Новости       Афиша       Фото       Репортажи       Интервью       Переводы       Рецензии       Группы       VK       YouTube       О нас       Друзья       ENG   

«Семь бед отечественного металла»

          

Редакция от 23 февраля 2007 года


          10 октября 2002 года мной была написана статья «Семь бед российского павер металла. Было это давно, и многое изменилось с тех пор. В первую очередь, я сам стал более опытным и осведомленным в музыкальных делах, влился в «тусовку», и изнутри узнал, как это работает. Что ж, пришло время посмотреть на ту статью новым взглядом. Насколько я был прав, и насколько ошибался? Все добавления 2007 года напечатаны курсивом.
          
          Вы когда-нибудь задавались вопросом, сколько групп на территории бывшего Советского Союза играют металл? Этих групп бесчисленное множество. А сколько из них добились известности в Европе? Единицы? К сожалению, таких групп нет. Попытаемся понять причину такого невезения на примере следующих пауэр металлических команд: Archontes (москвичи, выпустили два альбома), Catharsis (москвичи, три альбома), Conquest (харьковчане, один альбом), Shadow Host (москвичи, три альбома) и Эпидемия (москвичи, три альбома). Рассмотрим проблемы их релизов.
          
          На самом деле, такие группы есть, но появились они в большинстве своем позже 2002 года и их действительно единицы. Тот же Catharsis одно время был известен в Европе, но, перейдя на русский язык, эту известность потерял.
          
          Проблема №1: Качество записи
          Качество записи этих групп оставляет желать лучшего. Но тут ничего не поделаешь: к сожалению, в России нет условий для создания студий, по технической оснащённости равных европейским аналогам. Уровень жизни не тот. Разве можно говорить о качестве второго альбома Эпидемии, когда он записывался на домашнем компьютере гитариста. Сейчас, вроде бы, всё идёт на поправку: альбомы, выпущенные в 2001-2002 годах могут похвастаться достаточно хорошим звучанием и приличным мастерингом.
          
          Вот парадокс. Студии появляются, а запись большинство музыкантов делают всё равно «дома на коленке». Должно быть, студии эти не всем по карману, да и даже в хорошей студии группа может записаться отвратно. И тому есть масса примеров. Впрочем, теперь уже хорошая запись у отечественных групп – не редкость, и проблему можно считать снятой. Главное, чтобы были деньги и руки росли, откуда надо.
          
          Проблема №2: Никакой оригинальности
          Эта беда характерна для первых альбомов московских команд Archontes и Shadow Host. Слушая их диски, я невольно вспоминал Blind Guardian. Те же мелодии, те же рифы. Хочется сказать, тот же вокал, но об этом позже. На самом деле, не всё так плохо. Многие западные группы в наглую копируют Helloween и Blind Guardian, и, тем не менее, популярны. Но в том то и проблема: на западе слишком много таких групп и нашим группам, учитывая их остальные беды, туда не пробиться. Нужна изюминка, но её как раз и нет. К счастью, Shadow Host исправились и на последнем альбоме исполнили старые песни по-другому. Теперь столь явного копирования немецкой четвёрки нет, но и до чего-то нового ребятам далеко. Эпидемия пошла другим путём. Их музыка ближе к Helloween 80-х, а тексты - к Blind Guardian. Но ребята знают, где остановиться, поэтому в их альбомах больше оригинальности. Лучше всего, в этом отношении, дела обстоят у Catharsis - их музыка вполне оригинальна.
          В текстах оригинальности нам тоже не видать. Это либо фэнтезийные сказочки, либо депресняк. Где фольклор? Где русская классика? Это русское творение, или пародия на европейцев? Скорее, Blind Guardian споют про князя Владимира Красно Солнышко, чем российские группы. А ведь у нас есть свои легенды...
          
          Проблема осталась, и даже усугубилась. Вновь появляющиеся группы все менее оригинальны. Есть, конечно, Mechanical Poet и подобные им группы, но их единицы. Тот же Catharsis с переходом на русский язык свою изюминку потерял. Что касается текстов, то русский фольклор у нас прослеживается только в песнях паганщиков, Короля и Шута и фолкеров типа Мельницы. В павер металл это так и не проникло. К сожалению. Да и поют все упомянутые группы на русском языке, поэтому за рубежом этот фольклор никто не увидит, разве что, в буклете сделать переводные тексты… Как, кстати, делают ска панкеры Distemper. Возможно, русскоязычным группам стоит задуматься об этом?
          
