стаканы с пивом и чем покрепче в нетвердых руках фанатов окатывают душем менее удачливых низкорослых поклонников (да-да, и такое на своей практике я успела повидать). Интересно, что на закрытую сцену проносить напитки не возбраняется; более того в помещении есть бар и многочисленные столики со скамьями для удобства посетителей фестиваля.
Но вернем внимание читателя к Demilich. Эти динозавры техникал-дэта вылупились еще в начале 90-ых и распались после первого же полноформатника «Nespithe» тремя годами позже, чтобы собраться потом только через 13 лет для «самого-пресамого последнего» выступления. Как мы видим, тот концерт в Куопио стал не только не самым последним, но и открыл дверь для новых начинаний группы, и после следующего полноформатного альбома в 2014 году разговоры об очередном распаде немного поутихли; более того, Demilich начали давать живые шоу (так, например, в этом году поклонники уже имели шанс увидеть их на Blastfest в Норвегии, на Wolf Throne Support Festival во Франции или же на родине группы в Куопио).
Естественно, желающих посмотреть на одну из старейших финских дэтовых команд набралось достаточное количество, но подойти поближе к сцене не составляло особого труда. Относительной свободой перемещения и доступностью сцены Steelfest мне и запомнился: да, в этом году фестиваль, к сожалению организаторов, не познал солд-аута, но зато сцену видно было всем без дополнительных «удовольствий» в виде слишком близко примкнувшего к тебе «соседа».
Оставаясь достаточно статичными на сцене (не считая периодического хэдбенгинга, конечно), Demilich тем не менее разогрели толпу на раз-два, так как сыграли самые знаковые свои композиции. Упомянутый выше «Nespithe» был исполнен почти целиком, и начали финны с техничной «(Within) The Chamber of Whispering Eyes». Утробный гаттерал Антти Бомана вживую оказался не таким уж и утробным, что лично для меня стало лишним плюсом в выступлении Demilich – намного приятней слушать «терзание» гитар в случае с таким вот вокалом. Помимо «Nespithe» финны не обошли вниманием и новую свою пластинку «20th Adversary of Emptiness», исполнив пару композиций с нее, и публика их принимала так же горячо, как и «классику» группы. В целом, несмотря на неординарную историю Demilich, можно сказать, что материал группы вживую звучит вполне актуально и уж точно достоин своей студийной версии, качество, которой, к слову, не вызывает никаких нареканий.
Сет-лист:
1. (Within) The Chamber of Whispering Eyes
2. The Sixteenth Six-Tooth Son of Fourteen Four-Regional Dimensions (Still Unnamed)
3. Inherited Bowel Levitation - Reduced Without Any Effort
4. And the Slimy Flying Creatures Reproduce in Your Brains
5. The Planet that Once Used to Absorb Flesh in Order to Achieve Divinity and Immortality (Suffocated To The Flesh That It Desired...)
6. Emptiness of Vanishing
7. Erecshyrinol
8. When the Sun Drank the Weight of Water
9. The Echo (Replacement)
После энергичных финнов я поспешила на закрытую сцену, чтобы увидеть самое ожидаемое мной выступление на Steelfest – российский Темнозорь. Признаюсь честно, мне до последнего момента не верилось, что они приедут, что это их шоу состоится, что они не отменят свое участие буквально перед самым началом фестиваля. Были и другие, более весомые вопросы вроде «Кто есть Темнозорь сегодня?», потому что череда внутренних перестановок, происходивших в группе ни много ни мало с года ее основания, и борьба за право на имя группы способны запутать даже самого преданного ее поклонника. В конце концов, почти четырехлетняя «тишина», окутавшая Темнозорь словно труднопреодолимым ночным туманом, оставляла лишь надежду на то, что выступление пройдет как запланировано.
В этот раз Финляндия еще раз подтвердила статус страны с более толерантными нравами, чем большинство наших европейских соседей. Пригласить в нынешнее неспокойное время российскую команду, играющую явно выраженный и по-антихристиански настроенный пэган, да и еще с очевидным присутствием национал-социалистической тематики в текстах означало собрать определенное количество камней в свой огород, но организаторов это не смутило (за что жму им крепко руку), и они приняли единственно верное решение: музыка выше политики. Выше по творческой силе и значению, она призвана стирать границы между странами и недопонимание между отдельными людьми. По крайней мере, выступление Темнозоря объединило его поклонников из самых разных уголков мира, и отзывы о нем, что я слышала впоследствии, были выдержаны только в положительном ключе.
