Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

«Творческой личности отдыхать некогда…»

Masterplan, Helloween, Roland Grapow

          Свои пожелания и комментарии можете направлять на kondor@rbcmail.ru или на форум www.powermetal.ru . Заранее скажу, что перевод лирики вольный, но, на мой взгляд, он лучше всего отражает истину. Статья будет состоять из 3х частей, по одной части на каждый сольник и одна на его работы в группах. Так как первого сольника г-на Грапова у меня нет, то первая часть будет дописана позже…После того, как я дал прочитать уже почти готовую статью одному музыканту, он сказал, что ее лучше было построить в хронологическом порядке. От части он прав, я сначала не догадался, а перерабатывать уже поздно, поэтому в статье появилась биография, и желающие смогут понять, что к чему…
          
          Пролог
          
           Думаю, объяснять, кто это такой, не имеет смысла, хотя для новичков в металле скажу, что это один из наиболее значимых, влиятельных и талантливых композиторов и исполнителей, чьи незамысловатые, но красивые мелодии легко узнаются и любимы многими ценителями красивой музыки. Проведем небольшой экскурс в историю.
           Роланд Грапов родился в 1959 году в Гамбурге, в Германии. Начал играть в 12 лет, но, по мнению учителя, Роланд не усваивал теорию и не мог стать хорошим гитаристом (как же он ошибался…). Позже - самостоятельно - он учился играть и выступил даже в школе перед друзьями, которые остались очень довольны. После Роланд сколотил команду, но она долго не просуществовала. Потом он играл еще в нескольких командах около года, но реальная работа представилась ему только в Rampage, группе, ставшей довольно-таки популярной в Германии. Любопытно, что Роланду в то время было всего лишь 19 лет. Кстати говоря, Грапов после ухода из Rampage, чтобы подзаработать, устроился механиком. Не поверите, но до настоящего времени он очень любит машины. Спустя шесть лет Грапова приглашают в Helloween, где он проработает 12 лет и станет одним из видных гитаристов металл сцены. Дебютировал Грапов в 1991 (Pink Bubbles Go Ape), написав 4 песни: "Back on the Streets", "Someone's Crying", "Mankind" и "The Chance". Несмотря на довольно-таки хороший материал, критика не пожалела этот альбом, также как и следующий. "I Don't Wanna Cry No More", "Crazy Cat", "Music" and "Step Out Of Hell" - песни Грапова для Chameleon. Много критики вытерпели тогда ребята из Helloween (мое мнение вы узнаете дальше). Затем группа выпускает альбом под названием Master of the rings. "Mr. Ego (Take Me Down)", "Take Me Home" и "Still We Go" - эти песни написаны Роландом. Упомяну еще "Grapowski's Malmsuite 1001 (In-D-Doll)" - инструментальная песня написана Граповым, но выпущена на сингле. Я ее слышал, очень понравилось, я бы даже сказал, что эта песня является прародителем будущего Masterplan. В 97 Роланд выпускает сольник, любопытно, что его жена, Сильвия, помогла ему с лирикой. В 99 Грапов отправляется в турне со своей командой, записавшей "Kaleidoscope", выступая на разогреве у GammaRay & Stratovarius. Ему очень понравился этот опыт, тогда же среди фэнов поползли слухи, что среди этих великих команд (Хэллоуин и ГаммаРэй) больше нет разногласий, но это было ошибкой. В 99 Грапов с Хеллами празднует 15-летие команды на сцене. В 2000 году группа выпускает один из лучших и мрачных альбомов, на котором Грапов сыграл почти все гитарные соло и написал две песни: "Escalation 666" и "The Dark Ride". После выпуска альбома группа съездила в турне в его поддержку. То, что произошло после турне, шокировало металл сцену: Грапова и Куша (ударные) попросили удалиться из группы. Официально причиной было то, что: во-первых, Грапов и Куш хотели продолжать исполнять музыку в стиле "Темного Всадника", а оставшиеся члены команды - нет, во-вторых, Вэйкат сказал, что оба они уделяют слишком много внимания сольным проектам. После этого Роланд сыграл в нескольких сольных проектах разных видных музыкальных деятелей, а теперь вместе с Кушем они создали новую команду Masterplan. Что будет дальше, покажет время…
          