          Проблема №3: Проблема вокала
          Одна из самых серьёзных проблем русского металла, вообще, и пауэра, в частности. Если с гитаристами и барабанщиками у нас проблем почти нет, а с клавишниками и подавно (вспомним Андрея Андерсена, Виктора Смольского и Виталия Куприя, добившихся успеха за рубежом), то с вокалистами сплошные проблемы. Эпидемия, например, в 2000 году сменила вокалиста по причине "неуспеваемости". Я до сих пор не понимаю, зачем они это сделали. Конечно, это просто: свалить всю вину за неудачный альбом на вокалиста и выгнать его из группы. Я признаю, что на "На Краю Времени" в половине песен вокал был практически не слышен. Но это, скорее, ошибки сведения, нежели вокалиста. Возможно, имела место несовместимость вокала Окунева с некоторыми песнями, но ведь идеальных вокалистов не бывает. Энди Дерис не вытягивает большинства песен Киске, но его держат в Helloween. Просто нужно писать песни под вокалиста, а не искать вокалиста под песни.
          А, вообще, наши вокалисты действительно слабы. В прошлом пункте я говорил про копирование Blind Guardian. Так вот, не в обиду музыкантам будет сказано, но ни Архонт, ни Каюмов до Ханси не дотягивают.
          На мой взгляд, музыканты должны развиваться, что заметно на альбомах Archontes, но в большинстве групп за развитием вокальных характеристик музыкантов проследить не удаётся, так как на каждом новом альбоме поёт новый вокалист.
          
          Проблема осталась. Как оказалось, Эпидемия поступила очень грамотно, сменив вокалиста, поскольку Макс – один из лучших отечественных металл-вокалистов, если не лучших. Shadow Host неоднократно меняли с тех пор вокалиста, но это им не особо помогло. Олег Жиляков (Catharsis) стал петь лучше, но он один из немногих, кто прогрессирует.
          Кстати, проблема с барабанщиками у нас тоже есть. Клавишников и гитаристов только завались :)

          
          Проблема №4: Язык исполнения
          Из перечисленных выше групп на родном языке поёт только Эпидемия. Спасибо им за это. Остальные группы родному русскому языку предпочитают буржуйский английский. Спрашивается, на какую публику они работают? Как я уже упоминал выше, на западе наших групп не слышали и вряд ли в ближайшее время услышат. Так почему бы нам ни петь на своём языке? Нельзя сыграть Blind Guardian лучше них самих. Кто знает, может русскоязычный металл заинтересует западного слушателя.
          
          Catharsis перешли на русский язык, появляется много новых русскоязычных групп. Только вот, без грамотного пиара русскоязычная музыка за границей успеха иметь не будет, а вокалистов, достойно поющих на английском языке у нас единицы. Но радует, что хоть кто-то это понял и решил работать на отечественную публику. А вообще, вопрос, на каком языке должна петь группа, весьма спорный…
          
          Проблема №5: Имидж музыкантов
          Данный пункт относится только к имиджу Макса Самосвата из Эпидемии. Все мои знакомые металлисты, увидев на обложке диска фотографию Максима, передумали брать слушать диск. Даже с короткой стрижкой можно выглядеть брутально, но вокалист Эпидемии выглядит, честно говоря, как Иванушка интернейшл или Николай Басков (сорри, за сравнение). Других явных проблем с имиджем я не замечал.
          
          Макс с тех пор оброс, и это не может не радовать :) Но есть и другая проблема с имиджем – он просто отсутствует у большинства групп. Музыканты выходят на сцену в обыденной одежде, чуть ли не в рабочих робах, играют, не двигаясь…. Где сценический имидж, где шоу в выступлениях? Нет этого. Лучше всех не сцене себя ведут музыканты Catharsis и Citadel. Почему никто у них не учится? Я уже не говорю, что фейерверки рискует использовать в своих выступлениях только Ария. Посмотрите на тех же Tanzwut, Rammstein, In Extremo… Ведь есть чему поучиться у западных коллег!
          