Теперь немного о самом выступлении. На освещенную приглушенным синим сцену под первые напряженно гудящие ноты интро выходили один за другим участники группы, все в черных робах с глубокими капюшонами, одеяниях, очень похожими на те, что были на них на фестивале Kilkim Zaibu в Литве в 2011 году. Последним в длинном до пят темном плаще вышел Родослав, знаменитый чистый вокал Темнозоря, довольно узнаваемый по внешности человек. Под восторженные овации зала грянули тревожные звуки, возвещая начало «Вольницей…», заглавной песни с альбома, который ознаменовал новый шаг в пути Темнозоря в поисках признания на российской пэган-сцене.
«Вольницей…» - прекрасный пример в стихотворческой традиции Темнозоря, которую, к сожалению, не владеющие русским языком вряд ли смогут оценить в полном масштабе. Текст песни мало назвать проникновенным, он буквально переполнен метафорами и эпитетами, но они не кажутся излишними, наоборот: на них держится особая поэтика группы, дорогая ее российскому поклоннику. Большинство же почитателей из других стран явно предпочитают уважить националистическую идеологию группы (любовь к которой, кстати, Темнозорь официально никогда не подтверждал), и как после «Вольницы…», так и после «Вервульфа» в воздух с готовностью кидались руки с зигами и согласно скандировался «Sieg Heil» (законодательно наказуемый, кстати, лозунг в некоторых европейских странах). В ответ Темнозорь чередовал песни с англоязычными и русскими текстами, и за «Вервульфом» пришла пора «Watch The Falcons Fly», а за ней прозвучала почти баллада, очень лиричная «Где небес лазурь разрывает сердца». Казалось бы, она вся – о любви к Родине, но столько в ней неизбывной тоски, боли, сквозящей в каждой строчке, что слезы сами так и просились на глаза в тот недолгий момент.
Тем временем публика продолжает неистовствовать, и группа, к превеликому сожалению многих, сама поощряет яростное «зигокидание», и следуя желанию толпы, объявляет «песню для белой Европы». Энергичными риффами разражается «White Thunder Roars», повергая зал в бешеный восторг.
К сожалению, в этот вечер нам не удалось услышать самую, пожалуй, тревожащую душевный покой песню Темнозоря – «Замрите, ветра полевые»: группе банально не хватило времени. Однако выступление на Steelfest дало надежду многим российским поклонникам увидеть группу уже у себя на Родине; кто знает, возможно, мы еще станем свидетелями новых работ Темнозоря, и он не исчезнет в истории, как комета, пронося свой яркий свет везде, где бы она ни побывала.
Сет-лист:
1. Intro
2. Вольницей в просинь ночей
3. Вервульф
4. Watch The Falcons Fly
5. Где небес лазурь разрывает сердца
6. White Thunder Roars
7. Вранакрик
8. Дид-Дуб-Сноп
Находясь под глубоким впечатлением от Темнозоря, я неспешно направила стопы к открытой сцене для того, чтобы увидеть шведов Unleashed. На улице уже стемнело и ощутимо посвежело, впору было надевать куртку и живенько передвигаться с места на место (верьте на слово всем тем, кто говорит вам, что в мае в Финляндии может холодать до нуля градусов).
Unleashed в целом – одна из первых дэтовых групп, которые обратились к тематике скандинавской истории в своих песнях вместо традиционных для жанра вопросов насилия, смерти и прочей «чернухи». Порадовали они поклонников и новым альбомом в этом году: правда, «Рассвет девятерых» («Dawn Of The Nine») не блещет оригинальностью, все те же викинги, только сбоку. Постоянство – явно отличительная черта этой шведской команды, ведь и состав у них практически не менялся с середины девяностых. Но в один момент постоянство рискует превратиться в скуку, что, кажется, и произошло с Unleashed: было ли их выступление «слабоватым» на фоне отгремевшего Темнозоря, или действительно их творчество довольно однообразно само по себе, - понять тогда было довольно сложно, и без особых сожалений покинув открытую сцену на середине сета шведских дэтстеров, я решила обратить свое внимание на их соотечественников, уже готовящихся к своему шоу на закрытой сцене.