          
          Часть 1.
          ***
          Часть 2
          
           Я уже не вспомню, что побудило меня купить этот сольник, но я остался доволен, очень доволен. Это одно из наиболее глубоких творений в металле. Ну, кто еще так точно смог бы изобразить свои переживания, чувства, а также разобрать проблемы современности, не уйдя в глухую философию и не отклонившись от великолепного звучания, кроме Грапова? Уже с самых первых аккордов музыка захватывает своей энергичностью, мелодичностью и простотой. Роланд написал великолепные мелодии, которые, как обычно, легко запоминаются, напеваются, когда вам скучно, а лирические баллады греют душу в любое время дня и ночи. Давайте рассмотрим этот диск поближе. Заранее скажу, что весь перевод вольный и прозаический, поэтому не судите строго.
           Диск открывает песня Walk On Fire. Достаточно быстрая песня, музыка которой соответствует названию и содержанию лирики. Кстати, после первого прослушивания я разочаровался в вокалисте, а потом пришел к выводу, что его голос очень удачно вписывается во все действие песни. Лирика повествует о человеке, который разочаровался в друзьях, близких. Очевидно, его предали. "Будь спокоен, но уйди от меня // И если тебе нужен настоящий друг - покупай собаку". Довольно интересная строчка, с одной стороны, герой мудро не желает зла своему врагу, но с другой, он посылает его, куда подальше.
           Следующая песня Under the same sun. Строго говоря, песня о равенстве всех. Сначала идет рассказ о суровых днях наших, об угнетении людей, об их зависимости друг от друга, потом объяснение, что все мы находимся под "одним Солнцем", хорошее замечание. "Будь честен сегодня, поверь в себя // Подними голову, не сдавайся, ты найдешь свой путь // Хоть и видно в твоих глазах немного безумия // Отпусти его или оно приговорит к смерти тебя". Идет намек на то, что если не избавиться от неравенства, то это навлечет смерть. Знаменательна последняя строчка: "Да, мы все живем под одним Солнцем". Надо отметить, что музыка соответствующая: почти постоянный хор, что показывает единение. Песня The Hunger меня особо не вдохновила, поэтому ее мы пропустим, хотя, не буду скрывать, "ускорения" и соло на 2,00 минуте меня порадовали.
           A heartbeat away - классика мелодического и лирического гения Роланда. Песню можно разбирать по строчкам и по нотам, великолепное произведение из глубины души. Песня о добрых, прекрасных чувствах, о том, как их можно разбудить, сколько радости они приносят нам. "Просто обернись, что ты видишь? // Ох, сколько воспоминаний… // А ты проживаешь свою жизнь, как Солнце пожирает лед". Думаю, эти строки относятся к людям, которые погружены в повседневную суету, которая не позволяет им любоваться этим прекрасным миром, а время идет, жизнь проходит, но люди этого не замечают. "Живи для себя // Если ты знаешь, чего хочешь, но не потеряйся в мечте". Здесь Грапов предостерегает людей, чтобы они, смотря на этот мир не забывались в мечтах, которые за собой ничего не влекут. Нет, мечтать полезно, но нельзя обходиться лишь мечтами, нужно что-нибудь делать, чтобы их осуществить. "Рай находиться на одном ударе сердца // Каждый день, ночь, каждое мгновение // Всем нужны друзья, откройся людям // Покажи ладони, открой сердце, поделись чувствами". Пока человек жив, пока бьется его сердце - есть возможность создать или хотя бы увидеть рай на этом свете, для этого всем надо открыть свое сердце и поделиться своими переживаниями. Но есть помехи этому. "Самоуверенность - ключ к выбору // Не возгордись // А полети через океан ветров // Где облака толпятся, не сомневайся // Хоть проблемы и не кончатся". Дальше идут приятные слова, в которых Грапов говорит, что в любой момент друг поможет, где бы вы ни были, другое дело, что друзей в этом мире маловато. С музыкально точки зрения любопытен следующий момент (3,45 - 4,05): обратите внимание, что музыкальная фраза (с мелодической точки зрения) не меняется, меняются только инструменты и акценты, благодаря этому получается, что первая фраза звучит вопросительно, а следующая, при той же мелодии, утвердительно; по принципу, на вопрос "быть или не быть" Грапов утверждает "быть". Песня заканчивается невероятным позитивом. Не будем забывать, что Грапов не скрывает своих симпатий к классической музыки (не забывая, естественно, о современной), а там подобных приемов масса.
           Песня Hidden Answer рассказывает о том, что у каждого есть эмоции, мысли, которые никто, кроме вас, не знает. А ведь бывает так, что они играют очень важную роль в принятии решения. Сколько раз вы не понимали, почему человек решил поступить так, а не иначе. На этот вопрос есть "скрытый ответ".
           'Till the end - "До самого конца" - песня о жизненных реалиях. С самых первых запилов гитары, чувствуется жесткость, потом приблизительно тоже передается вокалом, как бы показывая, что предстоит разбор не легкий. Лирика повествует о громе, криках, запахе паленой кожи, о закрытии глаз на проблемы… Приятная картинка. "Создаем существ, манипулируя ДНК,// Не будет естественности - вот наш мир,// Силиконовый стандарт для синтетических девах,// Вот, что нам нужно в нашем маленьком мире…" Забавно, а ведь Роланд прав. В нашей стране это особо сильно не ощущается, а вот на западе… Но, чем мне всегда нравился Грапов - это тем, что он всегда покажет на спасение. "Открой свое сердце божественно земле,// Человечество потеряет цель,// Но если будешь прятаться за правительство,// То никто не добьется ничего// ДО КОНЦА"