          Проблема №6: Оформление дисков
          А вот эта беда более распространённая. Будем анализировать диски в алфавитном порядке.
          1) Archontes "Saga of Eternity" (1997, СОЮЗ). 12-ти страничный буклет. Качественное оформление. В буклете напечатаны тексты песен. Придраться практически не к чему. Единственное, текст немного трудно читается из-за рисунка на заднем фоне.
          2) Archontes "The World Where Shadows Come to Life" (1999, Valiant Music Productions). Нет никакого буклета. Нет текстов. На развороте какая-то реклама. Диск крайне похож на пиратский, но пираты рекламу не печатают.
          3) Catharsis "Febris Erotica" (1999, Isolated Records). Диги-пак. Красивое оформление, шикарные рисунки на заднем фоне. Но вот текста... На переднем плане ровный простой текст. На заднем, прямо за ним, тот же текст, написанный курсивом (смотри отсканированный разворот в разделе "ех-СССР -> Catharsis"). Не читается? Ещё бы. Если бы текст так легко читался, то наблюдательный слушатель заметил бы, что текст песни Towards the Acme не имеет никакого отношения к самой песне. Куплеты распределены так, чтобы красиво выглядеть. Видимо, дизайнер руководствовался мыслями: "кто же будет читать такой красивый текст? Все будут смотреть и восхищаться!" Что ж, я восхищён.
          4) Catharsis "Dea" (2001, Irond). Восьми страничный буклет способен посадить зрение читателя. Картинки на заднем плане - произведения искусства, но текст из-за них стал практически не читаемым. Хочется спросить дизайнера: если бы я сделал так сайт, то зашёл бы он дальше стартовой страницы? Вряд ли. К песне Pro Memoria добрый автор буклета добавил целых четыре лишних куплета, для симметрии. А я-то ждал, когда их будут петь...
          5) Conquest "Endless Power" (2002, Irond). Отличный восьмистраничный буклет. Тексты, написанные белым по чёрному, прекрасно читаются. Никаких лишних графических наворотов. Правда, есть одна проблема: в текстах песен полно опечаток. Неужели у такого известного лейбла, как Irond, нет денег на корректора? А во всём остальном этот буклет хорош.
          6) Shadow Host "Neverland" (2002, Valiant Music Productions). 8-ми страничный буклет. Лучший из тех, что я видел. Не столь простой, как у Conquest, не столь навороченный, как у Catharsis. Просто хороший буклет. Тексты легко читаемы, фотографии качественные, рисунки на заднем фоне не бросаются в глаза.
          7) Эпидемия "Загадка Волшебной Страны" (1999, Moroz records). Качественный буклет. 12 страниц заполнены текстами группы и краткими комментариями. Правда, в моей версии диска страницы буклета были сшиты задом наперёд, но это легко исправимо. Один из лучших российских буклетов.
          
          Проблема никуда не делась. Даже диски Арии оформлены весьма скверно. Хотя, прогресс есть. Теперь отечественные группы не боятся выпускать полноценные буклеты, и некоторые работы тех же Эпидемии, Mechanical Poet, Moray Eel, Butterfly Temple оформлены великолепно. Тут опять встает вопрос денег, которых у отечественных групп, за редкими исключениями, нет.
          
          Проблема №7: Информационная поддержка
          Что можно сказать об информационной поддержке? По российским телеканалам металлические видеоклипы (за исключением Эпидемии на MTV) не показывают. На телевизионную и радио рекламу у групп и лейблов денег нет. Остаётся реклама в печатных средствах массовой информации и в сети интернет. К сожалению, у нас мало металлических журналов, да и выходят они крайне малыми тиражами. Остаётся всемирная паутина. Но ведь этого не достаточно...
          
          Всемирной паутины более чем достаточно. Плюс появился канал A-one, на котором без проблем крутят металлическую музыку. Другой вопрос, что некоторые группы даже не удосуживаются сделать себе сайт, а уже хотят прославиться на всю страну и весь мир.
          В последнее время металлические группы и на радио часто появляются. Так что тенденция к популяризации металла есть.

          
          Подведём итоги. Как говорится, семь бед - один ответ. На мой взгляд, российским пауэр группам надо ориентироваться на российского слушателя, а не на европейского. В Европе хватает своих групп. А вот в России их крайне мало, особенно, русскоязычных. Если гора не идёт к Магомету, так надо плюнуть на эту гору и идти в обратную сторону. В России хватает металлистов. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь: нельзя сразу играть для России и Европы. У нас свой менталитет и свои вкусы. Если сконцентрировать усилия в одном направлении, то кто знает... Может быть, скоро на западе станет популярен рус-пауэр металл?
          PS: Если я кого-то обидел в этой статье, приношу свои извинения. Сам я отношусь к нашему металлу вполне положительно, а на имидж музыкантов мне плевать.
          
          Такое ощущение, что мой призыв услышали. Эпидемия, Catharsis, Citadel, Аркона и многие альтернативщики за счет русскоязычных текстов собирают весьма крупные концертные площадки. Та же Мельница уже доросла до Лужников и останавливаться не собирается. Ни одна англоязычная группа у нас этого не добилась.
          
          Но появилась и ещё одна серьезная проблема. В последние 2 года к нам зачастили западные группы. Только в эти праздники в Москве выступают Europe, Slade, Sirenia и Royal Hunt и так еженедельно. Возрастает конкуренция на рынке, и молодым группам всё сложнее заявлять о себе. Теперь не достаточно просто выступать. Нужно привлекать на свои концерты зрителя чем-то таким, чего нет у других групп, даже привозных, а это сложно.

          
          Станет ли наш металл популярным в России и за рубежом? Появятся ли у нас действительно сильные и оригинальные группы? Время покажет…

23.02.2007

Автор


Дмитрий aka John Sinterson

Город: Москва

отправить сообщение
смотреть профиль
смотреть публикации








liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс цитирования
Идея и разработка проекта: John Sinterson
Email: info@heavymusic.ru
©2001-2024 Power studio. Использование информации с сайта без разрешения автора запрещено!
Логин: Пароль:
запомнить меня
зарегистрироваться