Очевидно, группа масштаба Dark Funeral по умолчанию призвана стать хэдлайнером любого фестиваля вне зависимости от его тематической принадлежности. Но это было бы довольно обыденно, не правда ли? Поэтому в Финляндию шведы привезли эксклюзивное шоу «The Secrets Of The Black Arts», в рамках которого обещали исполнить культовый альбом, оду Люциферу, целиком. Кроме того, поклонники вправе были ожидать и других сюрпризов в тот вечер.
Посмотреть на Dark Funeral в тот вечер собрался весь Steelfest, у сцены яблоку негде было упасть. Недолгое ожидание, и вот уже под зловещее интро «The Dark Age Has Arrived» на сцене появляются Лорд Ахриман и сотоварищи. Без лишних промедлений приступают они и к гимну «The Secrets of the Black Arts».
Вообще сет шведов в пятничный вечер пролетел на удивление быстро. Хельярмадр (новый вокалист группы) изредка позволял себе сказать пару вступительных слов перед очередной композицией, в целом не прерывая атмосферу нечестивой черной мессы, и каждая песня срывала в буквальном смысле бурю оваций. При этом Dark Funeral не забыли напомнить присутствующим про нетленное наследие Bathory, исполнив кавер на «Call From The Grave». Завершился же сет шведов победоносной «My Funeral».
Сет-лист:
1. The Dark Age Has Arrived (Intro)
2. The Secrets of the Black Arts
3. My Dark Desires
4. The Dawn No More Rises
5. When Angels Forever Die
6. The Fire Eternal
7. Satan's Mayhem
8. Shadows Over Transylvania
9. Bloodfrozen
10. Satanic Blood (VON cover)
11. Dark Are The Path's To Eternity
12. Call From The Grave (Bathory cover)
13. In the Sign of the Horns
14. Open The Gates
Encore:
15. Hail Murder
16. Nail Them To The Cross
17. My Funeral
На этом пятничная программа подошла к концу, но, в отличие от многих других фестивалей, территория Steelfest была открыта для тут и там бродивших товарищей разной степени трезвости еще до трех часов утра; до этого же времени работали и бары.
Субботнее утро выдалось по-летнему солнечным и ясным, и даже после полудня погода радовала своей свежестью и легкой прохладой, да так, что уходить на Winterfront, выступавших на закрытой сцене, казалось настоящим кощунством. По всей видимости, не все смогли найти в себе силы встать пораньше и прийти к началу сета хорватов, потому что в зале было от силы тридцать человек, постепенно и неторопливо стекающихся к сцене.
Winterfront представляют собой этакую андерграундную команду (настолько, насколько к нынешней тяжелой сцене вообще применимо понятие «андерграунд»), в родном Трогире они, тем не менее, остаются одной из самых узнаваемых групп, если не единственной. Для Steelfest хорваты приготовили сет из песен с последнего полноформатника, вышедшего в прошлом году и EP этого года.
Довольно скованная подача материала на сцене компенсировалась неожиданно бодрой и яростной гитарной работой. Да, были пара моментов «халтуры» со стороны гитариста, но в целом Winterfront порадовали нас добротным блэком второй волны с нотками пэгана, а «Моlitva Svarogu» навеяла мысли о Nokturnal Mortum, Graveland и Кроде.
Сет-лист:
1. Frozen Throne
2. Northwinds
3. Of Iron and Blood
4. And They Will Pay The Price
5. Deep Down Below Where His Waters Do Flow
6. Molitva Svarogu
Тем временем на открытой сцене к своему выступлению уже вовсю готовилась команда из Порвоо под названием Coprolith. Предупреждая ранние догадки читателя, скажу, что финны рубят довольно-таки агрессивный blackened death c бешеным ритмом и яростной подачей. Именно последней Coprolith мне и запомнились: контакт с публикой парни нашли очень быстро и удерживали ее внимание всевозможными ужимками, гримасами, ну и, конечно, хэдбенгингом. При этом играли довольно слаженно и технично, по крайней мере огрехи, если они и присутствовали, на слух заметны не были.
Время летело быстро, и следующими после Coprolith в расписании были заявлены норвежцы Svarttjern. Не знакомая с группой до фестиваля, я с интересом ждала их выступления, ибо оно обещало быть как минимум визуально интересным.
Так оно и вышло; когда политые кровью участники группы с корпспейнтом на лицах вышли к зрителям и объявили «Upon Human Ending», те встретили группу с энтузиазмом. Тем не менее, скоро стало ясно, что оригинальностью в живых выступлениях Svarttjern не блещут: музыкально напоминая Ragnarok и Tsjuder, они словно возвращают нас во времена пика популярности Gorgoroth; наблюдая за норвежцами на сцене, я не раз отмечала про себя, что где-то когда-то я уже подобное видела. Не могу сказать, что жанр «мельчает» или исчерпывает себя, но определенно группе нужны «свои фишки», чтобы обозначить собственное место на норвежской блэк-сцене среди своих коллег. Однако можно отметить нетривиальное поведение вокалиста, больше характерное для групп с уклоном в оккульт-блэк: закатанные глаза, медленные, словно с ленцой движения, позирование – ставка на эффектность, без сомнений. Но это не спасло группу от следования многочисленным блэк-металлическим клише.
Сет-лист:
1. Upon Human Ending
2. I Am the Path, Part II
3. Hellig jord
4. Stillborn Acolyte
5. Hymns for the Molested
6. Code Human
Torture Killer и Sargeist остались в субботу без особого моего внимания, так как ни одна, ни другая группы не несут, по моему мнению, никакой новизны в собственных жанрах и достаточно однообразны на сцене. Поэтому было принято решение перекусить и обежать окрестности фестиваля дабы рассказать читателям, чем им придется питаться на Steelfest и что можно будет забрать домой в качестве сувенира с фестиваля.
Мой скромный опыт посещения финских open-air мероприятий всё же позволил мне сделать определенные положительные выводы относительно организации питания и торговых точек. Да, можно смириться или даже попрощаться с желанием кушать здоровую пищу на фестивалях, но, по крайней мере, она будет разнообразна и калорийна, голодным не останется никто. Steelfest в этом отношении – не исключение: на площадке были организованы не только палатки с бургерами и жареной картошкой с сосисками, но и можно было попробовать жареный рис с овощами, тайский Пад Тай или спринг-роллы (вполне при этом сносного качества и по демократичным ценам). Порадовал взгляд и фургончик с мороженым, который также продавал сладости. Помимо чая, кофе, традиционного пива и сидра посетители могли приобрести энергетики и коктейли, воду, причем каждому вернувшему тару из-под напитка полагался возврат залога в размере 2-3 евро.
Что касается мерчендайза и дисков, то за ними можно было подойти в сразу несколько точек продажи (всего четыре или пять), при этом ассортимент не был ограничен нынешней фестивальной программой. Также большим сюрпризом стало наличие пирсинг-магазина и палатки с коваными украшениями ручной работы.
Пообедав на свежем воздухе, я настроилась на очередную волну финского дэта, потому что впереди меня ждала Sotajumala. «Бог войны» (так переводится название группы с финского) должен был сегодня грянуть вживую не хуже, чем на студийных записях, и по заверениям знакомых финнов, группа меня разочаровать не должна.
Открыли свое выступление финны композицией с нового альбома (вышел в этом году) «Saattajat», продолжили же проверенным хитом «Kuolinjulistus», рожденным в далеком 2007 году. Ко второй песне людей у сцены стало значительно больше и неудивительно: Sotajumala очень любят на родине и всегда принимают с огромной эмоциональной отдачей. Вот и когда вокалист Мюнни спрыгнул со сцены в фотопит и залез на ограждение, к нему сразу же ринулись первые три-четыре ряда. Успевая смачно гроулить, Мюнни не стеснялся заливать в себя виски, при этом охотно делясь с особенно удачливыми поклонниками огненным напитком прямо из горла бутылки. Забравшись обратно на сцену, он сорвал с себя футболку и до конца сета отрывался на сцене в свое удовольствие, заряжая собравшихся своей харизмой и энергетикой.
Сет-лист:
1. Saattajat
2. Kuolinjulistus
3. Sinä et ole yhtään mitään
4. Uhrina sairaan
5. Paratiisin Kutsu
6. Päivä jolloin aurinko sammui
В этом году организаторы фестиваля постарались на славу, преподнеся посетителям фестиваля действительно ценные музыкальные сюрпризы. Определенно, группа Wyrd стала одним из главных таких «подарков» (а для кого-то и открытий) от/на Steelfest.
Wyrd часто уподобляют американцам Agalloch, и они вполне достойны такого сравнения: по сути стиль, в котором играют финны, можно отнести к атмоблэку с элементами дума (акустические пассажи, которые часто встречаются в композициях группы, завораживают). По тем или иным причинам Wyrd не выступали аж с 2009 года, тогда же вышел их последний полноформатный альбом «Kalivagi». Для выступления в рамках Steelfest основатель и единственный официальный участник группы Narqath пригласил разделить с ним сцену своих коллег по Azaghal Niflungr (бас-гитара), Ruho (ритм-гитара) и Lima (ударные). «Голосом» же Wyrd в этот вечер стал Aki Klemm из депрессив-блэк проекта Kalmankantaja.
Вполне ожидаемо было большое скопление людей, но мне удалось найти место не так далеко от сцены, как я боялась изначально. Открыла выступление финнов эпическая «Götterdämmerung», идеальная для начала вечера, грозившего запомниться надолго. Несбиваемый бешеный гитарный ритм – вот и всё, что в ней есть, но какой накал эмоций она рождает! В «Henkien yössä» мы смогли оценить «живую» вокальную работу Аки, которому не привыкать харшить высоко и долго. Судя по восторженно гудящему залу, ему удалось передать ту тоску об ушедшем, которая красной линией проходит через все творчество финнов.
Без всяких сомнений, больше всего собравшиеся в тот вечер на Wyrd ожидали услышать «Huldrafolk» и «Ashes of Man and Oak and Pine». Эти песни словно квинтэссенция Wyrd, и при этом они достаточно наглядно олицетворяют тот шаг, который группа сделала в сторону от традиций финского блэк-метала. Думается, оно и к лучшему, ибо порой созерцательность, обращенная внутрь себя и к природе, взгляд, покрытый вуалью меланхолии, западают в душу намного глубже, чем вся агрессивность и бескомпромиссность, присущие каноничному финскому блэку.
Сет-лист:
1. Götterdämmerung
2. Henkien yössä
3. My Ghosts
4. Huldrafolk
5. Loitsulaulu
6. Ashes of Man and Oak and Pine
7. Aijeke
Стремясь разбавить один национальный колорит диаметрально противоположным, я направилась к открытой сцене, на которую уже вышли греки Kawir. Kawir – не единственная команда из страны солнца и оливок на Steelfest в этом году, но, в отличие от соотечественников Dead Congregation, они являются одной из старейших (и чуть ли не единственной) греческих команд, играющих пэган-блэк с очевидным влиянием национальной фольклорной музыки. При этом получается это у них вполне органично, и за эту «изюминку» данные товарищи полюбились мне еще до Steelfest, поэтому их выступление пропускать ну никак нельзя было.
Начало же шоу, подготовленного Kawir, назвать иначе, как «символичным», язык не поворачивается: в древнегреческой мифологии Гермес был вестником могучих богов, и, по всей видимости, их наследники решили отдать дань крылатому божеству и заодно появиться на сцене максимально грандиозно. После «Hermes» мы были удостоены исполнения «To Cavirs», написанной, между прочем, на древнегреческом, что вовсе не мешало собравшимся горячо поддерживать Kawir.
Думаю, я буду не единственной, кто отметил «Hail Bacchus» в сет-листе субботнего вечера. Песня крайне интересная по структуре: декламации на греческом перемежаются яростным харшем, который, в свою очередь, сменяется на рефрен-хвалу богу вина и наслаждения, Бахусу, и тут уже подпевать вокалисту могут все. Готова поспорить, у многих эти два слова, «Hail Bacchus», крутились в голове и после завершения субботней программы (а у меня – так точно).
Но на этом сюрпризы не заканчиваются: последней песней греки объявляют «Sinn» с самого первого их демо, выпущенного ни много ни мало более двадцати лет назад. Здесь я явно слышу отсылки к Satanic Warmaster, радостно гудящие вокруг меня финны, похоже, тоже; и на такой благодарной ноте заканчивается одно из самых интересных выступлений на Steelfest в этом году.
Сет-лист:
1. Hermes
2. To Cavirs
3. Hail Bacchus
4. Opheiolatreia
5. Hymn to Winds
6. Sinn (The Blazing Queen)
Как я упоминала ранее, в разные годы Steelfest принимал громкие имена тяжелой сцены из самых разных стран, в том числе и те из них, кто не так уж и часто играют вживую (например, Nifelheim). В этом году количество таких участников, по моему скромному мнению, зашкаливало, и это учитывая небольшие масштабы фестиваля. Организаторы сделали ставку не только на редких гостей из-за пределов Финляндии, но и представили широкому вниманию локальную сцену, уговорив выступать даже те группы, которые, казалось бы, всеми силами сосредоточились на студийной работе. Так, проект Cosmic Church из Тампере, рожденный творить в популярнейшем из-за его доступности формате one-man band, в этом году должен быть отыграть второе за всю историю своего существования живое шоу.
Похоже, перед выступлением Luxixul Sumering (именно под таким псевдонимом скрывается артист, стоящий за работами Cosmic Church) ставил перед собой задачу создать атмосферу мистики и таинственности по максимуму: красно-желтый свет и клубы, буквально облака дыма практически скрывали сцену, оставляя лишь неясные контуры музыкантов нашему взгляду. Однако крайне неудачно настроенный звук на закрытой сцене в принципе в тот день сыграл с Cosmic Church злую шутку: выступление вышло монотонным и даже затянутым; одна навевающая скуку композиция сменяла другую, и наблюдая частые и широкие зевки в зале, я убедилась, что в своем мнении была не одинока.
На открытой сцене тем временем уже вовсю готовились к выступлению соотечественники Kawir Dead Congregation, и, зацепив краем уха первую песню, я поторопилась занять удачное место в первом ряду на закрытой площадке перед Moonsorrow. И не зря, потому что к началу сета финнов в зале яблоку негде было упасть.
За годы своего существования Moonsorrow обросли самыми разными клише, которыми с готовностью наделили их поклонники: и песни у них по полчаса, и альбомы они выпускают раз в три-пять лет, а живых выступлений приходиться ждать чуть ли не столько же. Но эти «фишки» скорее поспособствовали росту популярности финнов, и даже на родине их выступления проходят если не с аншлагом, то точно с крайне высокой посещаемостью: всему «виной» те драйв, бешеная энергия, льющаяся со сцены, и атмосфера душевного подъема, что царит на концертах «Лунной печали».
На них часто пытались повесить ярлык «epic heathen metal», и отчасти он характеризует их очень точно: не иначе как «эпичным» начало «1065: Aika» назвать нельзя. Даже не верится, что эту песню они впервые исполнили живьем только летом прошлого года, на фестивале Kilkim Zaibu в Литве. Ритмичные гитарные риффы, хоровые распевки и пронзительный харш вокалиста Вилле – вот что разгоняет кровь спокойных финнов по венам в этот вечер, в воздух тут же летят сложенные в кулак руки в качестве поддержки. Moonsorrow вполне способны воссоздать атмосферу далекого одиннадцатого века, или даже раньше; атмосферу, царившую на заре финской истории, когда Ильмаринен отправился в поход на Похъелу. «Taistelu Pojolasta» рассказывает о битве Ильмаринена за Сампо, но если отойти от лирики, то музыкально эта композиция - великолепный образчик мелодичного финского блэка, но при этом быстрого и весьма агрессивного, как и весь альбом «Tämä ikuinen talvi».
Исполнив любимую поклонниками «Pimeä» (поддержка зала на ней была колоссальна), финны переходят к кульминации вечера – тридцатиминутной «Tulimyrsky», которая как огненный шторм грозит поглотить и группу, и зрителей. Сумев сократить ее всего лишь до чуть более двадцати минут, Moonsorrow показали настоящий мастер-класс совершенного живого выступления отдельной группы: эпичного и яростного, способного воззвать к потаенным чувствам гордости за свое великое историческое наследие.
Сет-лист (самый короткий на фестивале, зато какой!):
1. 1065: Aika
2. Taistelu Pojolasta
3. Pimeä
4. Tulimyrsky
После величия Moonsorrow сложно проникнуться настроением для дэта, но у меня был веский для этого повод - на открытой сцене должны были выступать Asphyx. Настоящие ветераны дэт-метала, голландцы собрали целую армию поклонников за почти 30 лет своего существования, и, несмотря на вечерний майский холод, характерный для «страны тысячи озер», по крайней мере целый полк из этой армии ожидал начала сета дэтстеров с нетерпением.
Несмотря на разговорчивость Мартина в тот вечер, Asphyx грянули «The Quest for Absurdity», а за ней и нетленной «Vermin» без особых предупреждений. Под конец дня, конечно, многие из посетителей фестиваля утомились, но устроить сёркл-пит под «Food for the Ignorant» и «Death the Brutal Way» нам всё же удалось.
В перерывах между песнями вокалист Мартин много любезничал с публикой, благодарил пришедших, не забывал отмечать особо знаковые песни («Deathhammer», «Asphyx (Forgotten War»). В принципе мы увидели стандартный «фестивальный сет» голландцев в тот вечер, но банальным и тем более надоевшим назвать его ни в коем случае нельзя: в случае с Asphyx каждое живое выступление - это настоящий pure fucking hell, когда на полную выкладываются как музыканты, так и поклонники. Искренность группы подкупает: я была до слез благодарна Мартину за посвящение «Last One on Earth» Би Би Кингу, скончавшемуся в минувшую пятницу, и Ронни Джеймсу Дио, которого нет с нами вот уже целых пять лет; могу с полной серьезностью сказать, что на живые выступления Asphyx вы будете приходить каждый раз, как в первый, потому что голландцам всегда есть, что сказать своим поклонникам, и их послания с годами не теряют своей актуальности.
Сет-лист:
1. The Quest for Absurdity
2. Vermin
3. Food for the Ignorant
4. Death the Brutal Way
5. M.S. Bismarck
6. Deathhammer
7. Eisenbahnmörser
8. Minefield
9. We Doom You to Death
10. Wasteland of Terror
11. Asphyx (Forgotten War)
12. The Rack
13. Scorbutics
14. Last One on Earth
До этого момента я пыталась сохранить интригу и не делать акцента на команде, которую организаторы фестивали пригласили закрывать субботний вечер; но пришло время раскрыть карты и представить одну из самых ожидаемых групп на Steelfest 2015 – Nokturnal Mortum. Группа чрезвычайно популярна в Европе и Америке, на других континентах, отчасти потому, что очень редко позволяет себе выступать за пределами родной Украины. По этой причине зал к концу второго дня фестиваля был полон, кто не мог стоять на ногах – мирно отдыхал на скамейках или возле стен, но практически все пришедшие собрались к началу выступления лидеров украинской пэган-сцены на закрытой сцене.
До выступления присутствующие могли полюбоваться на микрофонную стойку Воргота – настоящее произведение темного искусства, с костями и черепом, с вырезанными на нем рунами. Но она недолго занимала внимание публики, потому что «ноктюрналы» не заставили никого долго ждать и вышли на сцену, растворившись почти в непроглядном дымном тумане.
Не могу отнести себя к знатокам и поклонникам творчества украинцев, но по моим прикидкам в тот вечер были исполнены как минимум следующие песни: «Валькирия», «Голос Стали», «Украина», «Коляда». При этом под последние две зал в буквальном смысле бесновался: в середине зала был устроен мошпит, из которого периодически то выплывала рука с зигой, то доносился «Sieg Heil», по краям многие беззаветно танцевали; в целом же в зале царила атмосфера единения и сплоченности, за что участникам Nokturnal Mortum можно крепко пожать руки.
Так прошел очередной Steelfest, в этом году нам удалось увидеть своими собственными глазами и сохранить в памяти действительно удачный подбор групп, выступлений, насладиться отличной компанией окружающих людей, и даже погода не испортила впечатление от проведенного на воздухе времени: солнце ярко светило оба дня фестиваля. На мой взгляд, Steelfest продолжает держать планку организации всех важных моментов на довольно высоком уровне при небольших масштабах, что, безусловно, заслуживает самой искренней похвалы.
Выражаем благодарность организаторам фестиваля и лично Jani Laine и Miika Haavisto за предоставленную аккредитацию.
|