           Ну, вот мы и добрались до песни, в честь которой назван диск. Kaleidoscope Роланда Грапова. Центр философии, итог всей работы, расположенный по середины. Уже по музыкальному вступлению видно, что дальше будет разбор мировоззрения людей, то, ради чего писался, наверное, весь альбом. Кстати Грапов, в отличие от многих музыкантов в металле, избегает гигантомании (эта самая длинная песня, а длится всего 7 минут). "Подобно ребенку в песочнице, мы не копаем достаточно глубоко…" Люди не желают вникать в проблемы, они простодушно занимаются своими делами, не обращая внимание на перемены, происходящие в мире. Грапов пророчески предупреждает, что за нашу безалаберность будут платить будущие поколения. Он призывает ценить время, как удары сердца (хорошая аллегория), говорит, что люди пропускают мимо предупреждения, намекая, что шанцев на спасение потом может не быть. "Шанс не будет дан дважды, Господи, скажи, почему же мы выбрали этот путь? Потому, что конец готов прийти, выхода нет, некуда идти". Вопрос: "Почему же и диск, и главная песня названы так странно?" Для начала, нужно ответить, что же такое калейдоскоп? В словаре пишут: "Калейдоскоп - оптический прибор, состоит из двух продолговатых зеркал, касающихся между собою ребрами, обыкновенно наклоненных под углом 60°; зеркала помещаются в цилиндре, дно которого состоит из двух стекол, между которыми помещаются мелкие предметы. Если смотреть в цилиндр со стороны, противоположной дну, то от многократного повторения изображения цветных предметов в зеркалах являются красивые фигуры, изменяющиеся при вращении Калейдоскопа". Вот и жизнь наша такая: какой бы разнообразно она не была, Грапов напоминает, что она красива и ее надо беречь. Музыка данной песни точно соответствует словам. Любовь, романтика, сколько радости и несчастий они нам приносят. Песня Angel Face именно об этом. Первые строки описывают очень привлекательную и симпатичную особу, в которую, очевидно, был влюблен герой. Причем общение было на уровне мыслей. Здорово, да? Казалось бы, все прекрасно и жизнь хороша, но есть одно "но"… "Ангел мой, не могу больше ждать,// Потому что без ответа,// Наша любовь похожа на цветок на могиле". Получается, что герой любит безответно, он ждет, жаждет ответа, хочет, чтобы все, наконец, успокоилось, но… надо отметить хороший прием Грапова, в первом припеве он просто неохотно произносит "on a grave", во втором к нежеланию прибавляется гитара, которая глушит голос, а в конце он произносит его четко, более того с поддержкой инструментами. По следующему принципу меняется вся песня: сначала герой в восторге, после он понимает, что что-то не так, но не хочет смотреть правде в глаза, но в конце все точки становятся над "и". В жизни ведь тоже так… Причем, насколько великолепное сопровождение гитарой, во время этого становления (2,30-3,00): гитара изображает тревогу, трупы - отчаянье… После соло мы видим всплеск эмоций - просто, герой вспомнил свои первые чувства. А непосредственно соло подводит музыкальный итог всей песни.
           Listen to the lyric - один из наиболее грамотных инструментальников, которые я когда бы то ни было слышал… Очень часто композиторы отдают предпочтение одному инструменту, и только этот инструмент и звучит в произведении. Не хочу обижать композиторов, это только мое мнение: Толкки отдает предпочтение скоростной игре на гитаре, жертвуя красотой и мелодичностью, наши группы это вообще отдельный разговор… Уходят в такие дебри… Кто-то просто строит не мелодическое произведение по вопросно-ответной системе, а что-то не понятное, кто-то исполняет грубо, просто лупя по клавишам или дергая за струны безо всяких эмоций. Вот одно из тех произведений, которое построено четко, ясно и продумано: один инструмент ведущий, причем он не задвигает оставшиеся на второй план, мелодика хорошо видна, а главное, как четко соответствует названию… Кстати, Роланд хорошую вещь сделал: показал, откуда взялась идея: вой собаки, задумывался ли кто-нибудь, о чем она нам хочет сказать. Любопытно, но на сайте Грапова написано, что вот предназначался для "Reaching Higher". Не знаю, кто-то явно что-то напутал… В любом случае этот вой больше подходит к инструментальной работе.
           Далее динамичная и красивая песня где обо всем говорится прямым текстом о том, чего следует опасаться "Достигая высот". "О Лорд, я умираю" - хорошая издевка Грапова над всякими мыльными операми и прочей этой сентиментальной ерундой… Хотя, я могу быть не прав.
           "Seperate Ways" - песню написал не Грапов, она времен его молодости, когда металла как четкого музыкального жанра не было, песню написала команда под названием "Journey" с альбома "Frontiers by Journey" 1983 года выпуска. Великолепный оптимистичный кавер, удачное завершение диска, кстати, это бонус трек. Слова понятны: они о чистой, красивой, надежной любви, о том, что она есть и найдет каждого… В музыкальном отношении можно обратить внимание на обыгрывание хором и солирующим вокалом разные фрагменты, к сожалению, многие этот прием не используют, а зря…
           Вы можете меня обвинить, сказав, что часть лирики написана не Граповым, а вокалистом проекта. Да, но не будем забывать, что это слольный альбом и Роланд там царь и бог, хоть сам он это отрицает, говоря, что не указывает членам команды, как играть. Наверное, действительно не указывает, а направляет музыкантов.
          
          
          Часть 3
          
           Первой группой, в которой играл Роланд (уже как профессиональный гитарист) была Rampage, ныне о ней мало что известно. Мы знаем, что группа была популярна в Германии, но, к сожалению, долго не просуществовала…
           После Грапов попал в Helloween, где проработал более 15 лет. Оценить его вклад в музыку группы довольно тяжело. Были разные моменты: был "Хамелеон", но был и "Темный всадник". Те, кто считают, что Грапов после ухода Хансена развалил Хеллов, сильно заблуждаются. Роланд великолепный исполнитель и композитор, он (точнее его песни) прекрасно вписывался в любой альбом. Пропустим Хамелеон (этот альбом и предыдущий требует длительного отдельного обсуждения). "Властелин Колец" - неужели "Mr.Ego" или "Steel we go" плохие песни? Албом "The dark ride" - Грапова обвинили в том, что он виноват в таком звучании альбома… А ведь это одна из самых лучших работ Хеллов. Но не будем о грустном.
           Мастерплан - группа, которую создали Грапов и Куш после ухода из Helloween. Мнения по поводу новой команды разделились: кто-то говорит, что она скоро распадется и, естественно, будет не популярной, кто-то - что это еще один (после ГаммыРэй) серьезный конкурент Helloween. Я склоняюсь к последней версии. К сожалению, ребята из Мастерплана не указывают авторство песен, поэтому однозначно сказать, кто и какие песни написал, нельзя. Одно скажу, что для металла группа звучит как-то особенно, причем это особенно нравится людям. Пока есть только один альбом, но какой альбом…
           Небольшой интерес представляет альбом MVP, где Грапов исполняет гитарные партии. Группа основана Michael Vescera (вокалист второго сольника Роланда). Обычный Хэви, только Грапов показал там такое количество разных "фишек" при игре на гитаре, что, наверное, больше такого количества нигде не услышишь.
          
          
          Подведем итоги:
           Роланд Грапов вошел в историю металла, будучи одним из гитаристов группы Helloween (основателей и лидеров одного из бурно развивающихся направлений металла "Power", подробнее тут). Во время работы в группе, он создаёт несколько очень удачных песен и два сольных альбома, но судьба подготовила ему довольно-таки интересную участь: его попросили удалиться из группы летом 2001-го года. О причинах остается только догадываться, хотя некоторые предполагают, что Вэйкат (лидер Helloween) просто поссорился с Граповым из-за того, что последний отказался помещать некоторые свои песни на альбом. Но все прекрасно проясняют слова Грапова: "…не было никаких обсуждений или споров между нами и остальными участниками команды. Просто в один прекрасный день мы с Ули прочитали в новостях, что мы уволены из Helloween из-за того, что мы с ним были ответственны за мрачное звучание альбома "Dark Ride" (2001) и уделяли слишком большое внимание своим сольным проектам. Все это - полная чушь. На мой взгляд, нас уволили из-за того, что мы с Ули - слишком сильны как музыканты и авторы песен. Вайки, будучи начальником в группе, сильно ревновал к тому, что мы можем играть и сочинять лучше, чем он, и поэтому нас уволили" (цитата взята с www.totalmetal.ru). Так вот, после ухода из Helloween Грапов собрал новую группу с великолепным составом. Некоторое время спустя, они записывают великолепный Хард'н'Хэви альбом, для записи которого даже умудрились пригласить г-на Киске. Сейчас ходят слухи о совместном проекте Мастерплан & ГаммаРэй, также Грапов приглашен на запись сольника Тимо Котипелто (Stratovarius). В общем и целом, Грапов увяз по уши в … угадали, в работе :.
          
           Спасибо за внимание.

01.11.2003

Автор


Kondor7

Город: Moscow

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться